24.08.2022
Вопросы развития системы образования обсудили на коллегии Администрации Президента
Совершенствование системы образования стало главной темой коллегии Администрации Президента, которая организована на базе Белорусского государственного педагогического университета, передает
БЕЛТА.

(фото – Николай Петров, БЕЛТА)
Участники коллегии до ее начала ознакомились с выставкой творческих достижений педагогов, учебной и учебно-методической литературы, образцов новых технологий в образовании и воспитании. Им представили информацию о подготовке к выпуску учебных изданий, о работе Национального образовательного портала, Республиканского молодежного центра, о системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Речь шла также о взаимодействии учреждений образования, органов госуправления и организаций – заказчиков кадров, о внедрении новых специальностей и квалификаций, о развитии волонтерского движения, патриотическом воспитании детей и молодежи.
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко в беседе с журналистами отметил, что сфера образования имеет особое значение для страны, так как с ней в той или иной степени связано большое число людей: это и учителя, учащиеся, их родители, и работники, которые обеспечивают деятельность учреждений образования, местные органы власти и т.д. «Образовательная сфера динамично меняется, появляются новые формы и материалы. Соответственно идет движение вперед. Это не что-то неподвижное, застывшее. Сегодня мы увидели то новое, что реализуется Министерством образования», – сказал Игорь Сергеенко.
Он пояснил, что участники коллегии сконцентрируются на обсуждении тем и посылов, которые прозвучали накануне на совещании у Президента о развитии национальной системы образования. Там, по его словам, были выделены три основных аспекта: кадровое обеспечение отрасли, совершенствование образовательного процесса и системы отбора абитуриентов в вузы.
Что касается последнего, то глава государства поставил задачу до конца этого года определиться, по каким правилам будет проходить отбор студентов. Принципиальное требование – видеть личность ученика. А как показала практика проведения централизованного тестирования, оно не всегда позволяет это делать.
«Была поставлена конкретная задача нам проработать еще раз этот вопрос под эгидой Администрации Президента. До нового года. Но мы понимаем, что это нужно сделать гораздо раньше. Еще раз внимательно изучить эту проблему и определиться – сохранять ли систему централизованного тестирования в том виде (как есть. – Прим. БЕЛТА) или она должна быть изменена и предложена в том формате, как планировали со следующего года, или какие-то еще внести новации. Главой государства было подчеркнуто, что мы в ходе проведения вступительной кампании должны видеть выпускника. Существующая система ЦТ, которая функционирует 20 лет и к которой все привыкли, в определенной степени этого не позволяет сделать, несмотря на все новации по ее совершенствованию», – сказал Глава Администрации.
По его словам, предстоит большая работа, проведение мощного мозгового штурма не только сегодня в рамках коллегии, на которую приглашены министр, руководители исполнительной власти на местах, областных управлений образования, практики с мест. Но и в целом, задействовав широкий круг специалистов, родителей и педагогов, в ближайшее время определить, внести предложения, какой же должна быть система отбора лучших выпускников школ, которые планируют поступать в высшие учебные заведения.
Система образования находится под пристальным вниманием Администрации Президента, подчеркнул на коллегии замглавы Администрации Игорь Луцкий. «От того, какой она будет, какие ответы будет давать на вывозы времени, зависит, сформируем ли мы здоровую и образованную нацию, умеющую отстоять свои идеалы, свободу и независимость, обеспечить поступательное развитие страны и общества», – заявил он.
По его словам, за последние годы государством много сделано для развития образования: создана необходимая законодательная база, обеспечено стабильное финансирование, учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка. «По большому счету система работает слаженно. Свидетельством тому является укрепление позиций национального образования на мировом уровне, рост числа иностранных граждан, изъявляющих желание учиться у нас, победы наших ребят на международных олимпиадах, а также то, что наших выпускников с руками и ногами, если можно так сказать, готовы забрать к себе многие иностранные компании, в том числе и за рубежом», – констатировал Игорь Луцкий.
Вместе с тем он назвал и ряд проблемных вопросов, требующих оперативного решения. Это, например, обеспеченность детей местами в детских садах. Порядка 4,5 тыс. дошкольников нуждаются в определении в детские сады, отмечается превышение норм наполняемости групп. Особенно остро этот вопрос стоит в Брестской области, в Минске и Минском районе. «Мы понимаем, что строительство новых детских дошкольных учреждений не решается просто так, сходу. Но главой государства давались поручения по организации подвоза обучающихся к детским садам и школам, в которых имеются свободные места. На наш взгляд, надо еще раз по-хозяйски посмотреть на данную проблему, провести ревизию детских садов, проработать логистику доставки и, самое главное, необходимо организовать информационную разъяснительную работу с родительской общественностью», – подчеркнул Игорь Луцкий.
По сообщению
БЕЛТА
Какие нормы закрепляет проект постановления о репетиторстве, рассказали в Минобразования
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола
БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич: создание разветвленной и доступной сети учреждений здравоохранения – достижение независимой Беларуси
Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич 14 мая встретилась с коллективом Жабинковского сахарного завода, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Наталья Петкевич отметила, что в Жабинковском районе у нее насыщенная рабочая программа. В центре внимания – региональная политика. «Глава государства в своей предвыборной программе обозначил основную, принципиальную линию на ближайшую пятилетку – это «сильная страна – сильные регионы». Конечно, для нас задача № 1 – деурбанизация. По объективным и субъективным причинам, к сожалению, как и во всем мире, происходит концентрация людей в городах и отток из иных населенных пунктов. Это ведет к неравномерности развития территорий, что для нашей компактной страны является проблемой и, собственно, наверное, нам не свойственно. Поэтому самое пристальное внимание в ближайшие пять лет будет уделено вопросам развития регионов путем выравнивания условий жизни (именно комфортного проживания) в населенных пунктах разной численности населения», – подчеркнула Первый замглавы Администрации Президента.
На встрече с коллективом Жабинковского сахарного завода основной темой разговора стали возможности для здоровой нации. По словам Натальи Петкевич, вопросы медицины вызывают наибольшие обсуждения, поскольку волнуют каждого человека. «Это та тема, при обсуждении, критике которой мы очень многие вещи не замечаем. Если разложить вопрос на составляющие, то совершенно очевидно, что у страны уникально-позитивный пример в мире. Многое делается», – сказала она.
В частности, в своих обращениях граждане обращают внимание на нехватку врачей, невозможность записаться на прием одномоментно. Такая проблема характерна для всего мира. Одна из причин – повышение спроса на услуги здравоохранения в связи с увеличением средней продолжительности жизни людей, с естественным старением населения. «Система здравоохранения адаптируется под эти новые реалии. И ряд проблем, которые возникают, в течение года-двух посредством предпринимаемых государством мер, разрешаются», – подчеркнула Наталья Петкевич. Чтобы нивелировать нехватку врачей, внедряется в том числе искусственный интеллект.
В Беларуси медицинскую помощь можно получить бесплатно. Создана разветвленная сеть учреждений здравоохранения от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. «Сегодня не менее 5,5 % ВВП идет на здравоохранение. Президента интересует каждый маленький фельдшерско-акушерский пункт, как он обеспечен лекарствами, сколько прошло людей и так далее. Посмотрите, какая в стране существует сеть, начиная от ФАПов», – сказала Первый заместитель Главы Администрации Президента.
Каждому из учреждений в областных центрах, малых городах, агрогородках и деревнях уделяется внимание, чтобы обеспечить нужную материально-техническую базу. «Мы дошли до того (в хорошем смысле), что у нас в небольшие больницы требуют МРТ. Говорим о том, что везде должно быть что-то суперсовременное. И это делается. Мало того, что сеть разветвленная, она доступная, оснащенная. Это очень большое достижение нашей независимой страны, что было сделано за короткий промежуток времени, – убеждена Наталья Петкевич. – Не зря страна находится в числе лидирующих по медицинскому туризму. Огромное число людей приезжает и за сложными высокотехнологичными операциями, и за какой-то рядовой помощью».
Также в Беларуси делают ставку на развитие собственной фармацевтики, чтобы не быть зависимыми от импортных поставок и ограничений. В стране созданы возможности для занятий спортом и физической культурой для поддержания здорового образа жизни, в том числе уличные тренажеры. «Санаторно-курортное лечение – реально наш бренд. Нам это надо развивать, пропагандировать, делать темой туризма и зарабатывать на этом деньги. Это не просто отдых, а и лечение, и реабилитация на высочайшем уровне. Это отмечают все – ближнее, дальнее зарубежье», – резюмировала Первый замглавы Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
Какие изменения ждут белорусских школьников, педагогов и родителей в новом учебном году
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.

ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
-
Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
-
Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
-
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
-
Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
-
Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
-
Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
-
Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
-
Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
-
Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
-
Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
-
Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
-
Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.
В странах ЕАЭС готовятся к взаимному признанию ученых званий
Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила и направила в государства Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования проект Соглашения о взаимном признании документов об ученых званиях.
Соглашением предусмотрено прямое признание документов об ученых званиях, присвоенных в государствах Союза, в целях обеспечения доступа их обладателей к осуществлению профессиональной научной деятельности в других государствах ЕАЭС.
«Соглашение создаст дополнительные стимулы для трудоустройства ученых в странах ЕАЭС, способствуя развитию научного сотрудничества и обмену опытом. Уверен, что этот инструмент позволит привлечь талантливых специалистов и будет стимулировать развитие инноваций в наших государствах», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Напомним, в мае 2024 года вступило в силу Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Минобразования рассказали о результатах публичного обсуждения новшеств для репетиторов
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.