15.03.2024
Для защиты прав потребителей: что изменится в работе маркетплейсов в Беларуси
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик рассказала о планируемых новациях в законодательстве, касающихся работы маркетплейсов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Планируем определить в законодательстве, кто же такие агрегаторы информации о товарах. Говоря более привычным языком, это маркетплейсы. Они очень быстро развиваются и очень востребованы у потребителей, потому что там представлен огромный спектр товаров. На сегодня они работают в статусе интернет-магазинов, чтобы не было правового пробела и права потребителей были защищены. Но мы понимаем, что не все обязанности маркетплейс может выполнять перед потребителем за продавца. Потому назрела необходимость ввести определение этого понятия», – сказала Инна Гаврильчик.
Агрегатором информации о товаре (работе, услуге) будет считаться организация или индивидуальный предприниматель, являющиеся владельцами информационной системы и (или) осуществляющие управление ею, доступ к которой обеспечивается через мобильное приложение или сайт в интернете, предоставляющие потребителю возможность заключить договор розничной купли-продажи (или на выполнение работ, оказание услуг) на основании ознакомления с предложенными продавцом описаниями.
«Агрегатора информации о товаре планируется определить как посредника между потребителем и продавцом. Но важно, чтобы не получилось так, чтобы агрегатор, зарабатывая большие деньги, не несет никакой ответственности перед потребителем. Ключевой вопрос: как связаться напрямую с продавцом, торгующим через маркетплейс, если этот продавец находится, например, в другой стране. Мы планируем определить права и обязанности, которые должны быть возложены на владельцев агрегаторов информации о товарах для того, чтобы обеспечить защищенность потребителей», – отметила представитель МАРТ.
Так, планируется предоставить агрегатору право расторгать договор с недобросовестными продавцами, которые нарушают законодательство о защите прав потребителей, не соблюдают свои обязанности. «А сам агрегатор должен будет обеспечивать действенную связь между продавцом и потребителем. Если продавец не будет исполнять законные требования, потребитель будет вправе обратиться к маркетплейсу и получить содействие, чтобы понудить продавца исполнить свои обязательства. А если, например, потребитель оплатил через маркетплейс товар, но продавец его не доставил, то маркетплейс будет возмещать потребителю деньги, а дальше уже с продавцом урегулирует этот вопрос», – проинформировала Инна Гаврильчик.
Она обратила внимание, что все это пока проект, который находится в разработке МАРТ. «Он будет обсуждаться со всеми заинтересованными. Возможно, эти нормы претерпят какие-то изменения», – добавила представитель министерства.
По информации
БЕЛТА
МАРТ: оптовики должны быть внесены в Торговый реестр
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили, что оптовики должны быть внесены в Торговый реестр, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации
БЕЛТА
Правительством внесены изменения в систему ценового регулирования
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МАРТ актуализированы сведения в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
-
утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
-
ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
-
рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
-
проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
-
наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
-
включено 19 субъектов;
-
исключено 55 субъектов;
-
изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Совмин утвердил положение об использовании тарифной льготы в 2025 году на ввоз мяса КРС
Правительство утвердило положение о порядке использования тарифной льготы в 2025 году на ввоз в Беларусь объемов мяса крупного рогатого скота (КРС). Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 8 апреля 2025 г. № 202, сообщает
БЕЛТА.
Документом определяется порядок использования тарифной льготы на ввоз в Беларусь объемов мяса крупного рогатого скота, предоставленной решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2024 г. № 107.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручено обеспечить координацию деятельности облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам использования тарифной льготы в соответствии с настоящим постановлением. В частности, Минсельхозпрод определяет (по областям и Минску) объемы мяса крупного рогатого скота с учетом анализа показателей производства мясной продукции на территории областей и Минска, имеющихся у юридических лиц производственных мощностей и сырьевых ресурсов и до 11 апреля 2025 г. доводит эти объемы до сведения облисполкомов и Минского горисполкома. На основании предложений облисполкомов и Мингорисполкома распределяет объемы мяса крупного рогатого скота между юридическими лицами, заявившими до 18 апреля 2025 г. о потребности в использовании этих объемов для выпуска мясной продукции собственного производства.
Облисполкомы и Минский горисполком до 25 апреля 2025 г. представляют в Минсельхозпрод предложения о распределении между юридическими лицами объемов мяса крупного рогатого скота в соответствии с их заявками на использование этих объемов для выпуска мясной продукции собственного производства, а также с учетом: фактических объемов выпуска мясной продукции собственного производства в предыдущем году, производственных мощностей и сырьевых ресурсов.
МАРТ осуществляет выдачу лицензий на ввоз мяса крупного рогатого скота в порядке, аналогичном установленному правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24 ноября 2023 г. № 125, и ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, информирует о выданных лицензиях Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
ГТК ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в электронном виде по согласованной форме в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство иностранных дел данные о помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2025 году объемов мяса крупного рогатого скота в рамках тарифной льготы.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА