25.01.2024
МЖКХ об изменении законов по вопросам управления жилфондом и его эксплуатации
Главой государства 29 декабря 2023 г. подписан Закон Республики Беларусь № 330-З «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации». В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства прокомментировали основные положения правового акта.
Закон разработан в целях совершенствования управления общим имуществом совместного домовладения, обеспечения надлежащей эксплуатации жилых домов.
В целях минимизации нарушения законодательства председателями правлений организаций застройщиков, товариществ собственников (далее – организации собственников), а также своевременного устранения таких нарушений, защиты прав граждан Законом вводится дополнительный механизм прекращения полномочий председателя правления организации собственников (ТС, ЖСПК) в случае неисполнения председателем своих обязанностей, установленных законодательством, неоднократного нарушения председателем правления организации собственников законодательства и необеспечение устранения таких нарушений.
Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом выносить решение о необходимости аннулирования свидетельства о прохождении профессиональной аттестации. Без указанного свидетельства (истечение сроков действия или аннулирование) гражданин не вправе занимать должность председателя правления организации собственников.
Данный механизм вступит в силу с 6 июля 2024 г.
Со дня опубликования Закона гражданин может занимать должность председателя правления организации собственников только в одной организации собственников.
При этом предусмотрен переходный период. Так, срочные трудовые договоры, заключенные с председателями правления организаций собственников, будут действовать до истечения срока их действия, а трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок, – в течение шести месяцев, но не более срока, на который был избран председатель правления.
Вводится обязанность товариществ собственников и организаций застройщиков, в случае осуществления обслуживания жилого дома собственными силами, получить аттестат соответствия (устанавливается Советом Министров). Данное нововведение позволит организациям собственников содержать необходимый для обслуживания штат работников, который может обеспечить надлежащее предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Организации собственников, ранее созданные не на смежных (соседних) участках, разбросанные по территории административно-территориальной единицы или республике, соответственно, не имеющие общего имущества, должны будут реорганизоваться или ликвидироваться. В таких случаях предусмотрен механизм упрощенной ликвидации организации собственников по решению местного исполнительного и распорядительного органа.
Также механизм упрощенной ликвидации организации собственников предусмотрен в случае, если организация собственников не осуществляет деятельность как юридическое лицо и не имеет председателя в течение трех месяцев и более. При этом меры по избранию председателя органами управления, в том числе самими гражданами не предпринимаются. Такая мера направлена, в первую очередь, на те организации собственников, которые много лет уже не осуществляют свою деятельность и находятся под управлением организаций ЖКХ, однако числятся как юридические лица в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае принятия местным исполкомом решения о ликвидации организации собственников, товарищество собственников не может быть повторно создано в течение трех лет с даты исключения организации застройщиков или товарищества собственников из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, Законом вводится единый порядок аккумулирования средств, вносимых гражданами на капитальный ремонт жилого дома. Так, предусматривается аккумулирование средств на капитальный ремонт на специальных счетах, открытых местными исполнительными и распорядительными органами для их последующего направления на капитальный ремонт жилых домов.
Нормы, регулирующие направление средств граждан, внесенных на капитальный ремонт жилого дома, вступили в силу 6 января 2024 г.
Ранее собранные средства граждан и размещенные на счетах товариществ собственников могут быть перечислены в добровольном порядке на счета исполкомов в случае желания граждан быть включенными в график капитального ремонта с использованием средств бюджета. Также аккумулированные на счетах, вкладах (депозитах) денежные средства могут по решению общего собрания собственников направляться на капитальный ремонт в соответствии с законодательством.
Введению такого порядка предшествовало нецелевое расходование организациями собственников денежных средств граждан, также имеются случаи неполного перечисления средств капитального ремонта на счета организаций собственников или отсутствие таких счетов, вкладов (депозитов) в принципе, что приведет в будущем к невозможности проведения капитального ремонта в жилом доме.
Также Законом регулируются некоторые иные вопросы совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Правовым актом меняются подходы к назначению уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения (организации ЖКХ). Так, в целях исключения нарушений законодательства при приемке жилого дома в эксплуатацию со стороны застройщика или председателя правления организации собственников предлагается назначать уполномоченное лицо на стадии строительства многоквартирного жилого дома. При этом право собственников создать товарищество собственников в любой момент во введенном в эксплуатацию жилом доме остается.
В случае управления общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом, ему предоставляется право в интересах собственников передавать общее имущество без проведения общего собрания. В том числе без проведения общего собрания будет передаваться инженерное оборудование, замененное полностью или частично за счет бюджетных средств, для его последующей переработки и возврата полученных средств в бюджет.
Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Комментарий МЖКХ к Указу об особенностях предоставления и использования арендного жилья
Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья» (Указ) предусматривается определение порядка и условий предоставления арендного жилья гражданам наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих).
Общий порядок предоставления арендного жилья, в том числе коммунального жилищного фонда, определен Жилищным кодексом Республики Беларусь (ЖК).
Арендное жилье распределяется следующим образом:
-
40 % – для граждан, имеющих первоочередное право на его получение на период трудовых (служебных) отношений (молодые специалисты, военнослужащие, лица, направленные на работу в организации в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации, профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования, работники организаций культуры и др.);
-
60 % – для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет.
Для г. Минске определена отдельная квота арендного жилья, предназначенного для распределения гражданам, в том числе в связи с характером трудовых (служебных) отношений.
Вместе с тем, в ряде случаев у государственных органов возникает необходимость в подготовке отдельных проектов распоряжений Главы государства Республики Беларусь, в которых устанавливаются особенности предоставления арендного жилья гражданам с учетом их должности (профессии).
С учетом компетенции Президента Республики Беларусь, установленной в пункте 3 статьи 2 ЖК, данные вопросы могут быть урегулированы посредством подготовки Указа, определяющего системный подход в предоставлении арендного жилья работникам наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих).
В Указе предлагается закрепить нормы, предусматривающие полномочия местных исполнительных и распорядительных органов по принятию решений о предоставлении данного жилья в возведенных многоквартирных жилых домах типовых потребительских качеств указанным работникам, а также установить иные условия, необходимые для его реализации.
В частности, Указом предусмотрено, что арендное жилье коммунального жилищного фонда по решениям районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов г. Минска может быть предоставлено гражданам наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих) в связи с характером трудовых (служебных) отношений, в первую очередь, при отсутствии у них, а также у членов их семей, которым совместно с указанными гражданами предоставляется арендное жилье, других жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы), за исключением жилых помещений, занимаемых ими по договору найма жилого помещения в общежитии.
При предоставлении арендного жилья в г. Минске либо населенных пунктах Минского района учитывается факт отсутствия у этих граждан и членов их семей жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в г. Минске и (или) населенных пунктах Минского района.
При этом доля возводимого коммунального жилищного фонда, предназначенного для предоставления на условиях договора найма арендного жилья вышеназванным категориям граждан, ежегодно определяется областными, Минским городским исполнительными комитетами на основании индивидуальных ходатайств районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов г. Минска.
Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих) планируется осуществлять районными, городскими исполнительными комитетами, администрациями районов г. Минска по спискам, формируемым на основании индивидуальных ходатайств государственных органов и организаций, с которыми эти граждане состоят в трудовых отношениях, в порядке поступления таких ходатайств. Данная мера позволит объективно оценивать ситуацию с распределением арендного фонда.
В Указе определена компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по утверждению перечней должностей служащих (профессий рабочих) по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите, иными заинтересованными структурными подразделениями областных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности, Минским городским исполнительным комитетом.
Кроме того, в Указе регламентированы иные вопросы о (об):
-
определении размера платы за пользование арендным жильем при предоставлении такого жилья гражданам наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих) при отсутствии у них и членов их семей другого жилья в собственности и (или) во владении и пользовании (долей в праве общей собственности на жилые помещения) по аналогии с оплатой жилья, предоставляемого гражданам в первоочередном порядке в связи с характером трудовых (служебных) отношений (ст. 111 ЖК), что уравняет этих граждан в правах;
-
реализации права повторного предоставления арендного жилья указанной категории граждан при освобождении этого жилья, а также его предоставлении гражданам, имеющим право на получение арендного жилья в соответствии с жилищным законодательством (при отсутствии заявлений от граждан наиболее востребованных должностей служащих (профессий рабочих).
Также в Указе предусматривается порядок и условия предоставления арендного жилья коммунального жилищного фонда без взимания платы за пользование при выполнении гражданами ремонта за счет собственных средств.
В настоящее время районным, городским исполнительным комитетам, администрациям районов г. Минска предоставлено право на основании соответствующих решений не взимать плату за пользование арендным жильем, предоставляемым гражданам и требующим ремонта, при условии выполнения его за счет собственных средств и (или) собственными силами.
Плата за пользование арендным жильем при выполнении ремонта арендного жилья за счет средств граждан не взимается:
-
при выполнении ремонта согласно смете, утверждаемой государственными организациями, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находятся жилые помещения, в размере, не превышающем сметную стоимость по каждому виду работ и материалов;
-
после подтверждения не позднее шести месяцев со дня заключения договора найма арендного жилья выполненных согласно смете ремонтных работ, отражаемых в акте о приеме-передаче во владение и пользование жилых помещений, и их оплаты;
-
в период, определяемый соразмерно стоимости ремонта, указанной в смете.
Целью данной нормы является сокращение количества незаселенного арендного жилья и снижение финансовой нагрузки на местные исполнительные и распорядительные органы (государственные организации, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находятся жилые помещения) при восстановлении потребительских качеств этого жилья.
При этом с учетом практического применения данных норм граждане могут выполнить ремонт жилых помещений с заменой видов работ и материалов (к примеру, окраску потолка заменить установкой натяжных конструкций, ремонт и окраску оконных балконов – заменой оконных блоков и т.д.).
В связи с этим в Указе дополнительно закреплены положения о возможности замены видов работ и материалов при выполнении ремонта нанимателями арендного жилья при его заселении.
Также предлагается определить период направления в облисполкомы, Минский горисполком соответствующих решений гор-райисполкомов о невзимании платы за пользование арендным жильем (на стадии их проектов). Данная норма упростит процедуру согласования вышеназванных решений и необходимости их последующей отмены в случаях внесения корректив (доработки) со стороны облисполкомов, Минского горисполкома.
По информации
официального сайта Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

О правовом регулировании вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры
В связи с корректировкой ряда нормативных правовых актов Министерством связи и информатизации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства подготовлены разъяснения по вопросам размещения объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» инженерная инфраструктура – совокупность инженерных сетей, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, обеспечивающих подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие коммуникации) на объекты потребления.
Сети электросвязи относятся к инженерной инфраструктуре и являются неотъемлемой частью здания (сооружения), проектируются и строятся в соответствии с законодательством об архитектурной и градостроительной деятельности, предназначены для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в услугах электросвязи и иных услугах, при этом размещаются во вспомогательных помещениях, а также в специально приспособленных для этого конструктивных элементах здания (сооружения) либо в специальных устройствах, предусматривающих защиту объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной документацией.
При этом размещение, проектирование и строительство сетей электросвязи не является реконструкцией объекта недвижимого имущества и не приводит к уменьшению размера общего недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) вспомогательное помещение – помещение, расположенное внутри блокированного либо многоквартирного жилого дома вне квартир, предназначенное для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения). Под конструктивными элементами понимаются фундаменты, наружные стены, междуэтажные перекрытия, крыши, окна, двери, печи, балконы и балконные ограждения, лоджии, отмостка вокруг жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).
Учитывая, что вспомогательные помещения, а также конструктивные элементы здания (сооружения), обслуживающие более двух помещений, являются общим имуществом, порядок пользования и распоряжения таким имуществом определяется исходя из способа управления общим имуществом, определенным участниками совместного домовладения в соответствии с законодательством.
Справочно
Пунктом 1 статьи 151 ЖК определено, что управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется одним из следующих способов:
-
непосредственно участниками совместного домовладения, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более десяти объектов недвижимого имущества;
-
уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом в случаях, предусмотренных ЖК, в порядке, установленном актами законодательства;
-
организацией застройщиков или товариществом собственников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 ЖК в случае, если участниками совместного домовладения не принято решение о создании товарищества собственников или об управлении общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения, в случае ликвидации организации застройщиков или товарищества собственников, а также в случае, предусмотренном частью шестой пункта 4 статьи 186 ЖК, местные исполнительные и распорядительные органы назначают уполномоченное лицо в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с подпунктом 3.14 пункта 3 и подпунктом 5.1 пункта 5 типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», уполномоченное лицо обязано представлять интересы Потребителя в отношениях с третьими лицами в соответствии с законодательством о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и иными актами законодательства, регулирующими правоотношения между потребителями и исполнителем.
Уполномоченное лицо имеет право представлять интересы Потребителя при управлении общим имуществом, в том числе в отношениях с третьими лицами.
|
При этом, независимо от способа управления общим имуществом, нормы ЖК о необходимости получения согласия участников совместного домовладения на передачу общего имущества во владение и пользование третьим лицам не распространяются на случаи размещения объектов инженерной инфраструктуры в созданных (приспособленных) для этого вспомогательных помещениях, а также конструктивных элементах жилого дома с целью предоставления проживающим (находящимся) в нем физическим и юридическим лицам услуг электросвязи или иных услуг.
В отдельных случаях в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 45-З «Об электросвязи» юридические лица на основе договоров могут предоставлять операторам электросвязи нежилые помещения для осуществления деятельности в области электросвязи. Заключение таких договоров является обязательным для сторон, при этом договор может быть заключен и на безвозмездной основе.
Учитывая вышеизложенное, для размещения объектов инженерной инфраструктуры в местах общего пользования жилого дома не требует заключения договоров между организацией, оказывающей услуги электросвязи, и уполномоченным лицом по управлению общим имуществом (организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда) либо товариществом собственников. При этом объекты инженерной инфраструктуры для оказания услуг электросвязи физическим и юридическим лицам, проживающим (находящимся) в жилом доме, размещаются на безвозмездной основе во вспомогательных помещениях и в специально приспособленных конструктивных элементах многоквартирного жилого дома (каналах), если отсутствует возможность размещения в каналах – наружным способом с укладкой в короба и наружные каналы. При наличии ущерба, связанного с размещением объектов инженерной инфраструктуры, такой ущерб возмещается собственникам, организации, осуществляющей эксплуатацию многоквартирного жилого дома, путем возмещения фактически понесенных экономически обоснованных затрат, непосредственно связанных с размещением на объектах общего имущества многоквартирного жилого дома инженерной инфраструктуры и вызванных усложнением эксплуатации многоквартирного жилого дома в связи с таким размещением.
Информация предоставлена Министерством связи и информатизации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минжилкомхоз – об изменениях в Закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
8 декабря Глава государства подписал Закон № 222-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (Закон). Правовой акт разработан в целях повышения качества и оперативности оказания жилищно-коммунальных услуг и выполнения работ по благоустройству с учетом практики оказания этих услуг (выполнения работ).
В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства рассказали об основных нововведениях Закона.
Подтверждение объемов и качества оказанных жилищно-коммунальных услуг
Статьей 1 Закона вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Республики Беларусь» в части уточнения порядка подтверждения объемов и качества оказанных жилищно-коммунальных услуг в зависимости от способа управления общим имуществом совместного домовладения.
Кроме того, Законом расширен перечень организаций, которые могут осуществлять подтверждение объемов и качества жилищно-коммунальных услуг. Такими организациями наряду с местными исполнительными и распорядительными органами могут выступать:
- организации собственников;
- участники совместного домовладения;
- уполномоченные лица по управлению общим имуществом совместного домовладения;
- государственные организации, хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, назначаемые местными исполнительными и распорядительными органами.
Справка
До принятия Закона право на подтверждение объемов и качества жилищно-коммунальных услуг было предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам или государственным заказчикам в сфере жилищно-коммунального хозяйства посредством принятия соответствующих решений местных исполнительных и распорядительных органов
|
Также Законом исключается возможность подтверждения
объемов и качества жилищно-коммунальных услуг исполнителями этих услуг.
Назначение исполнителей для оказания жилищно-коммунальных услуг и выполнения работ по благоустройству
Законом предусмотрена временная норма в части предоставления права городским (городов областного подчинения), районным исполнительным комитетам, местным администрациям районов в г. Минске своими решениями назначать исполнителей для оказания жилищно-коммунальных услуг и выполнения работ по благоустройству вне зависимости от источников финансирования этих услуг и работ. Срок действия указанной нормы – с 25 декабря 2022 г. до 24 декабря 2024 г.
Указанное право распространяется на следующие услуги и работы:
- техническое обслуживание;
- санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;
- техническое обслуживание лифта;
- дополнительные жилищно-коммунальные услуги (перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»);
- капитальный ремонт (отдельно по разработке проектной документации и строительно-монтажным работам);
- строительно-монтажные работы по текущему ремонту;
- обращение с твердыми коммунальными отходами;
- работы на придомовых территориях многоквартирных жилых домов и по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов, расположенным на землях общего пользования.
При этом в случае необходимости выполнения работ по объектам внешнего благоустройства, расположенным на землях общего пользования на территории нескольких районов г. Минска, право на назначение исполнителей таких работ предоставлено Минскому горисполкому.
Исполнители указанных работ и услуг, по предусмотренному Законом механизму, будут назначаться из числа организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь (с согласия совета директоров (наблюдательного совета) этих обществ) и (или) ее административно-территориальным единицам.
Предпосылками принятия такого решения явилась эффективная практика реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 478 «О закупках в жилищно-коммунальном хозяйстве» (Указ № 478), предусматривающая
предоставление местным исполнительным и распорядительным органам аналогичных прав на территориях малых и средних населенных пунктов (т.е. за исключением территорий областных центров и г. Минска). При этом указанное право не распространялось на услуги по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, а также работы по текущему и капитальному ремонту объектов благоустройства.
Реализация Указа № 478 позволила оперативно реагировать на претензии граждан и своевременно принимать необходимые меры в сфере жилищно-коммунального хозяйства без излишних временных и материальных затрат на проведение конкурсных процедур, в связи с чем Законом данный механизм распространен на все населенные пункты республики и дополнительно охватил услуги по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда и объектов благоустройства.
Одновременно следует отметить, что Законом предоставлено право назначения исполнителей, а не обязанность, и в случае принятия решения местными исполнительными и распорядительными органами оказания услуг и выполнения работ на конкурентной основе выбор исполнителя осуществляется согласно законодательству – в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» или Положением о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2019 г. № 826 (в зависимости от источников финансирования).
Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)