/ / Аналитика
12.12.2023

Минтруда и соцзащиты об изменении порядка оформления дубликата трудовой книжки

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 ноября 2023 г. № 47 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40» внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек (Инструкция).

Действующий порядок оформления и заполнения дубликатов трудовых книжек предусматривает запрос сведений о предыдущей работе у прежних нанимателей непосредственно работником.

Новация заключается в том, что при оформлении дубликата трудовой книжки информация о трудовой деятельности работника за период начиная с 1 января 2003 г. подтверждается информацией о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, которая представляется нанимателю по установленной Инструкцией форме (часть третья статьи 50 Трудового кодекса в новой редакции).

Иными словами, предусмотрено подтверждение требуемой информации, а не заполнение дубликата только на основании сведений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Фонд).

Данное новшество обусловлено корректировкой статьи 50 Трудового кодекса, изменения в который вступают в силу 1 января 2024 г.

Внесенные в Инструкцию изменения позволят формировать запросы ко всем предыдущим нанимателям работника, сведения о которых предоставит нанимателю Фонд. Соответствующие права нанимателю в части обращения за получением информации о трудовой деятельности в Фонд предоставлены Законом № 273-З в рамках корректировки Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».

Последовательность оформления

С 1 января 2024 г. наниматели будут оформлять дубликат трудовой книжки в два этапа:

  • первый этап – запрашивать в Фонде информацию о всех местах работы работника;
  • второй этап – на основании полученной информации от Фонда формировать запросы к прежним нанимателям.

Необходимость сохранения запроса документов с предыдущих мест работы обусловлена тем, что формирование и наполнение информацией баз данных Фонда осуществлялось в республике поэтапно.

Имеющиеся в Фонде данные о трудовой деятельности работника в его индивидуальном лицевом счете по большей части дублируют (за исключением нескольких позиций) информацию, включаемую в трудовую книжку (сведения о работе). Однако, такие данные (в расширенном формате) представляются в органы Фонда только с 2021 года. За более ранние периоды такой информации не имеется.

С учетом этого, дубликат трудовой книжки в установленном порядке может быть заполнен нанимателем только при наличии сведений, представляемых прежними нанимателями, в которых будет содержаться вся требуемая информация о работе уволенного работника.

Информация о трудовой деятельности, предоставляемая Фондом, станет для нанимателя своеобразной «дорожной картой», которая будет указывать нанимателю предыдущие места работы работника, в адрес которых следует сделать запрос для получения всей необходимой (недостающей) информации.

В случае, если информация о трудовой деятельности будет представлена нанимателю в полном объеме Фондом (к примеру, о периодах работы после 1 июля 2021 г.), истребование документов от предыдущих нанимателей не потребуется.

Информация о трудовой деятельности будет предоставляться Фондом нанимателю на безвозмездной основе:

  • посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • через «Личный кабинет плательщика взносов», размещенный на корпоративном портале Фонда.

Инструкция дополняется двумя приложениями (запрос на получение информации о трудовой деятельности для оформления дубликата трудовой книжки (приложение 1) и информация о трудовой деятельности, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете (приложение 2).

Иные изменения, внесенные в Инструкцию

Также в Инструкцию внесены другие корректировки, связанные с изменением законодательства об образовании, а также вступлением в силу 1 октября 2023 г. Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», исключающего трудовые отношения с временными (антикризисными) управляющими. Кроме того, в Инструкции уточняется порядок внесения записей в трудовую книжку работнику, принятому на работу и не имеющему соответствующей квалификации (разряда) по профессии рабочего. Также Инструкция дополняется порядком внесения записи в трудовую книжку работника в случае лишения его государственных наград Республики Беларусь.

Постановление вступает в силу 1 января 2024 г.

По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь