28.07.2023
Когда приступать к работе и как получить жилье: собрали ответы на популярные вопросы молодых специалистов
Ближе к концу лета выпускники дневной бюджетной формы обучения должны прибыть по месту распределения и приступить к отработке. Какие бонусы и ограничения есть у молодых специалистов?
Когда молодой специалист должен выйти на работу?
Отработка начинается 1 августа, но выпускник может прибыть и раньше. Тогда распределение будет отсчитываться с момента заключения трудового договора или контракта с организацией. Бывшим студентам, которые нигде не работали, заведут трудовую книжку, страховое свидетельство. Выпускникам, распределившимся на то место, где уже работают, заключать новый трудовой договор не требуется, если полученное образование соответствует занимаемой должности. При этом наработанный ранее стаж не учитывается в обязательную отработку. Если молодой специалист без уважительной причины не прибыл к месту распределения в срок, наниматель должен в течение 15 дней сообщить об этом в учреждение образования. Не явиться можно только по уважительной причине и при наличии подтверждающего документа, например больничного листа. В таком случае нужно письменно уведомить учреждение образования и нанимателя.
Можно ли выйти на полставки? В таком случае отрабатывать дольше?
С согласия нанимателя молодой специалист имеет право трудиться неполное рабочее время. Это никак не отразится на сроке отработки.
Обязана ли организация предоставить жилье иногороднему молодому сотруднику?
Нет, но наниматель при наличии у него такой возможности может предложить комнату в общежитии, включить специалиста в очередь на арендное жилье. Чтобы его получить, нужно предъявить ходатайство от организации, куда выпускник распределился, справки о том, что он не является владельцем недвижимости на территории страны, о составе семьи и квартире, где зарегистрирован, копии трудового договора и направления на работу, паспорта, диплома об образовании, заверенную копию трудовой книжки. Список свободных арендных квартир можно посмотреть на сайте исполкома. Однако нужно помнить, что после окончания срока обязательной отработки сотрудника выселят из этого жилья.
Может ли молодой специалист получить повышение?
Новая должность должна быть связана с полученной в учебном заведении специальностью. В таком случае перевод выпускника возможен в общем порядке с письменного согласия работника.
Сколько лет работник считается молодым специалистом?
На протяжении всего периода, в течение которого работает по распределению. Выпускники вузов и колледжей – два года, учреждений профессионально-технического образования – год. Если специалист поступил в магистратуру на платной основе, он не утрачивает свой статус и должен отработать после учебы положенные годы или возместить затраченные на его обучение государственные средства. При этом магистрант-бюджетник снова должен быть распределен. Получившие II ступень высшего образования отрабатывают год, те, кто поступил в год окончания вуза, – два. Если выпускник приходит на работу по целевому направлению, то сроки отработки могут быть разными: после университета – не менее пяти лет, после колледжа – не менее трех.
Какие выплаты получит молодой специалист на первом месте работы?
В течение месяца со дня прибытия в организацию выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной студенту в последнем перед выпуском семестре. Если он ее не получал, выплата будет рассчитана исходя из размеров социальной стипендии. Сотрудник, распределившийся не по месту прописки, получит еще и единовременное пособие в размере оклада. Также устанавливаются стимулирующие выплаты выпускникам, прибывшим на работу в бюджетные организации, подчиненные Министерствам образования и культуры в размере от 20 до 45 процентов от оклада, Министерству спорта и туризма – от 10 до 50 процентов. В системе Министерства здравоохранения такие выплаты составляют от 20 до 50 процентов от оклада, Министерства труда и социальной защиты – 10 процентов. В районах радиоактивного загрязнения в отдельных сферах (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, культура) производится единовременная выплата в размере 200 базовых величин (7400 рублей) при заключении первого контракта сроком на пять лет, а также выплачивается единовременное пособие от 555 рублей до 2775 рублей.
Какие условия должны быть соблюдены, чтобы пройти процедуру перераспределения?
Это возможно при получении согласия нынешнего и потенциального нанимателей, а также учреждения образования. Для рассмотрения вопроса о перераспределении молодой специалист должен обратиться в учреждение, направившее его на работу, предъявить паспорт, а также документы, подтверждающие право на перераспределение. В этом случае срок отработки будет установлен с учетом времени работы в первой организации.
Входит ли отпуск по уходу за ребенком в отработку по распределению?
Да, так же, как и период военной службы по призыву или по контракту, службы в резерве и альтернативной службы.
Когда прибывший по распределению сотрудник может пойти в отпуск?
Молодой специалист имеет право на предоставление трудового отпуска по истечении шести месяцев, как и другие работники за первый рабочий год. При этом сразу после окончания вуза выпускникам полагается 31 день неоплачиваемого отдыха, а будущим педагогам – 45.
Можно ли уволиться?
По собственному желанию или соглашению сторон – нет. Наниматель также не имеет права устанавливать молодым специалистам испытательный срок. Расстаться с сотрудником можно в случае его поступления на дневное обучение для получения образования, ликвидации организации, несоответствия занимаемой должности по состоянию здоровья, за прогул, распитие спиртных напитков на рабочем месте. А также при условии нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договоров: несвоевременной выплате зарплаты, работе без выходных. Или путем перераспределения. От обязательной отработки можно и отказаться, но в таком случае придется возместить средства за обучение.
Полина Гардевич, «
Знамя юности», 27 июля 2023 г.
Вступили в силу изменения в квалификационных требованиях! Объясняем, кого это затронет
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
-
аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
-
аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
-
накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Как правильно оформить выходной для прохождения диспансеризации, напомнили в Минтруда
Порядок действий для прохождения диспансеризации напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
Сначала работнику необходимо согласовать с нанимателем проведение диспансеризации в определенную календарную дату (даты). На основании письменного заявления работника наниматель издает приказ об освобождении его от работы для прохождения диспансеризации.
После прохождения диспансеризации работник представляет нанимателю выписку из медицинских документов, если такая обязанность предусмотрена локальными правовыми актами.
В ведомстве отметили, что Трудовой кодекс гарантирует освобождение от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка. Так, работникам до 40 лет будет предоставляться освобождение от работы один раз в три года с сохранением среднего заработка. Тем, кто достиг 40 лет, ежегодно предоставляется один день с сохранением среднего заработка. Работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, а также в течение пяти лет до достижения такого возраста (женщины с 53 лет, мужчины с 58 лет), предоставляется два дня ежегодно.
По информации
БЕЛТА