/ / Аналитика
04.09.2023

О новой редакции Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь

Главой государства 29 августа принят Указ № 271, которым в новой редакции излагается Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. В Генеральной прокуратуре рассказали об основных нововведениях.

Генпрокуратура.jpg

В целях недопущения прохождения службы в органах прокуратуры лиц, имеющих отношение к иностранным государствам, а также в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 года № 175-3 «О государственной службе» (Закон о государственной службе) в подпункте 6.9 пункта 6 Положения предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно имеет документы от иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользуется такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

По решению прокурора области, города Минска согласно пункту 10 Положения срок стажировки прокурорского работника, составляющий шесть месяцев, может быть сокращен, но не менее чем до двух месяцев.

Такой порядок определения срока стажировки позволит прокурорам областей и города Минска самостоятельно принимать решения о сроке стажировки прокурорского работника исходя из его профессиональной подготовки, моральных и деловых качеств.

При этом в целях однозначного толкования норм в пункте 14 Положения конкретизирован субъектный состав лиц, которые могут быть приняты на службу в органы прокуратуры по решению Генерального прокурора без прохождения стажировки.

В пункте 16 Положения уточнены требования при назначении на должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненного к ним транспортного прокурора, а также на должность прокурора области, города Минска.

В частности, прокурорский работник должен соответствовать требованиям к профессиональным знаниям и навыкам и обязан эффективно использовать средства защиты прав и свобод граждан, владеть вопросами организации руководства прокуратурой, методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, участия прокурора в рассмотрении дел судами, расследования преступлений, уметь анализировать и прогнозировать состояние законности и правопорядка на поднадзорной территории, определять приоритетные вопросы в деятельности возглавляемой прокуратуры, организовывать взаимодействие с правоохранительными органами, органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации, принимать и реализовывать управленческие решения, организовывать контроль и проверки исполнения, осуществлять подбор кандидатов для приема на службу в органы прокуратуры, оптимально распределять служебные обязанности между работниками прокуратуры, обеспечивать взаимодействие между ними, поддерживать служебную дисциплину и здоровый морально-психологический климат в коллективе, быть образцом для подчиненных, объективно оценивать труд работников прокуратуры, осуществлять воспитательную работу с кадрами органов прокуратуры, быть преданным Республики Беларусь, иметь навыки публичных выступлений.

За срок службы не менее трех лет для прокуроров районов и не менее пяти лет для прокуроров областей, города Минска прокурорский работник и в профессиональном, и в личностном плане еще в достаточной степени не готов к тому, чтобы быть руководителем соответствующего органа прокуратуры.

В связи с этим в абзацах третьем-четвертом части первой пункта 16 Положения повышен необходимый стаж службы в органах прокуратуры для назначения на должности прокурора района и прокурора области, города Минска с трех до пяти лет и с пяти до десяти лет соответственно.

Вместе с тем указанный стаж может быть снижен по решению Генерального прокурора.

Для оперативного выполнения неотложных задач в органах прокуратуры в нерабочее время, выходные и праздничные дни в пункте 23 Положения теперь предусмотрено, что в органах прокуратуры может организовываться круглосуточное дежурство прокурорских работников, порядок организации которого определяется Генеральным прокурором.

В целях совершенствования организационно-штатной структуры органов прокуратуры в приложении 1 к Приложению актуализирован перечень должностей прокурорских работников и соответствующих им предельных классных чинов.

В частности, должности «помощник Генерального прокурора по особым поручениям», «помощник Генерального прокурора», «помощник заместителя Генерального прокурора» упразднены, при этом в состав структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур областей и города Минска введены должности «старший прокурор по особым поручениям», «старший помощник заместителя Генерального прокурора».

В прокуратурах районов при штатной численности прокурорских работников 4 и более единиц введена должность «помощник прокурора района по особым поручениям».

Примечательно, что согласно Перечню должностей и соответствующих им предельных классных чинов предусмотрена возможность создания главных управлений в структуре Генеральной прокуратуры и управлений в прокуратурах областей, города Минска.

В приложении 2 к Положению соотнесены воинские звания и специальные звания сотрудников военизированных организаций с классными чинами прокурорских работников.

В приложении 3 к Положению соотнесены персональные звание, дипломатические ранги, квалификационные классы, классы государственных гражданских служащих, классы государственных служащих с классными чинами прокурорских работников.

Поскольку служебная нагрузка в органах прокуратуры зависит не только от численности населения в районе, но и от криминогенной обстановки, состояния законности на поднадзорной территории, количества находящихся в производстве материалов и дел, проверок, обращений граждан и юридических лиц, прокурорским работникам, проходящим службу в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах, предельный классный чин по занимаемой должности теперь присваивается не с учетом численности населения в районе, а штатной численности прокуратуры.

Так, прокурорам районов при штатной численности прокурорских работников 4 и более единиц может присваиваться классный чин – старший советник юстиции.

Поскольку в соответствии со статьей 17 Закона о государственной службе класс государственного служащего присваивается со дня назначения (избрания) на гражданскую должность, а при установлении предварительного испытания – со дня истечения срока предварительного испытания, Положением установлено, что прокурорскому работнику, назначенному на должность и проходящему стажировку, присваивается классный чин юрист 3 класса. В ранее действовавшей редакции Положения названный классный чин присваивался только после прохождения стажировки.

Произведенные изменения окажут положительное воздействие на выбор профессии прокурорского работника лицами, получившими высшее юридическое образование и будут являться дополнительным стимулом поступления на службу в органы прокуратуры

При этом в целях более рационального подхода к порядку присвоения классных чинов и с учетом практики работы с кадрами в подпункте 29.2 пункта 29 Положения снижен срок пребывания прокурорского работника в классном чине юриста 2 класса с трех лет до двух лет.

Это позволит дифференцировать сроки пребывания прокурорского работника в присвоенном классном чине, последовательно увеличивая срок пребывания в каждом последующем классном чине (один год, два года, три года, четыре года, пять лет).

Данная норма также направлена на поддержку молодых прокурорских работников, будет способствовать сохранению и закреплению кадрового профессионального состава прокурорских работников

В пункте 35 Положения определен порядок присвоения классного чина лицам, ранее проходившим военную службу, службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, занимавшим государственные гражданские должности в государственных органах (государственных организациях), а также осуществлявшим адвокатскую деятельность, и принятым на службу в органы прокуратуры.

Иные нормы Положения приведены в соответствие с Законом о государственной службе.

Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)