Утверждена Государственная инвестиционная программа на 2024 год
Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил Государственную инвестиционную программу на 2024 год. Соответствующий Указ № 119 Глава государства подписал 29 марта.
Всего в Государственную инвестиционную программу в этом году включены 120 объектов, 41 из которых планируется ввести в эксплуатацию. Намечено также начать финансирование строительства (реконструкции) 16 новых объектов, в том числе 4 объектов дорожного строительства, 2 детских домов семейного типа, 2 больниц, 4 инфраструктурных объектов.
На финансирование включенных в программу объектов предусмотрено около Br2,1 млрд, из них более 80 % – на реализацию государственных программ «Дороги Беларуси», «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Обеспечение правопорядка», «Аграрный бизнес», «Пограничная безопасность», «Образование и молодежная политика», «Строительство жилья» и других.
Государственные капитальные вложения и средства фонда национального развития распределены на социальные объекты, включая объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, станции обезжелезивания воды, арендное жилье, в том числе для военнослужащих.
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 10 месяцев составил 101,5 %.
Лидерство по вкладу и темпам роста ВДС сохраняют строительство (109,5 %), информация и связь (103,5 %) и транспорт (102,6 %).
За 10 месяцев введено в эксплуатацию более 3,2 млн кв. метров жилья – 108 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Динамика в IТ-сфере связана с увеличением численности работников и заказов на отечественный софт.
Результаты в транспортной сфере обусловлены ростом пассажирооборота на 6,6 %.
Наблюдается некоторое замедление темпов в производственных отраслях: темп промышленного производства составил 98,7 %.
В сельском хозяйстве выпуск продукции ускорился по сравнению с прошлым периодом на 0,9 п.п. и за январь – октябрь 2025 г. составил 99,9 %. Обеспечен рост в животноводстве – 102,4 %: увеличилось производство молока – 104,8 %, яиц – 104,9 %. В растениеводстве объемы производства снижены на 2 %, что обусловлено смещением сроком уборки кукурузы на зерно, вызванным весенними заморозками, снижением производства плодов и ягод.
Экспорт товаров и услуг в январе – сентябре на 0,7 % выше уровня аналогичного периода прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны дальней дуги. Высокими темпами растет экспорт услуг: «плюс» 15,6 %. Основные драйверы – транспорт и строительство.
Третий месяц подряд замедляется годовая инфляция: в октябре она составила 6,9 %.
По итогам января–октября сохраняется устойчивый тренд прироста инвестиций в основной капитал – 13,2 %. Этому способствуют технологическое обновление и модернизация предприятий: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились на 17,3 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать опережающий рост уровня доходов населения – «плюс» 10,2 % по итогам 9 месяцев при прогнозе 3,8 %. Заработная плата в январе–сентябре 2025 г. превысила 2630 рублей. Средний размер пенсий составил порядка 930 рублей.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 ноября подписал Указ № 400, которым утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2026 год.
План сформирован Национальным центром законодательства и правовой информации путем детальной отработки предложений государственных органов, иных организаций и граждан.
При отборе законопроектов учитывались реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений и приоритетность их правовой регламентации.
В план включены 33 законопроекта, в том числе такие принципиально новые, как Кодекс о здравоохранении, Экологический кодекс, законы «О гражданской защите» и «Об иностранной безвозмездной помощи». Предусмотрена также подготовка иных законопроектов, направленных на системную актуализацию действующих законов.
Развитие районов Припятского Полесья и реализация соответствующей программы стали темами совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
«Повестка нашего совещания определена давно – вопрос развития Полесья до 2030 года, – сказал Глава государства. – Напомню, что данная программа – одно из ключевых предвыборных обещаний Президента полешукам. Выборы состоялись давно. Это не значит, что мы там ничего не делали. Очень много сделано».
Президент отметил, что в этом году в работе на Полесье чувствуются результаты. «Но это только маленькие первые шаги. Работы море», – предупредил белорусский лидер.
Глава государства рассказал, что недавно осмотрел все районы Полесья и имеет полное представление, как полешуки хозяйствуют на земле.
Программа до 2030 года охватывает девять районов, где живут 350 тыс. человек.
«Касаясь программы, мы должны знать и понимать, какие надо провести мероприятия в рамках программы и вне ее, чтобы полешуки заметили, да и вся Беларусь, что мы серьезно занимаемся Полесьем. С одной стороны. С другой – мы всегда должны помнить, а есть ли у нас на это деньги для того, чтобы эти мероприятия осуществить», – заметил белорусский лидер.
В этой связи он попросил в докладах уйти от «излишней советскости», чтобы в итоге не получилось так, что деньги выделили под какие-то задумки и планы, а результатов в итоге не заметили. «Как раз для этого нужны конкретные мероприятия, предприятия, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест (хотя это сегодня не самое главное), развитию Полесья на века, навсегда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Все должно быть точно просчитано, выверено и главное – в перспективе приносить экономическую отдачу. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Лишних денег в стране нет, – сказал Президент. – Мероприятия программы должны быть конкретными, укладываться в простой алгоритм: мы должны видеть цель, поставить перед собой определенные задачи и действовать на результат. Об этом я вас предупреждал. Как мне докладывают, в целом вы их оптимизировали. Однако по-прежнему они не обеспечены в полном объеме деньгами. И финансовый разрыв приличный».
Глава государства обратил внимание, что не хватает порядка Br400 млн, или 6 % общего объема средств, выделенных на программу (около Br6,5 млрд). В связи с этим Президент попросил дать конкретный ответ на главный вопрос: за счет каких финансовых источников планируется реализовать соответствующие мероприятия и что это будут за мероприятия.
Александр Лукашенко отметил, что курировать работу по выполнению программы будет истинный полешук Михаил Русый – уполномоченный представитель Главы государства в Брестской области и председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Президент коснулся ряда конкретных аспектов в развитии Полесья. Один из них – природные вызовы, которые требуют комплексных, системных решений и, возможно, крупных инвестиционных проектов. Сегодня Брестчина и Гомельщина – яркий пример того, что происходит с климатом. В этом плане стало принято ссылаться на постоянные засухи, обмеление рек и мелиоративных каналов, чего три-четыре десятка лет назад не наблюдалось в принципе. «Это как раз и есть эта «советскость» – вот по-старому мы все: «Обмелело, то плохо, это плохо…» – заметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на возможности и имеющиеся водные ресурсы, главный из которых – Припять: «Куда уходят эти воды? Ладно бы Украина пользовалась сполна днепровскими водами… В море уходят эти воды. Так почему же мы сегодня не думаем о том, что эту воду надо «повернуть вспять» тогда, когда нужно, и туда, куда нужно?»
В связи с этим Глава государства упомянул, что руководство Гомельской области предлагало ему вернуться к теме Днепро-Бугских каналов. Александр Лукашенко поручал председателю облисполкома Ивану Крупко внести предложение. «Он мне как внес предложение – у меня в глазах потемнело. Потому что таких огромных денег у нас просто нет», – сказал Президент.
Александр Лукашенко тем не менее отметил, что по поводу этой идеи надо еще посоветоваться со знающими и понимающими людьми, которые прониклись данной темой: «Если надо этим путем идти и это окупится и принесет результат Гомельской области – перекрестимся и начнем делать. Поэтому надо довести все до ума. Не то что где-то идею услышали хорошую и «бабахнули»: «Давайте деньги!». Надо понимать. Есть у нас деньги или нет, будут или нет, даст результат или нет. Если даст – будем искать деньги».
«Мы этот задел – системы Днепро-Бугских каналов – не загубили. И сегодня, когда нужна влага на полях, он может сильно пригодиться. Но мы не должны идти вслепую. Надо серьезнейшим образом этот вопрос проработать. Подумайте над формулой цены вопроса», – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил и о задачах по мелиорации, которая в нынешних условиях должна быть ориентирована не только на осушение, но и в том числе на обводнение территорий: «У нас часто засушит в Гомеле (почвы мы знаем гомельские), и нам нужна была бы водичка. Но об этом надо сегодня думать. Не осушать, а мелиорация – обводнение должно быть. Кстати, мы же и строили так эти мелиоративные системы. Просто надо восстановить это и работать. Это направление наших действий. От земли надо идти».
Президент ориентирует с учетом всех этих факторов выстраивать стратегию и тактику развития районов, включенных в программу развития районов Припятского Полесья, не забывая в то же время про обустройство территорий, прилегающих к Припяти, сохранение экологии реки и уникальнейшей природы.
«Природа уникальная, своеобразная. В мире нигде природы такой нет. И почвы весьма своеобразные. И я бы не сказал, если в целом взять, что они богатые. Песчаные почвы в основном. Но если по уму, то и на них можно получать соответствующие урожаи», – уверен Глава государства.
Президент также обратил внимание на туристический потенциал региона, который вообще не раскрыт, – от нацпарка до агроусадеб. «А это хорошие деньги, – заметил Александр Лукашенко. – Нам надо самим этим заниматься. Где-то что-то строить. Ведь для туристов сегодня важны не дворцовые эти интерьеры. Им хочется что-то из дерева, приехать отдохнуть с детишками. А это мы умеем делать. У нас для этого есть все. И делать это надо не то что быстро, а мгновенно. Потому что эта золотая жила уходит. Поэтому надо делать мгновенно, чтобы окупить недорогой проект и заработать на этом деньги».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Могу анонсировать, что мы уже практически завершили разработку программы поддержки предпринимательства на следующую пятилетку (2026–2030 годы). Отмечу, что мы с нашими коллегами в регионах и основными институтами поддержки подошли к этой задаче очень скрупулезно», – рассказал Юрий Чеботарь. Название программы – «Устойчивое предпринимательство». Там два основных блока – стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства и создание комфортного бизнес-климата. Предусмотрены мероприятия по развитию институтов поддержки бизнеса, созданию специальных информационных сервисов, внедрению новых инструментов поддержки МСП.
Планируется рост объемов финансирования поддержки бизнеса. «Объем средств в республиканском бюджете предусмотрен в два раза больше, чем в текущей пятилетке», – обозначил Министр. Вырастут объемы поддержки и из собственных средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, а также за счет местных бюджетов.
«Думаю, что этот инструментарий нам существенно поможет в обеспечении увеличения доли малого и среднего бизнеса», – заключил глава Минэкономики.
По информации БЕЛТА
