Администрация Президента. Компетентно: обновленная Концепция государственной кадровой политики
Первым указом в нынешнем году, объявленном в стране Годом качества, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко утвердил обновленную Концепцию государственной кадровой политики. И в этом, несомненно, видится глубокий смысл. В новой версии концепции обеспечена преемственность по отношению к ранее принятым документам, учтены современные риски и угрозы кадровой безопасности страны, как наша отечественная практика, так и общемировые тенденции развития трудовых отношений. Цель – формирование кадрового потенциала, способного обеспечивать эффективное решение актуальных и перспективных задач общественно-политического и социально-экономического развития страны. А также создание условий и механизмов, направленных на обеспечение кадровой безопасности Беларуси.
Кадровые вызовы XXI века
Современное общество и трудовые отношения развиваются в условиях ускоренного научно-технологического прогресса, отмечается в обновленной концепции. Цифровизация экономики, внедрение искусственного интеллекта ведут к усложнению профессиональной деятельности, отмечается в этом документе:
«На фоне возрастающей потребности в квалифицированных кадрах, обладающих новыми компетенциями, снижается спрос на профессии, связанные с выполнением формализованных повторяющихся операций. Зарубежные компании и транснациональные корпорации различными, порой агрессивными способами ведут борьбу за перспективных специалистов и талантливую молодежь. Это делает нашу страну уязвимой в вопросе обеспечения кадровой безопасности».
В концепции также отмечается смена ценностных ориентиров и предпочтений новых поколений работников:
«Профессиональная деятельность ассоциируется с более комфортными условиями труда, возможностями для самореализации и карьерного роста, что влечет необходимость изменения подходов к управлению кадровым потенциалом молодежи».
Принципиальная новизна
Обновленная концепция разрабатывалась межведомственной рабочей группой, созданной в Администрации Президента, с учетом предложений Правительства, обеих палат Национального собрания, Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома с привлечением ученых Академии управления при Президенте.
В результате этой большой и слаженной работы получился документ, представляющий собой принципиально новый вариант действовавшей более 20 лет Концепции государственной кадровой политики.
Она, напомним, была утверждена еще летом 2001 года и к настоящему времени во многом утратила свою актуальность.
Вместе с тем разработчиками обновленной концепции была обеспечена преемственность по отношению к ранее принятым документам в области кадровой политики, дисциплины труда и занятости без кардинальных преобразований.
ВАЖНО
Обновленная концепция в отличие от предыдущей распространяет положения государственной кадровой политики не только на государственный сектор, но и на частный. При этом именно государство в лице государственных органов определяет ее стратегию и тактику.
Целостность и единство
Концепция устанавливает единые подходы к формированию и реализации государственной кадровой политики, которая понимается как «деятельность государства по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на решение актуальных и перспективных экономических, социальных и политических задач, а также по обеспечению кадровой безопасности».
Обновленной концепцией определены цели государственной кадровой политики, ее задачи и принципы, а также основные понятия, в том числе новые:
«Кадровая безопасность – состояние защищенности государства, отраслей экономики и сфер деятельности, регионов и организаций от внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз, связанных с кадрами и их потенциалом».
В документе раскрыты функции и роль в решении задач государственной кадровой политики всех ее субъектов – от Президента и Всебелорусского народного собрания до организаций всех форм собственности.
ВАЖНО
Обновленная концепция базируется на национальной модели кадровой политики, принципы и ориентиры которой эволюционным путем сформированы Главой государства. Сущность этой модели – активное участие государства в кадровых и социально-трудовых процессах.
Принципы государственной кадровой политики:
- законность;
- реализация прав и свобод человека;
- баланс интересов личности, общества и государства;
- социальная справедливость;
- социальная ответственность;
- патриотизм и гражданственность;
- профессионализм и компетентность;
- равное вознаграждение, основанное на обеспечении справедливой и равной оплаты труда за равный труд;
- научность;
- преемственность в работе с кадрами;
- межведомственное взаимодействие.
Основные задачи государственной кадровой политики:
- вовлечение трудоспособного населения в трудовую деятельность;
- обеспечение качественного кадрового потенциала;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах;
- эффективное использование трудовых ресурсов;
- оптимальное распределение трудовых ресурсов между отраслями и регионами страны;
- совершенствование системы подбора и расстановки кадров с учетом их квалификации, профессиональных и личностных качеств, а также работы с резервами кадров;
- мотивация эффективного труда;
- повышение профессионализма и компетентности работников;
- совершенствование форм и методов оценки кадров и результатов их деятельности;
- обеспечение правовых гарантий и создание условий для работы и профессиональной карьеры.
Об оценке эффективности
Эффективность реализации государственной кадровой политики оценивается с учетом достижения показателей социально-экономического развития страны. При этом учитываются ситуация на рынке труда, степень дисбаланса в спросе и предложении кадров, системность работы руководителей с кадрами, гражданская позиция работников и другие показатели.
Концепция позволит придать деятельности по формированию кадрового потенциала Беларуси более системный и скоординированный характер. Документ призван стать методическим ориентиром для кадровых служб и каждого руководителя, на которого возлагается персональная ответственность за кадровую работу.
Пути обеспечения государственной кадровой политики:
- жесткая производственно-технологическая, исполнительская и трудовая дисциплина;
- фундаментальные и прикладные исследования и разработки научно-методических рекомендаций;
- подготовка научных кадров высшей квалификации для государственно значимых сфер и организаций;
- совершенствование механизма их закрепления в отраслях экономики;
- совершенствование инструментов и методов информационного сопровождения государственной кадровой политики;
- финансирование мероприятий по ее реализации за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций и иных не запрещенных законодательством источников.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Сергеенко, Глава Администрации Президента Республики Беларусь:
– Все мы понимаем, что достижение экономических результатов обеспечивают квалифицированные специалисты. От рабочего до руководителя предприятия, организации и министерства.
Сегодня в стране выстроена многоуровневая система работы с кадрами. Для повышения качества этой работы указом Президента утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Можно сказать, что сделан первый шаг в реализации стратегии Года качества.
Определены механизмы системного контроля работы с кадрами, согласованных действий всех субъектов по развитию кадрового потенциала на республиканском и региональном уровнях, совершенствования системы подготовки кадров, регулирования процессов трудовой занятости и иные меры. Особый акцент сделан на повышении ответственности руководителей за состояние работы с кадрами.
Приоритетные направления
В концепции определены приоритетные направления кадровой политики. Среди общих направлений: противодействие угрозам кадровой безопасности, совершенствование механизмов прогнозирования кадровой потребности, стимулирование кадров к повышению производительности труда и уровня квалификации, а также упорядочение процессов трудовой миграции.
Приоритетами на макроэкономическом уровне являются обеспечение подготовки востребованных специалистов, эффективное использование кадров и создание условий для полной занятости, на региональном – формирование благоприятной среды и условий для закрепления кадров на местах.
Обновленной концепцией подчеркивается важнейший аспект современности.
На государственной службе необходимо обеспечить стабильность государственного аппарата, управляемость кадровым составом, действенность системы подбора и расстановки кадров.
Механизмы достижения приоритетных направлений кадровой политики
Выстраивание руководителями всех уровней системной работы с кадрами и значительное повышение их персональной ответственности за надлежащее кадровое обеспечение.
Обеспечение согласованности действий всех субъектов по развитию кадрового потенциала на республиканском и региональном уровнях (от определения общей потребности экономики в кадрах до разработки и реализации региональных и отраслевых кадровых программ с выходом на микроуровень стратегического видения кадровой политики организаций и предприятий).
Совершенствование молодежной кадровой политики (подготовка к сознательному выбору будущей профессии, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание дополнительных условий и стимулов для закрепления на рабочих местах молодых кадров).
Развитие системы подготовки кадров, регулирования процессов трудовой миграции, а также цифровизация кадровой работы.
По информации « СБ. Беларусь сегодня», 12 января 2024 г.