29.04.2017
Чем электронный дневник отличается от традиционного бумажного? Министерство образования планирует охватить новациями школы к 2020 году
С тех пор как у нас в 2013 году стартовал проект «Электронная школа», между учебными заведениями развернулась «гонка вооружений» в плане всевозможных образовательных мультимедиа-«примочек». Да, со временем все больше учебных заведений присоединяется к работе с современными технологиями, а на рынке все чаще появляются новые поставщики услуг – компании, предлагающие образовательные платформы, которые объединяют в себе электронный дневник, журнал и целый букет иных сервисов. Но насколько реально успеть охватить новациями все школы уже к 2020 году, как планирует Минобразование? Пойдут ли на пользу процессу обучения планшеты у учителей, отмена традиционных дневников (на это решились несколько школ в Минске и Гродно) и другие идеи? И что готовы предложить разработчики сервисов, среди которых сегодня главными игроками стали две одобренные министерством платформы – schools.by (один из пионеров) и «Знай.бай» (платформа-новичок)?
Самый популярный вопрос, который волнует родителей школьников: чем современный электронный дневник отличается от традиционного бумажного? Внешне ничем, ведь основное требование к онлайн-версии – она должна повторять привычный дневник. Правда, заполняет его учитель, так что школьнику уже не отговориться стандартными «забыл дневник» или «не записал домашку». И здесь каждая из платформ старается найти свою нишу. Если опытные поставщики завоевывали рынок в Минске, то новички начали с регионов. К проекту «Знай.бай» уже присоединились 310 школ во всех областях, кроме Гродненской, но и это, говорят, дело времени. Кстати, по-своему решена и проблема технического оснащения – педагогам раздали планшеты. А к 1 сентября придет эта платформа и в столицу, подтвердила Елена Емельянова, начальник отдела информатизации Минского городского института развития образования:
– «Электронная школа» включает в себя два основных элемента: карта учащегося и электронный журнал и дневник. В Минске в проекте давно задействованы 15 учреждений, еще 66 только начинают. Решение о поставщике услуг, будет он один в районе или у каждого учреждения свой, принимает экспертный совет, который создается на базе управления образования, спорта и туризма районной администрации. Сама школа ничего не решает. Вообще любая из платформ предоставляет одни и те же услуги, разным может быть только интерфейс. Главный информационно-аналитический центр Минобразования дает разрешение работать со школами лишь тем компаниям, у которых четко соблюдены необходимые технические параметры.
Успеют ли все перейти на новый сервис в ближайшее время? Специалисты говорят, что процесс тормозит интернет, с которым у школ бывают проблемы. Например, сбрасываются выставленные отметки. Надежда на новые сети, ведь в том числе в Минске сейчас активно прокладывают оптоволоконные линии, и к ним уже подключено как минимум три десятка школ.
Честно говоря, мнения учителей по электронным дневникам и журналам сильно разделяются. Все-таки при наличии бумажных аналогов приходится делать дополнительную работу. Некоторые педагоги даже подсчитали, что заполнение онлайн-сервисов отнимает 5–10 минут урока. А сколько набегает за весь учебный день? И это же никто не оплачивает! Родители, кажется, настроены более оптимистично. Например, минчанин Александр Тепляков, папа восьмиклассника, услышал об электронном дневнике и решил, что это возможность повысить успеваемость сына. В школе проект не внедрен, но классный руководитель идею поддержала, в итоге в качестве эксперимента перебрасывает оценки в электронный дневник единственному ученику в классе, подключенному к сервису. Результат – уроки сделаны, а баллы пошли в гору.
Есть обнадеживающая статистика и у самих разработчиков электронных дневников. Как-никак прошло три года с момента запуска пилотного проекта в барановичской школе № 21, говорит Игорь Савостьянчик, компания которого трудилась над «Знай.бай». Тогда услуга была платной. Лишь через год появился соответствующий документ Минобразования, где удалось четко сформулировать принципы работы онлайн-дневников: базовые услуги – бесплатно, абонентская плата – сугубо за дополнительные сервисы. Так вот, исследования в стиле «было – стало» показали: успеваемость школьников выросла на 15–20%, в том числе и потому, что задания в дневник вносит учитель, в итоге дети о «домашке» не забывают, не путают параграфы, номера страниц и упражнений. Да и пропуски занятий без уважительной причины снизились на 80–90%...
КСТАТИ
Один из элементов «Электронной школы» – карта учащегося. В прошлом году Центр систем идентификации, БГУ и Беларусбанк выпустили почти 17 600 таких документов, а до середины лета в планах еще более 50 000. По распоряжению комитета по образованию Мингорисполкома такие карты появятся у учеников примерно 60 столичных школ.
Ольга ПАСИЯК, «Советская Белоруссия», 28 апреля 2017 г.
(фото – Юрий Мозолевский)
Соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС может быть подписано до конца 2025 года
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Утверждено решение совета специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов
Глава государства Александр Лукашенко подписал распоряжение, которым утверждено решение совета специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
На эти цели из республиканского бюджета за счет средств резервного фонда будет направлено около Br560 тыс.
Стипендии Президента Беларуси назначены 185 студентам вузов.
Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда удостоены 11 победителей международных олимпиад и конкурсов.
Поощрены специальными премиями 92 учащихся, курсанта и студента.
Оказана материальная поддержка студенческой научной лаборатории «Геоинформационные системы и территориальное управление» Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина для дальнейшего развития научных исследований в области геоинформатики и разработки учебных и прикладных географических информационных систем.
Принятие распоряжения будет способствовать мотивации представителей одаренной молодежи, создаст условия для их дальнейшей успешной учебы и профессионального роста, а также будет служить дополнительным стимулом для педагогов.
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В детском технопарке изменились условия выдачи рекомендаций на поступление без экзаменов
Директор Национального детского технопарка Сергей Сачко рассказал корреспонденту
БЕЛТА об изменениях в порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета на поступление без экзаменов.
(фото – БЕЛТА)
Министерством образования принято постановление от 9 июня 2025 года «О порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк». Правовым актом утверждена новая инструкция о порядке выдачи документа.
«Внесены изменения в критерии определения лиц, рекомендуемых наблюдательным советом к зачислению в учреждения высшего образования без вступительных испытаний при поступлении на специальности общего высшего и специального высшего образования, и приему (зачислению) в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения без вступительных испытаний. В критерии, касающемся результатов учебы и поведения молодого человека в школе, средний балл успеваемости кандидата на получение рекомендации повышается на 0,5 пункта во всех количественных показателях. Раньше, чтобы поступить в столичные вузы, нужно было иметь средний балл не ниже 8, сейчас он определен не ниже 8,5. В другие учреждения высшего образования нижний порог повысился с 7,5 баллов до 8. Что касается показателей успеваемости для зачисления в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования, то ранее установленный показатель для лицеев, университетов, расположенных на территории Минска (за исключением Минского государственного областного лицея), предусматривал не ниже 8 баллов, сейчас – не ниже 8,5 баллов. В другие лицеи, университеты соответственно – с 7,5 до 8 баллов», – проинформировал Сергей Сачко.
Он отметил, что в остальном порядок не изменился и остается прежним.
«Изменение количественных показателей успеваемости учащихся связано с тем, что основной задачей при работе с одаренной молодежью является построение успешной образовательной и профессиональной траектории. Получение качественного высшего образования в сочетании с осуществлением научно-исследовательской деятельности, начатой в детском технопарке, требует от учащихся высокого уровня знаний по учебным предметам школьной программы», – добавил руководитель детского технопарка.
Изменения станут актуальны с 1 сентября.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 июля встретился с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном.
«Между Пекинским университетом и нашим ведущим вузом сложились добрые отношения. Я очень надеюсь, что оно так и будет. Мы на это рассчитывали, что это сотрудничество будет примером и для других вузов. Тем более у нас существует ассоциация ректоров, где мы можем решать общие вопросы», – сказал Александр Лукашенко.
Он особо отметил, что Пекинский университет пошел на беспрецедентные шаги по созданию отдельной программы для обучения особо продвинутых белорусских студентов по специальности «биотехнологии». Эта программа предусматривает углубленное изучение связанных с этим направлением дисциплин.
Александр Лукашенко отметил, что в том числе с китайской стороны есть большая заинтересованность по подобным программам изучать физику, математику, химию, другие науки. «Это хороший пример для изучения этих наук. Думаю, что мы на этом в ближайшее время сосредоточимся. Но мы рассчитываем на более глубокое сотрудничество с КНР», – заявил белорусский лидер.
Несколько тысяч китайских и белорусских студентов, которые обучаются соответственно в вузах Беларуси и Китая, Президент назвал будущим двусторонних отношений.
«Словом, у нас большое поле деятельности. Двери для вас открыты в любое учреждение, в любую компанию, на любое государственное предприятие. Тайн и секретов у нас от Китая нет», – подчеркнул Глава государства.
В свою очередь Гун Цихуан отметил, что это первый его визит в Минск. «У меня ощущение, что это гармоничный мирный город, где люди очень счастливы», – сказал он.
Ректор Пекинского университета отметил, что в прошлом месяце Александр Лукашенко посетил с визитом КНР, состоялась встреча с лидером страны Си Цзиньпином. «Мы хорошие партнеры, хорошие друзья. Ваше высокое руководство и Си Цзиньпина ведет нас к углубленному сотрудничеству, всепогодному стратегическому партнерству. И мы, как Пекинский университет, активно принимаем участие во всех мероприятиях», – подчеркнул ректор вуза.