Комментарий к Указу от 16 февраля 2024 г. № 55 (оптимизация админпроцедур)
16 февраля 2024 года Главой государства издан Указ № 55, которым внесены изменения в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
Издание Указа обусловлено практикой применения и направлено на создание более простого и понятного для граждан порядка обращения в уполномоченные органы за тем или иным документом.
Указом исключаются административные процедуры, которые утратили свою актуальность либо будут осуществляться в рамках иных имеющихся административных процедур. По отдельным процедурам упраздняется взимание платы, изменяется срок их осуществления, сокращается перечень представляемых заявителем документов и сведений, изменяется срок действия выдаваемых документов.
В частности, упраздняются административные процедуры по выдаче копии лицевого счета, а также справки о месте жительства и составе семьи, справки о месте жительства. Для удобства граждан указанная информация будет отражаться в едином документе – справке о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении, месте жительства и составе семьи.
При обращении в исполком за предоставлением ежемесячного или единовременного социального пособия гражданам для подтверждения дохода не требуется предварительно получать в иных организациях справку о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), продукции личного подсобного хозяйства, промысловой деятельности (в случае реализации такой продукции). Указанная информация при необходимости будет запрошена исполкомом самостоятельно.
Исключается процедура по выдаче гражданам справки о предоставлении (непредоставлении) льготных кредитов по кредитным договорам, по которым кредитные обязательства не были прекращены, или погашении в полном объеме задолженности по этим кредитным договорам до наступления срока погашения задолженности по льготным кредитам.
Для удобства граждан за выдачей справки о начисленной жилищной квоте можно будет обратиться, в том числе в городской исполком, а также местную администрацию района в городе.
При регистрации договора найма (аренды) жилого помещения частного жилищного фонда не требуется представления письменного согласия всех собственников жилого помещения (в случае, если сдается жилое помещение, находящееся в общей собственности).
Для обращения за пропуском на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне (пограничной полосе) исключается необходимость предварительного получения гражданами в исполкомах справок, подтверждающих проживание либо захоронение родственников в пограничной зоне (пограничной полосе).
С 1 месяца до 15 дней сокращается срок выдачи согласования самовольной установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций.
В два раза сокращается срок выдачи документов по колесным тракторам, прицепам к ним и самоходным машинам.
Также сокращается до 3 рабочих дней срок выдачи ряда справок в сфере социальной защиты.
Упраздняется взимание платы за внесение изменений в квалификационный аттестат, подтверждающий профессиональную компетентность специалиста для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.
На бесплатной основе будет осуществляться снятие с учета колесного трактора, прицепа к нему и самоходной машины.
Выдача дубликата государственного удостоверения на право охоты, в том числе подводной, взамен пришедшего в негодность, утраченного (похищенного) также будет осуществляться бесплатно. Сроки осуществления указанных процедур сокращаются до 10 дней (ранее – 1 месяц и 15 дней соответственно).
Уточнен порядок осуществления и иных административных процедур в сфере жилищных правоотношений, документирования населения, транспорта, охраны объектов права промышленной собственности, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Указом по всем административным процедурам определены органы-регуляторы, что позволит обеспечить проведение единой государственной политики по конкретной сфере общественных отношений, а также скоординировать работу государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму.
Основные положения Указа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Совету Министров поручено обеспечить приведение в соответствие с Указом иных актов законодательства.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь 18 марта подписал Указ «О страховании», подготовленный в целях приведения положений указов Президента Республики Беларусь в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности», международными обязательствами, а также с учетом правоприменительной практики.
Во исполнение требований Главы государства по исключению множественности правового регулирования, обеспечению простоты восприятия законодательства вместо трех указов (№ 530 от 25 августа 2006 г., № 531 от 25 августа 2006 г. и № 302 от 10 июня 2009 г.) подготовлен единый комплексный документ, регулирующий вопросы, связанные с осуществлением в Республике Беларусь обязательного страхования.
Указом утверждены Положение об обязательном страховании (определяет порядок и условия осуществления видов обязательного страхования, включая размеры страховых суммы (лимитов ответственности), страховых взносов и страховых тарифов) и Положение о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования (определяются размер отчислений в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий и порядок перечисления средств фондов в республиканский бюджет, а также распорядителей средств фондов, порядок и направления их использования) .
Новые виды обязательного страхования не вводятся.
Главным нововведением является новый вид договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор союзного страхования, действующий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Это позволит белорусским автовладельцам, заключившим такой договор, не приобретать дополнительный договор международного страхования при выезде в Российскую Федерация. С учетом договоренностей с Российской Федерацией его заключение будет осуществляться только в электронном виде.
В базовых величинах установлены лимиты ответственности и размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом размеры лимитов ответственности увеличены, а действующие размеры страховых взносов пересчитаны в базовые величины исходя из курса евро и размера базовой величины на 1 января 2025 г.
Изменения затронули и иные виды обязательного страхования.
В целях сокращения расходов государственных организаций, снижения случаев необоснованного включения страховых брокеров в процесс заключения договоров страхования Указом вводятся новые требования к осуществлению посреднической деятельности по страхованию.
В частности, установлен запрет на участие страховых брокеров и страховых агентов, не состоящих в штате страховой организации, в страховании имущественных интересов юридических лиц всех форм собственности и граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по поручению страховых организаций (государственных и с долей собственности государства более 50 процентов). Участие страхового брокера возможно только на основании поручения страхователя и получения вознаграждения от страхователя.
Страховые брокеры при осуществлении посреднической деятельности по страхованию имущественных интересов юридических лиц, граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по видам добровольного или вмененного страхования, не относящегося к страхованию жизни, смогут получать вознаграждение только от страхователя. При этом Министерство финансов установит предельный размер такого вознаграждения.
Указ, за исключением его отдельных положений, вступит в силу через месяц после его официального опубликования.
По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 4 марта 2025 г.
27 марта 2024 г. Главой государства был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 112 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», которым Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ) был изложен в новой редакции.
Подготовка Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 112 осуществлялась в соответствии с пунктом 38 плана подготовки проектов законодательных актов на 2023 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 467, в целях совершенствования правового регулирования предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, в том числе расширения целей предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, введения ограничений на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи в отношении ряда организаций, дополнения перечня запретов на предоставление, получение и (или) использование безвозмездной (спонсорской) помощи.
Рассмотрим основные новеллы Указа.
1. Субъекты отношений.
Положения в отношении субъектов, имеющих право предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, остались неизменными. Так, спонсорами могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.
При этом уточнен состав получателей безвозмездной (спонсорской) помощи. Так, Указом до изложения его в новой редакции к получателям безвозмездной (спонсорской) помощи были отнесены «физические лица республики». Данная формулировка являлась юридически некорректной и имела различное толкование: к данной категории относятся все физические лица, находящиеся на территории Республики Беларусь, либо исключительно граждане Республики Беларусь. С изложением Указа в новой редакции правовая неопределенность была устранена – получателями безвозмездной (спонсорской) помощи являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом пунктом 3 приложения 3 к новой редакции Указа определено, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства понимаются лица, получившие в установленном законодательством порядке разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства.
2. Форма безвозмездной (спонсорской) помощи.
2.1. Прежде всего, с целью реализации мер, направленных на выполнение мероприятий по дедолларизации экономики, установлены ограничения по оказанию безвозмездной (спонсорской) помощи в иностранной валюте.
Так, предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств осуществляется в белорусских рублях, за исключением следующих случаев, когда ее предоставление допускается в том числе в иностранной валюте:
- приобретение организациями здравоохранения за пределами Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий;
- оказание медицинской помощи физическим лицам за пределами Республики Беларусь;
- получение безвозмездной (спонсорской) помощи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, организациями культуры;
- обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом Республики Беларусь, государственными органами.
2.2. Также конкретизировано имущество, которое может выступать в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи, – закреплено прямое указание на возможность предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде электронных денег и цифровых знаков (токенов) (часть вторая пункта 1 новой редакции Указа).
Справочно.
Электронные деньги – хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при проведении платежей в пользу как лица, выпустившего в обращение данные единицы стоимости, – эмитента электронных денег, так и иных субъектов платежных правоотношений, а также выражающие сумму обязательств эмитента электронных денег по возврату денежных средств любому субъекту платежных правоотношений при предъявлении таких единиц стоимости (пункт 1 статьи 48 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах»).
Цифровой знак (токен) – запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой (пункт 12 приложения 1 к Декрету Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»).
Безвозмездная (спонсорская) помощь, полученная в виде цифровых знаков (токенов), может быть использована только после отчуждения получателями цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Полученные от отчуждения цифровых знаков (токенов) денежные средства, электронные деньги признаются безвозмездной (спонсорской) помощью с распространением на них требований Указа и используются в соответствии с целью, предусмотренной в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Безвозмездная (спонсорская) помощь, полученная в виде электронных денег, в том числе поступивших в результате отчуждения цифровых знаков (токенов), может быть использована после погашения электронных денег с зачислением денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет, открытый получателю. Зачисленные на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет денежные средства в результате погашения электронных денег признаются безвозмездной (спонсорской) помощью с распространением на них требований Указа (пункт 4 приложения 2 к новой редакции Указа).
Таким образом, согласно части второй пункта 1 новой редакции Указа безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться в виде денежных средств, иного имущества, включая имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), а также в виде работ и услуг.
3. Цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Новой редакцией Указа был расширен перечень целей предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, ряд из них был уточнен (изменен). При этом в новой редакции Указа цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи выделены в отдельное приложение (приложение 1 к Указу). Кроме того, дополнительные цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Республики Беларусь определены в пункте 5 приложения 2 к новой редакции Указа.
Неизменным осталось положение о том, что предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные Указом, а также в порядке, им не предусмотренном, возможно по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия (подпункт 2.2 пункта 2 новой редакции Указа).
3.1. В дополнение к предусмотренным целям предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 112 закреплены следующие новые цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (пункты 1, 5, 8, 11, 14–18 приложения 1 к новой редакции Указа):
1. Возмещение расходов, связанных с содержанием и арендой производственных зданий, сооружений, помещений, благоустройство населенных пунктов, иных территорий.
2. Поддержка организаций, осуществляющих в соответствии с их уставами патриотическое воспитание детей и молодежи, деятельность, направленную на сохранение истории Великой Отечественной войны, исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также организаций, в которых созданы объединения по интересам – военно-патриотические клубы, действующие на основании Указа Президента Республики Беларусь от 4 мая 2022 г. № 160 «О развитии военно-патриотических клубов».
3. Обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом Республики Беларусь, государственными органами.
Справочно.
Обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях представляет собой обеспечение подготовки физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, для участия в международных мероприятиях, приобретение необходимых материалов, оборудования, оплата проезда к месту проведения этих мероприятий и обратно, питания, проживания, командировочных и иных связанных с участием в таких мероприятиях расходов (пункт 4 приложения 3 к новой редакции Указа).
4. Поддержка физических лиц, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая оказание им социальной помощи и (или) социальных услуг.
При этом согласно части первой пункта 8 приложения 2 к новой редакции Указа отнесение физических лиц, семей к категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется спонсорами самостоятельно.
Справочно.
Трудная жизненная ситуация пунктом 8 приложения 3 к новой редакции Указа определяется как обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее (ухудшающее) условия нормальной жизнедеятельности физического лица, семьи либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья физического лица, последствия которого сложны для самостоятельного разрешения.
5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение национальной безопасности.
6. Поддержка мероприятий и программ, направленных на обеспечение экологической безопасности, осуществление деятельности в сфере защиты животных, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, проведение исследований в этих направлениях.
7. Развитие пожарного добровольческого движения, в том числе создание и обеспечение деятельности добровольных и внештатных пожарных формирований, а также осуществление пожарно-профилактических мероприятий.
8. Поддержка общественных объединений, ассоциаций (союзов), направленная на достижение их уставных целей, а также политических партий, осуществляемая с соблюдением ограничений, установленных законодательством о политических партиях.
9. Аккумулирование некоммерческими организациями, за исключением государственных органов и иных бюджетных организаций, в соответствии с целями (задачами), определенными в их уставах, безвозмездной (спонсорской) помощи для предоставления путем заключения договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи поддержки иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в рамках целей, указанных в приложении 1 к новой редакции Указа.
10. Для дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – создание и (или) укрепление материально-технической базы, проведение соответствующих их функциям протокольных, представительских, торгово-экономических, культурных и иных мероприятий.
3.2. Указом до изложения его в новой редакции была предусмотрена такая цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, как «создание и укрепление материально-технической базы». При буквальном толковании указанной цели безвозмездная (спонсорская) помощь оказывается одновременно на создание и укрепление материально-технической базы. Вместе с тем фактически помощь могла использоваться либо только на создание, либо только на укрепление материально-технической базы. С целью однозначного понимания рассматриваемой цели новой редакцией Указа она была уточнена. Так, согласно пункту 1 приложения 1 к новой редакции Указа целью предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи может выступать «создание и (или) укрепление материально-технической базы».
Кроме того, пунктом 7 приложения 3 к новой редакции Указа определено, что создание и (или) укрепление материально-технической базы получателя предполагает поступление в адрес получателя денежных средств, иного имущества (движимого и (или) недвижимого), а также работ, услуг, способствующих улучшению материального обеспечения получателя.
3.3. Указом до внесения в него Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 112 изменений в качестве цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи было определено предоставление ее для проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Новой редакцией Указа было снято ограничение перечня государственных органов, решение о проведении указанных мероприятий которыми может служить основанием для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. В настоящее время безвозмездная (спонсорская) помощь может направляться на проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению, например, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь.
3.4. Новой редакцией Указа расширены возможности предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи на организацию питания не только учащихся и воспитанников учреждений образования, но и на организацию питания курсантов, студентов, военнослужащих. Такое дополнение обусловлено целесообразностью предоставления возможности безвозмездной передачи излишков продукции (например, овощей и фруктов) в воинские части, а также организации питания военнослужащих, студентов, курсантов при их привлечении для наведения порядка на территориях населенных пунктов, лесного фонда и т.п.
4. Запреты на использование безвозмездной (спонсорской) помощи.
Как и ранее, в новой редакции Указа сохранена норма, запрещающая должностным лицам юридических лиц – получателей безвозмездной (спонсорской) помощи использовать такую помощь в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.
Для исключения трудностей применения указанной нормы и неоднозначного толкования того, что является служебным помещением непроизводственного назначения, в новую редакцию Указа было включено определение соответствующего термина. Так, согласно пункту 6 приложения 3 к новой редакции Указа к служебным помещениям непроизводственного назначения отнесены служебные кабинеты (комнаты, иные подобные помещения) руководителей организаций, их заместителей, руководителей филиалов, представительств, структурных подразделений организации, расположенных вне места ее нахождения либо по месту ее нахождения, их заместителей, которым для совершения операций организацией открыт текущий (расчетный) банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений на основании доверенности, иные помещения непроизводственного назначения, предназначенные для единоличного использования руководителями организаций, их заместителями, руководителями указанных обособленных подразделений, их заместителями.
5. Особенности предоставления, получения и использования безвозмездной (спонсорской) помощи.
5.1. Согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Новой редакцией Указа внесены изменения в перечень субъектов, согласующих предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи:
- Конституционным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Центральной избирательной комиссией безвозмездная (спонсорская) помощь должна предоставляться с согласия Председателя Всебелорусского народного собрания (было – по согласованию с Главой государства);
- Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусским институтом стратегических исследований, Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь безвозмездная (спонсорская) помощь должна предоставляться с согласия Администрации Президента Республики Беларусь (было – по согласованию с Главой государства);
- Национальной академией наук Беларуси безвозмездная (спонсорская) помощь должна предоставляться с согласия Совета Министров Республики Беларусь (было – по согласованию с Главой государства);
- областными (Минским городским) судами, экономическими судами областей (города Минска), районными (городскими) судами безвозмездная (спонсорская) помощь должна предоставляться с согласия Верховного Суда Республики Беларусь (было – по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь).
В новой редакции Указа предусмотрены требования к предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи Секретариатом Всебелорусского народного собрания. Такая помощь должна предоставляться с согласия Председателя Всебелорусского народного собрания.
Кроме того, учитывая, что территориальные органы государственных органов, структурные подразделения государственных органов и иных государственных организаций, имеющие право заключения договоров, не обладают в полном объеме правоспособностью, присущей юридическим лицам, новой редакцией Указа закреплено, что такие субъекты предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь с согласия руководителей соответствующих государственных органов и иных государственных организаций.
Новой редакцией Указа упрощен порядок получения согласия на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи хозяйственными обществами, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам. Такие общества должны получать согласие руководителей государственных органов и иных государственных организаций, осуществляющих управление этими акциями (долями в уставных фондах), в случае передачи уставом в компетенцию исполнительного органа хозяйственного общества вопроса о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
Кроме того, если принадлежащие Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам акции (доли в уставных фондах) хозяйственного общества находятся в управлении двух или более государственных органов и (или) государственных организаций, для получения указанного согласия хозяйственное общество обращается в государственный орган, государственную организацию, в управлении которых находится преобладающий процент акций (доли в уставном фонде) (часть пятая пункта 1 приложения 2 к новой редакции Указа). Предложенный подход позволил уйти от формального получения согласия государственных органов, государственных организаций, в управлении которых находится не преобладающий (минимальный) процент акций (доли в уставном фонде).
5.2. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи некоммерческими организациями.
Указ до изложения его в новой редакции не предусматривал возможности направления денежных средств безвозмездной (спонсорской) помощи на оплату труда работников организаций и иные административно-хозяйственные расходы.
В связи с этим благотворительные некоммерческие организации, которые ограничены в осуществлении приносящей им доходы деятельности и нуждаются в дополнительных источниках финансирования, не могли направлять получаемую ими безвозмездную (спонсорскую) помощь в том числе и на оплату труда своих работников и иные административно-хозяйственные расходы.
При этом законодательно такая возможность существует в отношении денежных средств иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».
Принимая во внимание существующее правовое регулирование, в новой редакции Указа был установлен единый подход к использованию организациями безвозмездной помощи и предоставлено право использовать безвозмездную (спонсорскую) помощь на административно-хозяйственные расходы, оплату труда и иные выплаты работникам.
Так, согласно пункту 6 приложения 2 к новой редакции Указа некоммерческие организации, за исключением государственных органов и иных бюджетных организаций, получающие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств на цели, предусмотренные в пунктах 3–5, 10, 12 и 17 приложения 1 к новой редакции Указа, вправе использовать данную помощь в том числе на административно-хозяйственные расходы, оплату труда и иные выплаты, предусмотренные законодательством, работникам таких организаций. Это организации в сфере спорта, культуры, осуществляющие патриотическое воспитание, религиозные организации, общественные объединения, ассоциации (союзы), политические партии.
Указанный выше подход также распространяется на организации физической культуры и спорта, участвующие в высшей лиге (в хоккее с шайбой – в экстра-лиге) чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств и получающие поддержку в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта», и организации культуры, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
При этом новой редакцией Указа предусмотрено определение термина «административно-хозяйственные расходы», к которым отнесены расходы по оплате коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи, банка, аренды имущества, приобретению канцелярских принадлежностей, а также обязательные платежи (налоги, сборы (пошлины), штрафы, пени, неналоговые и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в республиканский и местные бюджеты, включая бюджеты государственных целевых бюджетных фондов), обязательные страховые взносы и иные платежи в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (пункт 1 приложения 3 к новой редакции Указа).
5.3. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами.
Новой редакцией Указа расширен перечень целей, на которые государственными органами может использоваться безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая в виде денежных средств.
Ранее была закреплена единственная цель – создание и укрепление материально-технической базы государственных органов. От государственных органов при разработке новой редакции Указа были направлены предложения о расширении таких целей.
В связи с этим пунктом 7 приложения 2 к новой редакции Указа закреплены новые цели использования государственными органами безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой в виде денежных средств:
- возмещение расходов, связанных с содержанием и арендой производственных зданий, сооружений, помещений, благоустройство населенных пунктов, иных территорий;
- поддержка организаций, осуществляющих в соответствии с их уставами патриотическое воспитание детей и молодежи, деятельность, направленную на сохранение истории Великой Отечественной войны, исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также организаций, в которых созданы объединения по интересам – военно-патриотические клубы, действующие на основании Указа Президента Республики Беларусь от 4 мая 2022 г. № 160;
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, смотров, соревнований, государственных статистических наблюдений, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, государственных органов;
- выпуск и приобретение учебных изданий, средств обучения и воспитания, организация питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования, военнослужащих;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или ликвидация их последствий, обеспечение национальной безопасности.
5.4. Ограничения на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи.
В новой редакции Указа для исключения случаев необоснованного расходования средств на представление безвозмездной (спонсорской) помощи, которое может повлечь ухудшение финансового состояния организаций, с целью укрепления дисциплины расчетов введены ограничения на представление такой помощи субъектами хозяйствования, несвоевременно исполняющими обязательства перед бюджетом, невыполняющими условия оказания индивидуальной государственной поддержки, имеющими просроченную задолженность по выплате заработной платы работникам, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, либо имеющими чистый убыток за отчетный период.
Такое ограничение установлено для государственных организаций, хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, хозяйственных обществ – дочерних компаний холдингов с участием государства, акции (доли в уставном фонде) которых ранее принадлежали Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам (пункт 11 приложения 2 к новой редакции Указа).
Также закреплено, что бюджетными организациями безвозмездная (спонсорская) помощь в виде денежных средств предоставляется только из средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств) (подпункт 2.4 пункта 2 новой редакции Указа).
5.5. Новой редакцией Указа предусмотрено, что к случаям использования безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, не относятся случаи ее списания с текущих (расчетных) банковских счетов в бесспорном порядке в соответствии с законодательными актами (пункт 9 приложения 2 к новой редакции Указа).
6. Пунктом 12 Указа до изложения его в новой редакции было установлено, что юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи. В связи с тем, что указанное требование утратило свою актуальность, Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2024 г. № 112 оно было исключено.
7. Сохранилось требование о заключении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. Требования к такому договору, а также его примерная форма будут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь (принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2024 г. № 742 «О договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи»).
Таким образом, новая редакция Указа не содержит требования к содержанию договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
8. Сфера действия Указа.
Новая редакция Указа содержит дополнительные случаи, в которых безвозмездная передача имущества, работ, услуг не будет являться безвозмездной (спонсорской) помощью, и значит на них не будет распространяться действие Указа (подпункты 6.1, 6.2, 6.7, 6.8, абзац четвертый подпункта 6.9 пункта 6 новой редакции Указа):
- на предоставление профессиональными союзами, объединениями таких союзов, другими общественными объединениями (за исключением политических партий), республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами названных организаций в соответствии с учредительными документами, коллективными договорами (соглашениями) работ и услуг членам указанных организаций;
- на передачу денежных средств, иного имущества в пределах одного собственника, не являющегося Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей, по решению этого собственника;
- на внесение вкладов в имущество хозяйственного общества, не приводящих к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам;
- на направление денежных средств, полученных по результатам проведения аукционов на право заключения договора на регистрацию доменного имени, учреждениям, обеспечивающим условия для проживания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития;
- на предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Принятие постановления обусловлено необходимостью совершенствования особенностей осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, в том числе в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».
В Инструкции об особенностях осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2014 г. № 60, закрепляется новая глава о договоре добровольного страхования жизни с участием страхователя в доходе страховщика от осуществления инвестиций.
В отличие от классического договора страхования жизни договор инвестиционного страхования жизни позволит страхователю участвовать в выборе объектов осуществления инвестиций и определении доли страхового взноса (страховой премии), который будет инвестирован в эти объекты. При этом с целью формирования у страхователя полной и достоверной «картины» о приобретаемом страховом продукте страховщик будет предоставлять ему информационный документ, включающий стандартную информацию о страховом продукте (инвестиционную декларацию).
Законом Республики Беларусь «О страховой деятельности» регламентированы вопросы, связанные с заключением договоров добровольного страхования жизни и (или) дополнительной пенсии со страхователем-организацией в пользу физических лиц, работающих в такой организации по трудовым договорам.
В этой связи нормы, регулирующие особенности осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, приведены в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь «О страховой деятельности».
Кроме того, в Инструкции об особенностях осуществления видов личного страхования, относящегося к страхованию жизни, закрепляются условия, при которых по договорам страхования, заключенным с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, допускается увеличение страховой суммы (лимита ответственности) по риску достижения определенного возраста застрахованным лицом в отношении застрахованного лица в течение последнего года срока страхования.
Принимая во внимание тот факт, что договоры страхования по видам личного страхования, относящегося к страхованию жизни, носят долгосрочный характер, постановлением, наряду с уже имеющимися в Инструкции мерами по защите интересов застрахованных лиц в виде редуцирования страховой суммы (лимита ответственности) и зачета взаимных обязательств страховщика и страхователя, предусматривается возможность предоставления страхователю-физическому лицу возвратной выкупной суммы при наступлении в его жизни, жизни его семьи тяжелых непредвиденных ситуаций, требующих значительных финансовых затрат.
Так, можно будет воспользоваться денежными средствами, накопленными на именном лицевом счете по договору страхования, предусматривающему страхование на случай достижения определенного возраста застрахованным лицом и (или) на случай наступления в жизни застрахованного лица иного страхового случая, предусмотренного в договоре страхования, с условием их последующего возврата страховщику. При этом договор страхования сохраняет свое действие.
Предоставление возвратной выкупной суммы не является обязанностью страховщика и будет осуществляться в случае, если такое условие предусмотрено правилами добровольного страхования и по нему достигнуто соглашение между страховщиком и страхователем-физическим лицом.
Информация предоставлена Министерством финансов Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

В связи с принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» (постановление № 7) сообщаем следующее.
Постановлением № 7 внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (Инструкция), в целях приведения положений в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), а также в целях обеспечения решения вопросов, связанных с обращением на территории Республики Беларусь электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) с учетом результатов их практического применения в 2024 г. с использованием Портала электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) (Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам, в частности:
1. исключается выставление ЭСЧФ на Портал по сделкам со взаимозависимыми лицами при начислении процентов по кредиту (займу) (п. 3, подп. 31.3 п. 21, подп. 22.1 п. 22, подп. 23.1 п. 23, подп. 26.1, 26.2.2, 26.6, 26.11 п. 26, пп. 64, 65 Инструкции);
2. определяется порядок заполнения адреса места нахождения выступающих поставщиками представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, возможность открытия которых предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2024 г. № 846 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» с учетом статьи 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь (подп. 22.10 п. 22, подп. 23.10 п. 23 Инструкции);
3. определяется порядок проставления в ЭСЧФ признака «Вычет в полном объеме» (п. 67 Инструкции).
Справочно. В соответствии с подпунктом 27.9 пункта 27 статьи 133 НК по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь, вычет сумм налога на добавленную стоимость (НДС) производится в полном объеме;
4. в связи с исключением пункта 9 статьи 1411 НК упраздняются положения о создании ЭСЧФ при приобретении товаров плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с осуществлением электронной дистанционной продажи (абз. 20 ч. 1 подп. 26.11 п. 26, п. 66 Инструкции);
5. приводится в соответствие с технически реализованными в системе порядком:
5.1. определения отчетного периода в отношении оборота по реализации, указанного в дополнительном ЭСЧФ с признаком «Возврат товара».
Справочно. Часть третья подпункта 26.11 пункта 26 Инструкции дополнена правилом, согласно которому по ЭСЧФ, который подписан электронной цифровой подписью покупателя и в котором в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указан признак «Возврат товара», Порталом автоматически определяется отчетный период, в котором у продавца уменьшается оборот по реализации и исчисленная от него сумма НДС в зависимости от даты подписания ЭСЧФ покупателем;
5.2. проставления в ЭСЧФ признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23 и подп. 24.61 п. 24 Инструкции).
Дополнение указанного признака повлекло изменение формы ЭСЧФ:
раздела 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя»;
раздела 4 ЭСЧФ «Реквизиты грузополучателя»;
5.3. проставления при реализации (ввозе) товаров (продукции), облагаемых по ставке НДС в размере десять (10) процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 122 НК в ЭСЧФ признаков дополнительных данных (ч. 1 подп. 26.11 п. 26 Инструкции):
«Продукция растениеводства, пчеловодства, животноводства, рыбоводства, дикорастущей продукции»;
«Продовольственные товары и товары для детей»;
«Лекарственные средства и медицинские изделия»;
5.4. указания в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ в отдельном блоке «Сумма уплаченных акцизов» формы ЭСЧФ суммы акцизов, уплаченной таможенным органам при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров (подп. 26.121 п. 26 Инструкции), что повлекло изменение формы ЭСЧФ;
5.5. заполнения ЭСЧФ при реализации комитентом (доверителем) на основании договоров комиссии (поручения) или иных аналогичных гражданско-правовых договоров через комиссионера (поверенного) – резидента Республики Беларусь товаров покупателю – физическому лицу (п. 452 Инструкции).
Справочно. В связи с изменением технического решения слово «физлицо» не используется. Реализована возможность проставления признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23, подп. 24.61 п. 24, п. 64 Инструкции).
Постановление № 7 вступает в силу с 12 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

В конце декабря 2024 года Пленум Верховного Суда рассмотрел вопросы, касающиеся практики применения Закона № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», принятого 15 декабря 2022 г. и вступившего в силу 1 октября 2023 г. (Закон об урегулировании неплатежеспособности). Сегодня мы продолжаем беседу с судьей Верховного Суда Республики Беларусь Виктором Федоровичем Шильчёнком о текущих итогах реализации положений указанного Закона, основных изменениях в судебной практике рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве, статусе собрания кредиторов, деятельности антикризисных управляющих и иных вопросах, касающихся правового регулирования данной сферы в нашей стране.
– Вы в одной из публикаций в журнале «Судебный вестник» охарактеризовали урегулирование неплатежеспособности как сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Поясните, пожалуйста, в чем заключается такой баланс?
– Если мы говорим о Законе как о сбалансированном инструменте защиты прав и законных интересов, то это прежде всего наличие возможности у всех лиц, участвующих в деле, осуществлять защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке по всем спорным вопросам, которые могут возникнуть в ходе проведения процедур.
При этом хотелось бы обратить внимание на то, что в Законе об урегулировании неплатежеспособности к лицам, участвующим в деле, отнесены разные по отношению к должнику лица, интересы которых могут не совпадать.
С одной стороны, кредиторы, интерес которых заключается в удовлетворении их требований, с другой – учредители, участники, собственники организаций должников, которые могут быть заинтересованы в восстановлении платежеспособности или в списании долгов с наименьшими для себя потерями. Также управляющий, который выступает как самостоятельное лицо, обеспечивающее проведение всех необходимых по делу процедур. Не менее значимыми по каждому делу могут быть и интересы государства, которые представляются участвующими в деле государственными органами и местными исполнительными и распорядительными органами, которые могут не только выполнять регуляторные функции, но и обеспечивать реализацию социальных функций государства. В условиях недостаточности имущества у должника для удовлетворения имущественных требований возрастает уровень конфликтности.
При таких обстоятельствах именно посредством правовой определенности проведения процедур указанный Закон позволяет найти баланс для того, чтобы урегулировать возникшее напряжение путем регламентированного поэтапного прохождения процедур с максимально возможным достижением стоящих задач по результатам санации и ликвидационного производства. Их проведением достигается как восстановление платежеспособности, так и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с заранее установленной законодателем очередностью, и цивилизованным образом завершается работа организации и бизнеса, когда речь идет о ликвидации.
Аспект сбалансированности можно проследить на примере формирования реестра требований кредиторов. Один из кредиторов заявляет требование, его рассматривает управляющий. Последний принимает решение об объеме удовлетворения требования, в соответствии с которым кредитор включается в реестр. В то же время при несогласии с принятым решением кредитор имеет право обратиться в суд. Суд рассматривает его заявление в соответствии с определенными в Законе об урегулировании неплатежеспособности нормами (статья 73 – Прим. Pravo.by). Но и другие участники процесса, например собственники, участники должника, иные кредиторы, государственные органы, другие заинтересованные лица, имеют возможность путем анализа принятого управляющим решения о формировании реестра кредиторов контролировать принятое решение. И в случае несогласия с ним оспорить в суде.
Второй не менее важный вопрос – это значительная роль в процессе урегулирования неплатежеспособности собрания кредиторов. Этот орган принимает основные узловые решения. Они формируются в виде протокола собрания кредиторов, которое должно быть мотивировано и соответствовать требованиям законодательства. В случае, если кредитор или управляющий, собственники, участники не согласны с принятым решением собрания, они также имеют возможность обжаловать его, доказывая правомерность своих требований и правовых позиций.
Сбалансированность выражается и в том, что в целом кредиторы, участники, собственники, государственные органы на протяжении всех процедур имеют возможность наблюдать за работой антикризисного управляющего в процедурах и в необходимых случаях отстаивать свои интересы.
То есть фактически все лица, участвующие в деле с учетом принципа диспозитивности, имеют возможность и право самостоятельно выбирать способы защиты своих прав и урегулирования возникших спорных вопросов. А способы этой защиты, с каким требованием и на какой стадии обратиться, подробно прописаны в Законе.
– Исходя из положений действующего Закона, регулирование неплатежеспособности происходит и в досудебном, и во внесудебном порядке. Когда в таких случаях в ходе урегулирования платежеспособности неизбежна ликвидация субъектов хозяйства?
– Да, хотелось бы обратить внимание на то, что Закон прописывает не только судебные процедуры. Ряд норм посвящен работе по внесудебному урегулированию неплатежеспособности. Эта работа проводится постоянно, анализ правоприменительной практики в настоящее время демонстрирует сокращение количества поступающих в суды заявлений о несостоятельности и заявлений о банкротстве. Этому способствуют и те институты, которые определены Законом. Прежде всего речь идет о предупреждении несостоятельности. В соответствии с Законом в пределах своей компетенции руководители предприятий, учредители, государственные органы обязаны принимать меры, направленные на предупреждение несостоятельности и банкротства. Например, изменять структуру, состав органа управления юридического лица, принимать меры по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности, привлекать инвестиции, проводить переговоры с кредиторами вплоть до заключения соглашений об изменении условий исполнения соответствующих соглашений.
Но иногда так случается, что названные меры не приводят к положительному результату и субъект хозяйствования вынужден прибегать к судебной процедуре – возникает необходимость подачи заявления о несостоятельности или банкротстве.
В тех случаях, когда есть перспектива восстановить платежеспособность организации, подается заявление о несостоятельности. В рамках проведения процедуры существует заинтересованность в том, чтобы она носила не формальный характер, а реально приводила к положительной динамике и продолжению работы предприятия после выхода из кризиса. Но даже при грамотно разработанных планах не всегда удается достичь вывода организации из состояния неплатежеспособности, поэтому в таких случаях может идти речь о банкротстве организации.
И здесь важно отметить, что есть условия, когда должник вправе обратиться с подачей такого заявления и когда обязан.
Например, если при проведении внесудебной ликвидации по решению собственника выяснено, что у должника имущества недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, должник обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Также о такой обязанности может идти речь, когда по истечении отчетного периода на 1 января текущего года окажется, что стоимости имущества у должника недостаточно для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам и обязательствам по выплате заработной платы. Если при этом имеется факт неисполнения данных обязательств в течение не менее 6 месяцев – для обычного субъекта и 12 месяцев – для сельскохозяйственных организаций, то в таком случае должник тоже должен обратиться в суд с заявлением о банкротстве. В то же время, если должником были начаты определенные мероприятия по досудебному оздоровлению, он освобождается от обязанности подачи в суд соответствующего заявления.
– При подготовке нового Закона Главой государства ставились задачи по защите прав предприятий и снятии нагрузки с судов, возложению координации на Правительство, местные исполнительные органы. Удалось ли их достичь с учетом уже текущей практики правоприменения и как Вы в целом оцениваете реализацию его положений?
– По истечении года работы в новых условиях с учетом данных судебной статистики мы в настоящее время наблюдаем, что количество обращений в суд с заявлениями о несостоятельности или банкротстве уменьшается. Это достигается благодаря досудебному оздоровлению и предупреждению банкротства. Также играют роль более взвешенные проработки законодателем оснований для вхождения в эти процедуры и их проведения. Поэтому по поставленным целям стабилизировать ситуацию и достичь положительного эффекта отмечается положительная тенденция.
Если же говорить про нагрузку на суды, то, естественно, уменьшение количества обращений снижает нагрузку на экономические суды. При этом хотелось бы обратить внимание, что новый законодательный акт направлен на качественный пересмотр роли и значения суда в делах о несостоятельности или банкротстве. И с учетом принципа разделения властей суд действительно в рамках данного Закона осуществляет функции судебного органа, то есть органа, который разрешает споры и жалобы, возникшие в ходе проведения процедур, принимает решение о наличии оснований для признания должника несостоятельным и введении санации или для признания его банкротом с открытием ликвидационного производства, разрешает споры, связанные с урегулированием неплатежеспособности.
В данной ситуации благодаря той роли, которую законодатель отводит местным органам власти и государственным органом, сведен к минимуму процент необоснованных обращений по указанным процедурам. В частности, мы видим эффект от реализации Закона об урегулировании неплатежеспособности в том, что придается важное значение сохранению субъектов хозяйствования в любом регионе. В особенности если речь идет о градообразующих предприятиях независимо от формы собственности. Если, например, местные органы власти видят, что какой-то субъект хозяйствования, в том числе частной формы собственности, по его обращению или же исходя из других каких-то признаков находится в тяжелом положении, то могут быть включены механизмы досудебного оздоровления, ну а уже в последующем – применены процедуры проведения санации через рассмотрение дела о несостоятельности.
– Виктор Федорович, охватывает ли всю тематику действующего Закона принятое в декабре прошлого года постановление Пленума Верховного Суда. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные разъяснения оно закрепило? И ожидается ли в связи с уже наработанной правоприменительной и судебной практикой совершенствование законодательства по вопросам урегулирования неплатежеспособности?
– Что касается совершенствования законодательства, то этот процесс, с моей точки зрения, идет непрерывно с учетом развития гражданских отношений. Если мы говорим о законодательстве об урегулировании неплатежеспособности, то имеем в виду не только Закон об урегулировании неплатежеспособности, но и указы Президента Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, принятие которых предусматривалось Законом, в том числе Советом Министров, Министерством экономики.
Например, Указом Президента Республики Беларусь от 23 августа 2024 г. № 333 регламентированы особенности работы с имуществом неплатежеспособных организацией, которые направлены на более оптимальное прохождение процедур по вопросам реализации имущества должника. В настоящее время рассматривается вопрос об изменении постановления Совета Министров, регулирующего порядок аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему.
Поэтому процесс совершенствования законодательства в этой области проходит и в настоящее время.
Так, с учетом результатов накопившегося опыта практики применения нового законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности в ходе рассмотрения дел и было принято 26 декабря 2024 г. постановление Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности».
Исходя из содержания этого документа мы видим, что это первое постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, принятое по результатам изучения и обобщения практики применения законодательства по рассмотренным экономическим делам о несостоятельности или банкротстве, которое имеет важное организационное значение с точки зрения правильного и единообразного применения законодательства.
Оно разъясняет в определенной степени все основные вопросы, связанные с рассмотрением дел данной категории, и ориентирует на единообразное применение норм законодательства. В частности, в документе затронуты такие важные вопросы, как принятие и возврат заявлений, извещение лиц, участвующих в деле, в том числе на стадии принятия таких заявлений, проведение судебного заседания по вопросу принятия заявления и возбуждения производства по делу, назначение управляющих, вопросы проведения процедур, применяемых в ходе производства по делам, согласования и проверки планов санации или ликвидации и вносимых в них изменений и дополнений, вынесения решения о признании должника несостоятельным или банкротом или прекращения производства по делу.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что прошел еще относительно небольшой период времени с момента начала применения нового Закона, уже сегодня можно сказать, что с учетом накопленного опыта его применения и возникающих вопросов прогнозируется необходимость в разъяснении иных вопросов применения законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности.
– Благодарим за содержательную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».