/ / Аналитика
20.12.2023

Минтруда об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат

13 декабря принят Закон Республики Беларусь № 318-З «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат» (Закон). В Министерстве труда и социальной защиты рассказали об основных нововведениях правового акта.

В новой редакции излагается Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (Закон о соцобслуживании).

Изменения вносятся с учетом правоприменительной практики, на основании системного анализа актуальных вызовов и тенденций демографического старения населения республики и растущего спроса на социальные услуги.

Наиболее значимы следующие положения.

1. Законодательно закреплены новые принципы социального обслуживания:

  • сохранение условий пребывания граждан в привычной благоприятной домашней среде;
  • приоритетность развития стационарозамещающих форм социального обслуживания.

Суть данных принципов – создание условий для максимально длительного проживания получателей социальных услуг по месту жительства посредством организации их социального обслуживания с учетом степени утраты здоровья, оборудования жилого пространства и наличия социального окружения.

2. Дополнен перечень полномочий государственных органов в области социального обслуживания.

Совет Министров Республики Беларусь наделен полномочиями по определению требований к использованию одноквартирных жилых домов для оказания социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания. Законопроектом допускается возможность оказания таких услуг в жилых домах негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями при определенных условиях. Такие дома должны соответствовать требованиям в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия с целью обеспечения безопасных условий проживания в них маломобильных пожилых граждан и инвалидов.

Дополнены полномочия Министерства труда и социальной защиты по организации деятельности государственных учреждений социального обслуживания в части определения порядка питания, в том числе диетического, установления порядка и проведения оценки качества социальных услуг, ведения делопроизводства по заявлениям граждан об оказании социальных услуг.

Местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право организации подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, в случае отсутствия перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

Закрепление данной нормы обусловлено удаленностью таких учреждений от населенных пунктов и отсутствием в отдельных случаях регулярных перевозок транспортом общественного пользования.

3. Определен перечень государственных учреждений социального обслуживания.

В систему государственных учреждений социального обслуживания помимо территориальных центров социального обслуживания населения, домов-интернатов, центров социального обслуживания семьи и детей вошли:

  • центры (дома) временного пребывания лиц без определенного места жительства. Это позволит установить единый подход к организации их деятельности. Такие центры (дома) сегодня созданы по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов;
  • дома сопровождаемого проживания, целью которых будет являться подготовка инвалидов (как проживающих в домах-интернатах, так и в семье) к самостоятельной жизни. В такие учреждения будут трансформированы специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов.

С учетом расширения направлений деятельности, категорий проживающих наименования домов-интернатов изменены на «социальные пансионаты».

В современных условиях дома-интернаты являются многофункциональными учреждениями, которые обеспечивают не только круглосуточный уход, но и реабилитацию, подготовку инвалидов к самостоятельной жизни, социальную передышку семьям, самостоятельно ухаживающим за пожилыми родственниками и инвалидами. В их структуре открываются отделения дневного пребывания, социальной реабилитации (абилитации), сопровождаемого проживания.

4. Законодательно закреплен термин «поставщики социальных услуг», к которым отнесены организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, оказывающие социальные услуги. Регламентированы их права и обязанности.

5. Введено лицензирование деятельности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания.

Цель государственного регулирования – обеспечить безопасность проживания пожилых людей и инвалидов, а также качество оказываемых им социальных услуг.

Введение лицензирования направлено на соблюдение:

  • требований пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологических требований;
  • требований к содержанию и качеству социальных услуг.

Лицензия будет выдаваться местными органами власти.

Минтруда и соцзащиты наделено компетенцией по определению порядка проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

6. Предусмотрена организация подвоза пожилых граждан и инвалидов, получающих социальные услуги отделений дневного пребывания учреждений социального обслуживания, которые в силу состояния здоровья не могут пользоваться общественным транспортом либо проживают в населенных пунктах, где отсутствует регулярное транспортное сообщение.

Также будет организовано транспортное обеспечение проживающих в домах-интернатах в рамках оказания им социальных услуг.

Компетенция по определению порядка и условий организации такого подвоза закреплена за Советом Министров Республики Беларусь.

7. Введен механизм оценки нуждаемости в социальном обслуживании через набор «социальных показаний», где наряду с состоянием здоровья будут учитываться условия жизнедеятельности гражданина (наличие безбарьерной среды, удобств, горячей воды, лифта), а также его социальное окружение и другие факторы.

В результате такой оценки человеку будет предлагаться оптимальный персональный набор социальных услуг.

Разработка такого порядка Законом о соцобслуживании отнесена к компетенции Минтруда и соцзащиты.

8. Предусмотрено внедрение системы долговременного ухода.

Система представляет собой межведомственное взаимодействие по оказанию гражданам социальных услуг и медицинской помощи.

Долговременный уход предусматривается для пожилых граждан и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию и имеющих особую нуждаемость в посторонней помощи.

В основе долговременного ухода – сопровождение граждан на дому во взаимодействии социальных и медицинских служб.

Организация такого ухода позволит максимально продлить пребывание граждан, нуждающихся в уходе, в привычной благоприятной домашней среде.

Компетенция по определению порядка и условий организации долговременного ухода закреплена за Советом Министров Республики Беларусь.

Законом вносятся изменения еще в 11 законодательных актов.

Наиболее значимыми являются следующие.

В Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» вносятся изменения в части порядка выплаты пенсий и пособий.

В Минске, городах областного подчинения и районных центрах пенсии, пособия и другие социальные выплаты большинству граждан будут выплачиваться через банки.

Право по желанию получать пенсию через почтовое отделение сохранится для тех, кому получать пенсию на карточку затруднительно, – для лиц старше 70 лет, инвалидов I и II группы. Такое же право выбора места получения детских пособий остается у инвалидов I и II группы, семей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Изменения также не затрагивают граждан, проживающих в сельской местности (по-прежнему можно получать пенсию, пособие через почту или банк – по выбору получателя).

На почте смогут получать пенсию и лица, не имеющие паспорта по религиозным убеждениям.

Доставка пенсий и пособий будет обеспечиваться национальным оператором почтовой связи – РУП «Белпочта».

В Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» внесены изменения в части государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания.

В качестве стандарта в области социального обслуживания закреплены нормативы бюджетного планирования расходов на социальное обслуживание. Их применение необходимо для определения минимального уровня государственных расходов на социальное обслуживание.

С целью однозначного понимания условий оказания социальных услуг вносятся редакционные изменения в наименование перечня услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания. В перечень не включаются социальные услуги, оказываемые учреждениями социального обслуживания по решению местных исполнительных и распорядительных органов.

Подходы к условиям оказания социальных услуг не изменяются – их предоставление предусмотрено в зависимости от категорий граждан как на бесплатной основе (бесплатные социальные услуги), так и по социально низким тарифам (общедоступные социальные услуги).

В Законе Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» закреплено право домов-интернатов обращаться в качестве юридического лица в специализированную организацию для осуществления погребения граждан, проживавших в домах-интернатах, при отсутствии иных лиц, взявших на себя организацию погребения. Определены порядок и условия оказания гарантированных услуг по погребению таких граждан.

В целом Закон вступает в силу с 1 июля 2024 г., за исключением отдельных норм, которые вступают в силу после официального опубликования.

Норма по лицензированию вступает в силу с 1 июля 2024 г.

Срок получения лицензии предусмотрен до 1 октября 2024 г.

После указанной даты деятельность по оказанию социальных услуг с обеспечением проживания без лицензии запрещается.

Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».