Петр Миклашевич: через избирательную кампанию граждане участвуют в решении задач государства
Через участие в избирательной кампании граждане Беларуси участвуют в решении задач государства и общества, заявил журналистам Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Сегодня я выражаю уверенность, что граждане нашей страны примут активное участие в едином дне голосования, реально реализуют свое право по формированию представительных органов власти, право участвовать в решении государственных дел через своих представителей, то есть избранных депутатов, которые будут представлять и защищать их интересы», – сказал Петр Миклашевич.
По его словам, участие в электоральной кампании – конституционное право и конституционный долг каждого гражданина. В соответствии с Конституцией единственным источником государственной власти и суверенитета является народ. Он осуществляет свою власть путем избрания и делегирования полномочий соответствующим органам представительной власти, которые от имени народа решают стоящие перед обществом и государством задачи.
«Поэтому, безусловно, все граждане должны принять активное участие в избирательном процессе, тем самым они будут делегировать представителям народа от их имени решать задачи, стоящие на данном этапе развития общества и государства», – отметил Председатель Конституционного Суда.
Петр Миклашевич реализовал свое конституционное право и отдал голос сегодня на участке для голосования № 520 в Минске. В комментарии журналистам он отметил, что Избирательный кодекс допускает возможность досрочного участия в избирательной кампании. «Я по объективным причинам не смогу принять участие 25 февраля, поэтому сегодня воспользовался этим правом и принял участие в досрочном голосовании. Это не противоречит положениям Конституции и нашего избирательного законодательства», – сказал он.
Председатель Конституционного Суда напомнил, что согласно обновленной Конституции Беларуси выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Реализация данного конституционного положения, во-первых, дает возможность рационально и оптимально использовать организационные и финансовые средства при подготовке и проведении избирательного процесса. Во-вторых, это позволяет общественно-политическим силам, политическим партиям, общественным объединениям проводить агитационно-разъяснительную работу во всех регионах страны. В-третьих, после проведения единого дня голосования у депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов начинается одновременно пятилетний срок полномочий. Это дает возможность в дальнейшем при формировании Всебелорусского народного собрания, высшего представительного органа народовластия, сформировать из числа депутатов различного уровня качественный состав делегатов от представительных органов власти.
По информации БЕЛТА
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с заинтересованными проанализирует практику применения избирательного законодательства и разработает возможные его дополнения, сообщил корреспонденту БЕЛТА Председатель ЦИК Игорь Карпенко.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Понятно, что ЦИК не обладает правом законодательной инициативы. Но мы создадим рабочую группу от всех заинтересованных и в течение 2025–2026 годов сформулируем конкретные правки, которые необходимы. А в 2027-м войдем в план законопроектной деятельности», – рассказал Игорь Карпенко.
После того, как все предложения будут саккумулированы, будет проведен их тщательный анализ. «Например, с мест предложили продлить немного работу районных комиссий, потому что заканчиваются выборы и сразу после подведения итогов, когда ЦИК принимает постановление, их деятельность прекращается. Но еще после этого поступают какие-то обращения граждан, требуется уточнение некоторых вопросов, а комиссия уже не работает, потому что завершились ее полномочия», – уточнил глава ЦИК.
Председатель ЦИК сегодня встретился с коллективом БЕЛТА и вручил представителям информационного агентства благодарственные письма.
По информации БЕЛТА
Молодежь должна понимать, как функционирует избирательная система, и знать ее особенности. Такое мнение высказал в Бресте Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко, передает корреспондент БЕЛТА.
«Сейчас это одна из новых функций Центральной избирательной комиссии – работа по правовому просвещению наших граждан, включая молодежь. Эта функция появилась в результате изменения избирательного законодательства по итогам конституционного референдума 2022 года. Поэтому мы на системной основе встречаемся, общаемся. Молодежь должна понимать, как функционирует избирательная система, знать ее особенности. Молодые люди должны понимать, что наша избирательная система – самодостаточная и ничем не уступает другим избирательным системам, которые есть в современном мире в других государствах», – подчеркнул Игорь Карпенко. Для обучения молодых людей в том числе применяется подход «равный обучает равного». Это позволяет в доступной форме доносить информацию об избирательной системе.
Он обратил внимание, что за годы независимости Беларуси представители западных стран пытались внушить мысль об «ущербности нашей избирательной системы», указывали, по их мнению, на какие-то недочеты. «Могу ответственно сказать: по результатам президентской избирательной кампании у нас есть четкие заключения международных экспертов, наблюдателей международных организаций (таких как миссия СНГ, ШОС, Панафриканский парламент). Они делали свои заключения, которые четко сказали, что выборы прошли в соответствии с нашим национальным законодательством и соответствовали в полной мере все процедуры этому национальному законодательству. Второе – выборы соответствовали тем международным стандартам, под которым мы подписались», – заметил Председатель ЦИК.
Программа посещения Бреста Игоря Карпенко включает встречу с учащимися Брестского государственного политехнического колледжа. Также он принял участие в церемонии чествования организаторов выборов. «Традиционно ЦИК выезжает в регионы по итогам избирательной кампании. Это не просто сказать людям спасибо, – сказал Игорь Карпенко. – Это еще диалог с теми людьми, которые на практике реализуют избирательное право, организуют избирательный процесс. Это в первую очередь связано с тем, что мы анализируем, как прошла компания, что нам необходимо сделать, что нам необходимо подправить, какие были допущены, может быть, недочеты и ошибки. Понятно, что человеческий фактор все равно какую-то роль играет (все-таки порядка 60 тыс. человек задействовано только в работе комиссий)». Такие встречи и анализ – подспорье для проведения предстоящих выборов в 2029 и 2030 годах.
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, заявила журналистам заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Юридическое сообщество, которое непосредственно принимало участие в подготовке проекта Конституции, приложило все возможные усилия для того, чтобы нормы Основного Закона были юридически точными и содержательно выверенными, – сказала Наталья Карпович. – Сегодня мы обсуждаем, как реализуются нормы Конституции в правоприменительной практике, нашем нормотворчестве, как на основе Конституции реализуются основополагающие ценности, как они претворяются в жизнь. Кроме того, в каком направлении необходимо направить наши усилия, чтобы наше законодательство в полной мере обеспечивало реализацию этих ценностей, а также было востребовано нашим обществом, реальным инструментом обеспечения прав и свобод граждан».
Заместитель председателя Конституционного Суда отметила, что в подготовке изменений в Конституцию приняло участие большое количество граждан. «Это представители научной сферы, общественных организаций, различные специалисты и практические работники. В этой работе мы определили те задачи, которые должны были быть решены при подготовке изменений в Конституцию. Заново переосмыслили те важнейшие цели и ценности, к которым идет наше общество, которые должны быть защищены нормами Основного Закона», – добавила она.
«Эта работа объединила всех нас, наше общество в целом. И когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, – уверена Наталья Карпович. – На основе конституционных норм состоялись такие важнейшие события, как выборы высших конституционных органов власти. Также действует в конституционном статусе наш высший представительный орган народовластия ВНС, который уже принял важнейшие документы в сфере национальной безопасности. Тем самым определив наши приоритеты и направления деятельности по предотвращению возможных негативных последствий влияния каких-то факторов на жизнь нашего общества и государства».
Наталья Карпович акцентировала внимание, что и дальше планируется внедрять в практическую жизнь все конституционные положения. «На основе одной Конституции в настоящее время защищаются наши семейные ценности, права социально незащищенных слоев населения. Проводится огромная работа по организации вовлечения нашей молодежи в общественную деятельность для того, чтобы в полной мере использовать потенциал молодых людей на благо общества и государства. В этом направлении нам еще предстоит значимая работа», – добавила она.
По информации БЕЛТА