МНС о правовом регулировании деятельности, связанной с использованием программных касс
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 марта 2024 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10» (далее – постановление № 8) принято в целях реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 712/19), а также корректировки и уточнения отдельных норм Положения о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» (далее – Положение № 10).
В соответствии с постановлением № 712/19 с 1 июля 2025 г. расширяется сфера применения программных касс и вводится возможность их использования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.
В связи с этим постановлением № 8 устанавливаются требования к программным кассам, предназначенным для установки в автоматический электронный аппарат, торговый автомат, и программным кассам, размещенным в центре обработки данных оператора программной кассовой системы, с которыми такой автомат может взаимодействовать, что позволит обеспечить совершенствование порядка использования торговых автоматов, а также полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов хозяйствования, использующих такие торговые автоматы.
Так, в частности, постановлением № 8 предусматривается, что программная касса для автомата, функционирует в едином цикле с торговым автоматом при приеме платежей наличными денежными средствами и в безналичной форме, в том числе при использовании иных платежных инструментов и (или) электронных денег, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Кроме того, постановлением № 8 устанавливается перечень кассовых операций, которые являются необязательными для выполнения на программных кассах для автоматов, поскольку техническая реализация программных касс для автоматов не позволит выполнить все кассовые операции, выполнение которых должны обеспечивать программные кассы.
|
Справочно К таким необязательным операциям относятся:
|
В целях возможности идентификации покупателем торгового автомата, с использованием которого осуществлена реализация товара, постановлением № 8 вносятся соответствующие изменения, предусматривающие указание модели автомата и адреса установки (размещения) автомата в платежном документе, формируемом программной кассой для автоматов при приеме средств платежа.
Одновременно постановлением № 8 устанавливается дополнительное требование к операторам программных кассовых систем, в соответствии с которым на операторов возлагается обязанность по обеспечению доступа РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» к центру обработки данных (далее – ЦОД) оператора программной кассовой системы. Также постановлением № 8 предусматривается, что необеспечение такого доступа может свидетельствовать о возможном несоответствии оператора программной кассовой системы и (или) программной кассовой системы и (или) программной кассы предъявляемым требованиям. Введение данного требования позволит оперативно выявлять обстоятельства, свидетельствующие о возможном несоответствии оператора программной кассовой системы и (или) программной кассовой системы и (или) программной кассы предъявляемым требованиям для принятия необходимых решений.
В связи с вступлением в силу с 22 января 2023 г. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 196-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» изменилась последовательность изложения абзацев в статье 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З), в пункт 2 Положения № 10 вносятся изменения редакционного характера в части ссылки на соответствующие структурные элементы определений, содержащихся в статье 1 Закона № 278-З.
Кроме того, постановлением № 8 устанавливается перечень информации, которая должна содержаться в платежном документе (билете, багажной квитанции), что позволит операторам программных кассовых систем осуществлять разработку новых моделей программных касс, используемых при оказании услуг по внутриреспубликанским и международным автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении, в соответствии с требованиями, установленными Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Постановление № 8 вступает в силу с 1 июля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Нацбанк – об изменении законов по вопросам предоставления займов В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с заимствованием физическими лицами денежных средств и защитой имущественных прав граждан, принят Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З « Об изменении законов по вопросам предоставления займов» (далее – Закон). Основные положения правового акта прокомментировали в Национальном банке Республики Беларусь.
Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – с 23 апреля 2026 г.
Положения Закона направлены на повышение доверия населения к финансовому сектору, борьбу с недобросовестными заимодавцами и введение дополнительных мер по защите прав и имущественных интересов заемщиков – физических лиц.
Закон предусматривает следующие положения.
1. Запрет на предоставление займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона статья 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь излагается в новой редакции.
Основной новацией данной статьи стало императивное предписание, запрещающее заключение договора займа в случае наличия в совокупности следующих условий:
- в качестве предмета договора займа рассматриваются деньги (независимо от их суммы);
- заимодавцем выступает юридическое лицо, не являющееся микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, либо индивидуальный предприниматель;
- заемщик является физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, в том числе:
- физическим лицом, осуществляющим самостоятельную профессиональную деятельность;
- физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность;
- физическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» определено, что микрофинансовую деятельность вправе осуществлять:
а) микрофинансовые организации:
- коммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов (т.е. займов в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора) под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования;
- некоммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов своим членам;
б) специализированные организации:
- юридические лица, созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад);
- юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад).
Обращаем внимание, что специализированные организации не отнесены к числу микрофинансовых, но являются юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность.
Установленный Законом запрет не распространяется на договор займа, в котором заимодавцем выступают юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, а заемщиком – физическое лицо, состоящее с заимодавцем в трудовых отношениях.
Таким образом, с учетом установленного Законом запрета денежные средства в виде займа могут быть предоставлены заемщикам – физическим лицам исключительно:
- микрофинансовыми и специализированными организациями;
- нанимателями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в случае, если физические лица состоят с ними в трудовых отношениях);
- иными физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем подобный запрет также не применяется к отношениям по коммерческому займу, т.е. к случаям, когда договорами, исполнение которых связано с передачей денег или других вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться предоставление займа, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.
2. Запрет на использование в деятельности юридических лиц (наименованиях, рекламе) отдельных слов.
Статья 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется предписанием о запрете на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой или специализированной организацией, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
При организации в дальнейшем бизнес-процессов юридическим лицам следует учитывать, что в соответствии со статьей 5 Закона юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
В случае невыполнения данного требования юридические лица подлежат ликвидации в судебном порядке.
Кроме того, в целях исключения случаев введения в заблуждение граждан посредством распространения ненадлежащей рекламы предусматривается внесение изменений в пункт 8 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части введения запрета на использование аналогичных слов в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми или специализированными организациями.
Дополнительно запрещается использование в рекламе рекламодателей, не являющихся банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», небанковскими кредитно-финансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слова «кредит» или производных от этого слов.
3. Запрет на передачу в залог жилого недвижимого имущества.
В силу положений пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь исполнение обязательств может обеспечиваться залогом.
Частью первой пункта 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривается, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного его жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
В соответствии с Законом пункт 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется частью, которой определяется, какое имущество не может выступать в качестве предмета залога по договору залога и в обеспечение исполнения каких обязательств.
Так, вводится запрет на предоставление в качестве предмета залога:
- единственного жилого дома, принадлежащего на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
- единственной квартиры, принадлежащей на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
- доли в праве общей собственности на такой жилой дом, принадлежащей залогодателю;
- доли в праве общей собственности на такую квартиру, принадлежащей залогодателю.
В силу вводимого запрета данное имущество не может обеспечивать исполнение обязательств:
- по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
- по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, если в собственности физического лица имеются единственная квартира и (или) единственный жилой дом (т.е. как один из объектов, так и два объекта единовременно), то в такой ситуации указанные объекты недвижимого имущества не могут являться предметом залога.
4. Особенности регулирования заемных правоотношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Гражданский кодекс Республики Беларусь дополняется статьей 7601, предусматривающей особенности регулирования заемных отношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Так, в целях исключения злоупотребления правами в отношениях между физическими лицами пунктом 1 статьи 7601 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что не допускается включение в договор займа между физическими лицами условий:
- о взимании с заемщика повышенных процентов за пользование займом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору займа (при взимании процентов) или каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование займом;
- об увеличении заимодавцем в одностороннем порядке размера получаемых им с заемщика процентов (при взимании процентов), размера неустойки (штрафа, пени) по договору займа;
- об изменении заимодавцем в одностороннем порядке срока действия договора займа;
- о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат займа (части займа) по договору займа.
Подобные нормы направлены, в первую очередь, на недопущение ущемления прав заемщиков и увеличения их финансовых обязательств по договору займа.
Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты имущественных интересов физических лиц введены ограничения:
- размера процентов за пользование займом по договору займа – половина суммы займа при сроке возврата займа не более одного года или сумма займа при сроке возврата займа более одного года (пункт 5 статьи 762 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона);
- размера общей суммы платежей, связанных с нарушением условий договора займа, – не более половины суммы займа, предоставленного заемщику (пункт 3 статьи 764 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона).
Согласно части первой пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях.
Кроме того, частью второй данного пункта определено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь или иными законодательными актами.
Ввиду наличия подобного положения в статье 7601 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрен запрет на определение в денежном обязательстве по договору займа, заключаемому между физическими лицами, суммы займа и (или) иных обязательств:
- в иностранной валюте;
- в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте;
- в условных денежных единицах.
Вводимый запрет не распространяется на отношения между близкими родственниками, под которыми понимаются супруг (супруга) физического лица, его родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки и такие же родственники супруга (супруги).
Таким образом, максимальная сумма денежных обязательств заемщика – физического лица по займу, полученному от другого физического лица на срок свыше одного года, может составить две с половиной суммы предоставленного займа, включая:
- сумму самого займа в белорусских рублях;
- проценты за пользование займом в белорусских рублях в размере суммы займа при сроке возврата займа более одного года;
- платежи, связанные с нарушением условий договора займа, в белорусских рублях в размере не более половины суммы займа, предоставленного заемщику.
Отмечаем, что запреты, предусматриваемые статьей 7601 Гражданского кодекса Республики Беларусь, не применяются к отношениям по коммерческому займу.
5. Валютные запреты в заемных правоотношениях.
Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), предусматривающие установление следующих запретов на использование иностранной валюты по договорам займа:
а) между физическими лицами – резидентами (за исключением близких родственников) при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
б) между физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников):
- при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь;
- при проведении операций на территории иностранного государства;
- при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
в) между физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников) при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь.
Перечень физических лиц, которые относятся к близким родственникам, приведен в подпункте 4.1 пункта 4 статьи 12 Закона о валютном регулировании.
6. О нарушении запретов.
Общим принципом построения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь выступает то, что следствием неисполнения установленных им императивных предписаний является наступление негативных последствий в отношении нарушивших их лиц.
Так, нарушение рассмотренных запретов в заемных правоотношениях физических лиц повлечет за собой применение института недействительности сделок.
Представляется, что в рассматриваемых ситуациях данный механизм является достаточным для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, а также для воздействия на лиц, которые нарушили требования законодательства, посредством нежелательных для них последствий имущественного характера.
Например, в случае включения в договор займа обременительных для заемщика условий, в том числе условий о процентах за пользование займом и общей сумме платежей, связанных с нарушением условий такого договора, размеры которых будут превышать устанавливаемый для них Законом предел, такие положения договора будут ничтожными в силу их несоответствия требованиям законодательства.
Недействительные условия договора (как части сделки) не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью. Такие условия недействительны с момента совершения сделки, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по договору исходя из таких условий.
Относительно ограничения на использование иностранной валюты по договорам займа между физическими лицами отмечаем, что в силу прямого предписания в Законе валютные операции в иностранной валюте между физическими лицами (за исключением близких родственников) по предоставлению займов (как гражданско-правовые сделки) будут запрещены.
Согласно положениям гражданского законодательства сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна.
При наличии умысла у обеих сторон такой сделки:
- в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке;
- в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).
В настоящее время Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом.
7. О переходных положениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда актом законодательства установлено, что договор подлежит приведению в соответствие с этим актом законодательства.
Так, частью второй статьи 4 Закона предусмотрено, что при продлении (увеличении) срока действия договоров займа, заключенных между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, условия таких договоров подлежат приведению в соответствие с Законом.
Таким образом, такие договоры займа при отсутствии их пролонгации действуют до полного исполнения обязательств и не подлежат приведению в соответствие с Законом.
Кроме того, часть первая статьи 4 Закона устанавливает дополнительное ограничение в виде запрета продления (увеличения) срока действия договоров займа, заключенных до вступления в силу Закона:
- юридическими лицами, не являющимися микрофинансовыми организациями или иными юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
- индивидуальными предпринимателями с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Подобное императивное предписание обусловлено введением общего запрета на предоставление физическим лицам займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Информация предоставлена Национальный банком Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Проведение медико-социальной экспертизы. Комментарий к постановлению № 109 Министерством здравоохранения 16 сентября 2025 г. принято постановление № 109, направленное на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по отдельным вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм, а также с целью объединения в один нормативный правовой акт двух постановлений, регулирующих схожие вопросы.
Правовым актом внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 77 «О вопросах проведения медико-социальной экспертизы» и признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 августа 2021 г. № 96 «О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида». Вопросы формирования индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида теперь регулируются постановлением № 109.
Также постановлением № 109:
- перечень анатомических дефектов, при наличии которых устанавливается инвалидность, учитывая практику применения, изложен в новой редакции с целью уточнения (детализации), более четкого описания отдельных анатомических дефектов, объединения схожих, а также исключения такого анатомического дефекта, как отсутствие щитовидной железы, которое при отсутствии последствий при полной компенсации лекарственными средствами не ограничивает жизнедеятельность пациентов;
- уточнено, что оценка степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности, которые являются критериями установления инвалидности, категории «ребенок-инвалид», оцениваются с учетом компенсации лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации;
- уточнены и расширены критерии установления нуждаемости в постоянном уходе инвалидов I группы и детей с четвертой степенью утраты здоровья (далее – СУЗ): наличие резко выраженного ограничения способности к самообслуживанию и (или) контролировать свое поведение, одновременное наличие выраженного ограничения трех и более базовых категорий жизнедеятельности, включая способность к самообслуживанию и способность контролировать свое поведение;
- расширены критерии установления второй СУЗ у детей в возрасте до 14 лет за счет наличия умеренного ограничения способности к ведущей возрастной деятельности;
- дополнены случаи (причины инвалидности), когда при наличии оснований устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (трудовое увечье, инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания, инвалидность с детства вследствие трудового увечья, вследствие профессионального заболевания, вследствие трудового увечья);
- исключен случай установления дополнения к экспертному решению «инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата» – «заболевания вен обеих нижних конечностей с хронической венозной недостаточностью III степени» ввиду того, что современная классификация ХВН осуществляется по СЕАР, применить которую в данном случае не представляется возможным. Для данных пациентов будет применяться другой случай, указанный в постановлении: иные заболевания и состояния, последствия травм, приводящие к выраженному или резко выраженному ограничению способности к самостоятельному передвижению вследствие нарушения статодинамической функции без учета синдрома взаимного отягощения;
- в индивидуальной программе медицинской реабилитации, абилитации пациента расширены нарушения функций органов и систем организма, приводящие к ограничениям жизнедеятельности у пациентов в возрасте до 1 года, а также до 18 лет, что позволит более детально оценивать последствия заболеваний; дополнены категории жизнедеятельности способностью к ведущей возрастной деятельности, оцениваемой у детей в возрасте до 14 лет;
- скорректирован срок направления врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения направления на МСЭ при переосвидетельствовании инвалида (пациента) – не позднее 5 рабочих дней (вместо 14 календарных) после истечения срока действия заключения МРЭК;
- уточнено, что в случае пропуска инвалидом (ребенком-инвалидом) переосвидетельствования, оно проводится МРЭК за пропущенный период, который не превышает 12 месяцев, на основании заявления пациента;
- уточнены и дополнены виды нарушений функций органов и систем организма.
Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
- владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
- интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
ГТК – об изменении порядка исчисления утилизационного сбора в отношении транспортных средств На Национальном правовом Интернет-портале 29 октября 2025 г. опубликовано постановление Государственного таможенного комитета от 10 октября 2025 г. № 30 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4».
Данное постановление предусматривает внесение изменений в Инструкцию о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденную постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 (далее – постановление № 4, Инструкция).
Инструкция, среди прочего, дополняется возможностью направления запроса таможенными органами Республики Беларусь в таможенные органы государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в случае, если в представленном документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора (далее – РС), отсутствуют сведения о дате и номере таможенного документа, подтверждающего выпуск транспортного средства, в государствах – членах ЕАЭС, если страной отправления транспортного средства, является государство – член ЕАЭС.
При направлении указанного запроса предусматривается увеличение срока регистрации РС – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения таможенными органами достаточной информации, наличие которой позволит принять решение о регистрации или об отказе в регистрации РС.
В перечне документов, представление которых при подаче РС является обязательным, заключение органов (организаций), проводящих испытание транспортных средств, заменяется на документ, удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) либо заключение об оценке единичного транспортного средства, выданного аккредитованной испытательной лабораторией Республики Беларусь.
Также данный перечень дополняется документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство, представление которого обязательно если страной отправления транспортного средства является государство – член ЕАЭС.
Уточняется, что в документах, представляемых к РС в отношении самоходных машин должны содержаться, в том числе, сведения о мощности силовой установки самоходной машины.
Основания для отказа в регистрации РС дополняются новыми основаниями – получение от плательщика информации об отзыве РС, а также в случае, если отсутствует ответ на запрос, направленный в таможенные органы государств-членов ЕАЭС, либо в ответе на такой запрос отсутствует запрашиваемая информация.
Данные нормативные предписания вступают в силу с 30 ноября 2025 г.
Также предусматривается возможность подачи обращения для внесения изменений в зарегистрированный РС в электронной форме (ранее подача данного обращения была возможна исключительно в письменной форме).
Определен порядок регистрации представления корректирующего РС в виде электронного документа, дополнены основания для отказа в регистрации представления корректирующего РС, основания для отказа в регистрации корректирующего РС, порядок заполнения отдельных граф корректирующего РС при его регистрации и при отказе в такой регистрации.
Уточняется содержание требования, направляемого таможенным органом плательщику для внесения изменений в зарегистрированный РС.
Определено, что зарегистрированный РС может аннулироваться по инициативе таможенного органа, в случаях, когда РС зарегистрирован в отношении транспортных средств, не являющихся объектом обложения утилизационным сбором, транспортных средств, в отношении которых предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, или когда в отношении одного транспортного средства зарегистрировано несколько РС, а также закреплен порядок такого аннулирования.
Срок вступления в силу данных нормативных предписаний постановления обусловлен необходимостью доработки информационных систем таможенных органов и установлен на 30 апреля 2026 г.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
- ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
- введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
