/ / Аналитика
24.06.2022

Изменение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 25 апреля 2022 г.

Условия нестабильного экономического оборота, введения ограничений на свободу передвижения товаров, работ, услуг, санкционное давление, изменение традиционных логистических потоков оказывают значительное влияние на осуществление государственных закупок. Изменение валютных курсов и отсутствие ряда товарных позиций на рынке либо перебои в поставках напрямую воздействуют на ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

Ольга Бакиновская

Системное толкование законодательства о государственных закупках позволяет сделать вывод о том, что ориентировочную стоимость предмета государственной закупки заказчик должен определять каждый раз перед проведением конкретной процедуры государственной закупки. Данный вывод строится на соотношении понятий «предмет государственной закупки» и «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки». Так, предмет государственной закупки составляют товары, работы, услуги, которые определены заказчиком для приобретения в рамках конкретной процедуры государственной закупки. Соответственно, для каждой процедуры государственной закупки заказчик определяет свой предмет. В свою очередь, ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется как предполагаемая общая сумма выплат со стороны заказчика в пользу поставщика, подрядчика исполнителя.

Необходимость определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки имеет место в том числе, когда мы проводим повторную процедуру государственной закупки или процедуру закупки из одного источника по пункту 7 приложения к Закону о государственных закупках. Соответственно, при этом возможно изменение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки по сравнению с предыдущей процедурой как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Обращаем внимание, что правила проведения повторных процедур государственных закупок и правила перехода к процедуре закупки из одного источника, закрепленные в пункте 2 статьи 27 Закона о государственных закупках, не содержат каких-либо запретов на возможность изменения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки при переходе к последующим процедурам, включая к одному источнику. Вместе с тем полагаем невозможным проведения повторной процедуры или процедуры закупки из одного источника без определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, даже если заказчик, например, убежденно уверен, что она не изменилась ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.

Способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, закрепленные в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 (далее – постановление МАРТ № 35), не содержат своего рода методики расчета ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, иных методов ее определения. Поскольку согласно части 2 подп. 1.2 пункта 1 постановления МАРТ № 35 приоритетным является способ изучения конъюнктуры рынка, то прямого ответа на вопрос, как следует определить ориентировочную стоимость в ситуации, когда мы имеем «диапазон» цен. Например, информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок в ГИАС, либо информация о ценах на товары (работы, услуги), полученные по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), существенно разнится. Постановление МАРТ № 35 или иной нормативный правовой акт не закрепляет, как в такой ситуации определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

Не будет являться нарушением законодательства о государственных закупках определение в качестве ориентировочной стоимости предмета государственной закупки минимальной цены на товар (работы, услуги), полученной в результате изучения конъюнктуры рынка, либо, например, средней арифметической данных цен. В любом случае заказчику необходимо взвешенно подходить к определению ориентировочной цены предмета государственной закупки с учетом всех нюансов конкретной процедуры закупки и руководствуясь принципом эффективного расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Следует помнить, что именно ориентировочная стоимость предмета государственной закупки является начальной ценой электронного аукциона, соответственно, заказчик не должен искусственно занижать ориентировочную стоимость с целью, например, создания ситуации, чтобы электронный аукцион не состоялся по причине отсутствия предложений, поскольку на заниженную ориентировочную стоимость предмета государственной закупки «не придет» ни один участник.

В любом случае полагаем целесообразным также обращать внимание на сезонное колебание цен, например, на плодоовощную продукцию.

Заказчику также необходимо иметь в виду, что результаты изучения конъюнктуры рынка должны быть размещены в дело по процедурам государственных закупок согласно части второй пункта 1 ст. 28 Закона о государственных закупках.

Необходимо также помнить, что при проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка согласно правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 (далее – постановление МАРТ № 30), в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, заказчику необходимо различать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в соответствии с постановлением МАРТ № 35 и изучение конъюнктуры рынка в процедуре закупки из одного источника в соответствии с постановлением МАРТ № 30. Несмотря на внешнее сходство, данные варианты изучения конъюнктуры рынка имеют существенные отличия и различное правовое значение и проводятся в соответствии с разными правовыми механизмами.

Законодательство о государственных закупках также не содержит запрета для потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) подавать свое предложение с ценой выше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в открытом и закрытом конкурсах, а также в запросе ценовых предложений и в процедуре закупки из одного источника.

Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!