В Беларуси с 1 октября 2023 г. вступают в силу изменения в порядок регистрации валютных договоров
В Беларуси с 1 октября 2023 г. вступают в силу изменения в порядок регистрации резидентами валютных договоров на веб-портале «Регистрация валютных договоров» (далее – веб-портал). Изменения предусмотрены постановлением Правления Национального банка от 14 сентября 2022 г. № 345, которым была утверждена в новой редакции Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров.
Как сообщалось, инструкцией вводятся новые тип и подтип валютного договора, касающиеся смешанных валютных договоров, предусматривающих экспорт и импорт, выделяются в отдельные подтипы валютные договоры, предусматривающие оказание страховых услуг, посреднические договоры, а также вносятся другие изменения. В связи с этим на веб-портале обновлена регистрационная форма для валютных договоров, заполнение полей которой осуществляется в части как экспорта, так и импорта.
Обращаем внимание, что резиденты не обязаны перерегистрировать ранее зарегистрированные валютные договоры в соответствии с новыми типами и подтипами.
С информацией об основных изменениях порядка регистрации резидентами валютных договоров можно ознакомиться по ссылке. Также актуальная информация по общим и практическим вопросам регистрации валютных договоров размещена на странице «Веб-портал регистрации валютных договоров» официального сайта Национального банка в разделе «Часто задаваемые вопросы».
По информации Национального банка Республики Беларусь
9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20».
Данным постановлением:
- требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, преобразовано в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
- требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменено требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности, что в целом соответствует подходу в отношении эмитентов облигаций.
- в целях повышения конкурентоспособности отечественных профучастников, в том числе с учетом формирования общего финансового рынка ЕАЭС, снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – с 15 тыс. базовых величин до 10 тыс. базовых величин;
- конкретизирован перечень случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг при осуществлении ими своих служебных обязанностей;
- установлена возможность отсутствия квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося руководителем структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, при наличии квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося заместителем этого руководителя;
- конкретизирована возможность признания в качестве квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории.
Справочно. Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства»;
19 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 3 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 38».
Данным постановлением:
- расширен перечень действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа (предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи);
- изменен подход к определению условий совмещения профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Таким условием является то, что доля доходов профессионального участника рынка ценных бумаг от осуществления им деятельности, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, не превышает двадцати процентов от общей суммы полученных этим профессиональным участником рынка ценных бумаг за отчетный период доходов;
- в целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке исключено требование создания отдельного структурного подразделения для осуществления деятельности специализированного депозитария в случае осуществления специализированным депозитарием банковской деятельности, а также в случае совмещения деятельности специализированного депозитария с профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой представил членам Правления Национального банка нового Председателя Романа Головченко, который ранее занимал пост Премьер-министра Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«У вас профессиональная команда. Думаю, что Национальный банк способен выполнить все задачи, которые обозначил Президент. Назову их тезисно. Это в первую очередь важнейшие функции Национального банка совместно с Правительством – содействовать экономическому росту, обеспечивать ценовую стабильность, те параметры инфляции, которые утверждены нашими программными документами. Второе важное направление – это работа и государственных, и частных банков на экономику нашей страны. Инвестиции объявлены одним из безусловных драйверов экономического роста в этом году. Импортозамещающие, экспортно ориентированные проекты нуждаются в финансировании, в этой работе должны участвовать все наши банки, в том числе и за счет прибыли. Национальный банк хорошо развивает эту систему поддержки инвестиционной активности в Беларуси», – сказал Дмитрий Крутой.
Он также затронул тему реинвестирования прибыли, дивидендов иностранными и совместными компаниями с частным капиталом, которые работают на внутреннем рынке. «Понятно, что это очень тонкая тема, связанная с инвестиционным климатом страны, комфортными условиями для инвесторов. Конечно, мы должны предлагать все самое лучшее, но при этом делать так, чтобы инвесторы оставляли свои дивиденды, прибыли, капиталы у нас в стране. Реинвестирование – это одна из ключевых тонких тем, которыми Национальный банк будет в ближайшее время заниматься», – отметил Глава Администрации Президента.
Еще одна важная задача – содействие экспортерам. «Это в том числе новые трансграничные схемы финансирования и поддержки экспорта. Национальный банк проявил скорость и оперативность, оказал содействие в переориентации экспортных потоков на рынки дружественных стран. Думаю, нашим экспортерам в ближайшее время будет работать еще удобнее», – добавил Дмитрий Крутой.
Следующая важная тема – цифровые технологии. «Национальный банк является регулятором по многим важным направлениям, участвует в разработке и продвижении законодательства по крипторегулированию. Разные страны с разных стартовых площадок начали активно внедрять эти инструменты. Мы давно занимаемся подобной тематикой. Мне бы хотелось, с учетом опыта и компетенций Национального банка, чтобы он здесь играл ведущую роль. Токены, цифровой рубль – во всем, что касается новых технологий в банковской сфере, наш Национальный банк не отстает ни от кого в мире. Что-то мы уже внедрили, что-то еще в работе. Цифровая повестка – очень серьезный участок работы», – подчеркнул Глава Администрации Президента.
Особый акцент он сделал на финансовой грамотности населения. «Может быть, чуть более медийно, чуть более активно нужно действовать. Проблема финансового мошенничества, безусловно, обострилась в последние годы. Она очень сильно волнует наших людей. Банки и Нацбанк как регулятор в этом сегменте могли бы сделать больше. Прошу вас обратить на это внимание», – сказал он.
Дмитрий Крутой также выразил благодарность Павлу Каллауру, который 10 лет возглавлял Национальный банк. За этот период банковской и финансовой системе пришлось столкнуться со множеством вызовов, с санкционным давлением, но управленческие решения позволяли стабилизировать ситуацию, подчеркнул он. «Так что, Павел Владимирович, вы оставляете очень хорошее наследство», – добавил Глава Администрации Президента.
«Благодарен Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко за то высокое доверие, которое было мне оказано в непростые времена. Команда Нацбанка не дрогнула, профессионально и спокойно делала свою работу», – отметил Павел Каллаур.
По информации БЕЛТА
В Беларуси банковская система адаптировалась ко всем шокам и вызовам. Важность этого отметил журналистам Роман Головченко, который сегодня назначен на должность Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Банковская система адаптировалась к шокам и вызовам, – сказал Роман Головченко. – Конечно, сложности в работе возникают, потому что мы не можем игнорировать то, что происходит на внешнем контуре. Вернее, это влияет на нас таким образом, что мы не можем просто от этого отмахнуться».
«Тем не менее мы научились с этим жить и нашли свои пути», – подчеркнул руководитель Национального банка.
Обсуждая тему того, что банковская система находится под самым жестким санкционным давлением, Роман Головченко сказал: «Я уверен, что эта ситуация ненадолго, и здравый смысл возобладает».
Он также обратил внимание: «Грамотно распорядиться финансами и удерживать стабильность финансовой системы – ключевая задача для любого государства».
Роман Головченко упомянул о том периоде, когда начинал работать на посту Премьер-министра: «Это был 2020 год. И первое, на что таргетировались после выборов деструктивные силы – на расшатывание банковской системы… спровоцировать набег на банки и забрать депозиты, вот эти все фейковые новости, что не будут выдавать депозиты и так далее. Это неслучайно. Не потому, что это уязвимое место, а потому, что затрагивает каждого человека, его сбережения, его накопления, его финансовое планирование. Поэтому, безусловно, и тогда считал, и сегодня считаю и тем более буду считать, что финансовая система, ее стабильность – это критически важно для устойчивости не только экономики, но и государства в целом».
Руководитель Нацбанка также заметил: «Я думаю, мы хорошо усвоили уроки, которые у нас были, в том числе и ошибки, которые совершались в тех или иных экономических решениях. Это первое. Во-вторых, хочу сказать, что Правительство в тот период, когда я был премьер-министром, и руководство Нацбанка работали вместе, слаженно. В период каких-то обостряющихся тенденций регулярно собирались в правительстве, коллегиально рассматривали ситуацию, вырабатывая контрмеры».
В целом он резюмировал, что Правительство и Правление Национального банка очень конструктивно взаимодействовали. «Я уверен, что в таком же ключе совместная работа Правительства и Нацбанка сохранится и после сегодняшних кадровых назначений», – сказал новый руководитель Национального банка.
«Есть определенные задумки касательного того, что еще можно сделать, чтобы банковскую систему еще лучше мобилизовать – так, как мы мобилизовали работу экономики и достигли неплохих результатов. Поэтому есть определенные планы, надо их обсудить с профессионалами, банкирами. Видение того, что надо делать, у меня конечно есть», – поделился Роман Головченко.
Отвечая на вопрос, доволен ли новым назначением, он подчеркнул: «Я любую работу воспринимаю как новый вызов и новое поручение. Поэтому то, что Президент доверил мне руководить еще одним важнейшим элементом в системе государства – для меня это конечно большая честь и я готов к этой работе. Поэтому воспринимаю абсолютно спокойно, это новый вызов, новая работа, мне знакомая. Президент по-отечески сегодня всех напутствовал и это придает уверенности в будущей работе».
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 116.
Так, утверждены 2 профессиональных стандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности:
- специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг;
- техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрооборудования объектов телекоммуникаций.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи при Министерстве связи и информатизации.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для:
- должностей служащих «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» (код должности служащего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 2431-006), «Электромеханик связи» (код должности служащего – 3522-003); «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи» (код должности служащего – 2151-017);
- профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок» (3-7 разряды) (код профессии рабочего – 7412-079).
Одновременно постановлением исключены квалификационные характеристики должностей служащих «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи», «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» и «Электромеханик связи», содержащиеся в выпуске 16 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности», и тарифно-квалификационная характеристика профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок», содержащаяся в выпуске 54 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих «Работы и профессии рабочих связи», с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом квалификационной (тарифно-квалификационной) характеристики.
Постановление вступило в силу 9 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В целях совершенствования подходов по регулированию тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике приняты следующие постановления Министерства здравоохранения:
от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
С целью совершенствования действующих нормативных документов для расчета тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, а также в связи с изменениями, связанными с внедрением новых методов лабораторной диагностики с использованием современного оборудования и материалов, исключения из практики устаревших методов исследования, изменения структуры документа в сторону оптимизации, упрощения, постановлением устанавливаются переработанные (актуализированные) нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями;
от 28 января 2025 г. № 14 «О предельных максимальных тарифах на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление предусматривает введение обновленной номенклатуры услуг по лабораторной диагностике идентичной постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление включает в себя 237 предельных максимальных тарифов.
Тарифы установлены с учетом внедрения новых методов, не учтенных ранее, автоматизации ряда исследований, исключения из практики устаревших методов;
от 19 февраля 2025 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 129».
Постановлением вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
Постановлением исключаются нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования;
от 19 февраля 2025 г. № 23 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13».
Постановлением исключаются из постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» предельные максимальные тарифы на услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования.
Официальный комментарий: принятые документы Министерства здравоохранения актуализированы по ряду вопросов. Так, установлены новые нормы времени, расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике, предельные максимальные тарифы на новые услуги по лабораторной диагностике с учетом внедрения новых методов. Ряд внедренных в практику методов в предыдущих документах не был учтен. Так же, как и введение автоматизации ряда исследований. Исключены из практики устаревшие методы. Изменена структура документа в сторону оптимизации и упрощения.
В документах вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по лабораторной и инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
В связи с необходимостью приведения прейскурантов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике в соответствие с установленными нормами, постановления вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь