/ / Аналитика
19.04.2023

НЦЗПИ – об изменении Закона «О нормативных правовых актах»

7 апреля 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 261-З (Закон), которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (Закон об НПА).

Внесенные изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений Закона об НПА, а направлены на приведение его норм в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (далее – обновленная Конституция).

Также Законом обеспечено согласование положений Закона об НПА с иными законодательными актами, осуществлена реализация решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 3 октября 2019 г. № Р-1190/2019 «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов», уточнены некоторые положения Закона об НПА на основании практики применения.

I. С учетом конституционных положений Законом предусматривается следующее.

1. Устанавливается, что Закон об НПА не будет распространяться на акты Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС), если иное не определено самим Законом.

Таким исключением является статья 3 Закона об НПА, согласно которой в состав законодательства включены решения ВНС:

  • об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики;
  • об утверждении военной доктрины;
  • об утверждении концепции национальной безопасности;
  • об утверждении программ социально-экономического развития;
  • о введении чрезвычайного или военного положения;
  • об установлении государственных праздников и праздничных дней.

Кроме того, в статье 41 Закона об НПА закрепляется право законодательной инициативы ВНС.

2. Согласно обновленной Конституции исключается принятие новых декретов Президента Республики Беларусь.

В этой связи Законом предусматривается механизм прекращения и приостановления действия декретов Президента Республики Беларусь.

В частности, устанавливается, что признание их утратившими силу осуществляется законами, а приостановление действия – законами и указами Президента Республики Беларусь.

3. Конституцией перераспределены отдельные нормотворческие полномочия Парламента и ВНС.

Вследствие этого из Закона об НПА исключены положения, касающиеся принятия законов по вопросам определения основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины.

II. Помимо поправок, обусловленных конституционными нормами, ряд внесенных в Закон об НПА изменений направлен на обеспечение согласованности его положений с иными законодательными актами и предопределен практикой нормотворческой деятельности.

1. Так, Законом закрепляется новый принцип нормотворческой деятельности – принцип цифровизации, который обеспечивается широким применением информационных технологий на всех стадиях нормотворческого процесса.

2. Установлен открытый перечень технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации. Это позволит предусматривать их в законодательных актах без необходимости корректировки Закона об НПА.

Уточнена компетенция Главы государства в сфере нормотворческой деятельности в части наделения его полномочиями по установлению особенностей правового регулирования вопросов нормотворческой деятельности.

4. Закреплено, что изменение законодательного акта допускается, как правило, не чаще одного раза в два года, а изменение иного нормативного правового акта не чаще одного раза в год.

5. Внесены корректировки с учетом осуществления подготовки проектов указов Президента на плановой основе, предусматривается утверждение планов подготовки проектов законодательных актов вместо планов подготовки законопроектов.

6. В Законе реализованы предписания ряда декретов.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2020 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» из числа источников официального опубликования исключается сборник «Национальный реестр правовых актов».

Положения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь», касающиеся опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных и ненормативных правовых актов, полностью реализованы в Законе.

В связи с этим Декрет № 3 признан утратившим силу.

7. На основании решения Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» Закон об НПА дополнен положением о том, что такие разъяснения носят рекомендательный характер.

При этом определено, что правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений нормативных правовых актов, подготовленных уполномоченными государственными органами (организациями), устанавливаются законодательными актами.

Следует отметить, что такие правовые последствия регламентированы в налоговой сфере.

Согласно пункту 3 статьи 21 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом этим кодексом и иными актами законодательства. Данное положение распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме.

В частности, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что пени не начисляются на подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) в случае, если они не уплачены на основании разъяснения, полученного плательщиком от налогового органа в письменной или электронной форме. Однако, если плательщику поступят разъяснения от налогового органа (в том числе другого) по тому же вопросу, которое отличается от предыдущего, то через 10 календарных дней после направления такого разъяснения будет начисляться пеня.

Кроме того, в пункте 7 примечания к главе 14 (административные правонарушения против порядка налогообложения) Кодека Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплено, что плательщик не подлежит привлечению к административной ответственности, если правонарушение в налоговой сфере явилось следствием выполнения им разъяснений уполномоченного государственного органа.

8. Законом скорректирован ряд требований нормотворческой техники (в том числе приводятся примеры оформления законопроектов о признании утратившими силу декретов, об изменении графических объектов и др.), а также внесены иные изменения уточняющего характера.

Указанные изменения будут способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности государственных органов и организаций.

Информация предоставлена Национальным центром законодательства и правовых исследований для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!