НЦИС: эффективное регулирование авторского права – залог культурного процветания и развития экономики
Эффективное регулирование авторского права – залог процветания культурного развития и экономики. Таким мнением поделился первый заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Курман в ходе образовательного семинара «Авторское право в условиях цифровой трансформации», предает корреспондент БЕЛТА.
Образовательный семинар прошел в Национальной библиотеке Беларуси в Всемирный день книги и авторского права, а также в преддверии Международного дня интеллектуальной собственности. Он собрал руководителей и специалистов Национального центра интеллектуальной собственности, Белорусского государственного университета, сотрудников библиотек и других информационных учреждений страны. «В современном мире защита и охрана интеллектуальной собственности приобретает важное значение. Эффективное регулирование авторского права в эпоху цифровой трансформации является залогом культурного процветания и развития экономики любого государства. В условиях новых политических и экономических вызовов эта тема как никогда актуальна», – отметил Алексей Курман.
Он также добавил, что сегодня передовые позиции в мировых рейтингах занимают экономики, где активно создаются и внедряются инновации, результаты интеллектуальной и творческой деятельности человека. «Творческий потенциал неизменно остается одним из мощнейших катализаторов научно-технического прогресса. У нас в стране применяется программный документ «О стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года». В нем определяются основные направления совершенствования национальной системы интеллектуальной собственности, в том числе и нашей сферы авторского права», – сказал замгендиректора.
Так сегодня, специалисты обсудили вопросы презумпции в авторском праве, охраны авторского права объектов, созданных искусственным интеллектом, вопросы совмещения норм авторского права и электронных библиотек, коллективного управления имущественными правами и ответственности за нарушение авторского права.
По информации БЕЛТА
Республиканский семинар по вопросам организации работы государственной службы занятости населения собрал в Гродно представителей Министерства труда и социальной защиты, региональных органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей из разных регионов страны, передает корреспондент БЕЛТА.
«Недавно принят закон о занятости, ряд других важных решений в этой сфере. Поэтому мы должны выстроить работу так, чтобы все инструменты, новации применялись максимально эффективно. Самое главное, чтобы мы работали с пользой для людей, были востребованы нашими предприятиями, помогая им закрывать необходимые вакансии. Чтобы помогали трудоустраиваться гражданам, в том числе из уязвимых категорий», – так обозначила цель встречи первый заместитель Министра труда и социальной защиты Татьяна Астрейко.
Она подчеркнула, что семинар в Гродно передает эстафету очень значимому мероприятию – республиканской ярмарке вакансий, которая будет предлагать молодежи новые инструменты выбора жизненного пути.
«Сегодня идет конкуренция нанимателей за трудовые ресурсы, и самый ценный ресурс – это молодежь, – отметила первый замминистра. – Если 15 лет назад было сложно найти работу, то сейчас рынок труда изменился, и уже наниматели конкурируют за каждого работника. Сегодня мы имеем порядка 198 тыс. вакансий. Уровень обеспеченности кадрами достаточно высокий – около 95 %. Вместе с тем экономика и ее потребности очень быстро меняются. Поскольку работник по своей квалификации должен соответствовать потребностям нанимателя, важное направление в нашей работе – обучение. В том числе обучение опережающее, то есть тем профессиям, которые появятся и будут востребованы в ближайшее время. Это в первую очередь рабочие профессии». Стоит задача – популяризировать рабочие профессии, показать, что в них можно зарабатывать хорошие деньги, порой даже большие, нежели у служащих.
Как особо подчеркнула Татьяна Астрейко, уровень занятости среди трудоспособного населения в Беларуси очень высокий, уровень безработицы находится на минимально низких отметках. У нас также низкий уровень скрытой безработицы: имеющиеся в стране трудовые ресурсы задействованы максимально.
Первый день семинара прошел на площадке гродненского ОАО «Белкард». Участники обсудили практику взаимодействия службы занятости и нанимателей в рамках реализации дорожных карт сотрудничества по подбору и обучению персонала, вопросы привлечения иностранной рабочей силы, закрепления кадров. Сегодня обсуждаются пути и формы максимально эффективного применения законодательных новаций в интересах экономики страны и ее граждан.
По информации БЕЛТА
Государство предоставляет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан. Такое мнение выразил Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По словам Геннадия Трубило, по состоянию на 1 января 2025 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 558,4 тыс. человек, или 6,1 % населения страны. «За пять лет количество состоящих на учете граждан уменьшилось, что свидетельствует о предоставлении государством действенных механизмов для улучшения гражданами своих жилищных условий, в том числе путем получения арендного жилья», – отметил он.
Общий порядок распределения арендного жилья республики урегулирован Жилищным кодексом, и он предусматривает определенные подходы. «Часть арендного жилья (40 % в областях, в Минске – 60 %) предоставляется гражданам на период трудовых и служебных отношений. Это обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для проживания граждан во время выполнения своих обязанностей по месту работы и службы. Арендным жильем обеспечивается государственный аппарат, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, военнослужащие, молодые специалисты и иные категории работников, в том числе из социальных сфер. Остальная часть распределяется в общем установленном порядке среди граждан, которые состоят на учете нуждаются в улучшении жилищных условий», – пояснил Министр.
В целях обеспечения доступности жилья 27 января Глава государства подписал Указ № 38 об особенностях предоставления и использования арендного жилья, который направлен на расширение полномочий местных органов власти по принятию решений о предоставлении такого жилья гражданам наиболее востребованных профессий и специальностей. «Подписанный Указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное», – добавил глава отрасли.
По информации БЕЛТА
Министр архитектуры и строительства Александр Студнев рассказал на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», какие вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Принятие концепции государственной жилищной политики до 2030 года – очередной важный шаг для системного и устойчивого развития жилищной сферы, а также для увеличения благосостояния граждан и роста экономики, отметил Александр Студнев. По его словам, этот документ определяет ключевые приоритеты, механизмы и инструменты решения актуальных проблем в области обеспечения граждан доступным и комфортным жильем.
«За суверенную историю Беларуси жилищный фонд увеличился на 73,6 млн кв.м. При этом только в этой пятилетке планируется построить 21,4 млн кв.м жилья. В результате проводимой государственной политики количество очередников с 2010 года уменьшилось с 855,6 тыс. до 558,4 тыс. человек», – подчеркнул Министр. Если говорить в процентах, то очередников стало меньше почти на 35 %.
Объемы строительства жилья по итогам 2024 года позволили достичь обеспеченности квадратными метрами на одного человека в размере 30,4 кв.м, в то время как в 1995 году этот показатель составлял всего лишь 19,7 кв.м, добавил Министр. При этом соблюдается установленное Директивой Главы государства соотношение стоимости одного метра жилья с господдержкой к среднему уровню заработной платы.
«Ежегодно улучшают свои жилищные условия в среднем 25 тыс. семей. Проводимая государственная политика предоставляет возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий построить жилье с использованием льготных либо субсидированных кредитов. А социально незащищенным гражданам, детям-сиротам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и иным малообеспеченным гражданам – получить социальное либо арендное жилье. Для этого правительством ежегодно устанавливается задание по вводу жилья и определяются источники и объемы финансирования в рамках госпрограммы строительства жилья», – рассказал Александр Студнев.
Тем не менее в области реализации жилищной политики имеются вопросы. В частности, депутатский корпус отмечает среди них низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Второй вопрос – недостаточные объемы строительства арендного жилья, потому что спрос на него опережает предложение, особенно в больших городах. «Вместе с тем арендное жилье является действенным механизмом, позволяющим в первую очередь решать задачи привлечения и закрепления востребованных кадров на местах. Такое жилье в Беларуси строится с 2012 года, и первый дом был построен в Минске. В последующие годы объемы строительства арендного жилья государственного жилфонда возрастали, но незначительно, поскольку оно строится исключительно за счет бюджетных средств», – объяснил Министр.
Следующий вопрос – необходимость улучшения жилищных условий очередников, не имеющих права на господдержку, при ограниченных объемах арендного жилфонда и высоких процентных ставках по коммерческим кредитам. Решением этой проблемы может стать система жилищных строительных сбережений, подчеркнул Министр. Реализация этой системы уже начата Белинвестбанком, в ближайшее время ожидается ее запуск Беларусбанком.
Устаревший жилфонд Александр Студнев также назвал одним из вопросов, требующих решения. «Выход из ситуации – обеспечение поэтапной реконструкции и реновации жилищного фонда», – подчеркнул он. Глава отрасли резюмировал, что все эти вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике.
По информации БЕЛТА
10 апреля 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание семинара-совещания Палаты представителей на тему «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года».
В семинаре приняли участие депутаты Палаты представителей, руководитель Аппарата Совета Министров, министры архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, председатели комитетов по архитектуре и строительству Минского облисполкома и Мингорисполкома, представители других государственных органов и организаций, депутаты Гродненского городского Совета депутатов.
Обращаясь к участникам мероприятия, Председатель Палаты представителей отметил, что Концепция, определяющая стратегические направления обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, стала результатом деятельности межведомственной рабочей группы с участием депутатского корпуса.
Он напомнил позицию Главы государства по этому вопросу: «Жилье – это не просто квадратные метры, стены и крыша над головой, а основа стабильности и благополучия каждой семьи, условие для реализации потенциала граждан и важный элемент социальной справедливости. Строить надо там, где есть потребность в кадрах».
Поставленные задачи требуют комплексных решений, работы на перспективу, учета демографических вызовов и интересов будущих поколений, сказал И.П.Сергеенко.
Он обратил внимание на то, что Концепция содержит ряд вопросов, решение которых требует незамедлительного принятия мер, в том числе законодательного характера.
Во-первых, это критическое состояние жилищного фонда – 190 тыс. м2 аварийного жилья, преимущественно в сельской местности. Более 9 % жилья не оборудовано водопроводом, 11 % – канализацией, почти 20 % – горячим водоснабжением. При этом в стране числится 110 тыс. жилых домов, а также более 17 тыс. квартир, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.
Во-вторых, сохраняется дисбаланс в развитии регионов и отток населения в крупные города. Эта проблема постоянно усугубляется.
В-третьих, озабоченность вызывает ситуация с обеспечением жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс., а также для детей-сирот – 864 при потребности более 27 тыс. Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях граждан.
Призывая участников семинара к обмену мнениями, Председатель Палаты представителей подчеркнул, что Концепция государственной жилищной политики до 2030 года является отправной точкой для решения задачи повышения доступности жилья в стране. И сегодняшний диалог должен стать основой для конкретных законодательных инициатив.
Далее выступали основные докладчики. Об основных направлениях Концепции государственной жилищной политики до 2030 года депутатов проинформировал Министр архитектуры и строительства Студнев А.В.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Шваюнов А.О. доложил о государственной поддержке при жилищном строительстве.
С докладом на тему «Новеллы в жилищном законодательстве. Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных профессий. Приобретение жилых помещений государственного жилищного фонда в сельской местности» выступил Министр жилищно-коммунального хозяйства Трубило Г.А.
О градостроительном обеспечении реновации в Республике Беларусь информацию представил директор унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Хижняк А.Н.
Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей поблагодарил всех участников и выступающих за качественную подготовку докладов и подчеркнул:
«Мы увидели направление дальнейшей реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года. Концепция – стратегический документ, который наполняется конкретным содержанием, в том числе и в виде тех указов по жилищному строительству, которые действуют и которые сегодня совершенствуются.
Мы увидели основные новеллы этих проектов, соответствующие реалиям сегодняшней жизни. В этом году на площадку Палаты представителей законопроекты по данному направлению, скорее всего, не поступят, и все будет регламентироваться в основном указами».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
31 марта 2025 года под председательством И.П.Сергеенко в Палате представителей прошел семинар на тему «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе».
Целями мероприятия являются изучение проблемных вопросов практики применения действующего законодательства об охране и использовании земель, в том числе отдельных вопросов, возникающих в судебной практике рассмотрения земельных споров и иных дел, связанных с применением законодательства об охране и использовании земель, анализ основных направлений планируемой корректировки законодательства в указанной сфере.
В семинаре приняли участие депутаты, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств, РУП «Проектный институт Белгипрозем», областных и Минского городского Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, землеустроительных служб.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился Председатель Палаты представителей. Он отметил, что тематика семинара обусловлена включением в план подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденный Главой государства, проекта Закона по вопросам регулирования земельных отношений.
Практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствуют о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса, сказал И.П.Сергеенко.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Председатель Палаты представителей. – Сегодня люди также просят расширить сферу действия института земельной амнистии в части оснований ее применения и круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах по земельным вопросам. «По информации Правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил И.П.Сергеенко.
Наконец, в четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
Отметив, что депутатским корпусом ведется систематизация предложений по совершенствованию земельного законодательства, И.П.Сергеенко призвал участников семинара предметно рассмотреть выносимые на обсуждение вопросы и наметить ориентиры дальнейшей работы в этом направлении.
Затем заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. выступил с докладом, в котором привел анализ действия норм законодательства об охране и использовании земель.
О применении земельного законодательства организациями по землеустройству при изъятии и предоставлении земельных участков проинформировал генеральный директор РУП «Проектный институт Белгипрозем» Абрагимович П.П.
Основные направления планируемой корректировки законодательства об охране и использовании земель осветила в своем выступлении заместитель начальника главного управления – начальник отдела регулирования земельных отношений главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Верина В.В.
Далее выступила председатель комитета землеустройства Минского горисполкома Тюптенкова Н.М., которая рассказала о реализации норм законодательства об охране и использовании земель на примере практики Минского горисполкома.
Доклад председателя Витебского областного Совета депутатов Демидова Д.В. был посвящен отдельным аспектам применения земельного законодательства при проведении работ по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов Витебской области.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Балашенко А.А. выступил с докладом на тему «Разработка градостроительных проектов – основа для упрощения процедуры изъятия и предоставления земельных участков».
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Левкович А.М. проинформировал участников семинара об отдельных вопросах совершенствования земельного законодательства на основе анализа судебной практики.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)