/ / Аналитика
11.01.2024

Минэкономики о новой редакции Закона об инвестициях

Законом Республики Беларусь от 8 января 2024 г. №350-З в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях».

В обновленный Закон об инвестициях включены нормы о реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности (будут определяться Советом Министров Республики Беларусь) как в рамках инвестиционных договоров, так и в качестве преференциальных инвестиционных проектов. Также предусмотрены основы поддержки инвесторов в виде бюджетных трансфертов.

Предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий:

1) в рамках обновленного института инвестдоговоров предусматриваются:

  • условия применения гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства (т.н. «стабилизационная оговорка») в течение 5 лет с даты вступления в силу инвестдоговора;
  • возможность возмещения части затрат, понесенных в связи с созданием объектов магистральной и распределительной инфраструктуры в отдельных (нуждающихся в дополнительной поддержке) регионах;
  • актуализируются как льготы, уже известные в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», так и закрепляются новые – по налогу на прибыль, а также в области архитектурной и строительной деятельности, земельных отношений;

2) предусматривается заключение специальных инвестиционных договоров.

Справочно

В Российской Федерации законодательством в сфере промышленной политики предусмотрен схожий механизм стимулирования инвестиций – специальные инвестиционные контракты

Предметом специнвестдоговоров будет организация инвестором или созданной им компанией производства в нашей стране востребованной усовершенствованной продукции. В свою очередь со стороны Республики Беларусь обеспечивается возможность реализации части такой продукции в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. Таким образом, наряду с преимуществами инвестиционного договора, инвестор получает определенные гарантии сбыта части производимой продукции.

Специнвестдоговор будет актуален в работе по импортозамещению и формирует условия для повышения технологической безопасности страны.

Новой редакцией Закона об инвестициях предусматриваются и меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Так, в областях будут реализовываться преференциальные инвестпроекты:

1) для их реализации не требуется заключение договора, а достаточно принятия исполкомом решения о включении инвестпроекта в перечень преференциальных инвестпроектов. Такие решения будут отражать основные условия реализации префпроекта;

2) по преференциальным инвестпроектам будут предоставляться актуализированные льготы и преференции, уже известные по Декрету № 10.

Поддержка в виде бюджетных трансфертов предусмотрена для инвесторов – юридических лиц Республики Беларусь, реализующих инвестпроекты по приоритетным видам деятельности. Условия (критерии), которым должны будут соответствовать инвестпроекты, претендующие на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов, будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.

После вступления в силу обновленной редакции Закона об инвестициях Декрет № 10 утратит свою силу. Ранее заключенные инвестиционные договоры продолжат реализовываться на условиях, которые были определены до вступления в силу статьи 4 Закона № 350-З.

По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь