НЦЗПИ – об изменении Закона «О нормативных правовых актах»
7 апреля 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 261-З (Закон), которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (Закон об НПА).
Внесенные изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений Закона об НПА, а направлены на приведение его норм в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (далее – обновленная Конституция).
Также Законом обеспечено согласование положений Закона об НПА с иными законодательными актами, осуществлена реализация решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 3 октября 2019 г. № Р-1190/2019 «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов», уточнены некоторые положения Закона об НПА на основании практики применения.
I. С учетом конституционных положений Законом предусматривается следующее.
1. Устанавливается, что Закон об НПА не будет распространяться на акты Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС), если иное не определено самим Законом.
Таким исключением является статья 3 Закона об НПА, согласно которой в состав законодательства включены решения ВНС:
- об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики;
- об утверждении военной доктрины;
- об утверждении концепции национальной безопасности;
- об утверждении программ социально-экономического развития;
- о введении чрезвычайного или военного положения;
- об установлении государственных праздников и праздничных дней.
Кроме того, в статье 41 Закона об НПА закрепляется право законодательной инициативы ВНС.
2. Согласно обновленной Конституции исключается принятие новых декретов Президента Республики Беларусь.
В этой связи Законом предусматривается механизм прекращения и приостановления действия декретов Президента Республики Беларусь.
В частности, устанавливается, что признание их утратившими силу осуществляется законами, а приостановление действия – законами и указами Президента Республики Беларусь.
3. Конституцией перераспределены отдельные нормотворческие полномочия Парламента и ВНС.
Вследствие этого из Закона об НПА исключены положения, касающиеся принятия законов по вопросам определения основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины.
II. Помимо поправок, обусловленных конституционными нормами, ряд внесенных в Закон об НПА изменений направлен на обеспечение согласованности его положений с иными законодательными актами и предопределен практикой нормотворческой деятельности.
1. Так, Законом закрепляется новый принцип нормотворческой деятельности – принцип цифровизации, который обеспечивается широким применением информационных технологий на всех стадиях нормотворческого процесса.
2. Установлен открытый перечень технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации. Это позволит предусматривать их в законодательных актах без необходимости корректировки Закона об НПА.
Уточнена компетенция Главы государства в сфере нормотворческой деятельности в части наделения его полномочиями по установлению особенностей правового регулирования вопросов нормотворческой деятельности.
4. Закреплено, что изменение законодательного акта допускается, как правило, не чаще одного раза в два года, а изменение иного нормативного правового акта – не чаще одного раза в год.
5. Внесены корректировки с учетом осуществления подготовки проектов указов Президента на плановой основе, предусматривается утверждение планов подготовки проектов законодательных актов вместо планов подготовки законопроектов.
6. В Законе реализованы предписания ряда декретов.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2020 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» из числа источников официального опубликования исключается сборник «Национальный реестр правовых актов».
Положения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь», касающиеся опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных и ненормативных правовых актов, полностью реализованы в Законе.
В связи с этим Декрет № 3 признан утратившим силу.
7. На основании решения Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» Закон об НПА дополнен положением о том, что такие разъяснения носят рекомендательный характер.
При этом определено, что правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений нормативных правовых актов, подготовленных уполномоченными государственными органами (организациями), устанавливаются законодательными актами.
Следует отметить, что такие правовые последствия регламентированы в налоговой сфере.
Согласно пункту 3 статьи 21 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом этим кодексом и иными актами законодательства. Данное положение распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме.
В частности, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что пени не начисляются на подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) в случае, если они не уплачены на основании разъяснения, полученного плательщиком от налогового органа в письменной или электронной форме. Однако, если плательщику поступят разъяснения от налогового органа (в том числе другого) по тому же вопросу, которое отличается от предыдущего, то через 10 календарных дней после направления такого разъяснения будет начисляться пеня.
Кроме того, в пункте 7 примечания к главе 14 (административные правонарушения против порядка налогообложения) Кодека Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплено, что плательщик не подлежит привлечению к административной ответственности, если правонарушение в налоговой сфере явилось следствием выполнения им разъяснений уполномоченного государственного органа.
8. Законом скорректирован ряд требований нормотворческой техники (в том числе приводятся примеры оформления законопроектов о признании утратившими силу декретов, об изменении графических объектов и др.), а также внесены иные изменения уточняющего характера.
Указанные изменения будут способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности государственных органов и организаций.
Информация предоставлена Национальным центром законодательства и правовых исследований для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Проведение медико-социальной экспертизы. Комментарий к постановлению № 109 Министерством здравоохранения 16 сентября 2025 г. принято постановление № 109, направленное на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по отдельным вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм, а также с целью объединения в один нормативный правовой акт двух постановлений, регулирующих схожие вопросы.
Правовым актом внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 77 «О вопросах проведения медико-социальной экспертизы» и признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 августа 2021 г. № 96 «О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида». Вопросы формирования индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида теперь регулируются постановлением № 109.
Также постановлением № 109:
- перечень анатомических дефектов, при наличии которых устанавливается инвалидность, учитывая практику применения, изложен в новой редакции с целью уточнения (детализации), более четкого описания отдельных анатомических дефектов, объединения схожих, а также исключения такого анатомического дефекта, как отсутствие щитовидной железы, которое при отсутствии последствий при полной компенсации лекарственными средствами не ограничивает жизнедеятельность пациентов;
- уточнено, что оценка степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности, которые являются критериями установления инвалидности, категории «ребенок-инвалид», оцениваются с учетом компенсации лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации;
- уточнены и расширены критерии установления нуждаемости в постоянном уходе инвалидов I группы и детей с четвертой степенью утраты здоровья (далее – СУЗ): наличие резко выраженного ограничения способности к самообслуживанию и (или) контролировать свое поведение, одновременное наличие выраженного ограничения трех и более базовых категорий жизнедеятельности, включая способность к самообслуживанию и способность контролировать свое поведение;
- расширены критерии установления второй СУЗ у детей в возрасте до 14 лет за счет наличия умеренного ограничения способности к ведущей возрастной деятельности;
- дополнены случаи (причины инвалидности), когда при наличии оснований устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (трудовое увечье, инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания, инвалидность с детства вследствие трудового увечья, вследствие профессионального заболевания, вследствие трудового увечья);
- исключен случай установления дополнения к экспертному решению «инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата» – «заболевания вен обеих нижних конечностей с хронической венозной недостаточностью III степени» ввиду того, что современная классификация ХВН осуществляется по СЕАР, применить которую в данном случае не представляется возможным. Для данных пациентов будет применяться другой случай, указанный в постановлении: иные заболевания и состояния, последствия травм, приводящие к выраженному или резко выраженному ограничению способности к самостоятельному передвижению вследствие нарушения статодинамической функции без учета синдрома взаимного отягощения;
- в индивидуальной программе медицинской реабилитации, абилитации пациента расширены нарушения функций органов и систем организма, приводящие к ограничениям жизнедеятельности у пациентов в возрасте до 1 года, а также до 18 лет, что позволит более детально оценивать последствия заболеваний; дополнены категории жизнедеятельности способностью к ведущей возрастной деятельности, оцениваемой у детей в возрасте до 14 лет;
- скорректирован срок направления врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения направления на МСЭ при переосвидетельствовании инвалида (пациента) – не позднее 5 рабочих дней (вместо 14 календарных) после истечения срока действия заключения МРЭК;
- уточнено, что в случае пропуска инвалидом (ребенком-инвалидом) переосвидетельствования, оно проводится МРЭК за пропущенный период, который не превышает 12 месяцев, на основании заявления пациента;
- уточнены и дополнены виды нарушений функций органов и систем организма.
Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
- владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
- интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
- ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
- введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Порядок доступа к экологической информации. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 октября 2025 г.
Под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС).
Так, к экологической информации относятся следующие сведения:
- о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами.
Справочно
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства (пункт 32 статьи 1 Закона ООС).
Природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях (пункт 31 статьи 1 Закона ООС).
Биотоп – природный объект (участок территории, водный объект или его часть) с однородными экологическими условиями (рельеф, почвенно-растительный покров, гидрологический режим, антропогенные факторы), являющийся местом обитания сообщества отдельных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений (пункт 3 статьи 1 Закона ООС);
- о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
- о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной.
Справочно
К таким решениям относятся, в частности, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков под строительство объектов; экологические разрешения, выдаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешение на специальное водопользование; разрешение на хранение и захоронение отходов производства; комплексное природоохранное разрешение; лицензия на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), и др.;
- об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
- о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше;
- об экосистемных услугах.
Справочно
Под экосистемными услугами понимаются обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие, культурные и иные услуги, выполняемые естественными экологическими системами (лесными, луговыми, водными, болотными), которые позволяют получать обществу выгоды в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем (пункт 50 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Закона ООС);
- другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Обладателями экологической информации выступают государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация (пункт 19 статьи 1 Закона ООС), а именно, следующие виды деятельности:
- проведение мониторинга окружающей среды;
- отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
- ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
- ведение государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры);
- предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов;
- проведение оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки;
- проведение экологической экспертизы;
- осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- проведение экологического аудита;
- проведение экологической сертификации;
- осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
- разработка и реализация программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами (пункт 2 статьи 20 Закона ООС).
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления указанной выше деятельности, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.
Справочно
К экологической информации общего назначения относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования (пункт 44 статьи 1 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ такой информации, в связи с тем что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (пункт 38 статьи 1 Закона ООС).
Важно! Отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается (пункт 7статьи 20 Закона ООС).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона ООС обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. Вместе с тем установлены случаи, когда экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению и может быть предоставлена (пункт 3 статьи 21 Закона ООС), а именно:
- если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Справочно
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Указанные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию (часть третья статьи 19 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах»).
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, указанная в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в частности, служебная информация ограниченного распространения (перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783); информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и др.;
- если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В указанных случаях в предоставлении экологической информации может быть отказано, а также в случае:
- если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
- если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации (пункт 4 статьи 21 Закона ООС).
Справочно
В последнем случае обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю (пункт 5 статьи 21 Закона ООС).
Важно! Не допускается ограничение доступа к экологической информации (пункт 6 статьи 21 Закона ООС):
- о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
- о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод;
- о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
- об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Установлен следующий порядок доступа к экологической информации.
I. Доступ к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления или распространения такой информации обладателями экологической информации.
Справочно
Предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством об охране окружающей среды, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации (пункт 26 статьи 1 Закона ООС).
Распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на доведение ее до сведения государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем размещения такой информации в печатных изданиях, иных средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами (пункт 36 статьи 1 Закона ООС).
1) Вопросы предоставления экологической информации общего назначения физическим и юридическим лицам урегулированы статьями 23 и 25 Закона ООС.
Такая информация предоставляется по заявлению физического или юридического лица. Важно! Заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности в получении экологической информации.
Справочно
В заявлении о предоставлении экологической информации указываются:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иного юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав;
- форма предоставления экологической информации (устная, письменная, электронная, аудиовизуальная или иная форма (пункт 4 статьи 20 Закона ООС)).
Если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения не соответствует указанным выше требованиям к заявлению, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя с указанием недостающей в заявлении информации.
Заявление подается государственным органам, иным юридическим лицам, их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, которые являются обладателями запрашиваемой экологической информации.
Экологическая информация общего назначения предоставляется безвозмездно в течение 15 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления о ее предоставлении.
Справочно
Имеются исключения в части срока предоставления информации:
1) если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения касается экологической информации, которая находится в процессе подготовки и должна быть предоставлена или распространена в установленные законодательством сроки после окончания ее подготовки, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя и указать срок и способ возможного получения им такой информации;
2) государственные органы, иные юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели при поступлении к ним заявления о предоставлении экологической информации общего назначения, обладателями которой они не являются, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления обязаны перенаправить его обладателю запрашиваемой экологической информации, уведомив об этом заявителя в тот же срок, либо в тот же срок отказать в предоставлении экологической информации с указанием причины отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения;
3) если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации и сообщить существенные условия такого договора.
Экологическая информация общего назначения предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении экологической информации общего назначения, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме – в имеющихся форме и объеме с указанием причин.
Отказ обладателя экологической информации в ее предоставлении, а также форма предоставления и состав экологической информации общего назначения могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд.
2) Вопросы распространения экологической информации общего назначения урегулированы статьей 26 Закона ООС, а также приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 г. № 734, которым определен состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения.
Справочно
Так, например:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обязано распространять информацию об экологической ситуации в Республике Беларусь – 1 раз в год путем издания экологического бюллетеня «Состояние природной среды Беларуси», размещения на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://www.minpriroda.gov.by);
государственное учреждение «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» обязано распространять информацию о превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – 1 раз в квартал путем размещения на информационном ресурсе Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://www.nsmos.by);
государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения, мониторингу окружающей среды» обязано распространять информацию о радиационной обстановке на территории Республики Беларусь – не реже 1 раза в 7 дней путем размещения на своем официальном сайте ( https://belgidromet.by) и официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации;
республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ» обязано распространять сведения о поверхностных водных объектах, включая родники (их наименование (если такое имеется), классификация, реестровый номер, идентификация (в том числе местоположение), принадлежность к речному бассейну, общая протяженность водотоков в километрах, в том числе по территории Республики Беларусь, перечень притоков первого порядка для больших рек, дебит родников) – 1 раз в год путем размещения в составе данных государственного водного кадастра на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет;
Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета обязан распространять информацию об общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона – 1 раз в 7 дней путем размещения на своем информационном ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://ozone.bsu.by).
II. Доступ к экологической информации специализированного назначения обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации (статья 24 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация предоставляется заявителю за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Минтранс – об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности Президентом Республики Беларусь 20 октября 2025 г. подписан Закон Республики Беларусь № 101-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности».
Для реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2023 г. № 297«О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов» (Указ № 297), а также обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами (гражданские БЛА) воздушного пространства Республики Беларусь Законом вносятся изменения в Уголовный Республики Беларусь (УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), а также Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).
Законом устанавливается уголовная и административная ответственность в отношении физических и юридических лиц.
В отношении физических лиц.
Для физических лиц устанавливается административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 18.38 КоаП за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей. Ответственность по части 1 статьи 18.38 КоАП предусматривается в виде штрафа в размере до 30 базовых величин с конфискацией гражданского БЛА или авиамодели.
При совершении данного административного правонарушения по части 1 статьи 18.38 КоАП физическим лицом повторно в течение года наступает уголовная ответственность, содержащаяся в статье 3001 УК.
Таким образом, уголовная ответственность для физических лиц наступает после совершения административного правонарушения.
Уголовная ответственность устанавливается статьей 3001 УК «Незаконные действия в отношении гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей».
Уголовная ответственность наступает для физических лиц за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, эксплуатация или изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов либо авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Ответственность устанавливается в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
В отношении юридических лиц.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает административная ответственность:
- за нарушение требований по проведению контроля международных почтовых отправлений или товаров;
- за нарушение правил безопасности полетов;
- за нарушение правил использования воздушного пространства;
- за совершение незаконных действий в отношений гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей.
1. Недоставка почтовых отправлений в места проведения контроля.
В соответствии со статьей 13.36 КоАП устанавливается административная ответственность за нарушение требований по проведению контроля международных почтовых отправлений или товаров. К административной ответственности будут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели за недоставку следующих в адрес физических лиц международных почтовых отправлений или товаров, ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь с территории государств — членов Евразийского экономического союза, в место проведения контроля либо вручение их физическому лицу без проведения контроля.
Нарушение статьи 13.36 КоАП повлечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 50 процентов от стоимости предмета административного правонарушения.
2. Нарушение правил безопасности полетов.
КоАП дополняется частью 4 статьи 18.4 «Нарушение правил безопасности полетов», которая устанавливает ответственность за обеспечение безопасности полетов в случаях управления гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управления гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им.
Введение административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов гражданских воздушных судов включены в Закон в целях установления ответственности за нарушение требований стандартов Международной организации гражданской авиации по реализации критических элементов государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов при осуществлении деятельности в области гражданской авиации.
Нарушение части 4 статьи 18.4 влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – до 70 базовых величин.
3. Нарушение правил использования воздушного пространства.
Законом устанавливаются меры ответственности в целях более эффективного превентивного воздействия на потенциальных правонарушителей и лиц, совершивших правонарушения в области использования воздушного пространства.
Часть 1 статьи 18.35 КоАП устанавливает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства в целом пилотируемыми воздушными судами, часть 2 статьи 18.35 КоАП устанавливает нарушение правил использования воздушного пространства с использованием гражданского беспилотного летательного аппарата, сверхлегкого летательного аппарата, в том числе планера, дельтаплана, параплана, а также воздушного судна любительской конструкции, аэростатического аппарата, либо правил использования авиамоделей.
За нарушение использования воздушного пространства пилотируемыми воздушными судами установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 30 до 60 базовых величин, а на юридическое лицо – от 40 до 100 базовых величин, за правонарушение использования воздушного пространства гражданскими гражданского беспилотного летательного аппарата, воздушными судами авиации общего назначения и авиамоделями устанавливается ответственность в виде наложения штрафа с конфискацией гражданского беспилотного летательного аппарата и авиамодели либо без конфискации.
Действия пользователей воздушного пространства нарушают права других пользователей воздушного пространства на обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов и другой деятельности в воздушном пространстве, получения от органов обслуживания воздушного движения и управления полетами информации о деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, представляющей угрозу безопасности полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь.
4. Совершение незаконных действий в отношении гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей.
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяется административная ответственность, установленная частями 2-4 статьи 18.38 КоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 18.38 КоАП в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот и изготовление беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей
В соответствии с частью 3 статьи 18.38 КоАП устанавливается ответственность за нарушение требований по постановке и снятию с государственного учета гражданских беспилотных летательных аппаратов.
Нарушением требований по снятию с государственного учета гражданских беспилотных летательных аппаратов является не выполнение следующих действий:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обратиться в Департамент по авиации с заявлением о согласовании снятия гражданского беспилотного летательного аппарата с государственного учета до его продажи другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением продажи государственным органам;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти рабочих дней со дня продажи гражданского беспилотного летательного аппарата обратиться в Департамент по авиации с заявлением о снятии гражданского БЛА с государственного учета;
- в случае утраты гражданского беспилотного летательного аппарата (разрушение конструкции гражданского беспилотного летательного аппарата, не позволяющее осуществлять его эксплуатацию, утеря, хищение) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в день обнаружения обратиться в Департамент по авиации с заявлением о снятии гражданского беспилотного летательного аппарата с государственного учета (в случае, если обнаружение утраты приходится на нерабочий день или нерабочее время (после 18.00), юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обратиться в Департамент по авиации с заявлением о снятии гражданского беспилотного летательного аппарата с государственного учета в первый следующий за ним рабочий день).
В соответствии с частью 4 статьи 18.38 КоАП устанавливается ответственность за нарушение требований к эксплуатации гражданского беспилотного летательного аппарата.
К общественно опасным деяниям за нарушение требований по эксплуатации гражданских БЛА юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся выполнение полета гражданским БЛА без нанесения на него уникального учетного номера гражданского БЛА или идентификационной метки класса гражданского БЛА, а равно управление его полетом оператором, не прошедшим подготовку операторов гражданских БЛА, либо передача управления гражданским БЛА лицу, не прошедшему подготовку операторов гражданских БЛА.
Содержание терминов «оборот», «гражданский беспилотный летательный аппарат» и «авиамодель» как для реализации уголовной, так и для административной ответственности применяются в значениях, определенные законодательством о государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов, а именно Указом № 297.
Для наделения полномочиями на составление протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях вносятся изменения в ПИКоАП.
В соответствии с Законом дела об административных правонарушениях рассматривает суд и органы воздушного транспорта. Непосредственно рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов воздушного транспорта будут директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций и его заместители, начальник государственного учреждения «Авиационной инспекции» и его заместители.
Правом на составление протоколов об административных правонарушениях наделяются органы внутренних дел (по статьям 13.36, части 2 статьи 18.35, частям 1 и 2 статьи 18.38 КоАП); органы пограничной службы (по части 2 статьи 18.35, частям 1 и 2 статьи 18.38 КоАП); таможенные органы (по статьям 13.36, частям 1 и 2 статьи 18.38 КоАП); органы транспорта (по статьям 13.36, 18.38 КоАП); органы государственной безопасности (по статьям 18.35, частям 1 и 2 статьи 18.38 КоАП); органы Министерства связи и информатизации (по статье 13.36 КоАП (в части международных почтовых отправлений); органы Министерства антимонопольного регулирования и торговли по статье 13.36 (в части доставки и вручения товаров), части 2 статьи 18.38 КоАП.
Предлагаемые Законом положения позволят урегулировать отношения в области авиации и использования воздушного пространства в Республике Беларусь в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства гражданских БЛА и авиамоделей.
Информация предоставлена Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
