05.07.2023
Минтруда – об изменении законов по вопросам трудовых отношений
Принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее – Закон), целью которого является совершенствование правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
(фото – БЕЛТА)
Закон предусматривает корректировку Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) с учетом практики его применения, анализа эффективности последних изменений, выявленных пробелов и коллизий (основной блок вопросов). Кроме того, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» с целью реализации возможности оформления дубликата трудовой книжки на основании информации о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Социально-трудовые гарантии
1. Важный блок вопросов, составляют дополнительные гарантии, предоставляемые работникам.
В частности, Трудовой кодекс дополнен статьей 1031, устанавливающей гарантии для работников при прохождении диспансеризации.
Предусматривается освобождение работников от работы для прохождения диспансеризации с сохранением среднего заработка по месту работы.
Количество предоставляемых дней для прохождения диспансеризации зависит от возраста работника.
Один день один раз в три года будет предоставляться работникам в возрасте до 40 лет. Работники, достигшие 40 лет, будут освобождаться от работы на один день один раз в год. Работники, предпенсионного возраста (женщины с 53 лет, мужчины с 58 лет) и старше, – на два дня один раз в год.
2. Расширяются социально-трудовые гарантии для родителей, воспитывающих детей.
Статья 265 Трудового кодекса дополнена нормой, которая позволяет матери или отцу, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей до 16 лет, вместо одного свободного дня в неделю сократить продолжительность ежедневной работы на один час по согласованию с нанимателем.
Цифровые технологии в трудовых отношениях
1. Особый интерес в новом Законе представляют нормы, касающиеся дистанционной работы.
С принятием последних изменений в Трудовой кодекс стала очевидной необходимость дальнейшего его совершенствования в части данного формата работы.
Трудовой кодекс дополнен нормами, которые регулируют возможность выполнения дистанционной работы не только на постоянной, но и на временной основе в течение определенного срока, а также позволяют комбинировать выполнение работы дистанционно и на рабочем месте в организации (статья 3071).
Данные условия могут быть предусмотрены как при приеме на работу, так и впоследствии. Условие о выполнении работником дистанционной работы временно будет оформляться приказом нанимателя.
Установление или отмена по инициативе нанимателя условий такой работы будет являться изменением существенных условий труда.
2. В Трудовой кодекс включена новая статья 291, нормы которой направлены на развитие электронной формы взаимодействия нанимателя и работника.
Данные изменения позволят осуществлять ознакомление работников с локальными правовыми актами, изменениями в трудовых обязанностях работника, приказами о временном переводе, предоставлении трудового отпуска, увольнении и в других случаях, предусмотренных в Трудовом кодексе, не только в письменной форме, но и в электронной виде.
Одновременно в статье 291 Трудового кодекса закрепляется, что использование электронного взаимодействия возможно при условии, что используемые программно-технические средства позволяют однозначно идентифицировать работника, который совершил определенные действия в электронном виде.
Следует отметить, что заключение трудового договора и договора о полной материальной ответственности будет осуществляться, как и ранее, на бумажных носителях.
3. Трудовой кодекс дополнен нормами, согласно которым оформление дубликатов трудовой книжки будет осуществляться на основании информации о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном лицевом счете, открытом для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования (статья 50).
Отпуска
1. В связи с возникновением вопросов в части определения количества дней трудового отпусков в случае изменения его продолжительности в течение рабочего года (в связи с переводом на другую должность, установление либо отмена ненормированного рабочего дня и т.д.) продолжительность отпуска будет определяться на дату его предоставления, а при разделении отпуска на части – на дату предоставления каждой из частей (статья 151).
2. Также предусмотрена возможность оперативного предоставления трудового отпуска, не запланированного графиком трудовых отпусков.
Определено, что при предоставлении трудового отпуска не по графику, а в иных случаях, как установленных законодательством, так и в связи с достигнутой договоренностью, выплата среднего заработка с согласия работника может быть произведена не позднее двух рабочих дней со дня начала трудового отпуска.
|
СПРАВОЧНО
К таким случаям, в частности, относятся:
-
согласие сторон (статья 171 ТК);
-
предоставление отпуска за первый рабочий год по истечении шести месяцев работы (статья 166 ТК)
|
3. В части порядка предоставления отпусков предусмотрена возможность разделения трудового отпуска на две и более части не только, если такое условие предусмотрено в коллективном договоре, но и в ином локальном правовом акте организации (статья 174).
4. Скорректированы подходы к предоставлению отпусков по семейно-бытовым причинам (статья 190).
Прежде всего, ограничивается общая продолжительность отпуска «за свой счет», которая суммарно не должна будет превышать трех месяцев в году.
Определены случаи, когда наниматель может предоставлять оплачиваемый отпуск. Это традиционно сложившиеся уважительные семейные причины (по случаю свадьбы, рождения ребенка, похорон). Отпуск будет предоставляться по каждой из уважительных причин с сохранением заработной платы продолжительностью не более чем на три календарных дня.
Для работников бюджетных организаций оплачиваемый отпуск будет представляться в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год.
5. Изменяются подходы к предоставлению учебных отпусков.
Установлена обязанность нанимателя в предоставлении отпуска в связи получением образования без сохранения заработной платы (статья 214):
-
работникам, впервые получающим среднее специальное и высшее образование;
-
работникам, получающим профессионально-техническое образование, без привязки к критерию «впервые».
Ранее работнику мог быть предоставлен даже неоплачиваемый отпуск в связи с получением образования только в том случае, если наниматель согласен его предоставить. Если наниматель не заинтересован в обучении работника, он был вправе не предоставлять работнику учебный отпуск.
6. Предусмотрена обязанность нанимателя предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы на время поступления его в аспирантуру (адъюнктуру)
(статья 219).
До внесения изменений было определено право, а не обязанность нанимателя предоставить такой отпуск.
Продолжительность данного отпуска не изменилась и составляет до 12 календарных дней.
7. У работников, которые осуществляют работу по подготовке диссертации, появилось право на однократный отпуск с сохранением среднего заработка продолжительностью не более 30 календарных дней. Цель данного отпуска – завершение работы над диссертацией на соискание ученой степени доктора наук. Данное право на отпуск корреспондируется с обязанностью нанимателя его предоставить (статья 187).
Рабочее время
1. Скорректированы подходы к регулированию отдельных вопросов рабочего времени.
В частности, в статье 116 Трудового кодекса уточнены нормы в части продолжительности рабочего времени в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню, для работников, которые работают неполное рабочее время.
Установлено, что для таких работников продолжительность работы в предпраздничный день будет сокращаться пропорционально их неполному рабочему времени.
Другими словами, если ежедневная продолжительность работы для работника составляет, к примеру, 4 часа, то в предпраздничный день его рабочее время сократится на 30 минут, а не на один час, как это установлено для работников, работающий полный рабочий день (смену), т.е. 8 часов.
2. Претерпели изменения нормы относительно предоставления перерыва для отдыха и питания.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса всем работникам предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 (двух) часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается.
Определено, что перерыв для отдыха и питания по желанию работника может не предоставляться при установлении ему продолжительности ежедневной работы (смены), не превышающей 4 (четырех) часов.
3. С принятием Закона расширены возможности привлечения работников к работе в государственные праздники и праздничные дни.
Так, в государственные праздники и праздничные дни будет разрешено привлекать работников с их согласия к работам, связанным с проведением массовых мероприятий.
Иные вопросы
Внесены изменения, которые усовершенствуют трудовые отношения работника и нанимателя с учетом правоприменительной практики.
1. В частности, нанимателю предоставлено право осуществлять удержание из заработной платы работников сумм, затраченных на питание, организованное нанимателем (статья 107).
2. Установлен общий подход к вопросу периодичности выплаты заработной платы работнику, независимо от вида заключенного с ним трудового договора.
Внесены изменения в статью 73 Трудового кодекса, в соответствии с которыми выплата заработной платы будет производиться не реже двух раз в месяц, в том числе работникам, с которыми заключены контракты.
3. Законом также внесены изменения в статью 7 Трудового кодекса, согласно которой особенности правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, регламентированных законодательством о труде, могут устанавливаться Президентом Республики Беларусь.
В Трудовой кодекс внесены и иные изменения, которые направлены на совершенствование его норм и создание устойчивых законодательных основ для регулирования трудовых отношений работников и нанимателей.
II. Корректировка Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»
Корректировка направлена на реализацию положений Трудового кодекса по оформлению дубликата трудовой книжки на основании информации о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования.
Для органов, осуществляющих персонифицированный учет, установлена обязанность представлять нанимателям в соответствии с законодательными актами информацию о трудовой деятельности работников за период начиная с 1 января 2003 г. на безвозмездной основе посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы или иным способом.
Изменения в Трудовой кодекс и Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» вступают в силу с 1 января 2024 г., за исключением положения, предусматривающего установление особенностей правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений Президентом Республики Беларусь, которое вступает в силу после официального опубликования.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нацбанк – об изменении законов по вопросам предоставления займов
В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с заимствованием физическими лицами денежных средств и защитой имущественных прав граждан, принят Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «
Об изменении законов по вопросам предоставления займов» (далее – Закон). Основные положения правового акта прокомментировали в Национальном банке Республики Беларусь.
Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – с 23 апреля 2026 г.
Положения Закона направлены на повышение доверия населения к финансовому сектору, борьбу с недобросовестными заимодавцами и введение дополнительных мер по защите прав и имущественных интересов заемщиков – физических лиц.
Закон предусматривает следующие положения.
1. Запрет на предоставление займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона статья 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь излагается в новой редакции.
Основной новацией данной статьи стало императивное предписание, запрещающее заключение договора займа в случае наличия в совокупности следующих условий:
-
в качестве предмета договора займа рассматриваются деньги (независимо от их суммы);
-
заимодавцем выступает юридическое лицо, не являющееся микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, либо индивидуальный предприниматель;
-
заемщик является физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, в том числе:
-
физическим лицом, осуществляющим самостоятельную профессиональную деятельность;
-
физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность;
-
физическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» определено, что микрофинансовую деятельность вправе осуществлять:
а) микрофинансовые организации:
-
коммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов (т.е. займов в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора) под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования;
-
некоммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов своим членам;
б) специализированные организации:
-
юридические лица, созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад);
-
юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад).
Обращаем внимание, что специализированные организации не отнесены к числу микрофинансовых, но являются юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность.
Установленный Законом запрет не распространяется на договор займа, в котором заимодавцем выступают юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, а заемщиком – физическое лицо, состоящее с заимодавцем в трудовых отношениях.
Таким образом, с учетом установленного Законом запрета денежные средства в виде займа могут быть предоставлены заемщикам – физическим лицам исключительно:
-
микрофинансовыми и специализированными организациями;
-
нанимателями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в случае, если физические лица состоят с ними в трудовых отношениях);
-
иными физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем подобный запрет также не применяется к отношениям по коммерческому займу, т.е. к случаям, когда договорами, исполнение которых связано с передачей денег или других вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться предоставление займа, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.
2. Запрет на использование в деятельности юридических лиц (наименованиях, рекламе) отдельных слов.
Статья 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется предписанием о запрете на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой или специализированной организацией, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
При организации в дальнейшем бизнес-процессов юридическим лицам следует учитывать, что в соответствии со статьей 5 Закона юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
В случае невыполнения данного требования юридические лица подлежат ликвидации в судебном порядке.
Кроме того, в целях исключения случаев введения в заблуждение граждан посредством распространения ненадлежащей рекламы предусматривается внесение изменений в пункт 8 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части введения запрета на использование аналогичных слов в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми или специализированными организациями.
Дополнительно запрещается использование в рекламе рекламодателей, не являющихся банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», небанковскими кредитно-финансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слова «кредит» или производных от этого слов.
3. Запрет на передачу в залог жилого недвижимого имущества.
В силу положений пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь исполнение обязательств может обеспечиваться залогом.
Частью первой пункта 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривается, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного его жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
В соответствии с Законом пункт 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется частью, которой определяется, какое имущество не может выступать в качестве предмета залога по договору залога и в обеспечение исполнения каких обязательств.
Так, вводится запрет на предоставление в качестве предмета залога:
-
единственного жилого дома, принадлежащего на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
-
единственной квартиры, принадлежащей на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
-
доли в праве общей собственности на такой жилой дом, принадлежащей залогодателю;
-
доли в праве общей собственности на такую квартиру, принадлежащей залогодателю.
В силу вводимого запрета данное имущество не может обеспечивать исполнение обязательств:
-
по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
-
по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, если в собственности физического лица имеются единственная квартира и (или) единственный жилой дом (т.е. как один из объектов, так и два объекта единовременно), то в такой ситуации указанные объекты недвижимого имущества не могут являться предметом залога.
4. Особенности регулирования заемных правоотношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Гражданский кодекс Республики Беларусь дополняется статьей 7601, предусматривающей особенности регулирования заемных отношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Так, в целях исключения злоупотребления правами в отношениях между физическими лицами пунктом 1 статьи 7601
Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что не допускается включение в договор займа между физическими лицами условий:
-
о взимании с заемщика повышенных процентов за пользование займом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору займа (при взимании процентов) или каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование займом;
-
об увеличении заимодавцем в одностороннем порядке размера получаемых им с заемщика процентов (при взимании процентов), размера неустойки (штрафа, пени) по договору займа;
-
об изменении заимодавцем в одностороннем порядке срока действия договора займа;
-
о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат займа (части займа) по договору займа.
Подобные нормы направлены, в первую очередь, на недопущение ущемления прав заемщиков и увеличения их финансовых обязательств по договору займа.
Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты имущественных интересов физических лиц введены ограничения:
-
размера процентов за пользование займом по договору займа – половина суммы займа при сроке возврата займа не более одного года или сумма займа при сроке возврата займа более одного года (пункт 5 статьи 762 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона);
-
размера общей суммы платежей, связанных с нарушением условий договора займа, – не более половины суммы займа, предоставленного заемщику (пункт 3 статьи 764 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона).
Согласно части первой пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях.
Кроме того, частью второй данного пункта определено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь или иными законодательными актами.
Ввиду наличия подобного положения в статье 7601 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрен запрет на определение в денежном обязательстве по договору займа, заключаемому между физическими лицами, суммы займа и (или) иных обязательств:
-
в иностранной валюте;
-
в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте;
-
в условных денежных единицах.
Вводимый запрет не распространяется на отношения между близкими родственниками, под которыми понимаются супруг (супруга) физического лица, его родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки и такие же родственники супруга (супруги).
Таким образом, максимальная сумма денежных обязательств заемщика – физического лица по займу, полученному от другого физического лица на срок свыше одного года, может составить две с половиной суммы предоставленного займа, включая:
-
сумму самого займа в белорусских рублях;
-
проценты за пользование займом в белорусских рублях в размере суммы займа при сроке возврата займа более одного года;
-
платежи, связанные с нарушением условий договора займа, в белорусских рублях в размере не более половины суммы займа, предоставленного заемщику.
Отмечаем, что запреты, предусматриваемые статьей 7601
Гражданского кодекса Республики Беларусь, не применяются к отношениям по коммерческому займу.
5. Валютные запреты в заемных правоотношениях.
Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), предусматривающие установление следующих запретов на использование иностранной валюты по договорам займа:
а) между физическими лицами – резидентами (за исключением близких родственников) при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
б) между физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников):
-
при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь;
-
при проведении операций на территории иностранного государства;
-
при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
в) между физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников) при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь.
Перечень физических лиц, которые относятся к близким родственникам, приведен в подпункте 4.1 пункта 4 статьи 12 Закона о валютном регулировании.
6. О нарушении запретов.
Общим принципом построения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь выступает то, что следствием неисполнения установленных им императивных предписаний является наступление негативных последствий в отношении нарушивших их лиц.
Так, нарушение рассмотренных запретов в заемных правоотношениях физических лиц повлечет за собой применение института недействительности сделок.
Представляется, что в рассматриваемых ситуациях данный механизм является достаточным для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, а также для воздействия на лиц, которые нарушили требования законодательства, посредством нежелательных для них последствий имущественного характера.
Например, в случае включения в договор займа обременительных для заемщика условий, в том числе условий о процентах за пользование займом и общей сумме платежей, связанных с нарушением условий такого договора, размеры которых будут превышать устанавливаемый для них Законом предел, такие положения договора будут ничтожными в силу их несоответствия требованиям законодательства.
Недействительные условия договора (как части сделки) не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью. Такие условия недействительны с момента совершения сделки, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по договору исходя из таких условий.
Относительно ограничения на использование иностранной валюты по договорам займа между физическими лицами отмечаем, что в силу прямого предписания в Законе валютные операции в иностранной валюте между физическими лицами (за исключением близких родственников) по предоставлению займов (как гражданско-правовые сделки) будут запрещены.
Согласно положениям гражданского законодательства сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна.
При наличии умысла у обеих сторон такой сделки:
-
в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке;
-
в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).
В настоящее время Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом.
7. О переходных положениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда актом законодательства установлено, что договор подлежит приведению в соответствие с этим актом законодательства.
Так, частью второй статьи 4 Закона предусмотрено, что при продлении (увеличении) срока действия договоров займа, заключенных между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, условия таких договоров подлежат приведению в соответствие с Законом.
Таким образом, такие договоры займа при отсутствии их пролонгации действуют до полного исполнения обязательств и не подлежат приведению в соответствие с Законом.
Кроме того, часть первая статьи 4 Закона устанавливает дополнительное ограничение в виде запрета продления (увеличения) срока действия договоров займа, заключенных до вступления в силу Закона:
-
юридическими лицами, не являющимися микрофинансовыми организациями или иными юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
-
индивидуальными предпринимателями с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Подобное императивное предписание обусловлено введением общего запрета на предоставление физическим лицам займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Информация предоставлена Национальный банком Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Проведение медико-социальной экспертизы. Комментарий к постановлению № 109
Министерством здравоохранения 16 сентября 2025 г. принято постановление № 109, направленное на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по отдельным вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм, а также с целью объединения в один нормативный правовой акт двух постановлений, регулирующих схожие вопросы.
Правовым актом внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 77 «О вопросах проведения медико-социальной экспертизы» и признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 августа 2021 г. № 96 «О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида». Вопросы формирования индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида теперь регулируются постановлением № 109.
Также постановлением № 109:
-
перечень анатомических дефектов, при наличии которых устанавливается инвалидность, учитывая практику применения, изложен в новой редакции с целью уточнения (детализации), более четкого описания отдельных анатомических дефектов, объединения схожих, а также исключения такого анатомического дефекта, как отсутствие щитовидной железы, которое при отсутствии последствий при полной компенсации лекарственными средствами не ограничивает жизнедеятельность пациентов;
-
уточнено, что оценка степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности, которые являются критериями установления инвалидности, категории «ребенок-инвалид», оцениваются с учетом компенсации лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации;
-
уточнены и расширены критерии установления нуждаемости в постоянном уходе инвалидов I группы и детей с четвертой степенью утраты здоровья (далее – СУЗ): наличие резко выраженного ограничения способности к самообслуживанию и (или) контролировать свое поведение, одновременное наличие выраженного ограничения трех и более базовых категорий жизнедеятельности, включая способность к самообслуживанию и способность контролировать свое поведение;
-
расширены критерии установления второй СУЗ у детей в возрасте до 14 лет за счет наличия умеренного ограничения способности к ведущей возрастной деятельности;
-
дополнены случаи (причины инвалидности), когда при наличии оснований устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (трудовое увечье, инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания, инвалидность с детства вследствие трудового увечья, вследствие профессионального заболевания, вследствие трудового увечья);
-
исключен случай установления дополнения к экспертному решению «инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата» – «заболевания вен обеих нижних конечностей с хронической венозной недостаточностью III степени» ввиду того, что современная классификация ХВН осуществляется по СЕАР, применить которую в данном случае не представляется возможным. Для данных пациентов будет применяться другой случай, указанный в постановлении: иные заболевания и состояния, последствия травм, приводящие к выраженному или резко выраженному ограничению способности к самостоятельному передвижению вследствие нарушения статодинамической функции без учета синдрома взаимного отягощения;
-
в индивидуальной программе медицинской реабилитации, абилитации пациента расширены нарушения функций органов и систем организма, приводящие к ограничениям жизнедеятельности у пациентов в возрасте до 1 года, а также до 18 лет, что позволит более детально оценивать последствия заболеваний; дополнены категории жизнедеятельности способностью к ведущей возрастной деятельности, оцениваемой у детей в возрасте до 14 лет;
-
скорректирован срок направления врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения направления на МСЭ при переосвидетельствовании инвалида (пациента) – не позднее 5 рабочих дней (вместо 14 календарных) после истечения срока действия заключения МРЭК;
-
уточнено, что в случае пропуска инвалидом (ребенком-инвалидом) переосвидетельствования, оно проводится МРЭК за пропущенный период, который не превышает 12 месяцев, на основании заявления пациента;
-
уточнены и дополнены виды нарушений функций органов и систем организма.
Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок
В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
-
владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
-
интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
-
ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
-
введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Порядок доступа к экологической информации. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 октября 2025 г.
Под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС).
Так, к экологической информации относятся следующие сведения:
-
о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами.
Справочно
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства (пункт 32 статьи 1 Закона ООС).
Природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях (пункт 31 статьи 1 Закона ООС).
Биотоп – природный объект (участок территории, водный объект или его часть) с однородными экологическими условиями (рельеф, почвенно-растительный покров, гидрологический режим, антропогенные факторы), являющийся местом обитания сообщества отдельных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений (пункт 3 статьи 1 Закона ООС);
-
о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
-
о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной.
Справочно
К таким решениям относятся, в частности, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков под строительство объектов; экологические разрешения, выдаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешение на специальное водопользование; разрешение на хранение и захоронение отходов производства; комплексное природоохранное разрешение; лицензия на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), и др.;
-
об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
-
о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше;
-
об экосистемных услугах.
Справочно
Под экосистемными услугами понимаются обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие, культурные и иные услуги, выполняемые естественными экологическими системами (лесными, луговыми, водными, болотными), которые позволяют получать обществу выгоды в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем (пункт 50 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Закона ООС);
-
другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Обладателями экологической информации выступают государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация (пункт 19 статьи 1 Закона ООС), а именно, следующие виды деятельности:
-
проведение мониторинга окружающей среды;
-
отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
-
ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
-
ведение государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры);
-
предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов;
-
проведение оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки;
-
проведение экологической экспертизы;
-
осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
-
проведение экологического аудита;
-
проведение экологической сертификации;
-
осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
-
разработка и реализация программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами (пункт 2 статьи 20 Закона ООС).
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления указанной выше деятельности, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.
Справочно
К экологической информации общего назначения относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования (пункт 44 статьи 1 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ такой информации, в связи с тем что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (пункт 38 статьи 1 Закона ООС).
Важно! Отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается (пункт 7статьи 20 Закона ООС).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона ООС обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. Вместе с тем установлены случаи, когда экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению и может быть предоставлена (пункт 3 статьи 21 Закона ООС), а именно:
-
если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Справочно
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Указанные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию (часть третья статьи 19 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах»).
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, указанная в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в частности, служебная информация ограниченного распространения (перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783); информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и др.;
-
если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
-
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В указанных случаях в предоставлении экологической информации может быть отказано, а также в случае:
-
если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
-
если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации (пункт 4 статьи 21 Закона ООС).
Справочно
В последнем случае обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю (пункт 5 статьи 21 Закона ООС).
Важно! Не допускается ограничение доступа к экологической информации (пункт 6 статьи 21 Закона ООС):
-
о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
-
о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод;
-
о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
-
об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Установлен следующий порядок доступа к экологической информации.
I. Доступ к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления
или распространения такой информации обладателями экологической информации.
Справочно
Предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством об охране окружающей среды, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации (пункт 26 статьи 1 Закона ООС).
Распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на доведение ее до сведения государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем размещения такой информации в печатных изданиях, иных средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами (пункт 36 статьи 1 Закона ООС).
1) Вопросы предоставления
экологической информации общего назначения физическим и юридическим лицам урегулированы статьями 23 и 25 Закона ООС.
Такая информация предоставляется по заявлению физического или юридического лица. Важно!
Заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности в получении экологической информации.
Справочно
В заявлении о предоставлении экологической информации указываются:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иного юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав;
- форма предоставления экологической информации (устная, письменная, электронная, аудиовизуальная или иная форма (пункт 4 статьи 20 Закона ООС)).
Если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения не соответствует указанным выше требованиям к заявлению, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя с указанием недостающей в заявлении информации.
Заявление подается государственным органам, иным юридическим лицам, их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, которые являются обладателями запрашиваемой экологической информации.
Экологическая информация общего назначения предоставляется безвозмездно в течение 15 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления о ее предоставлении.
Справочно
Имеются исключения в части срока предоставления информации:
1) если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения касается экологической информации, которая находится в процессе подготовки и должна быть предоставлена или распространена в установленные законодательством сроки после окончания ее подготовки, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя и указать срок и способ возможного получения им такой информации;
2) государственные органы, иные юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели при поступлении к ним заявления о предоставлении экологической информации общего назначения, обладателями которой они не являются, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления обязаны перенаправить его обладателю запрашиваемой экологической информации, уведомив об этом заявителя в тот же срок, либо в тот же срок отказать в предоставлении экологической информации с указанием причины отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения;
3) если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации и сообщить существенные условия такого договора.
Экологическая информация общего назначения предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении экологической информации общего назначения, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме – в имеющихся форме и объеме с указанием причин.
Отказ обладателя экологической информации в ее предоставлении, а также форма предоставления и состав экологической информации общего назначения могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд.
2) Вопросы распространения
экологической информации общего назначения урегулированы статьей 26 Закона ООС, а также приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 г. № 734, которым определен состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения.
Справочно
Так, например:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обязано распространять информацию об экологической ситуации в Республике Беларусь – 1 раз в год путем издания экологического бюллетеня «Состояние природной среды Беларуси», размещения на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.minpriroda.gov.by);
государственное учреждение «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» обязано распространять информацию о превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – 1 раз в квартал путем размещения на информационном ресурсе Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.nsmos.by);
государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения, мониторингу окружающей среды» обязано распространять информацию о радиационной обстановке на территории Республики Беларусь – не реже 1 раза в 7 дней путем размещения на своем официальном сайте (
https://belgidromet.by) и официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации;
республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ» обязано распространять сведения о поверхностных водных объектах, включая родники (их наименование (если такое имеется), классификация, реестровый номер, идентификация (в том числе местоположение), принадлежность к речному бассейну, общая протяженность водотоков в километрах, в том числе по территории Республики Беларусь, перечень притоков первого порядка для больших рек, дебит родников) – 1 раз в год путем размещения в составе данных государственного водного кадастра на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет;
Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета обязан распространять информацию об общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона – 1 раз в 7 дней путем размещения на своем информационном ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://ozone.bsu.by).
II. Доступ к экологической информации специализированного назначения обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации (статья 24 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация предоставляется заявителю за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»