МАРТ разъяснил механизм ведения перечней товаров параллельного импорта
Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъяснило механизм работы по включению товаров в перечни параллельного импорта, который определен постановлением Совета Министров от 3 июня 2023 года № 365, сообщает БЕЛТА.
«В соответствии с постановлением работа будет построена следующим образом. Уполномоченные органы и организации, к компетенции которых относится необходимый товар, формируют предварительные перечни товаров, в том числе с учетом предложений заинтересованных, путем принятия решения коллегии или приказа. Предварительные перечни, а также обоснование к ним уполномоченные органы (организации) направляют в МАРТ. Министерство определяет итоговые перечни своим постановлением путем обобщения поступивших предложений», – рассказали в МАРТ.
Постановлением также предусмотрена необходимость согласования включаемых в перечни товаров с Комиссией по вопросам промышленной политики.
Перечни товаров параллельного импорта будут размещаться на официальном сайте МАРТ и обновляться по мере необходимости (за исключением информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну).
«Механизм параллельного импорта направлен на создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики, а также предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров», – отметили в МАРТ.
По информации БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович 15 октября на международном форуме «Российская энергетическая неделя» в Москве анонсировал начало работы по формированию к 2030 году общего биржевого товарного рынка в рамках Евразийского экономического союза. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
Максим Ермолович рассказал, что в качестве первого шага в ближайшее время планируется создание Биржевого комитета, куда войдут представители государств – членов ЕАЭС. Также планируется пригласить в комитет в качестве наблюдателей биржи из Узбекистана и Ирана. Целевой задачей определена необходимость выработки общих принципов и подходов в ЕАЭС по формированию ценовых индикаторов на биржевые товары по широкому перечню.
«Дискуссия о включении всех видов товаров ТЭК в общий биржевой товарный рынок должна быть возобновлена», – отметил Максим Ермолович, подчеркнув, что установление ценовых индикаторов на товары топливно-энергетического комплекса положительно скажется на развитии национальных экономик всех государств-членов.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Когда в Беларуси широко введут платежи с помощью QR-кода, рассказал журналистам первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров на полях международного форума по банковским информационным технологиям «БАНКИТ-2025», передает корреспондент БЕЛТА.
«Если говорить про развитие цифровизации в банковском секторе, то, конечно, первое, на что необходимо делать упор (и мы продолжаем это делать), – это увеличение доли безналичных платежей. В текущий момент у нас эта доля составляет менее 70 %, в то время, когда, допустим, в Российской Федерации она уже приближается к 90 %. Тренд всегда был на повышение доли, но надо ускорить этот процесс, чтобы мы приблизились к 80 % в среднесрочной перспективе. Это снижает издержки в экономике, уменьшает теневой сектор экономики, что в свою очередь приведет к определенному ускорению ВВП и ускорению наполнения налогами нашего бюджета», – сказал Александр Егоров.
Первое направление работы – это внедрение QR-платежей. «На наш взгляд, введение таких платежей в любой точке, как в обычном магазине, так и у индивидуального предпринимателя, позволит увеличить долю безналичных платежей. Бывает, человек приходит на какую-то точку, а там эквайринговое оборудование не работает. Наша задача сейчас – внедрить технологию, которая независимо от эквайрингового оборудования позволит в любой точке Беларуси принимать платежи», – отметил первый заместитель Председателя Правления Нацбанка.
По его словам, это, по сути, система мгновенных платежей, когда без использования карт напрямую со счета клиента деньги будут списываться и перечисляться на расчетный счет юридического лица либо индивидуального предпринимателя. «Пилот мы запускаем до конца этого года в некоторых торговых сетях и с некоторыми банками. Пока мы привлекаем только те банки, которые уже в свое мобильное приложение внедрили сервис сканирования этих QR-кодов. Договорились с Министерством по налогам и сборам, чтобы совместное постановление для крупных торговых сетей об обязательном внедрении этого сервиса сделать к середине 2026 года, то есть к 1 июля», – анонсировал Александр Егоров.
«Мы используем ту систему, которая есть, – систему мгновенных платежей, просто ее дорабатываем под QR-коды. Здесь у нас работают две организации – это НКФО «ЕРИП», которая обеспечивает технологию проведения платежей, и Белорусский межбанковский расчетный центр, который будет обеспечивать инфраструктуру и клиринг этих платежей между физическими и юридическими лицами», – пояснил он.
Кроме того, сейчас в Беларуси занимаются доработкой технологии для ИП, которая не потребует привязки к эквайрингу, кассовому оборудованию. «Достаточно будет просто распечатать QR-код или отобразить его в приложении для субъектов малого и среднего предпринимательства и производить платежи. Поэтому, если мы быстро доработаем эту технологию, вполне возможно, в середине следующего года она также будет внедрена», – обозначил первый заместитель Председателя Правления Нацбанка.
Второе важное направление – это цифровой белорусский рубль. «Здесь у нас задача стоит именно по контролю расходования бюджетных денег. Чтобы все бюджетные деньги в конечном итоге крутились внутри контура цифрового белорусского рубля и по минимуму переходили в наличный оборот», – заключил Александр Егоров.
По информации БЕЛТА
Какие товары индивидуальные предприниматели не смогут продавать на маркетплейсах с 1 января 2026 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.

«С 1 января 2026 года ИП не могут осуществлять оптовую торговлю товарами (постановление Совмина № 457 от 28 июня 2024 г.). При этом ИП могут реализовывать другим ИП или юрлицам товары собственного производства на основании соответствующих договоров», – рассказали в Минэкономики.
В ведомстве также пояснили особенности торговли ИП товарами на маркетплейсах с 1 января 2026 года. «Если маркетплейс выкупает товар, а ИП не является производителем этой продукции – это считается оптовой торговлей и для ИП будет запрещено. Продажа ИП товаров собственного производства владельцу интернет-площадки не является торговлей (это поставка товара) и в статусе ИП она разрешена. Если ИП самостоятельно продает товар через маркетплейс покупателю-физлицу для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – это розничная торговля и в статусе ИП она также разрешена», – отметили в пресс-службе.
Юрлица, созданные ИП, зарегистрированными на маркетплейсах, сохраняют свою историю и наработанный рейтинг, напомнили в Минэкономики.
По информации БЕЛТА
