Какие вопросы развития электронного документооборота разъясняют бизнесу налоговые органы
Заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал журналистам, какие вопросы развития электронного документооборота сегодня разъясняют бизнесу налоговые органы, передает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич рассказал, что на форуме главная тема – развитие электронного документооборота в Республике Беларусь. «Тем не менее спектр тем охватывает практически все процессы деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов. Сегодня хотелось бы больше акцентировать внимание именно на хозяйственной кооперации между субъектами. Это сложная и чувствительная тема, потому что от этого зависит корректное оформление документов. Это требует межведомственного взаимодействия, взаимодействия между информационными системами. В этом вопросе важна юридическая значимость документов и технологическая организация этого процесса», – заметил он.
С 1 октября 2025 г. расширяется количество товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь. 36 новых товарных групп будут прослеживаться с использованием электронных накладных. «Для бизнеса важно предоставить актуальную информацию о том, каким образом производится этот процесс. Осталось мало времени для того, чтобы принять управленческие решения», – обратил внимание он.
По словам замминистра, важно в рамках мероприятия проговорить вопросы, которые есть у бизнеса, выявить проблемы и принять меры. «Уже сегодня прослеживаемость товаров в Республике Беларусь применяется по ряду товарных групп, планируется в следующем году их расширить в рамках функционирования Союзного государства», – сказал Владимир Муквич.
Важность форума также отмечается в Директиве № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Необходимо максимально уходить от бумажных документов, дебюрократизировать процессы. По итогам мероприятия мы обязательно наметим те вопросы, которые необходимо еще регулировать», – подчеркнул замминистра.
Что касается международного опыта, то, по словам Владимира Муквича, Беларусь использует подходы, сформированные ООН. «Учитываем также практику нашего основного торгового партнера – Российской Федерации, – рассказал он. – Для внедрения электронных документов очень важно использовать уже наработанный подход, чтобы электронный документ можно было использовать в последующем с минимальными доработками в трансграничном сообщении. С Россией мы договорились о взаимодействии на основе национальных документов. Зная, какая информация там содержится, мы ее обрабатываем для использования в своих целях. При этом не обязываем наших экспортеров и импортеров переходить на документы других стран. Считаю, что это очень удобная модель. Сейчас стоит задача о том, чтобы наращивать ее использование».
Форум PRO.EDO проводится с участием широкого круга представителей регуляторов Республики Беларусь, представителей ФНС Российской Федерации, членов бизнес-ассоциаций. Практикой перехода на электронный документооборот поделится крупный бизнес. Ключевыми вопросами для обсуждения в ходе мероприятия являются вопросы состояния и перспективы развития электронного документооборота в Беларуси, кибербезопасности и защиты информации при электронном документообороте, трансграничного обмена электронными документами, цифровых технологий в госзакупках в Беларуси и закупках на площадках стран ЕАЭС, опыта Российской Федерации в сфере развития электронного документооборота.
По информации
БЕЛТА
Становится необходимостью. Министр по налогам и сборам о востребованности электронного документооборота у бизнеса
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, насколько эти сервисы сейчас востребованы у белорусского бизнеса, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Кийко отметил, что ведомство постоянно работает над повышением своего имиджа и совершенствованием сервисов, которые предоставляет плательщикам. Министерство стремится упростить процесс уплаты налогов и обеспечить их полноту с учетом удобства использования сервисов. «Сервисы должны быть понятны, востребованы и в итоге должны обеспечивать наполнение бюджета без реализации налоговыми органами своей контрольной функции. Мы будем и дальше работать над качеством этих сервисов», – обратил внимание Министр.
Вопросы, связанные с электронным документооборотом и его развитием, не теряют свою актуальность, добавил он. «На протяжении последних лет основным трендом в деятельности государственных органов является создание комфортных условий для бизнеса, обеспечивающих оптимизацию не только обязанностей, возлагаемых на субъекты хозяйствования, но и снижение издержек, связанных с необходимостью их соблюдения. Неоспоримую роль в такой работе приобретает внедрение и развитие электронного документооборота в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования. Налоговая система Беларуси в настоящее время продолжает проходить этап трансформации, который предусматривает создание налоговой экосистемы, основывающейся на объединении бизнес-модели, применяемой субъектами хозяйствования, и удобных сервисов, предоставляемых налоговой службой для налогоплательщиков. При этом главной целью налогового администрирования в настоящее время является создание прозрачной и необременительной системы партнерского сотрудничества с добросовестными налогоплательщиками», – отметил Дмитрий Кийко.
С точки зрения контрольной функции использование электронного документооборота позволяет осуществлять профилактические мероприятия при выявлении факторов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства, а также минимизировать вмешательство в деятельность плательщиков, поскольку анализ первичных учетных документов может осуществляться дистанционно.
Начиная с 2014 года субъектами хозяйствования на добровольной основе применяется механизм электронного документооборота в части использования товарно-транспортных и товарных накладных. «В настоящее время его применение становится необходимым условием для поставок товаров как в Республике Беларусь, так и в рамках Евразийского экономического союза. С 2021 года использование электронных накладных стало обязательным при обороте на территории Республики Беларусь отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и прослеживаемости. В 2025 году ожидается запуск механизма прослеживаемости отдельных товаров в рамках Евразийского экономического союза», – напомнил Дмитрий Кийко.
Отдельно Министр отметил, что из 18,4 млн электронных накладных, которые создали плательщики в 2024 году, более 95 % составлено при обороте непрослеживаемых товаров, что свидетельствует о действительной востребованности электронного документооборота у бизнеса.
Кроме формализованных электронных накладных, развивается и оборот неформализованных электронных документов. Так, субъектами хозяйствования в 2024 году создано более 3 млн таких документов, большинство из которых это электронные акты, инвойсы, справки и прочие формы.
«Механизм электронного документооборота находится в процессе постоянного совершенствования, в том числе с учетом пожеланий субъектов хозяйствования. Среди последних нововведений в сфере электронного документооборота могу отметить внедрение электронного акта приемки товаров по количеству и качеству, что позволяет синхронизировать процесс создания электронных накладных с бизнес-процессами, используемыми субъектами при приемке товаров», – сказал Дмитрий Кийко.
По информации
БЕЛТА
Когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, рассказал Дмитрий Кийко
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В настоящее время по результатам проведенной МНС совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации работы созданы правовые и организационные основы для использования межстранового электронного документооборота при взаимной торговле. В первую очередь это касается Российской Федерации. В ближайшее время после решения вопроса о признании белорусской электронной цифровой подписи Россией ожидается запуск межстранового электронного документооборота в промышленную эксплуатацию», – заявил Дмитрий Кийко.
Запуск этого процесса придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного документооборота в Республике Беларусь, уверен он. «В том числе в части его масштабирования и установления порядка и условий участия автомобильных перевозчиков и экспедиторов в процессе создания товаросопроводительных документов как при перевозке грузов внутри республики, так и при международных автомобильных перевозках. Международная товарно-транспортная накладная будет использоваться в виде электронного документа», – пояснил он.
Дмитрий Кийко выразил надежду, что проведение форума PRO.EDO позволит субъектам хозяйствования подготовиться к расширению с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь и внедрению механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза, а также принять меры по повышению эффективности своей деятельности путем внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы.
По информации
БЕЛТА
Полноформатное соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном вступило в силу
Полноформатное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном вступило в силу 15 мая, сообщает
БЕЛТА.
Соглашение было подписано 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге. Оно устанавливает беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90 % всей товарной номенклатуры. С 2019 года между ЕАЭС и Ираном действовало временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, по ограниченному количеству товаров.
«Реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе может довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд, увеличившись примерно вдвое по сравнению с текущими объемами», – считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Стороны учредили совместный комитет ЕАЭС и Ирана для рассмотрения любых вопросов, связанных с действием полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также дальнейшим развитием взаимоотношений в контексте реализации недавно предоставленного Ирану статуса наблюдателя в ЕАЭС. Его первое заседание планируется провести в сентябре в Минске.
Кроме того, ранее стороны договорились о подготовке дорожной карты по развитию сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Как отмечал член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, дорожная карта могла бы включать в себя такие перспективные направления, как упрощение пограничных таможенных процедур, промышленное сотрудничество, устранение технических барьеров в торговле, сотрудничество в области СФС-регулирования, электронная и цифровая торговля.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
МНС о налогообложении НДС работ (услуг) авторизованными сервисными центрами
Министерство по налогам и сборам в связи с поступающими обращениями по вопросу правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств марок, выпускаемых иными заводами-изготовителями, нежели завод-изготовитель с которым, либо с его официальным представителем, заключен договор (контракт), в связи с наличием которого организация признается авторизованным сервисным центром, информирует.
Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере ноль (0) процентов. Положение настоящего подпункта применяется к работам (услугам), выполненным (оказанным) с 1 января 2015 года.
Представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления в установленном статьей 131 НК порядке электронного счета-фактуры с указанием в нем сведений, указанных в части второй пункта 8 статьи 126 НК, является основанием для применения нулевой ставки НДС.
Одновременно, согласно части первой пункта 8 статьи 126 НК:
-
под авторизованным сервисным центром понимается юридическое лицо Республики Беларусь, заключившее с заводом-изготовителем транспортных средств или его официальным представителем договор (контракт), предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисный договор);
-
к транспортным средствам относятся зарегистрированные в иностранных государствах транспортные средства категорий M3, N2, N3, O3, O4.
Соответственно организация, заключившая с заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем договор (контракт), предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисный договор), т.е. признанная авторизованным сервисным центром, имеет право на применение нулевой ставки НДС при реализации работ по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 122 НК при наличии основания, указанного в части второй пункта 8 статьи 126 НК, независимо от марок ремонтируемых, обслуживаемых транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.
Иными словами, для применения нулевой ставки НДС в отношении зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств категорий M3, N2, N3, O3, O4 не требуется договоров с другими заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем, помимо уже имеющегося договора, предусматривающего право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договора о сервисном партнерстве (сервисного договора), в связи с наличием которого организация признается авторизованным сервисным центром.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь