06.09.2023
Центр защиты персональных данных удаляет из сети информацию о 200 тыс. несовершеннолетних
Национальный центр защиты персональных данных завершает работы по удалению из сети информации о 200 тыс. белорусских несовершеннолетних, сообщил журналистам директор Национального центра защиты персональных данных Андрей Гаев, передает корреспондент
БЕЛТА.

«В результате профилактических мероприятий было установлено, что при сборе информации школьников для создания их ученических билетов зачастую собирается лишняя информация. Сейчас во взаимодействии с одним из банков завершаются работы по удалению лишней информации в отношении более чем 200 тыс. наших несовершеннолетних граждан. Это сведения из документов, удостоверяющих личность, информация об их месте жительства и ряд иных подобных сведений, которые не требуются для выдачи такого документа», – рассказал Андрей Гаев.
Он отметил, что сотрудники Национального центра защиты персональных данных отслеживают ситуацию, связанную с тем, что происходит с удаленными ранее пакетами данных в интернете, ведь злоумышленники периодически повторно выкладывают данные, удаленные в результате взаимодействия центра с обладателями ресурсов. «Так, недавно было удалено несколько тысяч единиц персональной информации, полученной при возврате денег за билеты. Организаторами для возврата денежных средств взимались сведения из паспортов, которые не являлись для этого необходимыми», – добавил Андрей Гаев.
По его словам, широкое освещение получили ситуации, связанные с предложением нашим гражданам различного рода призов в обмен на оплату курьерских услуг или услуг по доставке этих призов. «Людям присылались письменные сообщения или поступали звонки с предложением получить приз, а в обмен на его получение необходимо было оплатить эти услуги. Когда человек не получал желаемый приз, то возникали вопросы, откуда информация об этих людях оказалось в организации, которая занимались подобными действиями. В результате проведенных мероприятий был составлен протокол в отношении правонарушителя, который был привлечен к административной ответственности», – рассказал директор Национального центра защиты персональных данных.
Людей также волнуют моменты, связанные с распространением информации о конкретном человеке в социальных сетях. «Если говорить про распространение фотографий и видео, то в целом любое распространение информации о человеке должно происходить с согласием лица, которые изображено на фотографии или появляется в видео. За исключением ситуации, когда обработка без согласия допускается законодателями. Например, при деятельности журналистов», – пояснил Андрей Гаев.
«Особую актуальность имеет тематика, связанная с трансграничной передачей. Конечно, наши организации взаимодействуют со своими партнерами из-за рубежа, что влечет за особой обмен информации о работниках и клиентах. Когда для оказания услуг, связанных с ведением и поддержкой информационного ресурса, наша белорусская организация привлекает партнера из-за рубежа, Национальный центр защиты персональных данных следит, чтобы уполномоченными лицами соблюдались те требования, которые установлены нашим законодательством», – подытожил Андрей Гаев.
По информации
БЕЛТА
С 1 мая увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, исчисляемые из БПМ
С 1 мая по 31 июля 2025 г. размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, исчисляемые из БПМ, составляют:
-
пособие в связи с рождением ребенка (единовременное):
- при рождении первого ребенка – 4625,8 руб. (10 БПМ);
- при рождении второго и последующих детей – 6476,12 руб. (14 БПМ);
-
пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное), – 462,58 руб. (100 % БПМ);
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (ежемесячное) – 231,29 руб. (50 % БПМ);
-
пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренных законодательством (ежемесячное):
- на детей старше 3 лет, воспитываемых в таких семьях (кроме ребенка-инвалида) – 231,29 руб. (50 % БПМ);
- на ребенка-инвалида старше 3 лет – 323,81 руб. (70 % БПМ);
-
пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет(ежемесячное):
- с I и II степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет – 462,58 руб. (100 % БПМ);
- с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет – 555,1 руб. (120 % БПМ);
-
пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) – 323,81 руб. (70% БПМ).
Пособиями, которые исчисляются из БПМ, охвачено 161,2 тыс. детей.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Госатомнадзор: в Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре
БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации
БЕЛТА
Эксперт пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменены правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов
Об изменениях в правилах по обеспечению промышленной безопасности аттракционов журналистам рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Петр Климко, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Подготовка аттракционов к сезону эксплуатации в этом году будет осуществляться немного в новом порядке, который обусловлен тем, что внесены изменения в правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Изменения коснулись в первую очередь проведения технического освидетельствования аттракционов и технического диагностирования аттракционов, которые отработали назначенный срок службы. На сегодняшний момент в стране зарегистрировано около 180 аттракционов, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности, это аттракционы с потенциальным биомеханическим риском RB-1 (самый высокий риск) и RB-2 (средний риск). Отработали назначенный срок службы у нас около 70 % аттракционов. В среднем этот срок составляет примерно 10 лет», – рассказал Петр Климко.
В правила внесены изменения, ограничивающие срок эксплуатации аттракционов – не более трех назначенных изготовителем сроков службы. «Каждый аттракцион перед допуском к эксплуатации, если он отработал назначенный срок службы, проходит обязательное диагностирование и техническое освидетельствование, испытание экспертом в области промышленной безопасности. Те аттракционы, которые отработали назначенный срок службы, будут испытываться и проходить техническое освидетельствование только экспертами Госпромнадзора, чтобы исключить момент, когда одна и та же организация будет проводить и диагностику, и освидетельствование», – проинформировал начальник управления.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии подтвердили открытость Беларуси в сфере международной информбезопасности
Парламентарии подтверждают открытость Беларуси в сфере международной информационной безопасности. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на совещании Консультативной группы высокого уровня по противодействию терроризму и насильственному экстремизму 150-й ассамблеи Межпарламентского союза (МПС), сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Палаты представителей.
В ходе мероприятия состоялись экспертные слушания «Искусственный интеллект (ИИ), терроризм и организованная преступность: обмен мнениями для законодателей о возникающих угрозах и глобальной безопасности». Сергей Рачков проинформировал коллег о том, что Беларусь уделяет приоритетное внимание вопросам безопасности в киберпространстве, в том числе в контексте противодействия террористическим угрозам.
Председатель Постоянной комиссии напомнил, что еще в 2019 году глава белорусского государства предложил сформировать «пояс цифрового добрососедства». Речь идет о заключении двусторонних и многосторонних соглашений об обеспечении международной информационной безопасности. Ключевыми элементами таких договоренностей могли бы стать идеи цифрового суверенитета и нейтралитета, а также невмешательства стран в информационные ресурсы друг друга.
Сергей Рачков отметил, что эти идеи отражены в Концепции информационной безопасности Беларуси, принятой в июне 2019 года. По его словам, цифровой суверенитет призван гарантировать способность государства контролировать свое информационное поле, предупреждать и блокировать кибератаки, обеспечивать надежную защиту критической инфраструктуры.
Цифровой нейтралитет предполагает, что страны не будут предпринимать в киберпространстве действия, наносящие ущерб безопасности иных государств. В конечном итоге такие соглашения могут заложить основу для выработки международных правил ответственного поведения в виртуальном пространстве, выразил уверенность председатель Постоянной комиссии.
Запуск путем заключения таких соглашений так называемой волны цифровой безопасности укрепил бы связи между странами, повысил эффективность совместного противодействия террористическим угрозам в киберпространстве. Примером такого взаимодействия и основой для развития сотрудничества на этом направлении для других государств и региональных объединений является Концепция информационной безопасности Союзного государства России и Беларуси, принятая в феврале 2023 года.
Установки концепции последовательно реализуются белорусской и российской сторонами во взаимодействии с государствами-единомышленниками на площадке ООН. Цифровое развитие Беларуси также осуществляется с учетом необходимости сочетания передовых технологий с комплексными мерами по защите информации.
Парламентарии Беларуси работают над законодательным регулированием развития информационных систем и цифровых технологий, обеспечением цифровой трансформации экономики и созданием безопасной информационной среды. В стране создана развитая сеть передачи данных, соответствующая мировым стандартам, функционируют центры хранения и обработки данных, разработаны механизмы идентификации, инструменты для совершения электронных платежей, современные электронные сервисы.
В конце 2024 года состоялись парламентские слушания по вопросам развития цифрового права. В марте 2025 года парламентарии одобрили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый в рамках МПА СНГ. Планируется имплементировать положения модельного закона в разрабатываемый в Республике Беларусь законопроект об искусственном интеллекте. Созданная на базе Национальной академии наук Беларуси рабочая группа приступила к разработке концепции соответствующего законопроекта.
«Мы подтверждаем открытость Беларуси для дальнейшего наращивания сотрудничества с другими государствами, их парламентами, правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, участвующими в борьбе с терроризмом, в том числе в сфере международной информационной безопасности», – подчеркнул Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА