25.03.2021
Участие в массовых беспорядках, использование запрещенной символики, блокировка дорог: какие еще незаконные действия больно ударят по кошельку
Не стоит играть с законом!
Безопасность и стабильность — вот то, что ценит подавляющее большинство жителей нашей страны. Подтвердил это и масштабный республиканский опрос общественного мнения «Социальное мышление», проведенный аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами. Ничего удивительного: каждый хочет проснуться от звука будильника или щебетания птиц, а не какофонии автомобильных сигналов, без опозданий отвезти ребенка в школу или детский сад, не рискуя оказаться в пробке на улице, перекрытой протестующими, дожидаться дома подростка с ужином, а не в опасениях, что его могла завертеть стихийная толпа. Улицы наших городов и деревень должны оставаться спокойными, а те, кто посягает на порядок и безопасность, провоцируя и создавая массовые беспорядки, неизбежно будут привлечены к ответственности. «Р» решила напомнить, какими последствиями чреваты необдуманные поступки.
Фото Алексея Матюша
Дорого обойдется
— Не думал… Не хотел… Я не то имел в виду… Я раскаиваюсь… Больше не буду…
— В открытом доступе полно видеороликов, герои которых, утратив весь пыл, азарт и воинственность, ведшие их по улицам, растерянно бормочут в камеру слова оправдания и раскаяния. Что ж, хотелось бы верить! Тем более что с изменением законодательства участие в незаконных акциях может очень больно ударить не только по реноме, но и по карману.
— Обновленный Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь при общей либерализации подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности ужесточил взыскания за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, оскорбление должностных лиц и неповиновение сотрудникам милиции при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, появилась ответственность за участие детей в митингах, — рассказывает Дмитрий Курьян, заместитель начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД. — Ранее максимальный размер штрафа за участие в несанкционированном массовом мероприятии составлял 30 базовых величин — 870 рублей. Теперь он увеличен до 100 базовых величин, или до 2900 рублей. Если даже перед таким финансовым апперкотом протестная натура устоит и вновь отправится выражать свое несогласие с позицией большинства на улицу, при повторном привлечении к ответственности штраф составит от 20 до 200 базовых величин, то есть до 5800 рублей. Увеличенные размеры штрафов предусмотрены также для организаторов и юридических лиц. Максимальный срок административного ареста за участие в незаконных акциях теперь составляет 30 суток. Санкция статьи предусматривает также общественные работы.
Ужесточено наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий: максимальный штраф увеличен с 50 до 100 базовых. Оскорблять человека при исполнении себе дороже: с 20 до 30 базовых увеличен штраф, если это произошло с глазу на глаз, и до 200 базовых, если оскорбление размещено в публичном доступе. За распространение персональных данных сотрудников милиции, прокуратуры, Следственного комитета, включая информацию о членах семьи, месте жительства, номерах телефонов, тоже предусмотрен штраф до 5800 рублей.
— Уважаемые родители! Оградите, пожалуйста, своих несовершеннолетних детей от присутствия на незаконных акциях, — просит Дмитрий Александрович. — Во-первых, это опасно для их здоровья — толпа непредсказуема. Во-вторых, накладно для семейного бюджета: за участие детей в таких акциях родителям грозит штраф от 5 до 30 базовых величин.
Фото Александра Кушнера
Вниманию водителей
Усилены меры воздействия за нарушение правил дорожного движения, допущенных из-за участия в уличных акциях. Это, например, звуковой сигнал, подаваемый без всякой необходимости, или блокировка дорог. Так, за умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий или иным способом можно получить штраф в размере от 6 до 50 базовых — от 174 до 1450 рублей. Такое же наказание ждет автомобилистов, намеренно препятствующих движению в месте проведения массовых мероприятий. Помимо штрафа, их могут лишить водительских прав на срок до двух лет. Повреждение железнодорожных или трамвайных путей, а также других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи повлечет штраф от 20 до 50 БВ. Нарушение водителем правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия тоже является административным нарушением, из-за которого кошелек может похудеть на сумму до 290 руб-лей. Санкции статьи тоже предусматривают лишение водительских прав на срок до одного года.
За использование запрещенных законодательством флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно их изготовление с целью распространения будет применяться штраф в размере до 580 рублей для физических лиц и до 1740 рублей — для юридических. Как и ранее, во время массовых мероприятий нельзя использовать незарегистрированную символику.
— Все эти новшества продиктованы сложившейся ситуацией, — отметили в МВД. — Последовательно реализованы предложения, направленные на профилактику несоблюдения мер безопасности и общественного порядка.
Незаконны и призывы к участию в стихийных уличных акциях и непосредственное участие в них. Это может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность. Кроме того, это попросту опасно: в МВД не исключают, что отдельные, наиболее деструктивно настроенные граждане могут попытаться радикализировать «мирные» протесты.
— Надеемся, что у людей возобладает здравый смысл и они не пойдут на нарушения законодательства. Но, невзирая ни на что, сотрудники милиции готовы к любым вариантам развития событий и при необходимости примут все меры для обеспечения правопорядка, — подчеркнул Дмитрий Курьян.
У тех, кто посягает на общественную безопасность, нет шансов уйти от ответственности. Так, в Генеральной прокуратуре сообщили, что личности граждан, совершивших подобные правонарушения и преступления, оперативно устанавливают — в том числе при помощи автоматизированного оборудования и специализированного программного обеспечения. Прокуроры уже направили в суды 468 уголовных дел в отношении 631 человека, которые участвовали в незаконных массовых мероприятиях, грубо нарушали общественный порядок, применяли насилие или угрожали сотрудникам милиции, позволяли себе надругательство над государственной символикой. Более 400 человек уже осуждены.
Оксана Невмержицкая, «Рэспубліка», 25 марта 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
Законопроект по вопросам уголовной и административной ответственности внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Валентин Сукало: новации в уголовном законодательстве уже исполняются судами
Новации в уголовном законодательстве, вступившие в силу с 3 марта 2025 года, уже исполняются судами. Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало на заседании Пленума ВС, посвященном рассмотрению судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также по делам о преступлениях, совершенных в составе организованных групп, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Концепция правовой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь 28 июня 2023 г. Она предусматривает очень серьезные изменения действующего уголовного законодательства. Такие изменения уже приняты, они вступили в законную силу 3 марта этого года и, по существу, уже реально исполняются нами», – сказал Валентин Сукало.
Речь идет о Законе от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который вступил в силу с 3 марта нынешнего года.
При работе над этими изменениями Верховному Суду было предложено актуализировать и некоторые постановления Пленума ВС, адаптировать их к существующим реалиям, отметил Валентин Сукало. По его словам, было предложено совместно с Генеральной прокуратурой провести обобщения судебной практики по нескольким категориям уголовных дел и при необходимости внести их на рассмотрение пленума. Результаты двух обобщений сегодня рассматривают на заседании пленума.
Председатель ВС отметил, что представленные проекты постановлений обсуждались на Научно-консультативном совете при Верховном Суде. Кроме этого, был проведен ряд рабочих совещаний и консультаций с представителями Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел. В целом же эти проекты стали результатом согласований и консультаций.
В ходе подготовки обсуждался и вопрос о возможности принятия новых постановлений Пленума по соответствующим категориям дел, заметил Валентин Сукало. Однако с точки зрения законодательной техники количество вносимых изменений не предполагает новых постановлений. Необходима новая редакция двух соответствующих постановлений.
«Необходимо учитывать (и об этом нам говорили ученые), что базовые положения Общей части Уголовного кодекса за эти 20 лет не претерпели изменения», – отметил Председатель ВС, добавив, что это касается многих фундаментальных позиций. Пленум Верховного Суда достаточно ограничен в этой части, не может выходить за пределы базовых положений Общей части УК, обратил он внимание.
Реализация государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в этой сфере. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ, сократилось. Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотических средств, возросло на 3,6 % количество установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот. Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
Пленум обратит особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств. Суды будут ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость – это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Закон об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 февраля подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», которым комплексно совершенствуется уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
В соответствии с документом пересмотрены санкции 97 составов преступлений. Из них 65 составов дополнены альтернативными более мягкими видами наказаний (24 состава до настоящего времени содержали лишение свободы как единственно возможное наказание). Еще 32 состава изменены в части размера наказаний.
Устанавливается, что впервые совершившим нетяжкие преступления женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, а также несовершеннолетним и инвалидам I группы лишение свободы не назначается. Однако за экстремизм и насильственные преступления данные правила применяться не будут.
Уголовные дела о нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Такой подход призван способствовать внутрисемейному урегулированию конфликта.
Законом предусмотрено усиление противодействия киберпреступности. Так, возможно наложение ареста на денежные средства, являющиеся предметом преступления. Это позволит оперативно блокировать похищенные суммы на счетах и обеспечивать их возврат потерпевшим. Закрепляется также механизм блокирования номеров мобильных телефонов, фишинговых сайтов, иных интернет-ресурсов, используемых злоумышленниками в преступных схемах.
Повышается защита прав несовершеннолетних участников уголовного процесса. Теперь участие педагога, психолога будет обязательно как при допросе подростков, так и проведении с их участием очной ставки и проверки показаний на месте.
Кроме того, Законом предусмотрены меры, позволяющие судам более гибко подходить к назначению наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Основные положения Закона вступают в силу через десять дней после официального опубликования.
Законопроект по вопросам уголовной ответственности одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроектом корректируются положения Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях обеспечения индивидуализации уголовной ответственности, усиления гуманистической направленности уголовного закона, обеспечения сбалансированности его норм.
В частности, пересмотрены санкции около 100 составов преступлений, в том числе более 70 – дополнены альтернативными видами наказания (штраф, арест, исправительные работы, ограничение свободы), включая 22 состава, в которых предусматривалось исключительно лишение свободы. Перечень преступлений, совершение которых гражданами Республики Беларусь за пределами страны влечет уголовную ответственность, дополнен преступлениями террористической направленности. Предлагается не применять наказание в виде лишения свободы к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, а также к несовершеннолетним и инвалидам I группы при условии, если преступление совершено ими впервые и не связано с посягательством на жизнь и здоровье человека или экстремистской деятельностью. По ряду преступлений, в том числе экономической направленности, дифференцируется ответственность (предусматриваются более мягкие виды наказания, снижаются сроки ограничения свободы либо лишения свободы).
В целях индивидуализации ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов статья 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь дополняется альтернативными видами наказания в виде ареста и ограничения свободы. Предусматривается возможность рассмотрения судом вопроса о применении условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким наказанием по ходатайству осужденного или его адвоката (законного представителя). Генеральный прокурор и его заместители наделяются исключительным правом продления срока предварительного следствия свыше 6 месяцев. Устанавливаются минимальные требования к содержанию жалобы участников уголовного процесса.
По информации
БЕЛТА
Как обсуждались и в чем заключаются. Марина Ленчевская о новациях в законодательство об уголовной ответственности
Обсуждение новаций проекта Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» было масштабным и прошло по всей стране. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Как ожидается, он будет рассмотрен на сессии Палаты представителей до конца года, сообщила корреспонденту
БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская.
«Напомню, что Президентом Беларуси дано поручение обсудить наиболее острые вопросы законопроекта «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» с рядовыми прокурорами, следователями и представителями гражданского общества. Постоянной комиссией по законодательству было организовано очень масштабное обсуждение проекта закона. Диалоговые площадки прошли во всех областных центрах и в городе Минске. Кроме того, проект закона широко обсуждался в трудовых коллективах простыми гражданами», – рассказала Марина Ленчевская.
По ее словам, по результатам обсуждения концептуально проект закона был одобрен как правоприменителями, так и простыми гражданами. «В обществе есть понимание, что закон направлен на сбалансирование норм Уголовного права, что, по сути, дает возможность судам более дифференцировано подходить к назначению наказания с учетом конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого. То есть понимание, что та задача, которая была поставлена главой государства при подготовке данного законопроекта, которая базировалась на двух основных принципах – индивидуальный подход и справедливость – выполнена», – отметила парламентарий.
Депутат отдельно остановилась на некоторых новациях законопроекта. «Пересмотрены санкции 97 составов преступления, 65 из них дополняются альтернативными, более мягкими видами наказаний. Из них 24 на сегодняшний день содержат только лишение свободы как единственно возможное наказание. Это позволяет усилить принцип справедливости назначенного наказания, но не нивелирует принцип неотвратимости наказания», – уточнила она.
«Допустим, проектом предусмотрено, что впервые совершившим нетяжкие преступления женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, а также несовершеннолетним, инвалидам первой группы лишение свободы не назначается. Исключение – преступления экстремистской направленности либо сопряженное с насилием. Но вместе с тем в ходе обсуждения возник вопрос: а будет ли справедливым такой подход, когда, например, пьяный водитель, это может быть и женщина, и одинокий мужчина, воспитывающий ребенка в возрасте до 14 лет, сбивает насмерть на пешеходном переходе человека? Возникли вопросы с назначением наказания за такого рода преступления также иностранным гражданам либо лицам без гражданства. По результатам обсуждения принято решение устранить этот пробел и скорректировать УК в этой части», – пояснила Марина Ленчевская.
Законопроект принят в сентябре в первом чтении. «Сегодня проект закона доработан по итогам обсуждений и находится на рассмотрении экспертного совета при Совете Республики. Планируем, что до конца 2024 года законопроект будет рассмотрен во втором чтении», – подчеркнула депутат.
«Открытый диалог с гражданами всегда эффективен, поскольку законотворческий процесс должен быть живым. И мы должны обязательно видеть реакцию общества на такие глобальные изменения, которые вносятся в тот или иной законопроект. Депутаты находятся в постоянном процессе обсуждения тех или иных новелл законодательства и вопросов правоприменения с простыми людьми и заинтересованными лицами», – дополнила Марина Ленчевская.
Светлана Сухарко,
БЕЛТА