В белорусское гражданство приняты 409 человек из 21 страны
В белорусское гражданство приняты 409 человек, в том числе 46 несовершеннолетних. Соответствующий Указ № 206 подписал 10 июля Глава государства Александр Лукашенко.
Подписанию документа предшествовало выездное заседание Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь, которое состоялось в Минской городской ратуше.
Поддержаны ходатайства о предоставлении гражданства 409 лицам, в том числе 46 несовершеннолетним. Среди тех, кто получил гражданство Беларуси, – выходцы из 21 страны.
За последние два года Главой государства принято в гражданство 4436 человек, в том числе 3572 жителя Украины. В первую очередь это лица, прибывшие из Донецкой и Луганской областей.
Прием и рассмотрение заявлений о предоставлении гражданства Республики Беларусь продолжается.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта подписал Указ № 108 «О страховании». Документом приводятся в соответствие с Законом «О страховой деятельности», который вступил в силу 1 января 2025 года, отдельные законодательные акты.
В частности, признаются утратившими силу ряд указов (их отдельные структурные элементы), положения которых нашли отражение в законе. Корректируется используемая в правовых актах, в том числе в смежном законодательстве (налоговом, валютном, банковском, в сферах дорожного движения), терминология для ее согласованности с предписаниями закона.
В числе новаций Указа – предоставление возможности уплачивать страховые взносы (осуществлять выплаты) в безналичной форме с использованием современных платежных средств; установление в базовых величинах (до этого были в евро) страховых сумм и размеров страховых взносов по обязательному страхованию владельцев транспорта, медстрахованию временно пребывающих иностранных граждан.
Кроме того, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополняется действующим в Беларуси и России договором союзного страхования.
Определяется порядок страховых выплат потерпевшим в результате ДТП в случаях, когда перевозчик не заключил договор обязательного страхования ответственности перед пассажиром и невозможно взыскать ущерб в судебном порядке. В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.
Указом предоставляется возможность осуществления выплат страхового возмещения в адрес нерезидента в иностранной валюте в рамках договора страхования гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.
Для обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены предельные размеры сумм, которые могут быть взысканы «Белгосстрахом» с виновных в причинении вреда застрахованным лицам в счет выплаченного им страхового обеспечения (при причинении вреда умышленно – 2 тыс. базовых величин, без умысла – 500). Упрощены условия получения страхователем рассрочки по уплате просроченных страховых взносов, штрафов, пеней.
Также Указом введен ряд ограничений по деятельности страховых посредников.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта принял с докладом Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова.
Глава государства во вступительном слове обозначил целый ряд вопросов для беседы. Это проработка визитов Главы государства, реализация планов по развитию сотрудничества, в том числе с Китаем. В числе тем также работа на площадке Евразийского экономического союза и подготовка к проведению саммита с учетом председательства Беларуси в этом интеграционном объединении в текущем году. Кроме того, Президент планирует провести совещание с белорусскими послами.
«Визиты Президента, о которых мы договаривались. Насколько они сегодня вырисовываются? Проработаны, не проработаны?» – поинтересовался Глава государства.
Он отметил, что планирует посетить ряд азиатских стран, и это будут очень важные визиты. «Насколько мы тут сейчас имеем какую-то картину?» – спросил он у главы МИД.
«Второе – у нас Евразийский экономический совет (заседание высшего Евразийского экономического совета. – Прим.). Когда, что, как? И так далее», – поставил еще один вопрос Глава государства.
Александр Лукашенко также напомнил о задаче, которую ставил не только перед Максимом Рыженковым, но и Главой Администрации Президента Дмитрием Крутым: «Я ведь пообещал, что мы серьезно вникнем в структуру и численность, штатное расписание нашей Евразийской комиссии (ЕЭК. – Прим.). Для того, чтобы определиться наконец-то по зарплате и так далее. Это же будет лакмусовая бумажка для нас. Поэтому надо вникнуть, если что, посоветоваться с Мясниковичем (Михаил Мясникович, который ранее занимал пост Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии. – Прим.). У него знаний гораздо больше, чем у всех нас тут в Беларуси. Чтобы ошибок не наделать, когда будем вносить предложения».
«Совещание с послами, о котором я сказал. Надо определиться, когда мы их пригласим. Я не говорю, что это может быть только лето. Когда определишься, тогда и пригласим», – отметил Глава государства, говоря о сроках проведения мероприятия.
Вопрос номер один, который обозначил Александр Лукашенко, – это отчет МИД и послов по вопросам внешнеэкономической деятельности. «Они на это должны быть сориентированы», – сказал он.
«Очень важно иметь представление, как мы будем двигаться с Китайской Народной Республикой. Это Директива № 9. Мы там очень четко определялись, что нам надо сделать», – поставил задачу Президент.
В центре внимания и развитие отношений с другими странами в таких регионах, как Ближний Восток, Африка. «Мы об этом много говорили. Но самое главное – это дорожные карты. Это планы нашей работы», – отметил белорусский лидер.
В качестве примера он привел Оман, куда Глава государства недавно совершил официальный визит. «В Омане побывали. Как будем работать с Оманом? По-моему, ты собирался туда поехать. Надо где-то встретиться с ответственным лицом, чтобы поговорить, как они видят спустя некоторое время наши дальнейшие действия», – отметил Глава государства.
Президент также напомнил, что поручал Министру промышленности, который также сопровождал Главу государства в ходе визита, чтобы он четко взял на контроль все вопросы с этим государством. «Это к примеру. Пусть там два наших вопроса будут, которые нас интересуют и нам нужны. Это очень важно», – сказал Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта принял с докладом Премьер-министра Беларуси Александра Турчина.
Глава государства рассказал о договоренностях с Россией по нефти и газу.
«Все вопросы, которые нужно было, и один на один, и в широком составе, особенно в широком, мы оговорили (с Президентом России Владимиром Путиным в ходе прошедшего официального визита в Россию. – Прим.). И по нефти, и по газу были даны Президентом России поручения там же, чтобы с этим разобрались. Потом он назавтра мне сказал, что с Сечиным (главой «Роснефти» Игорем Сечиным. – Прим.) разговаривал по поводу переработки нефти. Поэтому в этом направлении надо просто доработать эти вопросы. Выработать формулу ценообразования и так далее», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко также дал ряд конкретных поручений по работе вице-премьеров в части реализации планов белорусско-российского сотрудничества. «Посольство надо на всю катушку подключать», – добавил он.
«Что касается внутренней повестки, я попросил информацию: да, рост ВВП у нас есть, но у нас и много вопросов, которые надо решать, чтобы не провалить по итогам года. И прирост и так далее. У нас и промышленность немножко, и сельское хозяйство пока идут с небольшим минусом. Пусть небольшой, но минус. В Россию у нас товарный экспорт ниже прошлого года. Это настораживает очень серьезно. Ну и инфляция. Сам скажешь, в чем тут проблема, что у нас первые месяцы там, по-моему, 2 %», – заявил Президент.
Александр Лукашенко в вопросе инфляции заметил, что это может быть связано в том числе с повышением в первом квартале контролируемых цен. В этой связи Премьер-министр напомнил о повышении цен на услуги ЖКХ.
«Надо видеть. Если только это, то это понятно. Но если там есть какие-то другие настораживающие проблемы, это плохо. Знаю, что огурцы и помидоры подешевели к уровню прошлого года», – отметил Президент.
Что касается текущей ситуации, то Премьер-министр согласился, что Президент абсолютно верно обозначил имеющиеся проблемы. «Да, по двум месяцам темп роста ВВП у нас 103,1 %. Но тем не менее есть замедление по сравнению с январем текущего года. Есть и объективные, и субъективные причины. Правительство понимает, принимает меры. Конечно, нас очень беспокоит внешнеэкономическая деятельность. И то, что Вы сказали, – товарный экспорт в Российскую Федерацию», – доложил Александр Турчин.
Например, он рассказал о состоявшемся разговоре с руководителем «БЕЛДЖИ»: «Январь был не очень. В феврале уже есть улучшение. Понятно, еще до идеальной ситуации далеко, но тем не менее».
«Самая серьезная озабоченность – это продукция нашего машиностроения. Вы знаете причины – в том числе и ситуация в Российской Федерации, высокие процентные ставки. Поэтому тут, наверное, одна из основных задач, которую Вы всегда ставили, – диверсификация нашего экспорта. Понятно, Россия – наш основной ключевой партнер», – добавил Александр Турчин.
Президент подтвердил планы по выработке к 1 апреля формулы справедливого ценообразования.
«Формула ценообразования. Формула, как мы ее называем, справедливости. Ты оппонировал тогда (на совещании по этой теме 28 февраля текущего года. – Прим.), будучи губернатором. А сейчас, будучи председателем Правительства, как на это смотришь? Но к 1 апреля – мы пообещали народу, что мы эту формулу выработаем, которая не будет ни предпринимателей давить – производителей, ни потребителей не будет давить», – сказал Президент.
Александр Турчин заявил во время доклада, что рассчитывает получить одобрение Главы государства по концептуальным вопросам разрабатываемой программы на пятилетку 2026–2030 годов.
«У нас впереди следующая пятилетка. Поэтому я хотел бы некоторые концептуальные вопросы к разработке программы социально-экономического развития доложить Вам и получить Ваше одобрение», – сказал руководитель Правительства.
«К этому мы еще вернемся, тем не менее. Поэтому в общих чертах», – заметил на это Александр Лукашенко.
«В общих чертах. Потому что нам программу действий Правительства надо в течение двух месяцев представить в Парламенте», – пояснил актуальность вопроса Александр Турчин.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко