28.06.2023
Судья рассказал о практике ограничения должника в праве на управление автомобилем
По Закону от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» судебные исполнители обладают широким кругом полномочий, позволяющим воздействовать на должника для его стимулирования к скорейшему исполнению требований исполнительного документа. А с принятием 6 января 2021 года Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» их объем был еще расширен, сообщает
БЕЛТА.
С 15 июля 2021 года судебные исполнители могут самостоятельно, без обращения в суд, ограничить право должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил). Эта мера может быть принята на любой стадии исполнительного производства в случае, если ее непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.
Как отметил судья судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Артем Русак, судебная практика свидетельствует о том, что должники зачастую неверно понимают указанную норму и считают, что в случае, если они не скрываются от судебного исполнителя и из их заработной платы производятся удержания, то они не могут быть ограничены в праве на управление автомобилем.
Такое мнение является ошибочным. Целью принудительного исполнения является восстановление прав взыскателя в кратчайшие сроки. Поэтому с точки зрения судебного исполнителя наличие у должника возможности обслуживать транспортное средство, приобретать для него топливо и т.д. свидетельствует о том, что он не принимает все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа.
Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает лишь два случая, когда должник не может быть ограничен в праве на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил): если пользование этими правами необходимо ему в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода.
Именно второе исключение недобросовестные должники зачастую стараются использовать в своих интересах, обжалуя постановления судебных исполнителей об ограничении их в праве на управление автомобилем.
Как правило, такие действия они начинают принимать или уже после принятия к ним соответствующей меры, или после возбуждения исполнительного производства, а самые «опытные» – после вынесения решения суда или исполнительной надписи о взыскании долга.
Так, по одному делу директор хозяйственного общества после принятия судебным исполнителем постановления об ограничении его в праве на управление механическими транспортными средствами сразу переоформился на работу водителем в этой же организации. Конечно, суд критически отнесся к его пояснениям о том, что управление автомобилем является его единственным средством получения дохода.
С такими ситуациями суды сталкиваются весьма часто. Должники трудоустраиваются на предприятия своих родственников или знакомых, специально переоформляются на должности водителей или прописывают в должностных инструкциях, что они обязаны иметь водительское удостоверение.
Суды при рассмотрении дел, связанных с ограничением должника в праве на управление механическими транспортными средствами, собирают и учитывают информацию об образовании должника, его предыдущем опыте работы, моменте трудоустройства на работу, связанную с управлением механическими транспортными средствами, размере получаемого дохода, чтобы выяснить, является ли данное место работы основным источником его дохода, позволяющим исполнить обязательства по исполнительному документу.
Все сообщаемые суду сведения должны быть подтверждены документально. Представить только трудовой договор или контракт о трудоустройстве, например, водителем будет недостаточно. Суд попросит принести документы в подтверждение фактического осуществления трудовой деятельности: путевые листы, товарно-транспортные накладные и т.д.
По одному из дел суд отменил постановление судебного исполнителя, отказавшего в удовлетворении ходатайства взыскателя об ограничении должника в праве на управление механическими транспортными средствами, так как установил, что тот, будучи оформленным в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом. То есть его работа непосредственно не связана с управлением транспортным средством. Указание в договоре на оказание услуг, заключенном между ним и юридическим лицом, которым он руководил, на обязанность иметь водительское удостоверение, разъездной характер его работы, а также отсутствие в штате предприятия водителя не свидетельствует о том, что единственным средством дохода должника является управление транспортным средством.
Следует отметить, что даже будучи трудоустроенным в должности, предполагающей управление транспортным средством, должник может быть ограничен судебным исполнителем в праве управления транспортным средством, если сведения о его заработной плате будут очевидно указывать на то, что эта работа не является для него основным и единственным средством получения дохода.
Из этого следует, что лучшим способом избежать лишения права управлять транспортным средством является своевременное исполнение обязательств перед кредиторами, заключил Артем Русак.
По информации
БЕЛТА
Государственный секретарь Союзного государства: стратегию формирования единого информпространства мы должны представить до конца года
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года. Об этом рассказал первый заместитель начальника Госатомнадзора Леонид Дедуль во время заседания коллегии, посвященного подведению итогов деятельности за первое полугодие текущего года и постановке задач на второе полугодие 2025-го, сообщили
БЕЛТА в Госатомнадзоре.
Леонид Дедуль выступил с докладом о формировании государственной программы в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2026–2030 годы. По его словам, проект государственной программы «Инфраструктура безопасности населения» на 2026–2030 годы подготовлен в целях совершенствования инфраструктуры обеспечения радиационной безопасности как на пострадавших территориях, так и Беларуси в целом, учитывая сохранение преемственности действующей государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы в части мероприятий, направленных на минимизацию риска чернобыльского наследия, развитие спасательной инфраструктуры.
Среди других тем заседания – обращение с радиоактивными отходами. Участникам мероприятия представлена информация о координации деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций по реализации первого этапа стратегии обращения с радиоактивными отходами (2022–2030 годы) в стране. Также на заседании обсуждалось выполнение международных обязательств Беларуси в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и задачи международного сотрудничества.
По результатам заслушивания докладов члены коллегии отметили общую позитивную тенденцию по ключевым показателям работы организации, обсудили и обменялись мнениями по обозначенным вопросам, приоритетным направлениям деятельности Госатомнадзора, а также векторе их развития.
По информации
БЕЛТА
О подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год рассказали в Постоянном комитете СГ
Подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год было посвящено совещание, прошедшее 9 июля в Минске под руководством Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева с подключением Москвы по видео-конференц-связи. Об этом
БЕЛТА сообщили в Постоянном комитете Союзного государства.
По словам заместителя Госсекретаря СГ Эллы Селицкой, созданная в Постоянном комитете рабочая группа в течение двух ближайших месяцев должна рассмотреть все заявки госзаказчиков по программам, проектам и мероприятиям Союзного государства, а также вопросы финансирования органов и организаций СГ. «Доходная часть бюджета на 2026 год, исходя из общих подходов, будет формироваться на уровне 2025 года, увеличенная на прогнозный индекс инфляции», – сообщила она, добавив, что бюджет будет сформирован с профицитом.
Постком Союзного государства рассмотрел заявки по 6 союзным программам, 5 из них были одобрены. Сумма ассигнований – около 2 млрд 225 млн российских рублей. Также в числе одобренных Группой высокого уровня Совета Министров СГ, но пока дорабатываемой Минобрнауки РФ, – программа «Союз-Биомембрана», которая тоже может быть в перечне союзных программ 2026 года, отметила Элла Селицкая.
В числе союзных проектов будущего года – очередной объем реконструкции и реставрационно-строительных работ на объектах Брестской крепости; проект комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения пестицидами, включая разработку технологий обезвреживания при ликвидации Городокского захоронения (по словам Эллы Селицкой, этот проект сегодня в высокой степени готовности). Два пилотных проекта касаются трансграничных перевозок по железной дороге маршрутами Смоленск – Витебск и Смоленск – Орша.
Что касается мероприятий Союзного государства, то были одобрены 8 бюджетных заявок на примерно 250 млн российских рублей. Это организация союзных мероприятий на «Славянском базаре в Витебске»; военно-патриотическая кадетская смена в «Орленке», туристический слет учащихся Союзного государства; организация санаторно-курортного лечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; лечение и оздоровление детей из районов, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС; фестиваль «Молодежь за Союзное государство»; информационное обеспечение Союзного государства и др.
«Если говорить о финансировании органов и организаций Союзного государства, то пока в стадии согласования вопросы функционирования союзного медиахолдинга, издательской деятельности и др. Что касается деятельности наднационального органа Беларуси и России – Комитета по стандартизации, то договорено, что это будет коллегиальный орган без дополнительного финансирования», – пояснили в Постоянном комитете.
В бюджет Союзного государства – 2026 будет также закладываться резервный фонд, который может быть израсходован на финансирование той или иной союзной инициативы в оперативном порядке.
«На рассмотрении у Парламентского собрания сводный документ по проекту бюджета должен быть до 15 ноября этого года», – добавили в Постоянном комитете.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА