ГТК – о вопросах защиты прав интеллектуальной собственности
Одной из основных функций таможенных органов государств – членов Евразийского экономического союза является обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.
Таможенные органы каждого государства – члена Евразийского экономического союза ведут свои национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
ГТК Республики Беларусь ведет национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – национальный реестр) в соответствии с главой 52 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон). Для включения товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности (см. пункт 2 статьи 289 Закона) в национальный реестр правообладателю (его представителю) необходимо подать в ГТК Республики Беларусь заявление о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности (далее – заявление). Требования к заявлению, прилагаемым к нему документам и порядок его рассмотрения определены в статье 290 Закона.
В соответствии со статьей 293 Закона срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности устанавливается ГТК при включении объекта интеллектуальной собственности в национальный реестр с учетом:
- срока, указанного в заявлении о принятии таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
- сроков действия прилагаемых к такому заявлению документов, в том числе договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу лиц, указанных в пункте 8 статьи 124 Таможенного кодекса ЕАЭС, соответствующего требованиям части первой пункта 2 статьи 292 Закона.
Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не может превышать двух лет со дня включения объекта интеллектуальной собственности в национальный реестр и может продлеваться неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года.
В случае если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.
Таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы или интересы нескольких правообладателей, – наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии) и место нахождения (адрес) декларанта.
В силу положений статьи 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) правообладателю или лицу, представляющему его интересы, предоставлены следующие возможности.
В течение установленного срока приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) правообладатель (его представитель) может обратиться в уполномоченные органы (таможенные органы, органы внутренних дел, судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь и др.) за защитой своих прав в соответствии с законодательством.
По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, установленный срок приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством.
В качестве запроса, указанного в пункте 2 статьи 124 ТК ЕАЭС, можно рассматривать письменное обращение, содержащее, помимо просьбы о продлении срока приостановления срока выпуска товаров, сведения об имеющем месте факте обращения правообладателя (его представителя) за защитой своих прав в уполномоченные органы в соответствии с законодательством.
По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством.
Если таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, срок выпуска таких товаров не возобновляется и таможенный орган отказывает в выпуске на основании подпункта 6) пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
До истечения установленного срока приостановления срока выпуска товаров правообладатель или лицо, представляющее его интересы, может обратиться в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении срока выпуска товаров.
После отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется (часть первая пункта 11 статьи 124 ТК ЕАЭС).
Следует отметить, что обращение правообладателя (его представителя), полученное таможней в ответ на уведомление о приостановлении срока выпуска товаров, содержащее волеизъявление, отличное от отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров (например, возражение против ввоза либо помещения под таможенную процедуру, отказ в выпуске), не предусмотрено положениями статьи 124 ТК ЕАЭС. В связи с этим такое обращение не является основанием для изменения срока приостановления срока выпуска товаров либо отказа в выпуске товаров.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) информирует, что с 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).
В рамках выполнения мероприятий по реализации Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2021 г. № 672 (Стратегия), и в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348 (ГПИР), ГКНТ совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности (НЦИС) предприняты меры по экономическому стимулированию научной и научно-технической деятельности.
Определены (расширены) юридически значимые действия и виды их плательщиков, которые освобождены от уплаты патентных пошлин.
Так, по аналогии с патентами на изобретения теперь освобождаются от патентных пошлин плательщики за поддержание в силе в течение первых пяти лет действия патента на полезную модель, промышленный образец, сорт растения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.
Справочно
Также, как и ранее было установлено в отношении изобретений, рассматриваемое освобождение от патентной пошлины за поддержание патента в силе не распространяется на плательщиков, которым исключительное право на полезную модель, промышленный образец, сорт растения перешло по договору.
Порядок получения указанной льготы (освобождения от патентной пошлины) установлен в части второй подпункта 2.3 пункта 2 статьи 296 НК.
Также освобождаются от патентных пошлин плательщики, обращающиеся за совершением ряда юридически значимых действий, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности, являющихся результатами научной и научно-технической деятельности и созданных полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.
К таким юридически значимым действиям, в частности, относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов, и другие.
Ознакомиться с полным перечнем юридически-значимых действий, а также с порядком получения соответствующей льготы (освобождения от патентной пошлины) можно в подпункте 2.4 пункта 2 статьи 296 НК.
Введение указанных льгот призвано простимулировать обладателей результатов научной и научно-технической деятельности активно пользоваться институтом правовой охраны объектов права промышленной собственности (получения патентов, свидетельств и поддержания их в силе в последующие периоды).
Кроме того, освобождаются от уплаты патентных пошлин или уплачивают их не в полном размере отдельные категории плательщиков за совершение юридически значимых действий, связанных с правовой охраной географических указаний.
Ознакомиться с полным перечнем юридически-значимых действий в отношении географических указаний, а также с видами плательщиков, имеющими право на получение указанных льгот (освобождения от патентной пошлины или уплата ее не в полном размере), можно в подпунктах 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 296 и пункт 31 статьи 297 НК.
Дополнительно сообщаем, что ГКНТ совместно с НЦИС обеспечена возможность обращения за осуществлением ряда административных процедур, в том числе по которым введены вышеуказанные льготы по патентным пошлинам, в электронном виде посредством:
1. Единого портала электронных услуг;
2. автоматизированной информационной системы «Интернет-портал для электронной подачи заявок на объекты промышленной собственности».
Дополнительную информацию можно получить по ссылке.
Также отмечаем, что в ГПИР одним из основных направлений государственной инновационной политики является организация разработки и реализации комплексных проектов, прежде всего на основе коммерциализации отечественных разработок. Инструментом реализации указанного направления может выступать проект «Биржа интеллектуальной собственности» (Биржа).
Биржа функционирует в рамках реализации Стратегии и ГПИР.
Биржа предоставляет возможность всем заинтересованным ознакомиться с коммерческими предложениями правообладателей о принадлежащих им правах на объекты интеллектуальной.
Услуги на Бирже оказываются бесплатно.
Номенклатура коммерческих предложений на Бирже постоянно расширяется. По состоянию на январь 2025 года на Бирже можно разместить и ознакомиться с:
- предложениями о передаче прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, сорта растений, охраняемые в соответствии с национальными процедурами регистрации Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийской патентной конвенцией;
- предложениями о передаче прав использовать объекты авторского права, в частности компьютерные программы;
- предложениями о передаче прав использовать секреты производства (ноу-хау);
- предложениями о передаче прав использовать результаты научной и научно-технической деятельности;
- предложениями по заключению договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
- заявками (заказами) на создание и (или) использование объектов интеллектуальной собственности.
Более подробно ознакомиться с проектом «Биржа» можно на официальном сайте НЦИС.
Информация предоставлена Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

27 января 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 48 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», разработанное в целях приведения следующих постановлений Правительства Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»:
- от 29 февраля 2008 г. № 308 «Об обязательном государственном страховании»;
- от 14 октября 2011 г. № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»;
- от 21 марта 2014 г. № 241 «О таможенной процедуре свободной таможенной зоны (свободного склада)»;
- от 27 мая 2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
- от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»;
- от 20 июня 2019 г. № 407 «О консультативном органе»;
- от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования».
Постановлением предусматривается установление порядка:
1) применения упрощений организациями при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если таможенные операции совершаются на территории нескольких государств – членов Евразийского экономического союза.
Постановлением определяется порядок и сроки подачи заявления на применение таких упрощений, сведения, которые оно должно содержать, а также порядок принятия таможенным органом решения по такому заявлению;
2) выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
За принятие предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будет взиматься таможенный сбор. Размер таможенного сбора в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» составит 400 рублей.
Таможенные органы, которые будут принимать такие решения, определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 2 сентября 2024 г. № 42.
В Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374, вносятся дополнения, в соответствии с которыми заинтересованное лицо не признается в качестве поручителя, а деятельность признанного поручителя будет приостановлена, если учредитель (участник, собственник имущества), руководитель юридического лица или один из учредителей (участников, собственников имущества) юридического лица является лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Постановлением также корректируется Положение о применении генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374.
Для декларантов, предоставивших генеральное обеспечение, предусмотрены упрощения. Постановлением вводится возможность использования превышения в размере 50 % от суммы предоставленного обеспечения (ранее применялись упрощения только 20 % и 30 %).
Для целей получения такого превышения лицо, использующее генеральное обеспечение, должно соответствовать определенным условиям, в частности, предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн. бел. руб. и его использование при перевозках товаров по территории государств-членов Евразийского экономического союза.
Также смягчаются условия, при соответствии которым лицо вправе воспользоваться упрощениями, в частности, такое лицо должно применять генеральное обеспечение в течение шести месяцев (вместо ранее установленного одного года) до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений не менее десяти раз (вместо ранее установленного тридцати раз).
Кроме того, к лицу не должны применять меры принудительного взыскания таможенных платежей в течение одного года до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений (вместо ранее установленных трех лет).
Постановлением вносятся изменения в Положение о порядке признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406, в целях совершенствования порядка признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Изменение предусматривает расширение перечня категорий лиц, по инициативе которых иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть признаны уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Перечень указанных лиц дополняется лицами, приобретшими право владения, пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, находящимися на таможенной территории Евразийского экономического союза под таможенным контролем, в том числе по решению суда либо праву наследования.
Важным изменением является определение в качестве критерия для признания иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными, вследствие аварии или действия непреодолимой силы полную утрату товарами своих потребительских свойств, невозможность восстановления товаров и (или) когда стоимость восстановления товаров равна или превышает стоимость товаров.
Постановление вступает в силу в следующем порядке:
- подпункт 2.5 пункта 2 и абзацы второй – восемнадцатый подпункта 4.2 пункта 4 приложения – через три месяца после официального опубликования постановления;
- абзац второй подпункта 5.3 пункта 5 приложения – со дня вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, подписанного 25 декабря 2023 года;
- иные положения настоящего постановления – с 27 января 2025 г.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь в отношении транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор по ставкам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь. Указанные ставки установлены:
- в отношении легковых и грузовых автомобилей, а также прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437);
- в отношении самоходных машин и прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951).
С 10 февраля 2025 г. вступают в силу изменения в вышеуказанные постановления, предусматривающие повышение размера ставок утилизационного сбора.
Справочно. Контроль за уплатой утилизационного сбора осуществляется:
- налоговыми органами – в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь; таможенными органами в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 – 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь, применяются ставки утилизационного сбора, действующие на дату представления в таможню документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора.
Изменения постановления № 437.
В отношении транспортных средств, указанных в приложении 2 к постановлению № 437, ставки утилизационного сбора в среднем увеличены в два раза.
В соответствии с внесенными изменениями в отношении транспортных средств категории Ml, оснащенных электродвигателями с различными типами гибридных силовых установок, исключается возможность применения «пониженной ставки» утилизационного сбора.
Необходимо отметить, что ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств категории Ml, указанные в подпунктах 1.1 – 1.6 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при ввозе транспортных средств субъектами хозяйствования как с территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), так и с территории третьих стран.
Справочно. Из приложения 2 постановления № 437 исключена отдельная категория транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территорий государств – членов ЕАЭС.
Транспортные средства категории Ml, ввозимые физическими лицами для личного пользования, в том числе оснащенные электродвигателями, облагаются утилизационным сбором по ставкам, предусмотренным в подпункте 1.7 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437.
При этом в отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ставка утилизационного сбора не изменилась и составляет 544,5 белорусских рублей.
В отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставка утилизационного сбора увеличилась немного более, чем на 30 процентов, и составляет 1089 белорусских рублей.
Сравнение ставок по транспортным средствам категории Ml приведены в приложении 1.
Виды и категории транспортных средств |
Действующие (ПСМ от 01.07.2019 № 437) ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло: |
«Новые» ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло: |
||
до трех лет включительно |
более трех лет |
до трех лет включительно |
более трех лет |
|
Транспортные средства, категории M1 : |
||||
1. ввозимые юридическими лицами, |
||||
с электродвигателями |
544,5 |
816,7 |
1 148,86 |
2 757,36 |
с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. сантиметров |
3 145,69 |
8 026,93 |
6 365,57 |
16 249,5 |
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
11 645,24 |
20 485,71 |
23 575,91 |
41 471,55 |
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
32 727,55 |
49 548,46 |
66 248,51 |
100 301,81 |
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
37 577,8 |
57 528,9 |
76 068,86 |
116 459,46 |
свыше 3500 куб. сантиметров |
47 851,65 |
62 906,01 |
96 868,22 |
127 339,56 |
2. ввозимые физическими лицами для личного пользования: |
||||
с электродвигателями |
544,5 |
816,7 |
544,5 |
1 089,0 |
с рабочим объемом двигателя не более: 1000 куб. сантиметров |
||||
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
||||
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
||||
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
||||
свыше 3500 куб. сантиметров |
Дополнительно постановление № 437 выделены такие виды транспортных средств как автосамосвалы и автофургоны, в отношении которых установлены соответствующие ставки утилизационного сбора в зависимости от их характеристик.
Помимо этого, скорректированы положения, регулирующие применение «пониженных ставок» в отношении седельных тягачей.
С 10 февраля 2025 г. применяются «пониженные ставки» в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов не только 6, но и 5 (подпункты 2.8 и 2.13 пункта 2 приложения 2 к постановлению № 437). Особенности применения таких «пониженных ставок» утилизационного сбора определяются пунктом 33 постановление № 437 (с учетом вносимых изменений), а именно «пониженные ставки» применяются в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов 5 и 6:
- в пределах количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Министерством транспорта и коммуникаций в порядке, им установленном;
- свыше пределов количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Также изменениями в постановление № 437 предусмотрена особенность применения ставок в отношении автобусов (транспортные средства категорий M2 и M3). «Пониженные ставки» утилизационного сбора, указанные в подпунктах 4.5 и 4.7 пункта 4 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Изменения постановления № 951.
Размеры ставок утилизационного сбора указанные в приложении 2 к постановлению № 951 изменены, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в основном в пределах 10 процентов.
Также в приложении 2 к постановлению № 951 выделены такие виды самоходных машин как мотовездеходы, снегоболотоходы, снегоходы.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
22 апреля 2024 г. принят Закон Республики Беларусь № 366-З « Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (Закон). В Государственном таможенном комитете разъяснили основные положения правового акта.
Целями принятия Закона являются:
- содействие стабильному функционированию экономики;
- гармонизация положений Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З) с учетом международных обязательств Республики Беларусь;
- снижение административной нагрузки на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Вносимые изменения предусматривают корректировку более 90 статей Закона № 129-З и продиктованы правоприменительной практикой, необходимостью приведения его положений в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, другими законодательными актами Республики Беларусь.
Закон включает в себя как новые, так и уже апробированные на практике нормы.
Предлагаемые Законом изменения и решаемые задачи сводятся к трем основным блокам.
Первый блок направлен на изменение механизмов таможенного администрирования с учетом сложившихся условий ведения международной торговли:
1) предусмотрена возможность применения отсрочки или рассрочки уплаты вывозных таможенных пошлин.
Условия и основания для предоставления, сроки уплаты, а также перечень товаров, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты вывозных таможенных пошлин, будут устанавливаться постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
2) в Закон № 129-З включены нормативные предписания, регулирующие отсрочку уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему.
Ранее такие правоотношения регулировались Декретом Президента Республики Беларусь № 16.
Вместе с тем Законом предусмотрен более широкий перечень товарных позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по сравнению с Декретом № 16, в отношении которых может применяться отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость;
3) предусмотрена возможность принятия таможней предварительных решений по таможенной стоимости товаров до их ввоза в Республику Беларусь.
Порядок и условия выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будут определяться постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Второй блок направлен на снижение административной нагрузки на субъектов хозяйствования, а также упрощения для граждан:
1) уполномоченным экономическим операторам, имеющим свидетельство о включении в реестр 2-го или 3-го типа, при применении специального упрощения, предусмотренного актом, составляющим право ЕАЭС, предоставляется возможность совершать операции по маркировке находящихся на временном хранении иностранных товаров уполномоченных экономических операторов средствами идентификации без разрешения таможенного органа;
2) cокращен срок принятия таможенным органом решений по классификации товаров в несобранном или разобранном виде с 30 календарных до 15 рабочих дней;
3) сокращен перечень документов, представляемых субъектами хозяйствования в таможню при осуществлении административных процедур, а также ряд бумажных документов заменен электронными.
В частности, исключена необходимость представления в таможенный орган при осуществлении административных процедур учредительных документов для включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, лицензии при включении в реестр таможенных перевозчиков и реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Информация о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей будет проверяться ГТК самостоятельно с использованием информационных систем;
4) предусмотрена активация личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, для ускорения процесса обмена информацией между таможенными органами и субъектами хозяйствования;
5) смягчено условие для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортных средств для личного пользования при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь физическими лицами, признанными переселившимися на постоянное место жительства в Республику Беларусь.
Иностранные физические лица смогут ввозить в Республику Беларусь авто- и мототранспортные средства для личного пользования, если такие транспортные средства находятся в собственности и зарегистрированы в стране предыдущего проживания в течение 6 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства.
Ранее данный срок составлял 2 года;
6) при совершении таможенных операций физическим лицам предоставляется право на безвозмездное использование общегосударственной автоматизированной информационной системы, в том числе единого портала электронных услуг;
7) закреплен порядок проведения консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Консультирование между таможенным органом и декларантом в целях определения таможенной стоимости будет осуществляться на основании запроса декларанта, требования к которому устанавливаются Законом.
Возможность получения информации в рамках взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами будет способствовать обоснованному определению таможенной стоимости при таможенном декларировании ввозимых товаров.
Третий блок – это гармонизация таможенного законодательства в рамках Союзного государства и реализация положений международных договоров, заключенных в рамках Евразийского экономического союза.
В рамках реализации Союзной программы по гармонизации таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничеству в таможенной сфере в Закон № 129-З включены новые положения, регулирующие институт уполномоченного экономического оператора.
В частности, скорректированы случаи приостановления деятельности уполномоченного экономического оператора и его исключения из соответствующего реестра при возбуждении уголовного дела в отношении участника юридического лица.
Исключение физического лица из состава акционеров или участников юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов, либо увольнение с должности руководителя или главного бухгалтера такого юридического лица после возбуждения уголовного дела, не будет являться основанием для возобновления действия свидетельства уполномоченного экономического оператора.
Вступление в законную силу приговора суда в отношении вышеуказанных лиц послужит основанием для исключения юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов.
В рамках совершенствования транзитной системы Евразийского экономического союза с учетом подписания Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от 19 апреля 2022 года в Законе закрепляются порядок и условия признания поручителя национальным гарантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата, используемого в Законе № 129-З.
В целом закрепленные Законом изменения позволят повысить эффективность таможенного регулирования, упростить оформление грузов, уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования и сформировать механизмы для устойчивого функционирования экономики.
Информация предоставлена Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
В ноябре 2023 года вступили в силу изменения и дополнения в правовые акты в сфере интеллектуальной собственности, ряд изменений вступит в силу в конце текущего года. Мы поговорили с судьей Верховного Суда Республики Беларусь Олегом Латышевичем о новеллах законодательства, предпосылках его корректировки, а также судебной практике в данной сфере.
– Олег Даниилович, на Ваш взгляд, учитывают ли новации гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности результаты анализа правоприменительной практики?
– В ноябре 2023 года вступили в силу изменения в блок из шести основных законов в области интеллектуальной собственности. Это законы Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «О патентах на сорта растений», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О географических указаниях» и «Об авторском праве и смежных правах». Изменения в Гражданский кодекс, принятые в ноябре 2023 года, вступят в силу в ноябре 2024 года.
Эти изменения основаны в первую очередь на анализе судебной практики и иных источников, которые используются при подготовке корректировки правовых актов. Например, при возникновении спорных вопросов, незакрепленных законодательно, но уже разработанных теоретически, мы обращаемся к исследованиям белорусских правоведов, экспертов-теоретиков. В нашей сфере одним из таких ученых является Лосев Сергей Сергеевич, который проводит свои научные изыскания в области интеллектуальной собственности (Лосев С.С. входит в состав Научно-консультационного совета при Верховном Суде. – Прим. Pravo.by). Кроме того, обращаемся к опыту российских коллег, правоведов.
Из практики рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности приведу такой пример. Он касается защиты прав исключительного лицензиата – лица, которое получило право использовать какой-либо объект интеллектуальной собственности по исключительной лицензии. Действующий Гражданский кодекс не содержит норм, позволяющих прямо защищать ему это право в суде. При этом в судебной практике был ряд дел, когда, ссылаясь на то, что в законе нет прямого запрета, за защитой исключительного права обращался неисключительный лицензиат. То есть лицо, которое получило право использования какого-либо объекта (в основном это были товарные знаки, изобретения) наряду с иными лицами с точно такими же лицензиями. Учитывая, что неисключительный лицензиат, по сути, не обладал исключительным правом, ему в суде было отказано в удовлетворении требований.
Вместе с тем из самой сущности понятия «исключительная лицензия» вытекает предоставление права и на использование, и на защиту от притязаний третьих лиц. То есть только лицензиат, получивший исключительную лицензию, или правообладатель может претендовать на защиту прав в судебном порядке. Чтобы гармонизировать судебную практику и законодательное регулирование, было предложено скорректировать соответствующие положения Кодекса.
С учетом активных интеграционных процессов назрела необходимость гармонизации белорусского гражданского законодательства, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, с законодательством стран ЕАЭС. В первую очередь это касается Российской Федерации, и внесение изменений этому способствует.
Корректировка положений Гражданского кодекса обусловлена и более четким и понятным, логичным и последовательным изложением основных положений в сфере интеллектуальной собственности.
– Говоря об изменениях гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности, какие бы основные вы выделили?
– Хотел бы отметить изменения в главу 60 «Общие положения» раздела 5 Гражданского кодекса. Эта глава распространяется на все объекты интеллектуальной собственности, и в ней содержатся нормы, которые регулируют отношения в данной сфере, в том числе раскрывается понятие, содержание основных терминов, которые используются. Она содержит точное соотношение имущественных и личных неимущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
В отношении содержания понятия «исключительное право» более четко прописано, что правообладателю принадлежит исключительное право правомерного использования объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом, а также право разрешать использовать его какому-либо лицу или право запрещать его использование.
Кроме того, норма, которая касается содержания исключительного права, содержит положение, которое определяет условия, при которых использование объекта интеллектуальной собственности третьими лицами не является таковым.
В основе этой нормы права положена правоприменительная практика |
Так, были споры, когда третьи лица использовали с разрешения правообладателя и для этого правообладателя выпускали товары, маркированные его товарным знаком. При рассмотрении спора об использовании товарного знака они утверждали: «Мы используем товарный знак, а не владелец». На самом деле в таком случае лицом, которое использует товарный знак, является сам правообладатель, потому что с его согласия и для него выпускали товары, которые маркировались этим средством индивидуализации.
В этой же статье Гражданского кодекса, которая касается содержания исключительного права, указано, что возможно досрочное прекращение исключительного права, то есть лицо, которое владеет таким правом, должно знать, что его право может быть прекращено досрочно (Не по истечении срока действия, а досрочно – Прим. Pravo.by), в том числе путем его оспаривания в судебном порядке.
В отношении распоряжения исключительным правом можно отметить следующее. В настоящее время Гражданский кодекс содержит нормы о распоряжении правом, в том числе посредством договора уступки, лицензионного договора. Изменениями в Гражданский кодекс в отношении договора уступки введено новое положение, что договор уступки – это отчуждение исключительного права в полном объеме.
Исходя из практики ввели положения, позволяющие разграничить «договор уступки» и «лицензионный договор». Зачастую в договоре содержатся различные положения, которые можно отнести как к договору уступки, так и к лицензионному договору. Поэтому при рассмотрении споров, касающихся распоряжения исключительным правом, возникает вопрос: к какому типу отнести договор?
Теперь же установлено, что если договор содержит элементы договора уступки и лицензионного договора, то он является лицензионным договором.
Отдельно остановимся на новациях, касающихся лицензионного договора, а именно положениях о сублицензионном договоре. Действующий Гражданский кодекс содержит «скупые» сведения о том, что такое сублицензионный договор, как он действует, когда прекращает свое действие. В этой части обновленные положения четко и ясно расставляют все по своим местам.
Существенные изменения внесены в законодательство в отношении договора создания и использования результата интеллектуальной деятельности. В Гражданском кодексе теперь указано, что автор результата интеллектуальной деятельности имеет три правомочия – три направления распоряжения результатом. Он может осуществить отчуждение заказчику исключительного права по договору уступки, предоставить заказчику право использования результата интеллектуальной деятельности в пределах, определенных договором, и третье – передать право получения патента либо свидетельства на объект права промышленной собственности.
Приведем пример. В результате заключения договора о создании и использовании результата интеллектуальной деятельности с автором создается некий интеллектуальный продукт – статья. Как пояснил Олег Даниилович, в таком случае во избежание споров, связанных с реализацией права на результат интеллектуальной деятельности, в договоре должно быть четко указано, кому принадлежат исключительное право на созданный результат. При предоставлении заказчику права использования результата необходимо закрепить все виды и способы такого использования.
Обращу внимание и на новации, которые касаются соотношения исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при исполнении договора.
В частности, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при исполнении договора подряда, договора возмездного оказания услуг, прямо не предусматривающий создание результата интеллектуальной деятельности (например, изобретения или какого-либо объекта авторского права), принадлежит исполнителю, если в самом договоре не указано иное |
Еще одно очень существенное положение. Заказчик вправе использовать результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении договора и принадлежащие исполнителю, при невозможности самостоятельного использования созданного объекта без этого результата, при этом согласие автора-исполнителя и выплата ему вознаграждения не требуется.
Например, заключается договор подряда на создание станка для обработки металла. При его разработке автор-конструктор разрабатывает какой-то ключевой узел в данном механизме. Он видит, что узел отвечает всем критериям изобретения, и получает патент на него в патентном органе. При этом, если станок в отрыве от изобретения заказчик не может использовать, то он может применять это изобретение без согласия этого автора-конструктора и без выплаты ему вознаграждения.
По способам защиты прав также впервые в Гражданском кодексе в сфере интеллектуальной собственности указано, что меры ответственности за нарушение исключительного права подлежат применению при наличии вины нарушителя. Ранее подразумевалось, что вина нарушителя презюмируется, но прямо данная норма не была прописана.
Кроме того, хотелось бы обратиться к новациям, которые касаются отдельных объектов авторского права. В частности, в авторском праве и смежных правах наконец-таки появилось положение, которое гласит, что произведение признается созданным творческим трудом, пока не установлено иное.
Еще одно существенное новшество – увеличен срок охраны авторского права. Теперь оно охраняется в течение жизни автора и 70 лет после его смерти (Ранее 50 лет. – Прим. Pravo.by). В отношении смежных прав этот срок составляет 50 лет.
По праву промышленной собственности. В отношении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец в Гражданский кодекс включена норма, которая гласит, что исключительное право может осуществляться и защищаться патентообладателем только в период действия патента, начиная с даты публикации сведений в официальном бюллетене о его выдаче.
Как отметил Олег Даниилович, в судебной практике был ряд дел, когда патентообладатель приходил в суд с требованием запретить какому-либо лицу использовать его изобретение, полезную модель, аргументируя тем, что допущено нарушение его исключительного права. При запросе сведений из патентного органа выяснялось, что в период нарушения, который он указывал, не были уплачены патентные пошлины, действие патента прекращено и сведения об этом опубликованы в официальном бюллетене. Следовательно, не было патентной охраны. Поэтому это очень важная норма как для самих патентообладателей, так и для потенциальных нарушителей.
Очень важная существенная новация в отношении фирменных наименований. Если в действующем Гражданском кодексе понятие «фирменное наименование» четко не выражено, то в настоящий момент ему дано определение: фирменное наименование – наименование коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте. Некоммерческие организации не имеют фирменного наименования.
– Еще одним объектом интеллектуальной собственности в деятельности организации являются товарные знаки и знаки обслуживания. Давайте поговорим о наиболее существенных нововведениях в данной сфере.
– Отмечу, что корректировки в Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» вступили в силу с 13 ноября прошлого года. Говоря о наиболее существенных, на мой взгляд, отмечу следующие.
В перечне обозначений, в отношении которых может быть предоставлена правовая охрана, указан цвет (Ранее – сочетание цветов. – Прим. Pravo.by). При регистрации указывается описание цвета в цифровом формате для его точной идентификации. Но при возникновении спора приоритет отдан внешнему виду цвета, его визуальному восприятию и под охрану попадают не только тождественные цвета, например, зеленый цвет, но сходные сочетания, ярко-, темно-, светло-зеленые и т.д.
Закон дополнен положением о том, что при оспаривании предоставления правоохраны товарному знаку по относительным основаниям ему могут быть противопоставлены не только тождественные обозначения (названия известных произведений науки, литературы, искусства; произведения искусства или их фрагменты; названия зарегистрированных в Беларуси СМИ; фамилия, имя, псевдоним известного в Беларуси лица без его согласия и т.д.), но и сходные с ними до степени смешения обозначения.
В свете событий последних лет дополнены основания для отказа в принятии заявки к рассмотрению, предоставлении правовой охраны и выдачи свидетельства на товарный знак и в том случае, если обозначение, заявленное на регистрацию в качестве товарного знака или в отношении которого принято решение о регистрации, противоречит общественным интересам, так как представляет собой символику, атрибутику или информационную продукцию, признанную экстремистскими материалами на основании вступившего в законную силу решения суда.
Еще одно важное дополнение: национальную регистрацию товарного знака (сейчас она будет называться государственной регистрацией) можно перевести в международную регистрацию товарного знака и, наоборот, международную регистрацию можно перевести в государственную регистрацию.
Урегулированы правоотношения по прекращению правовой охраны товарных знаков в том случае, когда у правообладателя отсутствует правопреемник, например, прекращает действие организация, которая является владельцем товарного знака, либо умирает физическое лицо – его владелец. В настоящий момент любое лицо, которое располагает информацией о том, что юридическое лицо исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо имеются сведения о том, что владелец – физическое лицо – умер и у него отсутствуют наследники, может с заявлением о прекращении правовой охраны товарного знака обратиться в патентный орган. Эксперты проверяют соответствующую информацию и по итогам могут принять решение о прекращении правовой охраны товарного знака.
– Мы уже говорили о гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС. Расскажите, пожалуйста, о новшествах регистрации товарных знаков, наименованиях мест происхождения товаров в общем экономическом пространстве, а также о выдаче патента на промышленный образец в рамках договора об учреждении Евразийского патентного ведомства.
– В апреле 2021 года вступил в силу международный договор «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров Евразийского экономического союза». Суть его в том, что посредством одной заявки можно получить охрану на товарный знак, который будет действовать одновременно в тех странах, которые участвуют в договоре. В настоящий момент таких стран пять: Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Документ уже вступил в силу. Единственный минус этого договора – в закреплении сложной процедуры получения охраны. Каждое ведомство этих стран-участниц ведет свой национальный реестр товарных знаков Союза, поэтому процедура проверки соответствия и регистрации проходит долго.
В отношении получения евразийского патента на промышленный образец по Протоколу об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции 1994 года (Вступил в силу в декабре 2021 года в Республике Беларусь. – Прим. Pravo.by) можно отметить следующее.
СПРАВКА PRAVO.BY Промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным |
Процедура выдачи евразийского патента на промышленный образец гораздо проще, так как проверку его охраноспособности осуществляет только одно ведомство. Можно подать одну заявку в Евразийское патентное ведомство и получить патент, который будет действовать в 8 странах. Кроме указанных ранее пяти, дополнительно в Азербайджанской Республике, Республике Таджикистан и в Туркменистане. И если в какой-то из стран-участницне согласны с выдачей этого патента, то правовая охрана промышленного образца прекращается только в этой стране, а не во всех странах, как в отношении знака Союза.
– Олег Даниилович, в ходе нашего разговора Вы неоднократно приводили примеры из судебной практики и решения тех или иных споров. Скажите, к компетенции какого органа у нас в республике относится рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности?
– Государственные органы, наделенные компетенцией в данной сфере: Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) и Верховный Суд.
МАРТ рассматривает споры, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе споры, связанные с недобросовестной конкуренцией в отношении объектов интеллектуальной собственности. Заинтересованное лицо может обратиться в МАРТ с заявлением, указать на факт недобросовестной конкуренции, представить доказательства. Обращу внимание, что процедура подачи заявления не требует уплаты пошлины. МАРТ может самостоятельно собирать доказательства, помимо представленных, для установления факта нарушения антимонопольного законодательства. Исходя из имеющейся информации, основная масса таких споров связана со средствами индивидуализации – товарными знаками. В первую очередь это споры о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и (или) использованием товарного знака, а также со смешением товаров, работ, услуг конкурентов, содержащих средства индивидуализации товара.
Решение министерства можно оспорить в судебном порядке в Верховном Суде, если оно связано именно с объектами интеллектуальной собственности.
За прошлый год только одно решение было оспорено в Верховном Суде.
Еще одним органом, который рассматривает споры в данной сфере, является НЦИС. Это организация, к компетенции которой относится проведение экспертизы объектов права промышленной собственности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, географических указаний, топологий интегральных микросхем и сортов растений. То есть объектов, в отношении которых проводится экспертиза и выдается охранный документ в виде патента либо свидетельства, а также их оспаривание.
Например, если по итогам обращения в патентное ведомство заявителю отказывают в выдаче охранного документа, то у него есть два пути решения вопроса: в досудебном порядке обратиться с жалобой на решение экспертизы в Апелляционный совет при патентном органе либо напрямую обратиться в Верховный Суд с жалобой на это решение.
Основное количество споров, связанных с патентным органом, это как раз жалобы на решение Апелляционного совета, принятые по возражениям против выдачи охранных документов. С возражением обращаются в апелляционный совет лица, не согласные с охраноспособностью объекта права промышленной собственности.
И последняя инстанция, куда можно обратиться для разрешения спора, – это судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. К ее компетенции отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности.
– Какие споры рассматриваются судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда?
Отмечу, что конкретного перечня споров, с которыми можно обратиться в коллегию, нет. Все зависит от того, что является объектом спора. Если объект связан с созданием, правовой охраной и использованием интеллектуальной собственности, то этот спор может быть рассмотрен в коллегии. На сайте Верховного Суда приведен примерный перечень споров, подсудных коллегии.
Приведу пример самых распространенных. Это жалобы на решения патентного органа, апелляционного совета, иски о прекращении нарушения исключительного права и взыскании убытков, иски о досрочном прекращении правоохраны товарных знаков, иски об установлении патентообладателя и признании объекта интеллектуальной собственности служебным, иски о взыскания компенсации, авторского вознаграждения, иски об оспаривании авторства. К компетенции нашей коллегии также относятся дела, связанные с рацпредложениями.
– О чем говорят данные судебной статистики по рассматриваемым судебной коллегией спорам? Какие категории и виды споров преобладают в настоящее время среди рассматриваемых коллегией?
– Статистика на протяжении трех последних лет показывает такую закономерность: 3/5 – споры в области авторского права и смежных прав, право промышленной собственности – 2/5. При этом последние имеют тенденцию к снижению.
Акцент споров по авторскому праву сместился с взыскания компенсации в связи с нарушением авторского права на споры, связанные с созданием и использованием программного обеспечения, интернет-сайтов, мобильных приложений. Зачастую споры возникают из-за того, что стороны изначально не могут четко установить, что является предметом договора, что и в каком виде должно быть разработано и передано либо предоставлено заказчику |
Отмечу также, что значительное число споров в области авторского права и смежных прав можно отнести к категории так называемых «расчетных дел». Так, зачастую по договору о создании, разработке какого-нибудь объекта (компьютерная программа, интернет-сайт, мобильное приложение и т.д.) сторона не выплачивает вознаграждение за работу. Исполнитель обращается и требует выплатить вознаграждение за уже сделанный результат работы.
Количество исков о взыскании компенсации в связи с нарушением исключительного права уменьшилось. Полагаю, что это связано с изменениями размера минимальной компенсации. Ранее он составлял 10 базовых величин, сейчас – одна базовая величина.
В области права промышленной собственности преобладают иски о досрочном прекращении правоохраны товарных знаков. Количество рассматриваемых дел в данной категории из года в год остается на одном уровне (порядка 10–12 дел): иски о пресечении нарушения исключительного права; жалобы на решения Апелляционного совета; иски о признании сделки недействительной. По сферам права промышленной собственности преобладают споры, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека (пищевые продукты, предметы личного обихода), фармацией, машиностроением.
По субъектам споров. Данные статистики свидетельствует об уменьшении количества иностранных заявителей. В настоящий момент это примерно 17 % от лиц, которые обращаются в коллегию. Хотя в первые 6 лет работы коллегии (с 2000 года) иностранные заявители составляли 70 %.
– Как Вы полагаете, справедливо ли утверждение о том, что правоприменительная практика судебной коллегии непосредственно влияет на процесс совершенствования правовых норм в сфере интеллектуальной собственности?
– Я полагаю, что именно правоприменительная практика оказывает существенное влияние на формирование и корректировку нормативной базы. Многие нормы, которые приняты в настоящий момент, вытекают именно из правоприменительной практики. В частности, положения, касающиеся исключительной лицензии; разграничения лицензионного договора и договора уступки; оснований для отказа в регистрации товарного знака. Более четкое, ясное и последовательное изложение норм в Гражданском кодексе, которые касаются всех объектов интеллектуальной собственности, тоже основано на правоприменительной практике судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности.
– В завершении интервью можете ли Вы дать «рецепт» защиты прав в сфере интеллектуальной собственности?
– Самое первое и необходимое действие в ситуации, если лицо считает, что его право нарушено, – обращение к профессиональному представителю, в частности, адвокату или патентному поверенному. Если спор касается авторского права, то специалистом может являться адвокат, если же спор в сфере промышленной собственности, то квалифицированную помощь может оказать патентный поверенный, а при рассмотрении дела в суде – следует привлекать и адвоката как специалиста в области гражданского процесса, и патентного поверенного как специалиста в области права промышленной собственности. При этом я бы рекомендовал обращаться к профессионалам еще на стадии заключения договора. Потому что в большинстве случаев спор вытекает из неправильно оформленных документов.
– Благодарим за содержательную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото Верховного Суда)