23.01.2024
С 23 января 2024 г. вступает в силу Закон об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»
В связи со вступлением в силу
Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 295-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 295-З), которым изменены отдельные положения по вопросам нормирования в области охраны атмосферного воздуха, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с производством (выработкой) энергии с использованием отходов 1–3 классов опасности и (или) обезвреживанием отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух, необходимо получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексные природоохранные разрешения на такие объекты до 23 июля 2024 г.
В рамках приведения законодательства в соответствие с Законом № 295-З принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2023 г. № 921 (далее – постановление Совмина № 921), которым изложено в новой редакции Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664 (далее – постановление № 664).
Постановлением № 921 постановление № 664 дополнено новым Положением о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С 23 января 2024 г. акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, подлежит согласованию по месту государственной регистрации заявителя в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды (подпункт 6.21.5 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548). Данное требование не распространяется на акты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 23 января 2024 г.
Постановлением № 664 (в редакции постановления № 921) установлены категории объектов воздействия на атмосферный воздух и перечни объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям.
Законом № 295-З дано определение термину «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – АСК), исходя из которого с 23 января 2024 г. системы контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные на объектах (технологическом оборудовании), выбросы от которых в обязательном порядке подлежат непрерывным измерениям, и не обеспечивающие передачу данных в Республиканскую информационную систему автоматизированного мониторинга окружающей среды (РИСАМОС), не будут относиться к АСК. С учетом изложенного субъектам хозяйствования необходимо в кратчайшие сроки принять меры по обеспечению передачи данных с АСК в РИСАМОС.
Также в рамках приведения законодательства в соответствие с Законом № 295-З принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 36, которым изложена в новой редакции Инструкция о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39.
В соответствии с данной Инструкцией регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в населенных пунктах, в которых проводится мониторинг атмосферного воздуха, при эксплуатации:
-
объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I и II категориям в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными в приложении к постановлению Совмина № 664;
-
мобильных источников выбросов (механических транспортных средств) в количестве 100 и более единиц.
Закон предусматривает ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны атмосферного воздуха.
По сообщению
официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Депутат: новации законопроекта по вопросам обеспечения прав детей – ответ на вызовы сегодняшнего дня
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации
БЕЛТА
Минприроды о республиканском плане мероприятий по проведению Года благоустройства
Утвержден Республиканский план мероприятий по проведению Года благоустройства, которым предусмотрена реализация 47 мероприятий и определены итоговые годовые показатели их выполнения, а кроме того создан республиканский штаб, установлен регламент его работы и состав. Такое заявление в пресс-центре
БЕЛТА сделала заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Людмила Бартошевич.
Было отмечено, что заседания республиканского штаба будут проводить не реже раза в квартал. Установлен перечень государственных органов, ответственных за реализацию плана мероприятий и соблюдение сроков отчетности о результатах его выполнения.
«План доведен до заинтересованных, определены сроки и формы представления отчетности. Ответственные исполнители сформировали рабочие групп по контролю за реализацией мероприятий плана на областном уровне и отраслевых региональных планов мероприятий, связанных с проведением Года благоустройства на республиканском и областном уровнях», – добавила представитель Минприроды.
К выполнению плана уже приступили. Так, для подготовки к весенним работам по озеленению территорий специалисты провели анализ мощностей по выращиванию посадочного материала, который показал, что все области и столица в 2025 году обеспечены необходимым его количеством.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Вступил в силу Закон об обращении с генетическими ресурсами
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации
БЕЛТА
В МПА СНГ готовят модельный закон о трансграничной несостоятельности и банкротстве
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по подготовке проекта модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве». Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участие в мероприятии приняли парламентарии стран СНГ, эксперты, представители научного сообщества и профессиональных объединений.
В условиях динамичного развития товарооборота между странами СНГ возникают значительные юридические противоречия. Цель разработки закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» – создать единый рекомендательный документ для регулирования международных банкротств. Это необходимо, когда должник связан с несколькими странами, например, зарегистрирован в одной, но ведет бизнес в другой, его активы находятся в разных странах, а также в случае, если кредиторы и должник имеют разное гражданство.
Кроме того, понятия «несостоятельность» и «банкротство» не являются синонимами и требуют различного подхода. При разработке модельного закона также необходимо учитывать аспекты цифровизации. Системное регулирование этой сферы важно для экономики стран СНГ, защиты бизнеса и предотвращения вывода активов недобросовестными должниками. Однако в СНГ нет единого законодательства по таким вопросам. В некоторых странах есть отдельные нормы или судебная практика, но остаются нерешенные проблемы: не определена компетенция судов, не урегулирован порядок признания решений иностранных судов, не прописаны последствия признания иностранного банкротства и полномочия зарубежных управляющих.
Создание модельного закона поможет решить эти вопросы и повысить эффективность экономического взаимодействия стран СНГ.
Работа над документом будет продолжена с учетом прозвучавших на заседании комментариев и замечаний.
По информации
БЕЛТА