Об изменении Закона «Об охране атмосферного воздуха»
17 июля 2023 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь № 295-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды рассказали об основных новациях, которые излагаются в Законе № 295-З.
Законом уточняются отдельные определения терминов, а также введены новые термины и их определения. Так, даны определения терминам «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха». Уточнены определения таких терминов, как «выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «мобильные источники выбросов», «наилучшие доступные технические методы», «стационарные источники выбросов».
Изменен подход к определению категорий объектов воздействия на атмосферный воздух. Категории объектов воздействия на атмосферный воздух и перечни объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, будут утверждены Советом Министров Республики Беларусь на основании уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности, классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Уточнены подходы к нормированию в области охраны атмосферного воздуха. В целях урегулирования вопросов относительно нормативов качества атмосферного воздуха за пределами населенных пунктов и мест массового отдыха населения, особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов Законом введен «экологический норматив качества атмосферного воздуха». Также Законом исключен термин «технологический норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», поскольку технологический норматив выбросов не определяет величину воздействия на атмосферный воздух.
Уточнены требования в области охраны атмосферного воздуха при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, проектная документация должна включать среди прочего проектные решения по организации мест отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, в том числе с учетом наличия методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, концентраций специфических загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в атмосферном воздухе, которые могут поступать в атмосферный воздух при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В целях обеспечения экологической безопасности при вводе в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Законом закрепляются конкретные требования, при соблюдении которых возможен ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Для обеспечения контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований по порядку проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также определения ими необходимости осуществлять свою хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании разрешений на выбросы или комплексных природоохранных разрешений Законом введена норма о согласовании территориальными органами Минприроды актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют менее 10 килограммов в год.
Законом предусмотрена необходимость получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, который включает составляющие работы и (или) услуги по использованию отходов 1 – 3 классов опасности для производства (выработки) энергии и (или) обезвреживанию отходов. Такие разрешения необходимо получить в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона.
Также Законом уточнены случаи, при которых субъектам хозяйствования могут быть установлены временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их сроки действия и условия продления.
Законом вводится ведомственная отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха, которая заменит статистическую отчетность 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов».
Закон предусматривает ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны атмосферного воздуха.
Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 мая 2025 г.
Основными актами законодательства, регулирующими вопросы лицензирования ветеринарной деятельности, являются:
- Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 11) (далее – Закон о лицензировании);
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании»;
- постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6 «О порядке проведения оценки».
Согласно статье 52 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие работы и (или) услуги:
- производство ветеринарных препаратов;
- оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
К ветеринарным препаратам в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» отнесены ветеринарный лекарственный препарат, дезинфицирующее средство ветеринарного назначения, дезинсекционное средство ветеринарного назначения, дезакаризационное средство ветеринарного назначения и диагностическое средство ветеринарного назначения.
Справочно Ветеринарный лекарственный препарат – существующее в виде лекарственной формы средство, представляющее собой вещество либо содержащее вещество или комбинацию веществ, вступающее в контакт с организмом животного и предназначенное для лечения, профилактики болезней животных, реабилитации, коррекции или изменения физиологических функций организма животного (в том числе средство для наркоза), сохранения, предотвращения или прерывания беременности, эвтаназии, а также для диагностики болезней животных (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного) (пункт 5 Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1). Дезинфицирующее средство ветеринарного назначения (дезинфектант) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения микроорганизмов (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»). Дезинсекционное средство ветеринарного назначения (инсектицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания насекомых (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»). Дезакаризационное средство ветеринарного назначения (акарицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания клещей (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»). Диагностическое средство ветеринарного назначения – средство ветеринарного назначения, представляющее собой реагент (реактив) или комплект (набор) специально подобранных реагентов (реактивов), не вступающее в непосредственный контакт с животными, используемое для выявления патогенов, оценки иммунного статуса и физиологического состояния организма животного (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»). |
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Соискателями лицензии на осуществление ветеринарной деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В качестве долицензионного требования к соискателю лицензии статьей 53 Закона о лицензировании определено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления ветеринарной деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Такие общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Общие требования ветеринарии).
Помимо общих требований, предусмотренных для всех субъектов ветеринарной деятельности (глава 1 Общих требований ветеринарии), главами 14 и 15 Общих требований ветеринарии закреплены ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов, а также ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по производству ветеринарных препаратов, необходимо соблюдение следующих требований:
- оборудование в производственных помещениях должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к нему персонала, возможность его очистки, мойки и дезинфекции, уборки помещений, а также хранение и перемещение лекарственного сырья, материалов и ветеринарных препаратов без риска контаминации;
- планировка производственных помещений должна соответствовать логической последовательности операций производственного процесса и уровням чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики;
- внутренние поверхности (стены, полы, потолки) производственных помещений должны быть гладкими, легко и эффективно очищаться и дезинфицироваться;
- освещение, температура, влажность и вентиляция помещений должны соответствовать параметрам, утвержденным руководителем субъекта хозяйствования, и не оказывать неблагоприятного воздействия на ветеринарные препараты во время их производства и хранения, а также на функционирование оборудования;
- используемые в процессе производства основное оборудование и помещения должны быть обозначены этикетками или иным способом с указанием наименования производимого ветеринарного препарата или обрабатываемых лекарственного сырья и материалов, дозировки и номера серии, стадии технологического процесса.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по оптовой и розничной торговле ветеринарными препаратами, необходимо соблюдение следующих требований:
- ветеринарная аптека располагается в помещении, изолированном от помещений другого назначения;
- площадь ветеринарной аптеки должна составлять не менее 15 кв. метров и предусматривать наличие зон хранения и обслуживания;
- ветеринарная аптека должна иметь центральные или автономные системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции;
- в ветеринарной аптеке должны иметься стеллажи, шкафы для хранения ветеринарных препаратов; холодильники; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования;
- склады (складские помещения) должны располагаться в изолированных нежилых помещениях капитальных строений;
- на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки и хранения должна составлять не менее 6 кв. метров;
- на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения, отгрузки и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки, хранения и отгрузки должна составлять не менее 20 кв. метров;
- в зонах приемки и хранения выделяются специальные места или шкафы для временного хранения ветеринарных препаратов, запрещенных для реализации;
- склады (складские помещения) должны иметь центральные или автономные системы электроснабжения, отопления, вентиляции, конструкции, обеспечивающие защиту ветеринарных препаратов от воздействия атмосферных осадков во время проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- на складах (в складских помещениях) должны иметься стеллажи, шкафы, подтоварники для хранения ветеринарных препаратов; холодильники, холодильные камеры; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; специальное помещение или шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования; гардеробное помещение или шкафы для верхней и специальной одежды и обуви работников;
- помещения должны содержаться в чистоте. Полы помещений периодически (не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных дезинфицирующих средств.
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь следующие документы:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154.
С учетом предписаний подпункта 18.1 пункта 18 указанного Положения в заявлении кроме установленных формой сведений требуется также указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии;
2. в случае, когда соискателем лицензии является иностранное юридическое лицо, – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции));
4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
5. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться ветеринарная деятельность.
Как было указано выше, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии. Таким образом, до подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление ветеринарной деятельности соискатель лицензии должен получить заключение фармацевтической инспекции. Получение указанного документа регламентировано Положением о порядке и условиях проведения фармацевтических инспекций мест промышленного производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими, за исключением вопросов, регулирование которых осуществляется международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 116 «О некоторых вопросах проведения фармацевтических инспекций».
Для получения заключения фармацевтической инспекции (заключения ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) соискатель лицензии должен обратиться в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» с заявлением с приложением следующих документов в форме заверенных копий:
1. документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (с приложением плана помещений, содержащего сведения о площади помещений);
2. документов, подтверждающих проведение профилактической и вынужденной дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
3. документов, подтверждающих удаление с территории объекта отходов и их уничтожение, включая отходы ветеринарных препаратов;
4. планов производственных помещений с указанием классов чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики и инженерных систем (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
5. перечней планируемых к производству типов ветеринарных лекарственных препаратов (нестерильная продукция; стерильная продукция: подвергаемая финишной стерилизации, асептически приготовленная, подвергаемая стерилизующей фильтрации; биологическая (биотехнологическая) продукция) с указанием лекарственных форм (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов);
6. документов, подтверждающих отсутствие на территории объекта мест захоронений трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
7. документов, подтверждающих размещение объекта с учетом санитарно-защитных зон (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
8. свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Договор на проведение фармацевтической инспекции заключается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» указанных документов. Заключение фармацевтической инспекции (заключение ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) оформляется в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии, второй хранится в государственном учреждении «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР».
Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами подается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:
- лично;
- посредством почтовой связи;
- в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривает полученное от соискателя заявление и приложенные к нему документы в течение двадцати пяти рабочих дней (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 21 Закона о лицензировании).
Статьей 56 Закона о лицензировании предусмотрено, что до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию. При этом следует отметить, что если до вступления в силу Закона о лицензировании (до 1 января 2023 г. отношения регламентировались Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию являлось правом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, то после вступления в силу Закона о лицензировании такая оценка стала обязательной.
Порядок проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии регламентирован Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6.
В течение трех рабочих дней со дня назначения оценки соответствия возможностей соискателю лицензии направляется уведомление о назначении оценки соответствия по указанному в заявлении о предоставлении лицензии почтовому адресу, адресу места нахождения любым из доступных способов связи, позволяющих достоверно установить дату его получения.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии проводится в срок не более десяти рабочих дней.
В ходе проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию:
- изучаются документы, прилагаемые соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии, и документы и (или) сведения, необходимые для проведения оценки соискателя лицензии, полученные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь у иных государственных органов и других организаций;
- осуществляется выезд на место намерения осуществления ветеринарной деятельности и (или) место нахождения соискателя лицензии для оценки достоверности информации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, и в таком заявлении, и фактической готовности к осуществлению ветеринарной деятельности.
По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, с которым ознакомляют соискателя лицензии.
По результатам рассмотрения поданных соискателем лицензии заявления и документов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении лицензии ее соискателю;
- об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;
- об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.
Решения об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю могут быть приняты в следующих случаях, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 21 Закона о лицензировании:
- наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;
- отсутствие у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);
- включение соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;
- несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (требования определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154);
- наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;
- отказ в письменной форме либо уклонение соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);
- нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
Также лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.
О принятом решении Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности (в данном случае – ветеринарная деятельность) в Единый реестр лицензий.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Главой государства 29 мая 2025 г. подписан Закон Республики Беларусь № 79-З « Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи». В Министерстве связи и информатизации прокомментировали основные нововведения.
Законом определяется правовая основа создания единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений (далее – система учета и хранения данных), которая является государственной информационной системой и используется в целях организации централизованного сбора и хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов.
Одновременно в Законе устанавливаются полномочия Правительства на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе.
Владельцем и оператором системы учета и хранения данных является РУП «Белпочта», которое осуществляет ее проектирование, создание, модернизацию, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения.
Подключаться к данной системе будут органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также иные государственные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Система учета и хранения данных позволит аккумулировать информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, принятых операторами почтовой связи от отправителей до их доставки адресатам, а органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и иным государственным органам иметь одну точку доступа к такой информации, что повысит эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предусматривается, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации о регистрируемых почтовых отправлениях будет осуществляться на договорной основе. Тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании.
Законом устанавливаются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи, Совета Министров Республики Беларусь на утверждение перечня универсальных услуг почтовой связи, а также исключительное право национального оператора почтовой связи на выплату пенсий, пособий и осуществление других социальных выплат через объекты почтовой связи (в соответствии со статьей 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), осуществление иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, что будет способствовать обеспечению устойчивого и эффективного функционирования почтовой связи.
Законом предусматривается, что почтовые марки, переведенные в разряд коллекционных, используются в качестве филателистической продукции и действительны для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Перевод почтовых марок в разряд коллекционных позволяет уведомить филателиста о том, что такие марки являются эксклюзивной филателистической продукцией и в дальнейшем могут использоваться в коллекциях филателистов как материал для формирования почтовой хроники социально-экономической и политической жизни Республики Беларусь.
Закон дополнен нормативными предписаниями в отношении использования операторами почтовой связи в своей деятельности информационных и других передовых технологий, включая цифровые сервисы и мобильные приложения, что является актуальным в связи с активным развитием в стране информационно-коммуникационных технологий. Внедрение цифровых сервисов в производственно-технологический процесс позволит операторам почтовой связи повысить качество оказываемых услуг, сократить сроки прохождения почтовых отправлений от отправителя до адресата, а также снизить трудовые и материальные затраты.
Информация предоставлена Министерством связи и информатизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

15 мая 2025 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности».
Нормы Закона направлены на комплексное регулирование данной сферы, ее дальнейшее развитие, решение существующих в сфере риэлтерской деятельности проблем, установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания риэлтерских услуг.
Среди ключевых новаций Закона можно выделить следующие.
Прежде всего, закрепляются принципы риэлтерской деятельности, как основа работы риэлтеров. Это принципы: законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения правил профессиональной этики риэлтера, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству.
Новшеством является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Названная структура призвана стать консолидирующим органом и наделяется определенными функциями по упорядочению риэлтерской деятельности профессионального сообщества: методическое руководство деятельностью риэлтеров; разработка и реализация программ развития деятельности риэлтеров; организация повышения квалификации риэлтеров; принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства.
Скорректирован субъектный состав лиц, которые смогут оказывать риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации: закрепляется, что данным правом обладают только риэлтеры. Институт агента по операциям с недвижимостью упраздняется.
При этом Закон содержит нормы, позволяющие агентам и далее осуществлять деятельность в сфере недвижимости, перейдя в статус риэлтера. Для этого агентам нужно будет сдать аттестационный экзамен и получить свидетельство об аттестации.
Отменяется требование о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц.
Согласно нормам Закона риэлтером сможет стать лицо с любым высшим образованием. В то же время, поскольку оказание риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, то сохраняется требование к прохождению претендентом обучения в сфере недвижимости.
Законом также предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона.
В целях повышения персональной ответственности риэлтеров за качество выполняемой работы Закон предусматривает обязанность прохождения ими аттестации для подтверждения своей квалификации.
Основные положения Закона вступят в силу с 16 мая 2026 г. Нормы, касающиеся требований к лицам, претендующим на получение свидетельства об аттестации риэлтера, – с 16 июня текущего года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:
1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;
2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;
3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;
4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;
5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):
- по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;
6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;
7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:
- нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
- установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
9) объекты серийного производства химических продуктов:
- простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
- основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
- поверхностно-активных веществ;
- красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
- газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
- неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
- основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);
10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;
11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:
- производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
- переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
- производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
- производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
12) объекты металлургического производства, из них:
- объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
- станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
- объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:
- тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
- атомные электростанции и другие ядерные установки;
14) объекты по очистке сточных вод, из них:
- производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
- хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;
15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.
При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:
- если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
- если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
- если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.
В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.
Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:
1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.
Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).
Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).
Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;
4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:
4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;
4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;
4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).
Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);
4.5) расчет годового количества образования отходов производства;
4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).
Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).
Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:
- в письменной форме:
- в ходе приема заявителя или его представителя,
- нарочным (курьером),
- посредством почтовой связи;
- в электронной форме.
В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.
В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.
В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.
В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.
Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:
1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;
2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;
3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;
5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);
6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:
- при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
- при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.
Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:
- реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
- перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
- изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
- необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
- необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
- появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

За годы существования независимого государства в Республике Беларусь сформировался значительный правовой массив, который поддается подсчету благодаря Национальному реестру правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН». Так, в НРПА в настоящее время зарегистрировано более 170 тысяч нормативных правовых актов разного уровня, имеющих статус действующих.
Отмеченное явление расширяющегося нормативного правового регулирования не является особенностью настоящего времени. Например, на конференции 1969 года «Проблемы совершенствования советского законодательства и деятельности государственных органов» отмечалась та же проблематика: «За годы Советской власти накоплен огромный правовой материал. В последние годы юридической наукой и практикой предпринимается немало усилий для приведения в систему советского законодательства» [Дробязко, С. Г. О классификации и систематизации советского законодательства // Избр. тр. / С. Г. Дробязко. – Минск : ЮрСпектр, 2022. – С. 524–527; с. 524].
Так же, как и ранее, в настоящее время многие ученые-юристы обращают внимание на общие негативные стороны правовой системы, обозначая ее чрезмерную зарегулированность и коллизионность, в рамках проводимых ими отраслевых исследований указывают на несовершенство отдельных отраслевых, межотраслевых институтов и норм.
Совокупность негативных тенденций, подлежащих устранению, обозначена в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196. К ним относятся избыточность правового регулирования, множественность актов законодательства по одному вопросу, запрос на чрезмерную детализацию нормативных предписаний и др. [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 26.2 п. 26]. При обсуждении положений Концепции правовой политики Республики Беларусь отмечалось, что сложившаяся практика воплощения в нормативных правовых актах возрастающих практических потребностей способствовала чрезмерной детализации законодательства и, как следствие, все большей разбалансированности и противоречивости, и в конечном итоге привела к противоположной желаемой цели – не упрощению правоприменения, а усложнению практической реализации нормативных положений.
На необходимость последовательного обеспечения системности и качества законодательства, перехода к взвешенной законотворческой политике обращает внимание и Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 14 марта 2023 г. № Р-1304/2023 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь».
Пристальное внимание вопросам оптимальности законодательства уделяет Президент Республики Беларусь. Он неоднократно обращал внимание на недостаточность правового регулирования жизненных ситуаций, связанных с реализацией отдельных прав граждан или актуальных вопросов экономической повестки, в ряде случаев – на непоследовательность в регулировании экономических и социальных отношений, большое количество отсылочных норм и нечеткость в их изложении, что приводит к двусмысленности правоприменения, а также на неоправданное делегированное нормотворчество и размывание нормотворческой компетенции.
Поставленная Главой государства 18 июля 2024 г. на встрече с судьями Конституционного Суда Республики Беларусь задача масштабной ревизии законодательства направлена на его реновацию, то есть модернизацию, без коренной ломки его системных основ, но со значительными содержательными и технико-юридическими результатами, а также нестандартным нормотворчеством.
Обозначим несколько направлений работы по осуществлению данной реновации.
В части содержательных результатов в первую очередь следует отметить необходимость облегчения нормативного материала, то есть сокращение его количества. Одним из способов решения указанной задачи является выявление фактически устаревших актов или актов, формально-юридически утративших силу. Например, уже очевидно, что часть актов или их структурных элементов, формирующих огромный массив правового материала, не подлежит применению по причине принятия по вопросам их регулирования иных актов (принятие их в новых редакциях, включение новых членов в коллегиальные образования (комиссии, коллегии, советы и т.п.), возложение полномочий на других лиц и др.). Однако предыдущие правовые решения не признаны утратившими силу, потому что по существующим правилам не приложены к новому акту в виде списка как утратившие силу. Поэтому актуальной задачей является формализация известного всем юристам правила о том, что с принятием нового нормативного правового акта, хоть и не содержащего нормы об отмене действия предыдущего, но по-новому регулирующего те же общественные отношения, предыдущий акт или акты утрачивают юридическую силу. Речь идет о выработке вариантов универсальных формулировок.
В качестве примера формулировки, уже используемой в актах Президента Республики Беларусь, распространяющихся на индивидуально-определенный круг лиц, можно привести п. 2 распоряжения от 19 июля 2024 г. № 131рп «Об уполномоченных представителях Главы государства»: «Признать утратившими силу принятые до издания настоящего распоряжения акты Президента Республики Беларусь (их структурные элементы) по вопросам назначения и освобождения уполномоченных представителей Главы государства в областях, г. Минске». При этом конкретные распоряжения не перечислялись, а Национальный центр законодательства и правовой информации их вычленял самостоятельно и отмечал как утратившие силу.
Второе направление касается проведения серьезной аналитической работы по выявлению несоответствий подзаконных актов Конституции, законам и указам Главы государства, противоречащих либо дублирующих норм. Первичный анализ показал, что более двух сотен нормативных решений не соответствует законам и актам Президента Республики Беларусь, приблизительно такое же количество содержит дублирующие нормы или противоречащие друг другу положения, более трех сотен регулирует сходные положения, а значит, есть возможность их объединения в рамках одного документа, использовав простую консолидацию. При необходимости возможно осовременивание их положений для целей исключения разбалансированности и несогласованности норм.
Одна из задач мониторинга – реализация конституционных положений. Несмотря на то, что планы по приведению законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме, реализованы, необходимо выявить возможные упущения.
Мониторинг позволяет также подступиться к системной реализации части третьей ст. 142 Конституции, касающейся декретов Президента Республики Беларусь. В настоящее время действующими являются 33 декрета (без учета декретов, вносящих изменения и дополнения в них). На основании проведенного анализа установлено, какие из норм декретов предполагаются к имплементации в законы или указы Главы государства, какие из декретов могут преобразоваться в новые законы или указы, какие из них могут быть признаны утратившими силу по другим причинам, а какие все еще останутся действующими.
В связи с принятием законов, охватывающих положения декретов, прекратят свое действие декреты Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» и от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Ведется разработка двух законопроектов, в которые предполагается имплементировать нормы декретов Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест». Порядка 10 декретов могут быть признаны утратившими силу в целом при имплементации их положений в разрабатываемые законопроекты. Среди декретов имеются такие, которые носили временный характер и фактически утратили юридическую силу. К ним, в частности, относятся декреты о членах Центральной избирательной комиссии, об образовании местных целевых фондов на год или о сокращении расходов на содержание государственных органов в конкретном году.
Одно из системно-правовых направлений касается последовательной кодификации законодательства, которая небезосновательно признается полезным, необходимым, но непростым инструментом качественного улучшения законодательства. Даже при осуществлении предварительного прогноза отраслей и институтов, которые могут быть охвачены кодифицированным законом, не всегда просматривается такая возможность или целесообразность, поскольку кодифицированными нормами должны охватываться наиболее стабильные общественные отношения, а при проведении данной работы, по верному замечанию С.Н.Братуся и И.С.Самощенко, следует предварительно уяснять закономерности развития объективно складывающейся системы права и анализировать существующие общественные отношения и особенности их правовой регламентации [Теория систематизации законодательства : избр. тр. Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации : в 2 т. / А. С. Соминский [и др.] ; под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. – М. : ИЗиСП : Юриспруденция, 2023. – Т. 1. – 576 с.; с. 241]. Поэтому, на наш взгляд, например, в условиях нестабильного рынка торговый кодекс является нежизнеспособным. В то же время высока вероятность принятия кодексов о здравоохранении и об охране окружающей среды (экологического кодекса). Ряд других кодификационных проектов предусмотрен в Концепции правовой политики Республики Беларусь [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 45.7 п. 45].
Результатом мониторинга для целей реновации законодательства могут стать и предложения, основанные на оригинальных идеях ученых или аргументированных предложениях государственных органов. В научных публикациях встречаются предложения о разработке управленческого [Василевич, С. Г. Административный (Управленческий) кодекс как средство повышения эффективности государственного управления / С. Г. Василевич // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2017. – № 4. – С. 176–180; с. 177] и иных кодексов.
Важнейшим направлением обновления законодательства является выявление технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), не являющихся по содержанию таковыми. Сквозной анализ всех видов ТНПА по сферам регулирования показал, что принимается большое количество ТНПА в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры. Из включенных в НРПА 12 тысяч почти 9 тысяч разработаны в сферах образования и здравоохранения. К числу ТНПА относятся клинические протоколы лечения в здравоохранении, программы-минимумы кандидатских экзаменов и учебные программы образования, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей в культуре. В то же время отмеченные акты по содержанию не могут быть техническими нормативными, так как не содержат норм права и технических требований, а определяют методологию осуществления или содержание основной деятельности организаций, находящихся в зоне ответственности республиканских органов государственного управления (обучение, лечение и т.п.). Вместе с тем не следует отрицать их обязательность для широкого круга участников отношений независимо от подчиненности и формы собственности.
Однако данные документы, по сути, не содержащие норм права, по форме закреплены как ТНПА. Указанное противоречие необходимо преодолеть, как скорректировав перечень ТНПА, так и определившись после этого с видом документов, исключенных из перечня, а также с учетом установленного несоответствия содержания и формы следует разрешить вопрос о способе придания данным документам обязательной юридической силы. В качестве возможного варианта следует рассматривать закрепление легитимности грифа уполномоченного министра (председателя государственного комитета) «утверждаю». Могут быть и иные решения.
Технико-юридические предложения должны служить делу упрощения как нормативных правовых актов, так и нормотворчества. Для этого необходимо выявление перегруженных излишними требованиями документов, норм, не имеющих смыслового и практического значения, актов, подвергающихся частым корректировкам, а значит, возможных к изложению в новой редакции. Просматривается около 50 актов, которые подвергаются чрезмерно частым корректировкам. Так, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» за трехлетний период его действия изменялось более 90 раз. Значит, признавая все внесенные в него изменения утратившими силу, одним решением сокращается количество актов на 90 неактуальных единиц. Технико-юридические варианты такого признания необходимо закрепить в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».
Технико-юридические изменения также должны способствовать комплексности правового регулирования и недопустимости бессмысленного увеличения числа принятых правовых актов. Например, в один день, 19 апреля 2024 г., было принято четыре постановления Правительства № 291–293 и 299 по вопросам осуществления административных процедур с внесением соответствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548. Аналогичная ситуация имела место 8 июля 2024 г., когда также было издано четыре постановления Правительства № 481, 482, 484 и 485, изменивших указанное постановление. Данные примеры отражают факт технического оформления инициатив органов государственного управления без их консолидации.
Во избежание подобных случаев в дальнейшем целесообразно закрепить в Законе «О нормативных правовых актах» более жесткие требования к комплексности правового регулирования и уменьшению числа корректировок законодательства. В настоящее время они сформулированы в данном Законе в ст. 6 в качестве принципов.
Говоря о требованиях юридической техники, следует отметить, что они должны служить удобству восприятия содержания акта, а соответственно, если изменения затрагивают в значительной мере его содержание не только по причине объема корректировок, но и трудно воспринимаются вне основного текста акта, то следует задуматься об изложении данного акта в новой редакции. Подобные новации потребуют нового взгляда на юридическую технику, определение пределов допустимых отклонений от обязательных технико-юридических требований, что, возможно, затронет и Закон «О нормативных правовых актах», который не должен быть догматичным, допуская при этом вариативность изложения правового материала. Правовая доктрина, определяя взаимозависимость содержания акта и техники его изложения, все же содержанию акта отдает приоритет, поскольку именно оно определяет его практическую ценность.
Реновация законодательства также связывается с повышением степени его адекватности государственной и общественной потребности, что достигается путем участия в проведении мониторинга не только государственных органов всех ветвей власти и всех уровней, но и всех групп гражданского общества. Подобная задача прямо ставится Главой государства. В общей сложности Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь направлено более 60 писем в различные инстанции. Проведен сбор предложений от граждан. Аккумулировано более 1200 предложений, которые в большинстве касаются содержания правовых актов.
Широкое привлечение на системной основе указанных субъектов к решению правотворческих задач свидетельствует о росте значения правообразования, основанного на двух основных принципах: демократизме и целесообразности [Общая теория права : пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / В. А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. – Минск : БГУ : Четыре четверти, 2014. – 416 с.; с. 316].
В заключение следует отметить, что в настоящей публикации обозначены наиболее актуальные направления работы по реновации законодательства Республики Беларусь. В то же время выполнение поставленных задач в конкретный период времени, пусть даже с весьма существенными результатами, не следует связывать с ожиданиями достижения хотя бы на время практически идеального состояния законодательства, свободного от критики и возможных изменений. Цель – наличие эффективного законодательства – определяет и необходимость его постоянного совершенствования в количественном и качественном измерениях.
Чуприс О.И.,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь
Актуальность и корректность цитирования (использования) нормативных правовых актов Республики Беларусь проверены автором посредством ИПС «ЭТАЛОН» (ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE») на дату поступления статьи в редакцию 16.10.2024.
Библиографическая ссылка:
Чуприс, О. И. Актуальные вопросы реновации законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Право.by. – 2024. – № 6 (92). – С. 5–10.