
Аттестация учащихся, курсантов учреждений среднего специального образования. Изменения
27 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 февраля 2025 № 42 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Определено, что отметка по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (диплому о среднем специальном образовании с отличием), определяется как среднее арифметическое отметок за семестры и отметки (отметок), полученной (полученных) на итоговых испытаниях.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок без уважительных причин, или получившему по результатам итоговых испытаний неудовлетворительную отметку, руководителем учреждения образования устанавливается срок их ликвидации после завершения экзаменационной сессии, но не позднее месяца после начала следующего семестра.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического занятия по практике выставляется отметка «1».
Урегулирован порядок проведения практического этапа итоговой аттестации по отдельным разделам.
С учетом специфики содержания образовательных программ среднего специального образования по специальностям, по которым присваивается квалификация, предусматривающая выполнение трудовых функций по разным должностям и сферам деятельности, в Правила аттестации введена такая форма проведения итоговой аттестации по специальности как «государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта (дипломной работы)».
Правила аттестации дополнены следующими формами контроля учебной деятельности: протокол итоговых испытаний, экзаменационная ведомость заседания квалификационной комиссии, протокол заседания квалификационной комиссии.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
При проведении практического этапа (разделов практического этапа) и теоретического этапа в различные дни отметки, полученные на первом этапе, а также при проведении практического этапа по разделам, вносятся в экзаменационную ведомость по форме согласно приложению 122
к Правилам аттестации.
Заседание государственной квалификационной комиссии при проведении итоговой аттестации в форме государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта (дипломной работы) оформляется протоколом заседания государственной квалификационной комиссии по форме согласно приложению 19 к Правилам аттестации.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минобразования о новациях в аттестации учащихся учреждений общего среднего образования
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184» внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее – правила аттестации учащихся), Инструкцию по организации и проведению централизованного экзамена (далее – Инструкция).
Правила аттестации учащихся
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 22-З «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вносятся изменения в части переименования специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений в специальные воспитательные учреждения.
В соответствии с практикой применения откорректированы нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» в части количества исправлений при выполнении контрольных и тематических самостоятельных работ. Данные изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 г.
По учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» всегда контроль и оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляются при проведении письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ учащихся учитываются ошибки орфографические (допущенные в написании слов), пунктуационные (допущенные при постановке знаков препинания), грамматические (допущенные при образовании различных слов, их форм; построении словосочетаний и предложений). При проверке и оценке письменных работ учащихся учитываются виды орфографических ошибок: грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные. Также учитывались и допущенные учащимся исправления.
Так, до внесения изменений в постановление № 184 учащиеся III–IV классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта имели возможность получить 10 баллов только при условии 0 ошибок и без исправлений, 9 баллов – 0 ошибок и 1 исправление на месте негрубой ошибки, 8 баллов – 1 исправление на месте грубой ошибки или 2 исправления на месте негрубой ошибки.
Или, например, учащиеся V–XI классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта за 3–4 исправления на месте орфограммы и не допустили ни одной ошибки получали отметку 7 баллов.
При оценке текстового диктанта, творческих работ (изложение, сочинение) также учащиеся не имели возможности получить 10, 9, 8 баллов, допустив исправления в работах.
С 1 сентября 2025 г. при оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык» в контрольных и тематических самостоятельных работах три и более исправлений считаются за одну ошибку. Данная мера направлена не на снижении требований к объективности оценки работы учащихся, а на создании условий, в которых дети смогут чувствовать себя увереннее и не бояться ошибаться.
Правила проведения аттестации учащихся предусматривают условия и порядок допуска учащихся к централизованному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступенях общего среднего образования.
В постановлении предусмотрено, что учащимся, не явившимся на централизованный экзамен, учащимся с неудовлетворительными результатами централизованного экзамена предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки.
Правила проведения аттестации дополнены изменениями, которыми предусмотрена возможность освобождения от итоговых испытаний по завершению обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся, имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения. В настоящее время по медицинским показаниям от итоговых испытаний освобождаются учащиеся по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, экстерны, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитании на III ступени общего среднего образования проходят только в виде выпускного экзамена. В настоящее время проведение итоговых испытаний для данных категорий учащихся возможно в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена
Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена
В соответствии со статьей 161 Кодекса об образовании в Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена (далее – ЦЭ) введено понятие «репетиция централизованного экзамена».
Для порядка заполнения бланка ответов, на котором участники централизованного экзамена фиксируют свои ответы на задания экзаменационной (тестовой) работы в Инструкцию внесено дополнение, что отмене подлежат все случайные метки (прочерки, точки), внесено. Область ответов бланка ответов состоит из двух частей: часть А – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов, часть В – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Дополнение касается внесения меток в часть А области ответов. Образец метки приводится в бланке ответов. При заполнении бланка ответов зачастую участники экзамена оставляют случайные пометки (точки, случайные штрихи, прочерки). Система оптического машинного распознавания при переводе информации с бланка ответов в электронный формат считывает любую метку, в том числе перечисленные случайные пометки. Данное дополнение акцентирует внимание участников экзамена на необходимость обязательной отмены всех случайных пометок.
Внесенное в Инструкцию дополнение «сверяя соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы» обязывает педагогических работников, работающих в аудитории во время централизованного экзамена, по истечении времени на выполнение экзаменационной работы в момент, когда они принимают от участников экзамена использованные экзаменационные материалы (бланки ответов и бланки экзаменационных (тестовых) работ обязательно еще раз сверить соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Это связано с необходимостью дополнительного контроля со стороны организаторов экзамена в аудитории возможной случайной ошибки в момент раздачи экзаменационных материалов (номер варианта бланка ответов должен соответствовать номеру варианта экзаменационной работы), а также в целях усилением мер информационной безопасности (исключения возможности попытки преднамеренного обмена бланками ответов или бланками экзаменационных работ).
Внесена в Инструкцию позиция, которой запрещено использование средств связи, средств аудио-, видео-, фотофиксации не только в аудитории проведения ЦЭ, но и в пункте проведения ЦЭ.
В связи с поступающими обращениями из числа педагогических работников, находящихся в аудитории проведения ЦЭ, исключен педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ.
В соответствии со статьей 129 Кодекса об образовании Инструкция дополнена главой 9, в которой определены особенности организации репетиции централизованного экзамена.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Изменены Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Комментарий МЧС
Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 января 2025 г. № 5 внесены изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 67 (далее – Правила).
В частности, предусматривается в ходе технического освидетельствования, технического диагностирования аттракциона разборка критичных (критических) компонентов, узлов и механизмов аттракциона в случаях недоступности или затруднения их осмотра и контроля. Также определяется порядок выполнения данных работ и требования к специализированной организации, которая вправе проводить разборку/сборку узлов и механизмов аттракциона.
Правила дополнены требованием к программе технического диагностирования аттракциона следующего содержания:
программа технического диагностирования аттракциона с целью продления срока службы должна предусматривать два этапа:
1 этап – проведение работ по оценке технического состояния аттракциона с целью выявления дефектов и составления ведомости дефектов;
2 этап – после устранения выявленных дефектов с выдачей заключения к отчету о техническом диагностировании аттракциона.
В Республике Беларусь эксплуатация аттракционов происходит в условиях, когда более 70 % из них отработали назначенный изготовителем срок службы.
При этом, большая часть аттракционов отработала два и более назначенных сроков службы, который, как правило, составляет 7–10 лет.
Для минимизации рисков аварий и инцидентов при эксплуатации таких аттракционов устанавливается норма, согласно которой продление дальнейшей эксплуатации аттракционов по результатам их технического диагностирования осуществлять на срок не более 12 месяцев. При этом, изменения в Правила предусматривают не допускать продление срока службы аттракционов, отработавших три и более назначенных изготовителем сроков службы. Такие аттракционы должны быть выведены из эксплуатации и утилизированы.
Также устанавливается, что проводить техническое освидетельствование аттракционов, отработавших назначенный срок службы (назначенный ресурс), и стационарных аттракционов, размещенных на новом месте эксплуатации, будут только эксперты в области промышленной безопасности Госпромнадзора.
В целях закрепления необходимости проведения идентификации аттракционов в ходе их технического освидетельствования и предоставления соответствующей информации в территориальный орган Госпромнадзора по месту регистрации аттракциона, в том числе в целях сличения такой информации с его регистрационными данными, в Правилах установлены требования по оформлению акта технического освидетельствования аттракциона и его форма.
Формой этого акта предусмотрено указание идентификационных данных аттракциона (наименование аттракциона, сведения о регистрации в Госпромнадзоре, заводской номер, дата изготовления, наименование изготовителя аттракциона, основные технические характеристики), которые указываются в соответствии с эксплуатационными документами и сверяются с представленным аттракционом.
Также устанавливается, что лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию аттракционов, должно быть назначено из числа работников, имеющих квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства.
Устанавливаются требования к разработке мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе, плана действий при их возникновении.
При этом план по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе может быть разработан как на отдельный аттракцион, так и на группу аттракционов одного эксплуатанта (владельца) и должен определять конкретные технические средства и действия работников субъекта по локализации и ликвидации аварии, инцидента, несчастного случая и их последствий, а также по защите работающих и населения от последствий аварии и инцидента.
Принятые изменения направлены на повышение уровня безопасности при эксплуатации аттракционов.
Постановление вступило в силу с 20 марта 2025 г.
Информация предоставлена Министерствлм по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минтруда о формах документов для расследования несчастных случаев и профзаболеваний
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. принято постановление № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Минтруда и соцзащиты разъяснили основные новации правового акта.
1. Введение
Постановление № 81/144, вступившее в силу 21 марта 2025 г., утверждает новые формы документов, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также регламентирует порядок их заполнения, ведения и хранения. Одновременно с этим признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94.
2. Ключевые изменения
2.1. Формы документов
Постановлением № 81/144 введены обновленные формы документов:
-
журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму;
-
заключения о тяжести производственной травмы;
-
протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;
-
заключения о несчастном случае;
-
акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
-
акта о непроизводственном несчастном случае (форма НП);
-
журнала регистрации несчастных случаев;
-
акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1АС);
-
оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае;
-
сообщения о несчастном случае на производстве;
-
протокола осмотра места происшествия несчастного случая;
-
акта о профессиональном заболевании (форма ПЗ-1);
-
журнала регистрации профессиональных заболеваний;
-
журнала учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания;
-
карты учета профессионального заболевания.
Из списка форм исключена форма извещения об остром профессиональном заболевании (экстренное) и хроническом профессиональном заболевании.
Ранее изготовленные (используемые) до вступления в силу Постановления № 81/144 журналы учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журналы регистрации несчастных случаев, журналы регистрации профессиональных заболеваний, журналы учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания, реализуются до их полного расходования и используются до полного заполнения всех страниц журналов.
2.2. Электронный документооборот
Предусмотрено, что такие документы, как журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журнал регистрации несчастных случаев, журнал регистрации профессиональных заболеваний и журнал учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональное заболевание, могут вестись в электронном виде с использованием программных средств, которые позволяют однозначно идентифицировать заполняющих его лиц и момент времени внесения записей, а также защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них.
Также предусмотрена возможность отправки оповещений и сообщений через систему межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО).
2.3. Учет работы по гражданско-правовым договорам
Новые формы адаптированы для случаев, когда пострадавшие выполняли работы не по трудовому, а по гражданско-правовому договору.
2.4. Порядок информирования о несчастных случаях
Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, определен двухэтапный порядок информирования страхователем, организацией о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом:
1) не позднее двух часов с момента, когда стало известно о несчастном случае любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю - физическому лицу), оповещают посредством СМДО, по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:
-
районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
-
территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
2) не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляют сообщение о несчастном случае на производстве:
-
в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
-
территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
-
в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
-
в вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
-
в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
В связи с этим Постановлением № 81/144 установлена форма оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае, которой раньше не было.
3. Детализация изменений в отдельных формах
3.1. Заключение о тяжести производственной травмы
Исключена необходимость подписи руководителя (заместителя руководителя) учреждения здравоохранения.
Для работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, вместо информации о профессии рабочего (должности служащего), указывается «работающий по гражданско-правовому договору».
3.2. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания
Допускается составление протокола уполномоченным должностным лицом страхователя, организации (страхователем – физическим лицом), проводившим расследование (принимавшим участие в специальном расследовании, расследовании несчастного случая или профессионального заболевания), при отсутствии профсоюза или если потерпевший не был членом профсоюза.
Степень вины потерпевшего может варьироваться от 0 до 100 процентов.
3.3. Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и акт о непроизводственном несчастном случае формы НП
Добавлены новые пункты:
6.4 «выполняемая работа»;
7.2 «травма относится, не относится к тяжелым производственным травмам, привела к смерти (ненужное зачеркнуть)».
3.4. Журнал регистрации несчастных случаев
Теперь включает регистрацию случаев, оформленных актом служебного расследования.
3.5. Сообщение о несчастном случае на производстве
Форма расширена с 5 до 14 пунктов для большей информативности.
3.6. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая
Добавлен вариант осмотра места происшествия несчастного случая, не приведшего к тяжелой производственной травме.
4. Нововведения в Инструкции о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4.1. Обновлены классификаторы
В классификатор видов происшествий добавлена новая категория – повреждения, позволяющие квалифицировать несчастный случай как непроизводственный (код 1600), включающая:
-
умышленное совершение потерпевшим противоправного деяния (код 1601);
-
умышленное причинение потерпевшим вреда своему здоровью (код 1602);
-
нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (код 1603);
-
заболевание потерпевшего, имевшееся у него до повреждения здоровья, смерти, или резкое ухудшение состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем (код 1604).
При этом прочие происшествия теперь обозначаются кодом 1700 (ранее – 1600).
Кроме того:
-
изменена структура классификатора причин несчастного случая, а также классификатора оборудования, машин, механизмов, транспортных средств;
-
введен новый классификатор опасных и вредных производственных факторов.
4.2. Уточненные формулировки
В обновленных формах документов отражены последние изменения в законодательстве. В частности, прежние формулировки заменены на новые, закрепленные в других нормативных правовых актах:
-
«профессия рабочего (должность служащего)»;
-
«руководитель страхователя (организации) страхователь – физическое лицо» и другие.
5. Заключение
Постановление № 81/144 вносит значительные изменения в документооборот, связанный с расследованием несчастных случаев и профзаболеваний, упрощает электронное взаимодействие и адаптирует формы под современные требования. Организациям следует своевременно перейти на новые бланки и учесть обновленные процедуры уведомления.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Разъяснение МАРТ по изменениям в постановление № 713 «О системе регулирования цен»
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление №713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Вопрос: можно ли субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю (далее – субъект торговли), после окончания акции, проводимой на потребительские товары в период с 14 апреля 2025 г. и позднее, вернуться к регулярной цене, установленной до начала проведения акции (до 14 апреля 2025 г.)?
Ответ: в соответствии с пунктом 2 постановления № 713 (6) остатки потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., реализуются:
-
до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 14 апреля 2025 г.;
-
при новом поступлении таких же товаров после 14 апреля 2025 г. – по ценам не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.
Соответственно при отсутствии нового поступления таких же товаров субъекту торговли (в любой их объектов юридического лица и индивидуального предпринимателя) обязанность приведения цен на остатки товаров в соответствии с нормами постановления № 713 (6) не возникает.
При этом, если субъектом торговли по состоянию на 14 апреля 2025 г. проводились акционные мероприятия в отношении потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, то по окончанию мероприятий (после 15 апреля 2025 г.) при отсутствии нового поступления таких же товаров субъект торговли вправе вернуться к розничным ценам, действовавшим до начала их проведения.
Справочно
В соответствии с частью первой пункта 35 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен документ, обосновывающий расчет розничных цен, с указанием размера применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя, импортера, заготовительной организации, хранителя товаров из стабилизационных фондов, расходов по доставке и расходов по фасовке, включенных в цену товара, размер применяемой ставки НДС.
При новом поступлении товаров после 15 апреля 2025 г. в любой из объектов субъекта торговли цены на остатки таких же товаров должны быть приведены в соответствии с требованиями пункта 2 постановления №713(6).
Вопрос: необходимо ли составлять экономическое обоснования цен на остатки потребительских товаров после приведения цен на них в соответствие с нормами постановления № 713(6) (не выше сформированных цен на такие же товары, вновь поступившие после 15 апреля 2025 года)?
Ответ: составление экономического обоснования отпускных цен импортеру, документа, обосновывающего розничную цену субъекту торговли, осуществляющего розничную торговлю, не требуется.
Вопрос: можно ли повышать отпускные цены в одном периоде, применяя разные уровни рентабельности для разных наименований товаров одной группы (фактический уровень рентабельности 20 процентов, при этом на один товар установить рентабельность 16 процентов, а на другой товар – 20 процентов)?
Ответ: допускается установление отпускных цен с различным уровнем рентабельности в разрезе наименований товаров, относящихся к одному виду товаров, но не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду потребительского товара, за исключением случая, предусмотренного в части второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вопрос: что понимается под видом потребительского товара?
Ответ: вид товаров – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (абзац второй пункта 2 Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703).
Например, в группе товаров «Молоко и молочные продукты» можно выделить такие виды потребительских товаров, как молоко коровье пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное; кефир (биокефир), ряженка из коровьего молока; сметана (биосметана) из коровьего молока и др.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь