01.10.2019
Агентства недвижимости, работающие по предоплате, продолжают обманывать людей. Как не попасться на их уловки?
Министерство юстиции предупреждало: агентства недвижимости, которые обманывают людей, будут сурово наказывать. Недавно слова подтвердились делом. Организации, которая взяла у человека деньги, но не выполнила свои обязательства, запрещено работать. Было принято решение о прекращении действия лицензии, которая давала право оказывать риелторские услуги частному предприятию «Агентство недвижимости «Виктория». Об этом ведомство сообщило на своем сайте. «СБ. Беларусь сегодня» разобралась в причинах произошедшего и узнала, как не стать жертвой уловок недобросовестных риелторских фирм.
Хитрая схема по-прежнему жива
Все началось с жалобы, которую в Министерство написал житель Солигорска Валерий. Он заявил о нарушении закона и его прав со стороны вышеупомянутой организации. Мы связались с Валерием, чтобы узнать подробности. Солигорчанин рассказывает, что пришел в фирму, чтобы там помогли подобрать арендное жилье для дочери, которая поступила в один из минских колледжей: «В агентстве сказали, что адреса квартир и номера телефонов их собственников мне дадут только после заключения договора и оплаты услуг организации – 76,5 рубля. Я передал сотруднику деньги, но чек мне не выдали. Не был подписан и договор на оказание риелторских услуг. Мне только предоставили уже имеющийся в агентстве бланк без подписи. После этого написали два телефонных номера, по которым я должен был перезвонить через полтора часа. Однако по ним никто не ответил. Звонки по остальным номерам, которые я требовал, еще не раз приезжая в агентство, тоже не принесли результата. Перестав верить сказочным обещаниям работников фирмы, я попросил их вернуть деньги и расторгнуть договор. К моему удивлению это логичное желание вызвало недовольство и оскорбления. Хоть услуга так и не была оказана, всю сумму мне не вернули, ссылаясь на то, что у меня нет подписанного договора на оказание риелторских услуг».
Любопытная деталь. После написания заявления в Минюст и начатой проверки в агентстве резко передумали. Валерию стали названивать с уговорами отозвать жалобу, даже предлагали денежное вознаграждение. Писали и СМС с такой же просьбой. Однако для него привлечь хитрецов к ответственности было делом принципа. По словам солигорчанина, когда он находился в офисе фирмы, видел, что аналогичная ситуация происходит и с другими людьми, некоторые из них – студенты: «Не все родители могут приехать с ребятами, которые прибыли учиться из других городов и ищут себе жилье. Этим подобные организации и пользуются, поскольку детям сложнее отстоять свои права».
Все решилось на заседании комиссии Министерства юстиции. Были на нем и представители агентства. Правда, четких пояснений своим действиям они дать так не смогли. Решение ведомства суровое, но справедливое: действие лицензии ЧРУП «Агентство недвижимости «Виктория» прекратить с 4 октября 2019 года.
Потребителям, имеющим договоры, заключенные с этой риелторской организацией, нужно обратиться за их расторжением.
Непорядок, мягко говоря
Почему в Минюсте приняли такое решение? Мы обратились в ведомство. Первая причина прекращения действия лицензии – оказание услуг без заключения в письменной форме договора. Вторая причина – повторное (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении аналогичных проблем) нарушение Правил осуществления риелторской деятельности. Оказалось, что еще в январе фирме вынесли предписание и установили срок для устранения недочетов в работе. Их суть очень напоминала историю Валерия. Фирма предоставила гражданке Ж. недостоверную информацию о предлагаемых к найму объектах недвижимости. «При заключении с Ж. договора на оказание риелторских услуг не были соблюдены требования Правил осуществления риелторской деятельности, в том числе относительно порядка регистрации договора на оказание риелторских услуг», – пояснили в Министерстве. Однако ЧРУП «Агентство недвижимости «Виктория» правильных выводов после той некрасивой истории так и не сделало.
А вот еще один хитрый ход, которым без стеснения пользовалась фирма. В качестве предмета договора указывалось не «оказание услуг по найму жилья», а лишь «консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости». Так руководство снимало с себя ответственность за невыполненные обязательства. Мол, мы консультацию провели – оплату, значит, заслужили. Немаловажно и то, что в договорах от лица директора подпись ставил человек, который им не был. Сведения об ответственных за исполнение договоров риелторах и вовсе отсутствовали…
Остерегайтесь обмана
Начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Диана Подлесская говорит, что агентства, работающие по предоплате, – это наболевший вопрос: «Министерство старается решить его не только путем многочисленных разъяснений, но и на законодательном уровне через запрет на оказание риелторских услуг по найму жилья по предоплате. Мы выступаем с такой инициативой. Нужно предусмотреть, чтобы оплата услуг происходила только после того, как для потребителя подобран объект недвижимости. Сейчас мы подготовили проекты нормативно-правовых актов. В частности, исключили такую услугу, как предоставление информации о предлагаемых к найму объектах. Останется такая услуга, как подбор вариантов сделки. То есть человек заплатит только тогда, когда ему подберут квартиру».
Но пока такие «Виктории» продолжают существовать, клиентам не помешает знать, как защитить свои права. Основное внимание необходимо уделить договору на оказание риелторских услуг. Он заключается в письменной форме, составляется не менее чем в двух экземплярах, один из них выдается заказчику, второй остается у организации. В договоре нужно обязательно оговорить услуги, за которыми вы обратились, порядок их оплаты, обязанности сторон... Например, следует четко прописать требования к объекту, который вас интересует: квартира либо комната, стоимость жилья и другие детали. По договору фирма должна предоставить информацию о сдаче в наем именно тех объектов, которые соответствуют указанному в этом документе описанию. Такая информация должна предоставляться в письменном виде и быть достоверной.
Вот еще на что стоит обратить внимание. Если вы заключили договор на оказание услуги со сложным названием «по представлению информации о предлагаемых к найму объектах», то вы оплачиваете лишь получение этой информации. То есть оплата производится до того, как человек нашел себе подходящую квартиру. Возможно, лучше воспользоваться другой риелторской услугой с еще более непростым определением, но куда более честными для клиента условиями. Она называется «подбор вариантов сделки с объектом недвижимости по найму объектов жилищного фонда». В этом случае организация принимает на себя обязательство уже не просто предоставить информацию, а найти для потребителя жилье, которое будет соответствовать его пожеланиям. И оплата здесь происходит уже после того, как объект подберут. Кстати, удивительно, но эта риелторская услуга стоит столько же, сколько и упомянутая выше.
И последнее. Важно всегда забирать свой экземпляр договора и требовать выдачу документа, подтверждающего внесение платы за оказываемые услуги. Следование этим нехитрым советам поможет вам избежать неприятных ситуаций, сохранить свои нервы и деньги.
Ян Жук, «СБ. Беларусь сегодня», 1 октября 2019 г.
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси ведется планомерная работа по наращиванию темпов возведения арендного жилья
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА