/ / Аналитика
28.04.2023

Указ о развитии агроэкотуризма. Общественные объединения и общие вопросы правоприменения

Президент Республики Беларусь 4 октября 2022 г. подписал Указ № 351 «О развитии агроэкотуризма», направленный на совершенствование регулирования деятельности в сфере агроэкотуризма, повышение качества оказываемых услуг, исключение возможности вести гостиничный или ресторанный бизнес под видом агроэкоусадеб, защиту прав проживающих по соседству с ними граждан. Министерство спорта и туризма разъяснило положения Указа.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 апреля 2023 г.

1. О создании общественных объединений и общественных советов по развитию агроэкотуризма

Пунктом 11 Указа № 351 предусмотрено, что для представления интересов субъектов агроэкотуризма могут создаваться общественные объединения и общественные советы по развитию агроэкотуризма определенной области.

Согласно части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся для совместного осуществления и удовлетворения социальных, экономических, культурных и иных интересов и достижения уставных целей.

Пункт 11 Указа № 351 в отношении общественных объединений направлен на конкретизацию работы данных организаций применительно к осуществлению деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и не ограничивает правовое регулирование деятельности общественных объединений, предусмотренное законодательством об общественных объединениях.

Это связано со спецификой освещаемых вопросов, а также кругом субъектов, входящих в состав общественных объединений.

Таким образом, данный пункт определил, что общественные объединения вправе:

  • разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • оказывать при необходимости методическую помощь субъектам агроэкотуризма;
  • взаимодействовать с субъектами туристической деятельности.

При этом общественным объединениям предоставлены дополнительные права в части:

  • обобщения и предоставления заинтересованным юридическим и физическим лицам сведений о субъектах агроэкотуризма и оказываемых ими услугах с учетом законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных;
  • создания консультационных и информационных центров.

Специфика дополнительных прав общественных объединений обусловлена статусом данных организаций: в соответствии с частью третьей статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественные объединения являются некоммерческими организациями, т.е. юридическими лицами. Следовательно, общественные объединения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном в главе 3 названного Закона.

Общественные советы определенной области (под областью в данном случае понимается административная территориальная единица Республики Беларусь) в отличие от общественных объединений не являются юридическими лицами и создаются решением органа, при котором они функционируют, в частности, облисполкомами.

При этом, будучи формированием, выполняющим функции представления интересов субъектов агроэкотуризма, общественные советы определенной области имеют схожие права наряду с правами общественных объединений, предусмотренных в части первой пункта 11 Указа № 351.

2. Терминология Указа № 351

Приложение 1 к Указу № 351 содержит основные термины и их определения применительно к деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Так, в числе устоявшихся основных терминов приложение 1 предусматривает понятия «агроэкотуризм», «агроэкотурист», «агроэкоусадьба», «малые городские поселения», «сельская местность» и «члены семьи физического лица».

Важно отметить, что термин «агроэкоусадьба» претерпел изменения в целях установления его однозначного понимания и применения на практике, а также соответствия принципу расположения на одном земельном участке одного жилого дома, заложенного в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Одновременно важной составной частью термина «агроэкоусадьба» также стали соответствующие земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства либо сельского хозяйства, находящиеся в одном населенном пункте либо в разных населенных пунктах, если такие участки граничат друг с другом.

Данная особенность термина «агроэкоусадьба» связана с тем, что судьба жилого дома тождественна судьбе земельного участка, о чем речь велась ранее. Одновременно приложение 1 к Указу № 351 предусматривает новые термины (пункты 5 и 6 приложения 1):

  • мастер-классы – практические занятия и мероприятия по совершенствованию практического мастерства, проводимые субъектом агроэкотуризма в сферах, связанных с ремеслами и (или) национальными традициями, с наглядным представлением совершаемых субъектом агроэкотуризма действий либо без такового.
  • производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции – осуществление субъектом агроэкотуризма деятельности по производству продукции растениеводства и животноводства и (или) по ее переработке, а также по использованию данной продукции для обеспечения агроэкотуристов питанием.

Установление термина «мастер-классы» связано с закреплением в перечне услуг в сфере агроэкотуризма, предусмотренном в части первой пункта 5 Указа № 351, нового вида услуг – проведение мастер-классов.

Термин «сельскохозяйственная организация» восстановлен в перечне терминов и их определений в результате изменений, вызванных принятием Закона Республики Беларусь № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

3. О получении решения райисполкама действующими субъектами агроэкотуризма до 1 июля 2023 г.

Согласно пункту 13 Указа № 351 действующие субъекты агроэкотуризма, т.е. субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до 1 января 2023 г., обращаются в райисполком за получением решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на общих основаниях в порядке, определенном в пункте 7 Указа № 351 и Положении о порядке осуществления райисполкомами административной процедуры по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860 (далее – Положение).

Срок до 1 июля 2023 г. определен как временной период, необходимый для корректировки деятельности уже действующих субъектов. Однако по истечении указанного срока, если субъекты агроэкотуризма не имеют соответствующих решений, райисполком может рассматривать вопрос о прекращении их деятельности в связи с систематическим нарушением законодательства. В этой связи райисполкому для применения указанного основания надлежит установить факт систематического (два и более раза в течение года) нарушения субъектами агроэкотуризма законодательства в этой сфере.

4. О праве облисполкомов определять перечни населенных пунктов, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается

Право облисполкомов определять перечни населенных пунктов, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается, предусмотренное в части первой пункта 14 Указа № 351, связано с целями развития агроэкотуризма, предусмотренными в преамбуле Указа № 351, – в целях создания благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры.

В то же время в качестве баланса в статусе действующих субъектов агроэкотуризма предусмотрена норма части второй пункта 14 Указа № 351, согласно которой субъекты агроэкотуризма могут продолжить осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на ранее размещенных на таких территориях агроэкоусадьбах. При этом такая деятельность должна соответствовать требованиям Указа № 351.

Следовательно, согласно части третьей пункта 7 Указа № 351 такие субъекты агроэкотуризма обязаны получить решение райисполкома об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Однако важно отметить, что согласно пункту 7 Положения при подаче письменного заявления субъектом агроэкотуризма, деятельность которого прекращена на территории агроэкоусадьбы в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень облисполкома, райисполком отказывает в принятии письменного заявления данного субъекта по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 6 настоящего Положения: если субъектом агроэкотуризма планируется осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в населенном пункте, на территории которого осуществление такой деятельности согласно перечню облисполкома не допускается.

5. Об уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма сельскохозяйственными организациями

Законом Республики Беларусь № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. В частности, одним из нововведений данного Закона стало то, что сельскохозяйственные организации были исключены из числа плательщиков сбора, который заменял им уплату налога на прибыль.

Ныне деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется сельскохозяйственными организациями на общих основаниях – посредством ведения предпринимательской деятельности.

В этой связи пункт 15 Указа № 351 предусмотрел изъятия в статусе сельскохозяйственных организаций, предусмотренном в Указе Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма» (далее – Указ № 365), утратившим силу с 1 января 2023 г.

Так, на сельскохозяйственные организации не распространяется действие законодательства в сфере агроэкотуризма в части:

  • отнесения деятельности сельскохозяйственных организаций по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма к не являющейся предпринимательской;
  • уплаты ими сбора до начала своей деятельности (достаточно было направить в райисполком по месту государственной регистрации уведомление по форме, установленной Министерством спорта и туризма).

Одновременно вышеуказанным отношениям придана обратная сила (на основании части второй пункта 23 Указа № 351).

6. О договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных сельскохозяйственными организациями до 1 января 2023 г.

Для обеспечения переходного периода в деятельности сельскохозяйственных организаций пункт 16 Указа № 351 предусмотрел, что договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенные сельскохозяйственными организациями до 1 января 2023 г., не требуют приведения в соответствие с настоящим Указом, действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств и не подлежат продлению.

Данная норма также связана с тем фактом, что договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма могут заключаться на перспективу (например, на летние месяцы 2023 года) ввиду сезонного характера работы субъектов агроэкотуризма. Но при этом такие договоры действуют до полного исполнения уже возникших обязательств, а новые правоотношения регулируются положениями Указа № 351. Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма после 1 января 2023 г. заключаются сельскохозяйственными организациями в соответствии с типовыми формами, которые установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860.

7. О внесении изменений в указы Президента Республики Беларусь

В связи с установлением разрешительного принципа осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предусмотренного в пункте 7 Указа № 351 и являющегося по своей сути административной процедурой, изменениями налогового законодательства в результате принятия Закона Республики Беларусь № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» приложение 2 к Указу № 351 предусмотрело внесение изменений в следующие указы.

В пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которым предусмотрены моменты (периоды), от которых отсчитывается двухгодичный срок запрета на проведение проверок. Таковые нельзя будет проводить в течение двух лет со дня принятия решения районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

На основании части первой пункта 9 названного Указа по истечении двухгодичного срока в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок.

В то же время по основаниям, предусмотренным в части первой пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь № 510, могут проводиться внеплановые проверки.

Одновременно пунктом 2 приложения 2 Указа № 351 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 в части:

  • исключения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма из перечня сфер общественных отношений, на которые не распространяется действие Указа Президента Республики Беларусь № 200;
  • дополнения перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом, административной процедурой по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (пункт 8.41 перечня).

Дополнение вышеуказанного перечня соответствующей административной процедурой обусловлено нормой части первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь № 200, согласно которой осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, не допускается.

8. О признании утратившими силу указов Президента Республики Беларусь

Указ № 351 установил новые подходы к осуществлению деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, фактически поглощая нормативное правовое регулирование Указа № 365.

В этой связи, а также с учетом положения части первой пункта 72 Требований нормотворческой техники (приложение к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах») приложение 3 к Указу № 351 предусматривает перечень утративших силу указов Президента Республики Беларусь, в числе которых Указ № 365.

9. О мерах по реализации Указа № 351

Пункты 19–23 Указа № 351 содержат меры по реализации данного Указа как нормативного правового, так и прикладного характера.

Меры правового характера направлены на приведение законодательства в соответствие с Указом № 351 и реализуются на основании пунктов 60 – 62 Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.

Для реализации Указа № 351 приняты следующие акты:

  • постановления Совета Министров Республики Беларусь:
    • от 15 ноября 2022 г. № 779 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым внесены изменения в Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021 – 2025 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710, в части вопросов агроэкотуризма. Указанный Национальный план также скорректирован в части вопросов кредитования субъектов агроэкотуризма, поскольку подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 г. № 40 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в пункт 111 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» в части:
      • продления порядка льготного кредитования субъектов агроэкотуризма до 2025 года;
      • возможности получения нескольких кредитов на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма, но в пределах общей суммы единовременной задолженности, не превышающей 2 000 базовых величин;
    • от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351»;
  • постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 ноября 2022 г. № 31, которым:
    • внесены изменения в форму информации о заключении (отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году, установленную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 4;
    • определено, что информация о заключении (отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в 2022 году представляется по форме, установленной до вступления в силу данного постановления;
  • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г. № 116 «Об утверждении санитарных норм и правил»;
  • постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:

Мерами прикладного характера служат:

  • внедрение в райисполкомах административных процедур по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (создание районных комиссий, налаживание работы службы «одно окно», проведение комплексной объективной оценки, подготовка заключений районных комиссий и административных решений и иные вопросы);
  • разъяснение Минспортом вопросов применения Указа № 351;
  • анализ практики применения Указа № 351 и контроль за его выполнением;
  • иные меры по его реализации.

10. О вступлении в силу Указа № 351

Пунктом 23 Указа № 351 определен порядок вступления его положений.

Основные положения Указа № 351 вступили в силу с 1 января 2023 г., пункт 14 – с 1 июля 2023 г., иные положения – после официального опубликования Указа № 351.

Пункт 15 Указа № 351 и пункт 8 приложения 1 к Указу № 351 имеют обратную силу (распространяются на отношение, возникшие с 1 января 2022 г.) в силу измененного правового статуса сельскохозяйственных организаций, о чем речь велась ранее.

Указ о развитии агроэкотуризма. Кто и какие услуги может оказывать в этой сфере?

Указ о развитии агроэкотуризма. Заключение договоров, прекращение деятельности

Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

На YouTube-канале НЦПИ можно посмотреть трансляции семинаров:

Новости по теме: