25.03.2022
Эксперты – о принятых мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики
В Беларуси приняты дополнительные меры для стабильного функционирования экономики. Они отображены в подписанном Президентом Указе № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Документ содержит меры повышения устойчивости экономики в условиях санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер. Указом предусматривается дополнительная поддержка организаций реального сектора экономики, жилищного строительства, субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих продукцию на экспорт или производящих импортозамещающую продукцию. Для реализации этих мер Правительству предоставлены дополнительные полномочия в инвестиционной, бюджетно-финансовой и налоговой сферах, позволяющие оперативно принимать решения в том числе по обеспечению сбалансированности бюджета в условиях прогнозируемого выпадения его доходов. Помимо этого, Совет Министров наделен широким инструментарием оперативного реагирования на недружественные действия иностранных государств. Эксперты уверены: в трудную минуту государство подставит свое надежное плечо как промышленности, так и населению.
Результат налицо
Санкционное давление, которому сейчас подвергаются Беларусь и Россия, безусловно оказали влияние на экономики наших стран. Но они не стали фатальными, как того ожидали авторы нелегитимных мер. Наоборот, страны-союзники нашли точки соприкосновения и совместными усилиями успешно противодействуют внешнему давлению Запада. Об этом лучше всего свидетельствует статистика. По предварительной оценке Белстата, рост ВВП страны за два месяца составил 101,2 %. По мнению заместителя министра экономики Дмитрия Ярошевича, этот результат обеспечен активными и слаженными действиями власти, менеджмента госпредприятий и частного бизнеса по адаптации к внешним условиям:
– Промышленность продолжает оставаться локомотивом – плюс 3,5 % за январь – февраль. Традиционно не уступает IT-сектор: начиная с июня прошлого года его темп превышает 107 %. Также в лидерах оптовая и розничная торговля, прибавившая соответственно 3 % и 4 %. Все это позволило ВВП достигнуть отметки в 101,2 %. Глядя на ситуацию с точки зрения спроса, мы наблюдаем положительную динамику во внешней торговле. Предприятия реального сектора дисциплинированно выполняли свои обязательства по действующим контрактам, параллельно адаптируя маркетинговые и логистические стратегии так, чтобы минимизировать санкционное давление. Такой подход позволил только за первый месяц этого года в 4,8 раза нарастить чистую прибыль. А положительное сальдо товаров и услуг показало лучший результат за последнее десятилетие. Эта выручка может быть использована на техническое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов в производстве.
Дмитрий Ярошевич уверен: основная задача сейчас – импортозамещение и развитие производственной кооперации с предприятиями Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Дополнительный импульс этой работе в том числе придаст вступившее в силу снятие всех ограничений на пересечение белорусско-российской границы.
– Уже принят ряд решений, которые обеспечат бесперебойное функционирование отраслей в текущих условиях. Более того, Правительство продолжает постоянный мониторинг и анализ складывающейся ситуации.
Достойное решение
Безусловно, ограничения, введенные в отношении Беларуси недружественными странами, оказывают сдерживающее влияние на экономику. Эксперты уверены, что рост ВВП мог бы быть более значительным. Но сейчас в условиях колоссального внешнего давления со стороны коллективного Запада нужно максимально быстро принимать взвешенные решения и осваивать новые рынки сбыта. Понятно, что на все это надо время. И без государственной поддержки предприятиям, понятное дело, будет непросто. Подписанный Президентом Указ «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» как раз и направлен на помощь реальному сектору и бизнесу, отмечает профессор БГУ Михаил Ковалев:
– Указ Президента дает особые и значительные полномочия Правительству для оперативного реагирования в складывающейся в экономике ситуации. Причем сразу по нескольким направлениям. И документ получился комплексным. Что касается мер поддержки реального сектора экономики, то отмечу, что Правительство получает возможность более гибко реагировать, по отдельным налогам давать отсрочку, по бюджетным ссудам, по освобождению от штрафов. Дано также право Совмину корректировать в ПВТ однопроцентные отчисления в фонд администрации ПВТ как в сторону понижения, так и в сторону повышения. Совмин получил большую свободу по регулированию валютных договоров с целью делать более удобной и более гибкой реакцию экспортеров. Так как экспортеры оказались в особой ситуации. Для них возникают особые трудности по поиску рынка сбыта своей продукции. Также Совмин может скорректировать базовую арендную величину. Обычно он ее повышал на уровень инфляции, а в этом году, скорее всего, этого не будет. Из-за значительного изменения курса белорусского рубля продлен режим отражения курсовых разниц в бухгалтерском учете и налогообложении, что также облегчает ситуацию реального сектора.
Еще один важный момент, на который обращают внимание экономисты. Согласно указу отменяется уплата НДС на покупку – продажу драгоценных металлов. Это сделано, чтобы повысить их привлекательность как средства сбережения для населения. Аналогичная мера очень эффективно заработала в России. В условиях дефицита у банков долларов и евро население охотно покупает банковские слитки для хранения своих сбережений. Михаил Ковалев уверен, что такой возможностью воспользуются и граждане нашей страны:
– Также выделю еще одни полномочия Совета Министров: реакция на действия недружественных стран. Во-первых, Правительство уточнит перечень таких стран, а во-вторых, там, где иностранцы хотят уйти из своей доли собственности в Беларуси, у Совмина появляются возможности их наказать и ввести сборы и другие ограничения по выводу их доли собственности. Точно так же введены ограничения в отношении инвесторов из недружественных стран по получению дивидендов по расторжению договоров аренды. За это тоже можно брать сбор. Если иностранец из недружественной страны прекращает аренду наших площадей, то его за это можно наказать. Более того, появляется возможность расторгать договор об избежании двойного налогообложения. Поэтому такая реакция на действия инвесторов из недружественных стран наверняка заставит их задуматься и не спешить уходить из нашей страны.
Напомним, из-за частичной заморозки золотовалютных резервов Национального банка Беларусь, как и Россия, объявила, что в данном случае не исключает возможности расплачиваться с иностранными владельцами гособлигаций или госкредитов белорусскими рублями.
– Опыт России показывает, что, когда надо заплатить Западу какие-то долги, они на это время размораживают резервы, – продолжает профессор БГУ. – Но исключать, что такая мера будет применяться, я бы не стал. Еще выделю то, что Совмину даны полномочия в случае необходимости оперативно сокращать бюджетные расходы по второстепенным статьям. В первую очередь заморозятся непервоочередные капитальные вложения. Это будет делаться в условиях, если не хватит бюджетных доходов. А как мне кажется, их поступления существенно снизиться не должны. Хотя бы из-за довольно значительной инфляции, которая неминуемо будет на импортные товары в связи с корректировкой курса белорусского рубля.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», № 55, 25 марта 2022 года
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены госнаград и Благодарности Президента
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА