30.08.2023
В Беларуси планируются новации в сфере правового регулирования гостиничного обслуживания
Министерство спорта и туризма провело общественное обсуждение нормативных правовых актов по вопросам гостиничного обслуживания – проекта указа Президента и двух проектов постановлений Совета Министров. Среди новелл – обязательная сертификация. Что еще предлагается изменить и как сейчас получают заветные «звезды» – узнавал корреспондент «Р».
В последний раз требования к гостиницам и их классификации, а также к персоналу менялись в октябре 2020 года. Тогда вступил в действие новый государственный стандарт. Документ установил общие требования к гостиницам и аналогичным средствам размещения: курортным отелям, гостиницам, находящимся в здании или на территории памятников архитектуры, оказывающим оздоровительные услуги, апарт-отелям, хостелам, домам отдыха и т.д. В нем учтены российские требования, а также европейские подходы. Классификация гостиниц основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению гостиницы, номенклатуре и качеству оказываемых услуг, уровню обслуживания. Оценка выставляется в баллах.
– Сегодня в Беларуси сертификация гостиниц проходит на добровольной основе, – отмечает начальник отдела сертификации услуг Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) Татьяна Смирнова. – Это делают те, кто сам желает заявить о своих «звездах», разместить их на фасаде, использовать эту информацию в рекламных и маркетинговых целях, выгодно позиционировать себя на рынке и для потребителей. На сегодняшний день сертификацию прошли 54 гостиницы. В первую очередь оценивается соблюдение требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, обязательных для всех гостиниц, независимо от категории. Затем орган по сертификации оценивает техническую оснащенность гостиницы, номерной фонд. Много внимания уделяется услугам, которые предоставляются. В стандарте четко прописано, за что дается каждый конкретный балл. К примеру, дополнительные плюсы можно получить за наличие халатов, даже если это не предусмотрено категорией, тапочек и еще каких-либо дополнительных предметов гостеприимства.
Сама процедура оценки на соответствие стандарту проходит в несколько этапов. В орган по сертификации подаются документы – это заявка и три анкеты. Их формы, удобные для заполнения, можно найти на сайте belgiss.by. Они касаются персонала, самой гостиницы, а также ее материально-технического состояния.
– Мы анализируем представленную информацию, смотрим, какую категорию для себя определила гостиница, – продолжает Татьяна Смирнова. – Всего стандарт предусматривает шесть категорий: «без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд». Предварительно оцениваем по анкетам на соответствие категории. Если анализ показывает, что нет моментов, препятствующих получить ту или иную категорию, то составляется договор, который направляется заявителю. Затем команда по оценке выезжает и на месте оценивает как саму гостиницу, так и ее персонал. Если выявляются несоответствия, то составляются протоколы, которые передаются руководству гостиницы. Далее гостиница указывает в них срок и конкретные действия, которые будут предприняты для устранения несоответствий. После этого составляется отчет. Если окончательная оценка в нем будет положительной, принимается решение о выдаче сертификата сроком на пять лет. В течение его действия осуществляется периодическая оценка.
На сегодня в стране 592 средства размещения. В учет не вошли санатории, пансионаты и базы отдыха. Больше всего в Беларуси трехзвездочных гостиниц. Это так называемый средний сегмент.
– Основным отличием трехзвездочных гостиниц от гостиниц более низкой категории является предоставление услуг питания, хотя бы завтраков. Основные требования – к площадям номеров и санузлов. Кондиционирование обязательным не является. Но есть требования к обязательному наличию определенного количества вентиляторов для номерного фонда и т.д. Как правило, такими гостиницами пользуются командировочные и бюджетные туристы, – говорит Татьяна Смирнова.
А для тех, кто ценит комфорт и особые условия, в стране есть четырех- и пятизвездочные гостиницы.
– Основное отличие пятизвездочной гостиницы от других – это, во-первых, большие площади номеров и санузлов, наличие круглогодичного кондиционирования во всех помещениях, большое количество дополнительных услуг и предметов гостеприимства. Также особо учитывается режим работы ресторанов и баров, квалификация и опыт работы персонала. Конкретный перечень требований прописан в стандарте.
А с 2025 года сертификацию гостиниц намерены сделать обязательной. Это предусмотрено разработанными Министерством спорта и туризма проектом указа Президента и постановлениями Совмина. В обосновании к проекту указа Главы государства говорится, что введение обязательной сертификации гостиниц и аналогичных средств размещения позволит повысить уровень гостиничных услуг.
– Прохождение сертификации средствами размещения с присвоением даже низшей категории классификации «без звезд» будет свидетельствовать, что средство размещения готово к приему туристов с точки зрения соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил обеспечения безопасности жизни, здоровья гостей, – подчеркивает заместитель Министра спорта и туризма Олег Андрейчик. – В дальнейшем такое средство размещения, инвестируя в повышение уровня сервиса, модернизацию материально-технической базы, сможет повысить свой уровень классификации.
Кроме того, разработчики нормативного правового акта сообщают, что в настоящее время в Беларуси есть гостиницы, которые самостоятельно присваивают определенную категорию «звездности», не имея на то сертификата соответствия. Предоставляемые ими услуги могут не соответствовать заявленному уровню. Это влечет за собой появление жалоб и отрицательным образом отражается на имидже Беларуси как страны для будущих путешествий.
– Эта мера является актуальной, так как участились самостоятельные туристические путешествия граждан, поступают жалобы и обращения на качество предоставляемых услуг средствами размещения, в том числе от иностранцев, – добавил замминистра.
Введение обязательной сертификации, по мнению разработчиков, способно решить эту проблему. С этой целью правила предлагается дополнить нормой, согласно которой осуществлять гостиничное обслуживание будет разрешено исключительно при наличии сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Беларуси.
Что касается сроков, то обязательную сертификацию планируется реализовать поэтапно, начиная с гостиниц и аналогичных средств размещения с большим номерным фондом. Согласно проекту соответствующего постановления Правительства предложен следующий вариант поэтапной сертификации: 2025 год – гостиницы и аналогичные им средства размещения с количеством номеров от 71 и выше; 2026-й – от 31 до 70; 2027-й – от 11 до 30; 2028-й – до десяти номеров.
Авторы проекта законодательных новелл акцентируют: обязательная сертификация гостиниц и аналогичных средств размещения не является административной процедурой.
По информации «
Рэспубліка», 30 августа 2023 г.
Андрей Швед: важно, чтобы законодательство в стране отвечало потребностям людей и защищало каждого гражданина
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили
БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации
БЕЛТА
Индустрия впечатлений. Как привлекают туристов в Беларусь
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси разработают новые профстандарты для сферы туризма
В Беларуси будут совершенствовать систему квалификаций в туристической отрасли. Этот вопрос обсуждался в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) на заседании Секторального совета квалификаций в сфере туризма при Министерстве спорта и туризма, сообщили
БЕЛТА в Национальном агентстве по туризму.
Особое внимание уделено разработке секторальной рамки квалификаций (СРК), которая является ключевым элементом национальной системы квалификаций (НРК). Подчеркнута важность их соответствия международным тенденциям и потребностям рынка труда. «Принято решение использовать уровни квалификации НРК при разработке профессиональных стандартов в сфере туризма. Это позволит обеспечить унификацию требований и упростить взаимодействие между системой образования и рынком труда», – рассказали в Национальном агентстве.
Профессиональный стандарт – это характеристика трудовых функций и требований к квалификации, которая важна для нанимателей, работников и системы образования. В настоящий момент он утвержден для должности «Специалист по туризму». Есть необходимость разработки новых профстандартов, охватывающих более широкий круг профессий.
«По итогам обсуждения принято решение разработать профессиональный стандарт на вид трудовой деятельности, который объединит должности «агент по туризму», «специалист по туризму», «менеджер по туризму», а также профессиональный стандарт на должность «инструктор-методист по туризму». Эти стандарты позволят установить четкие требования к компетенциям работников, что в свою очередь будет способствовать повышению качества подготовки кадров и улучшению туристического сервиса в стране», – рассказали в Национальном агентстве.
Заседание прошло в формате дискуссии. Были высказаны различные точки зрения и предложения. Работа продолжится и будет учитывать как национальные особенности, так и международный опыт.
Как отметил заместитель Министра спорта и туризма Олег Андрейчик, туризм – динамично развивающаяся отрасль, требующая постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов. «От качества подготовки кадров напрямую зависит конкурентоспособность нашей туристической индустрии. Именно поэтому работа Секторального совета квалификаций имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня сервиса, инноваций и устойчивого развития туризма в нашей стране», – сказал Олег Андрейчик.
Заместитель Министра подчеркнул значимость утверждения в 2024 году первого профессионального стандарта «Специалист по туризму». Он был разработан БГУФК (Институтом менеджмента спорта и туризма) совместно с Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты при координации Секторального совета квалификаций и является важным шагом в развитии профессиональных компетенций в отрасли.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА