16.01.2024
НЦЭУ о реализации новых подходов к использованию программного комплекса «Одно окно»
Работа госорганов с населением перешла на обновленные технологические рельсы. Комплекс «Одно окно» версии 3.0 после года начальной эксплуатации и доработки внедрен по всей стране. Это важный шаг по выполнению поручений Президента, касающихся дебюрократизации и упрощения административных процедур.
Новое время – новые задачи
Основополагающий принцип взаимоотношений власти и людей Александр Лукашенко обозначил еще в 2005 году, принимая доклад о ходе выполнения поручений по дебюрократизации работы госорганизаций:
– Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый – чтобы запросить нужный ему документ, второй – чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан.
Идею «одного окна» первыми реализовали в Минске в декабре 2005-го, позже опыт масштабировали на всю страну. С тех пор количество административных процедур, оказываемых по этому принципу, выросло в десятки раз, развитие электронного документооборота и интернета позволило еще более интенсифицировать решение вопросов.
Летом 2022-го Президент на республиканском семинаре-совещании «Актуализация форм и методов работы с населением на местном уровне» поставил новые задачи:
– Меня пытаются убедить, что все процедуры сложно и порой нецелесообразно переводить в формат «одно окно» из-за их многоступенчатости. Тогда давайте пересмотрим сам перечень процедур: все ли они нужны или там есть устаревшие и неактуальные? И переводите их в электронный формат.
Информация без проволочек
Совет Министров принял постановление, актуализировавшее подходы к использованию программного комплекса «Одно окно». В частности, было закреплено обязательное использование ПК версии 3.0 исполнительными комитетами, службами «Одно окно», уполномоченными организациями в отношении процедур, включенных в программный комплекс.
О новых возможностях обновленного ПК корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня» рассказали в Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ), который является оператором системы.
Во-первых, одно из преимуществ – оперативное получение информации из информационных ресурсов и систем. Во-вторых, автоматизированное взаимодействие государственных органов, других организаций и заинтересованных лиц. В-третьих, минимизация временных затрат при осуществлении административных процедур. Наконец, в-четвертых, повышение качества и удобства осуществления таких процедур.
– Среди новых возможностей – интеграция с Единым регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – отмечает начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ Светлана Караневич. – Это позволяет конструировать в ПК «Одно окно» административные процедуры для юрлиц. Благодаря интеграции с АИС «Регистрационный учет» и ГИС «Регистр населения» возможен прием заявлений от держателей ID-карт. Можно также самостоятельно и оперативно администрировать состав и полномочия пользователей ПК «Одно окно» в пределах организации. Еще одно важное преимущество – работа комплекса оперативно подстраивается под изменения законодательства.
Обратившимся в службу «Одно окно» понравится то, что выросло количество доступных административных процедур, информация для которых поступает автоматически из государственных информационных ресурсов.
– Например, сотрудник «одного окна» в автоматическом режиме может сделать запрос в АИС «Расчет‑ЖКУ» и получить информацию о лицевом счете гражданина либо справку о месте жительства и составе семьи, – рассказывает Светлана Караневич. – В аналогичном режиме реализован запрос в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Длительность получения ответа на запрос – не более одной минуты. Есть возможность подачи заявления на осуществление административной процедуры из личного кабинета физлица либо юрлица.
Местные органы власти уже направили разработчикам немало предложений как в плане развития функционала, так и для оптимизации процессов. В ответ в НЦЭУ реализовали более 80 доработок. Параллельно проводилось обучение пользователей. Для оперативного разрешения возникающих вопросов обеспечено взаимодействие пользователей в рамках специально созданной в центре координационной группы.
Перечень процедур пополняется
Сейчас с программным комплексом «Одно окно» 3.0 работает около 2100 пользователей из более чем 750 организаций. С его помощью в начале нынешнего года в стране осуществлялось 283 вида административных процедур: 194 в отношении физлиц, 89 – в отношении юрлиц. Перечень расширяется: например, в декабре стала доступна регистрация заявлений на осуществление 75 процедур, в январе – еще 23.
Вместе с тем, обращает внимание Светлана Караневич, сроки реализации административных процедур далеко не всегда зависят от программного продукта. Они регулируются законодательством. Скажем, максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении арендного жилья – 1 месяц, а справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи гражданину выдадут в день обращения. Таков порядок, но и он постоянно совершенствуется.
СПРАВКА «СБ»
Программный комплекс «Одно окно» версии 3.0 – это подсистема модернизированной общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), которая позволяет в письменной, устной либо электронной форме принимать заявления от граждан и осуществлять административные процедуры в электронной форме через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ).
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 16 января 2024 г.
В Беларуси появится централизованная инфосистема здравоохранения. Что обсудили на совещании у Александра Турчина
Вопросы создания централизованной информационной системы здравоохранения и цифровизации отрасли рассмотрели в Доме Правительства, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Первый вопрос – о создании централизованной информационной системы здравоохранения. «Второй вопрос еще более важный – цифровизация отрасли. Хотелось бы понимать архитектуру той системы, которую мы строим, к чему мы должны прийти, какой будет результат. Мы должны создать такую систему, которая будет полезна для здравоохранения и граждан. К разработке системы необходимо широко привлекать экспертов, у которых есть опыт использования подобных платформ», – подчеркнул Премьер-министр Беларуси Александр Турчин.
Как сообщил Министр здравоохранения Александр Ходжаев, централизованная информационная система здравоохранения должна быть введена в эксплуатацию к концу 2025 года. «У нас есть распоряжение Главы государства, которое заключается в том, чтобы мы за 2024 и 2025 годы создали информационную платформу. Данная платформа должна удовлетворять потребности как граждан Беларуси, так и профессионального сообщества. Сегодня Премьер-министр акцентировал внимание на том, что исполнение данного поручения должно принести практический результат и привести к необходимой цели. Мы расширим экспертную группу за счет тех лиц, которые уже имеют опыт внедрения разнообразных медицинских платформ и их длительной эксплуатации. Мы должны собраться и еще раз оценить, что нам необходимо, чтобы качественно выполнить распоряжение Главы государства. На каждом этапе работы мы должны делать ревизию, именно этим сейчас в кратчайшие сроки мы займемся. К 1 июня подготовим справочную информацию с анализом и предложениями по совершенствованию исполнения данного поручения», – отметил Министр.
По информации
БЕЛТА
Традиционные письма и цифровые сервисы. Развитие «Белпочты» обсудили на совещании у Александра Турчина
На совещании у Премьер-министра Александра Турчина обсудили будущее РУП «Белпочта» – от традиционных писем до цифровых сервисов и e-commerce, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
С руководством Министерства связи и информатизации и «Белпочты» детально рассмотрены основные направления повышения эффективности функционирования национального почтового оператора, в том числе с учетом изменения подходов к оказанию ряда традиционных почтовых услуг.
Отдельное внимание уделено оказанию услуг по пересылке письменной корреспонденции и доставке средств массовой информации наряду с активным развитием цифровых услуг и сервисов.
«Каждое направление должно обеспечивать положительный результат с учетом стратегических решений по его развитию», – подчеркнул Премьер-министр.
Как отметила гендиректор «Белпочты» Светлана Юркевич, благодаря развитой инфраструктуре и логистике почтовый оператор активно участвует в сегменте электронной торговли, обеспечивая во взаимодействии с электронными площадками доставку заказов до каждого населенного пункта страны, а также развивает собственный интернет-магазин, реализуя там как почтовую продукцию, так и потребительские товары белорусских производителей.
По информации
БЕЛТА
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Информресурс об управленческих кадрах и госслужащих заработает в Беларуси к 2027 году
В Беларуси к 2027 году заработает информационный ресурс об управленческих кадрах и государственных служащих. Об этом журналистам сообщил начальник главного управления кадровой политики Администрации Президента Беларуси Алексей Гуйда перед началом республиканского семинара «Кадры 2026–2030. Прикладные аспекты», который проходит на базе Академии управления при Президенте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В ряду приоритетных задач сегодня – цифровизация кадровой политики. Мы уже приступили к созданию автоматизированной информационной системы «Кадры», которая позволит консолидировать персональные данные кадров в едином ресурсе, оптимизировать каналы межведомственного взаимодействия, ускорить принятие кадровых решений, расширить возможности формирования кадровых резервов и постепенно уйти от бумажного производства в электронное. Начало эксплуатации ресурса – ориентировочно 2027 год», – рассказал Алексей Гуйда.
Он отметил, что в стране главой государства уделяется пристальное внимание вопросам реализации государственной кадровой политики. «Она выстроена, сформировались определенные традиции, которые апробированы временем. Но время, конечно же, не стоит на месте. И в январе 2024 года глава государства утвердил новую Концепцию государственной кадровой политики. Правительством утвержден соответствующий план по ее реализации. Администрация Президента, которая призвана осуществлять контроль за реализацией государственной кадровой политики, проводит сегодня семинар-совещание, на котором будет рассмотрен проект программы по кадровому обеспечению отраслей экономики и сфер деятельности», – проинформировал начальник главного управления.
Разработчиком проекта выступило Министерство труда и социальной защиты. «Мы обсудим положения этого проекта отраслевой программы, выработаем наиболее оптимальные пути, чтобы все государственные органы, местные исполнительные органы утвердили у себя соответствующие документы и работали по ним следующую пятилетку. Глава государства поставил четкую задачу – нужно подготовить и привести к управлению страной новое поколение людей. Это касается и системы государственного управления, и всех сфер деятельности. Помимо этого, мы затронем вопросы, касающиеся деятельности кадровых служб государственных органов, местных исполнительных органов. Мы должны сориентировать их на то, что пора уходить от кадрового делопроизводства и заниматься непосредственно кадровой политикой, то есть полноценно управлять процессами становления, подготовки и продвижения молодых кадров в управленческой сфере и в сфере экономики. Конечно же, реализация кадровой политики зависит прежде всего от исполнительской дисциплины, потому что, как и во всех сферах деятельности, здесь во главе всего человек, то есть внимание к человеку, к его развитию. Государство предоставляет все возможности для самореализации. Мы только должны взять и помочь направить определенные кадры в их самореализации», – подчеркнул Алексей Гуйда.
В семинаре принимают участие руководство главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Академии управления, руководители кадровых служб республиканских органов государственного управления и областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома.
По информации
БЕЛТА
Страны СНГ выступают за госконтроль над системами ИИ
Страны СНГ выступают за значительный государственный контроль над разработкой и системами искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью информационно-аналитическому изданию «Союзники. ОДКБ», сообщает
БЕЛТА.
«Стремительное развитие искусственного интеллекта приводит к большему количеству обсуждений о влиянии ИИ на различные сферы жизни. В рамках СНГ развитие ИИ обсуждается на различных уровнях – Совет глав государств, Совет министров иностранных дел и в повседневной работе органов СНГ. В частности, Советом глав государств 8 октября 2024 года принято заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения», – отметил генсек СНГ.
Он уточнил, что в заявлении признается значимый потенциал ИИ для экономического развития стран СНГ и необходимость развития сотрудничества в данной сфере. При этом указывается, что сотрудничество в области искусственного интеллекта должно развиваться в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
По его словам, страны СНГ считают, что всеобъемлющее сотрудничество по развитию ИИ может быть достигнуто на различных международных площадках, в том числе в рамках ООН.
«Государства – участники СНГ, демонстрируя чувство ответственности за будущее человечества, признают необходимость значительного государственного контроля над разработкой и системами ИИ и обеспечения надлежащей защиты данных при создании и обучении моделей искусственного интеллекта; недопущение принятия решений искусственным интеллектом в нравственных вопросах или аспектах, связанных с благополучием и жизнью человека», – подчеркнул Сергей Лебедев.
По информации
БЕЛТА