24.08.2022
Вопросы развития системы образования обсудили на коллегии Администрации Президента
Совершенствование системы образования стало главной темой коллегии Администрации Президента, которая организована на базе Белорусского государственного педагогического университета, передает
БЕЛТА.

(фото – Николай Петров, БЕЛТА)
Участники коллегии до ее начала ознакомились с выставкой творческих достижений педагогов, учебной и учебно-методической литературы, образцов новых технологий в образовании и воспитании. Им представили информацию о подготовке к выпуску учебных изданий, о работе Национального образовательного портала, Республиканского молодежного центра, о системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Речь шла также о взаимодействии учреждений образования, органов госуправления и организаций – заказчиков кадров, о внедрении новых специальностей и квалификаций, о развитии волонтерского движения, патриотическом воспитании детей и молодежи.
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко в беседе с журналистами отметил, что сфера образования имеет особое значение для страны, так как с ней в той или иной степени связано большое число людей: это и учителя, учащиеся, их родители, и работники, которые обеспечивают деятельность учреждений образования, местные органы власти и т.д. «Образовательная сфера динамично меняется, появляются новые формы и материалы. Соответственно идет движение вперед. Это не что-то неподвижное, застывшее. Сегодня мы увидели то новое, что реализуется Министерством образования», – сказал Игорь Сергеенко.
Он пояснил, что участники коллегии сконцентрируются на обсуждении тем и посылов, которые прозвучали накануне на совещании у Президента о развитии национальной системы образования. Там, по его словам, были выделены три основных аспекта: кадровое обеспечение отрасли, совершенствование образовательного процесса и системы отбора абитуриентов в вузы.
Что касается последнего, то глава государства поставил задачу до конца этого года определиться, по каким правилам будет проходить отбор студентов. Принципиальное требование – видеть личность ученика. А как показала практика проведения централизованного тестирования, оно не всегда позволяет это делать.
«Была поставлена конкретная задача нам проработать еще раз этот вопрос под эгидой Администрации Президента. До нового года. Но мы понимаем, что это нужно сделать гораздо раньше. Еще раз внимательно изучить эту проблему и определиться – сохранять ли систему централизованного тестирования в том виде (как есть. – Прим. БЕЛТА) или она должна быть изменена и предложена в том формате, как планировали со следующего года, или какие-то еще внести новации. Главой государства было подчеркнуто, что мы в ходе проведения вступительной кампании должны видеть выпускника. Существующая система ЦТ, которая функционирует 20 лет и к которой все привыкли, в определенной степени этого не позволяет сделать, несмотря на все новации по ее совершенствованию», – сказал Глава Администрации.
По его словам, предстоит большая работа, проведение мощного мозгового штурма не только сегодня в рамках коллегии, на которую приглашены министр, руководители исполнительной власти на местах, областных управлений образования, практики с мест. Но и в целом, задействовав широкий круг специалистов, родителей и педагогов, в ближайшее время определить, внести предложения, какой же должна быть система отбора лучших выпускников школ, которые планируют поступать в высшие учебные заведения.
Система образования находится под пристальным вниманием Администрации Президента, подчеркнул на коллегии замглавы Администрации Игорь Луцкий. «От того, какой она будет, какие ответы будет давать на вывозы времени, зависит, сформируем ли мы здоровую и образованную нацию, умеющую отстоять свои идеалы, свободу и независимость, обеспечить поступательное развитие страны и общества», – заявил он.
По его словам, за последние годы государством много сделано для развития образования: создана необходимая законодательная база, обеспечено стабильное финансирование, учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка. «По большому счету система работает слаженно. Свидетельством тому является укрепление позиций национального образования на мировом уровне, рост числа иностранных граждан, изъявляющих желание учиться у нас, победы наших ребят на международных олимпиадах, а также то, что наших выпускников с руками и ногами, если можно так сказать, готовы забрать к себе многие иностранные компании, в том числе и за рубежом», – констатировал Игорь Луцкий.
Вместе с тем он назвал и ряд проблемных вопросов, требующих оперативного решения. Это, например, обеспеченность детей местами в детских садах. Порядка 4,5 тыс. дошкольников нуждаются в определении в детские сады, отмечается превышение норм наполняемости групп. Особенно остро этот вопрос стоит в Брестской области, в Минске и Минском районе. «Мы понимаем, что строительство новых детских дошкольных учреждений не решается просто так, сходу. Но главой государства давались поручения по организации подвоза обучающихся к детским садам и школам, в которых имеются свободные места. На наш взгляд, надо еще раз по-хозяйски посмотреть на данную проблему, провести ревизию детских садов, проработать логистику доставки и, самое главное, необходимо организовать информационную разъяснительную работу с родительской общественностью», – подчеркнул Игорь Луцкий.
По сообщению
БЕЛТА
Госкомиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году объявляет о начале приема обращений граждан
Распоряжением председателя госкомиссии создана специальная группа по рассмотрению обращений, связанных с проведением вступительной кампании. Их можно направить в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. К.Маркса, 3.
Кроме того, с 5 мая по 22 августа будет открыта горячая линия государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году по номеру +37517 327 66 80. Обратиться можно будет в рабочие дни с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00. Работать она будет и в выходные дни – 21 июня (сб); 19 июля (сб), 26 июля (сб), 27 июля (вс); 2 августа (сб), 3 августа (вс).
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Владимир Перцов о молодежной политике: от этого будет зависеть будущее нашей страны
Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов 25 апреля принял участие в заседании Брестского горисполкома, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Ключевой вопрос повестки дня – выполнение в Бресте комплекса мероприятий по реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы. На выставке были презентованы детские сады, школа, патриотический центр, построенные за последние несколько лет, а также планируемые в городе учреждения образования. О своей общественной деятельности рассказали школьники и студенты.
Владимир Перцов обратил внимание, что в образование молодежи, инфраструктуру для реализации возможностей вложены значительные финансы. «Внимание властей сфокусировано на молодежной политике, чтобы воспитать молодого человека, дать ему образование, возможность трудоустроиться в родной стране (говоря о Бресте – в родном городе), чтобы свое будущее, будущее своей семьи он планировал здесь, на родной земле», – подчеркнул Заместитель Главы Администрации Президента.
Он добавил, что для закрепления на рабочих местах нужно создавать определенные условия, молодые люди должны ощущать поддержку. Речь идет о жилищных вопросах, достойном заработке, возможностях для досуга, занятий спортом. «Наверное, весь этот спектр является тем необходимым, что должно быть в нашей стране, чтобы молодые люди здесь оставались, создавали семьи, рожали детей, а Беларусь развивалась. Это архиважно. От этого будет зависеть будущее нашей страны. Это не просто, говоря какими-то штампами, гуманитарная безопасность. Это фактически существование нашего государства на этой земле как общности тех, кто идентифицирует себя белорусом», – убежден Владимир Перцов.
Он также заострил внимание на том, что в молодежной политике не может быть формализма, шаблонных подходов. Молодые люди такого не воспринимают. Они открыты правдивости, новому и интересному, что помогает им реализовать себя. Коммуникацию стоит выстраивать через понятные им средства. «Если будем идти по этому пути, значит, успех реализации молодежной политики, а, соответственно, и будущего нашего государства, обеспечен», – сказал Замглавы Администрации Президента.
Сегодня Владимир Перцов посетил и Республиканский центр патриотического воспитания молодежи в Брестской крепости. Работы по его первой очереди завершены, и в мае Центр готовится принять смену воспитанников. В их распоряжении будет спальный корпус на 200 мест. В теплое время года в палаточном городке смогут разместиться еще 400 человек. На территории обустроили разнообразные площадки, в том числе для строевой, огневой, туристско-топографической подготовки, для занятий по следопытству. Гордостью центра можно назвать спортивное ядро со множеством локаций. Помимо прочего, есть футбольное поле, игровые площадки, уличные тренажеры.
Этой весной стартовал второй этап строительства Республиканского центра патриотического воспитания молодежи. В казематах тенального фронта демонтируют внутренние конструкции, готовят помещения для выполнения строительных работ. Согласно концепции, внутри будут учебные классы и тренажерные залы. Также проект предусматривает обустройство столовой на 318 мест и строительство собственной школы.
По информации
БЕЛТА
«Мы не переименовываем улицы». Дмитрий Матусевич о том, как в Беларуси сохраняют память о ВОВ
В Беларуси на государственном уровне сохраняется память о героях и жертвах Великой Отечественной войны, отметил в комментарии корреспонденту БЕЛТА Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Дмитрий Матусевич во время республиканского субботника на территории у памятника в деревне Маньковщина Воложинского района, где 12 апреля трудились руководство и работники Администрации Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Можно без всякой похвалы сказать, что Беларусь – одна из немногих стран, которая эту память сохраняет без лишних слов. Мы не переименовываем улицы, – сказал Дмитрий Матусевич. – У нас улицы и мемориалы сохраняются не только в память о белорусах, но и (представителях. – Прим. БЕЛТА) других национальностей. Например, в Минске есть улица Асаналиева в память об уроженце киргизской земли. Он погиб на берегу реки Западная Двина. Там сегодня стоит мемориальный комплекс. И так можно продолжать».
По словам Дмитрия Матусевича, белорусы всегда жили мирно со своими соседями, представителями иных национальностей. Не было разделения и во время Великой Отечественной войны. Мемориалы, места воинской славы, в которых увековечена память и об этих людях, поддерживаются в достойном виде, осовремениваются.
Более того, та работа, которую ведут Генеральная прокуратура, Минобороны, другие органы, позволяет выявлять не только случаи, связанные с геноцидом белорусского народа, но и отдельные захоронения солдат, которые потом находят свое упокоение в цивилизованных могилах. Имена некоторых становятся известны. Другие воины остаются безвестными.
«Тем не менее сама по себе идеология и даже – я бы сказал – душа белоруса – это память о тех, кто защищал Родину. Великая Отечественная война, да и другие войны, – на уничтожение. Всем нужны были земля, ресурсы, рабы», – подчеркнул он.
Беларусь всегда относилась с уважением к воинским захоронениям, местам славы, к обелискам любой войны. «Мы храним память, а значит, мы должны ухаживать за этими местами. Как мы сегодня ухаживаем, так и наши потомки потом будут дальше продолжать наше дело», – уверен Заместитель Главы Администрации Президента.
Дмитрий Матусевич поделился и личными историями, связанными с Великой Отечественной войной. Брат его бабушки воевал и погиб в Польше в конце войны. Там, на территории подобного мемориального захоронения, и нашел последнее пристанище. Другие предки – бабушка и дедушка с семьей – проживали на хуторе под Молодечно и помогали партизанам, на что лично указывал Герой Советского Союза Андрей Волынец.
По информации
БЕЛТА
Информресурс об управленческих кадрах и госслужащих заработает в Беларуси к 2027 году
В Беларуси к 2027 году заработает информационный ресурс об управленческих кадрах и государственных служащих. Об этом журналистам сообщил начальник главного управления кадровой политики Администрации Президента Беларуси Алексей Гуйда перед началом республиканского семинара «Кадры 2026–2030. Прикладные аспекты», который проходит на базе Академии управления при Президенте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В ряду приоритетных задач сегодня – цифровизация кадровой политики. Мы уже приступили к созданию автоматизированной информационной системы «Кадры», которая позволит консолидировать персональные данные кадров в едином ресурсе, оптимизировать каналы межведомственного взаимодействия, ускорить принятие кадровых решений, расширить возможности формирования кадровых резервов и постепенно уйти от бумажного производства в электронное. Начало эксплуатации ресурса – ориентировочно 2027 год», – рассказал Алексей Гуйда.
Он отметил, что в стране главой государства уделяется пристальное внимание вопросам реализации государственной кадровой политики. «Она выстроена, сформировались определенные традиции, которые апробированы временем. Но время, конечно же, не стоит на месте. И в январе 2024 года глава государства утвердил новую Концепцию государственной кадровой политики. Правительством утвержден соответствующий план по ее реализации. Администрация Президента, которая призвана осуществлять контроль за реализацией государственной кадровой политики, проводит сегодня семинар-совещание, на котором будет рассмотрен проект программы по кадровому обеспечению отраслей экономики и сфер деятельности», – проинформировал начальник главного управления.
Разработчиком проекта выступило Министерство труда и социальной защиты. «Мы обсудим положения этого проекта отраслевой программы, выработаем наиболее оптимальные пути, чтобы все государственные органы, местные исполнительные органы утвердили у себя соответствующие документы и работали по ним следующую пятилетку. Глава государства поставил четкую задачу – нужно подготовить и привести к управлению страной новое поколение людей. Это касается и системы государственного управления, и всех сфер деятельности. Помимо этого, мы затронем вопросы, касающиеся деятельности кадровых служб государственных органов, местных исполнительных органов. Мы должны сориентировать их на то, что пора уходить от кадрового делопроизводства и заниматься непосредственно кадровой политикой, то есть полноценно управлять процессами становления, подготовки и продвижения молодых кадров в управленческой сфере и в сфере экономики. Конечно же, реализация кадровой политики зависит прежде всего от исполнительской дисциплины, потому что, как и во всех сферах деятельности, здесь во главе всего человек, то есть внимание к человеку, к его развитию. Государство предоставляет все возможности для самореализации. Мы только должны взять и помочь направить определенные кадры в их самореализации», – подчеркнул Алексей Гуйда.
В семинаре принимают участие руководство главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Академии управления, руководители кадровых служб республиканских органов государственного управления и областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома.
По информации
БЕЛТА
Владимир Перцов о Директиве № 12: расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов
Один из важнейших документов – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – был подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Это ожидаемый документ, прежде всего потому, что велось немало дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве. О значимости документа корреспондент
БЕЛТА побеседовал с Заместителем Главы Администрации Президента Беларуси Владимиром Перцовым.
– Владимир Борисович, насколько значимым, своевременным и необходимым является этот документ?
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто в последние годы возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было его прямым поручением. И мы над этим довольно активно работали.
Если говорить кратко, то по сути эта Директива – своеобразная дорожная карта, которая необходима, чтобы описать простым и понятным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы по всей стране – в учебных заведениях, на предприятиях, чтобы доносить государственную повестку в том числе до граждан, занятых в частном секторе экономики. Можно сказать, что документ определяет единые правила игры в идеологическом поле.
– Как шла подготовка документа, кто принимал участие в разработке?
– К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента была создана рабочая группа, приводившая к одному знаменателю огромное количество предложений, мнений и позиций. Работа была проведена колоссальная. При этом главным критерием был один - идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи: в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития, раскрывается механизм реализации идеологической работы, а также устанавливается оценка эффективности идеологической работы. А это ведь тоже очень важный момент для эффективной реализации документа.
Ведь на практике мы видели, что есть определенные нюансы в идеологическом пространстве, которые надо устранять. Для понимания: до вчерашнего дня в идеологической работе мы руководствовались документами 2003 и 2004 годов, которые, что очевидно, устарели для работы в современных реалиях. При этом еще и подходы к идеологической работе разнились от региона к региону. И потому было важно обобщить весь опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы по всей стране.
– Что принималось во внимание при формировании основ идеологии белорусского общества, которые утвердила подписанная Президентом Директива № 12?
Действительно, наиболее важная составляющая Директивы – утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам. Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, «что такое хорошо и что такое плохо», то должна вестись соответствующая работа, должны пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца или поляка, рассуждающего о целесообразности единства своего государства, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни. Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас.
И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе четко определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации. Кроме того, директива устанавливает ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе и предусматривает обязанность реализации основ идеологии белорусского государства во всех сферах и субъектах хозяйствования независимо от формы собственности. Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
По информации
БЕЛТА