13.12.2022
Белорусская нотариальная палата о сделках по передаче прав на веб-ресурсы
С каждым годом Интернет играет все более важную роль в общественных отношениях. Уже трудно представить современные экономическую, информационную, политическую сферы деятельности государства и общества без веб-ресурсов. Наличие «раскрученного» сайта, блога, группы в мессенджере или социальной сети зачастую является залогом успешного бизнеса его владельца, в связи с чем в их создание и развитие вкладываются колоссальные средства. Поэтому веб-ресурсы стали важными объектами гражданских прав, в отношении которых совершаются сделки, их завещают или наследуют, по их поводу заявляются многомиллионные иски и выносятся резонансные судебные решения.
Несмотря на это в законодательстве и юридической литературе мною не найдено системного правового анализа и алгоритмов действий по совершению сделок и наследованию веб-ресурсов. Освещение дано вопросу перехода права администрирования доменного имени. Данные вопросы отражены в Указе Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 350 «Об особенностях использования национального сегмента сети Интернет» и приказе Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. № 47, которым утверждена «Инструкция о регистрации доменных имен в национальной доменной зоне».
В настоящее время в Беларуси наработана определенная нотариальная и судебная практика, связанная с «доменными вопросами».
Но проблема в том, что сайты – это не только доменные имена, а сложная совокупность отдельных программно-технических составляющих, в отношении которых следует применять различные правовые механизмы.
Вполне возможно, что наследники или стороны по договору выразят волю нотариусу «продать сайт» или «унаследовать интернет-магазин», что не тождественно передаче прав на администрирование домена. В действительности, указанных лиц могут интересовать и другие составляющие приобретаемого ресурса.
На самом деле веб-сайт, который обывателю кажется некой целостной и неделимой интернет-единицей, компетентному юристу представляется сложным комплексом объектов разной правовой природы.
Перед нотариусом стоит непростая задача:
- разобрать на ингредиенты этот юридический винегрет;
- выделить объекты, на которые возможен и целесообразен переход прав;
- доходчиво объяснить все клиентам и получить от них четкое волеизъявление;
- определиться с перечнем необходимых документов и порядком их истребования;
- грамотно сформулировать положения договора или свидетельства о праве на наследство;
- а в определенных случаях – мотивированно отказать в совершении нотариального действия, грамотно разъяснив иной порядок осуществления перехода прав на тот или иной виртуальный объект.
Эта тема настолько сложна и обширна, что требует отдельных исследований. Поэтому здесь я делаю лишь краткий набросок с приведением неисчерпывающего перечня объектов, которые непосредственно связаны с Интернет-ресурсом и которые могут интересовать стороны в сделке или при наследственных отношениях, с более подробным изложением своего видения только тех вопросов, которые не имеют подробной регламентации в законодательстве и правовой литературе.
Итак, попробуем разобрать, какие еще объекты прав (помимо доменного имени) могут входить в состав сайта или являются неотделимо связанными с ним:
1. Сервер или серверное пространство.
Любой Интернет-ресурс размещен на каком-то сервере или даже нескольких серверах. При этом владельцы сайтов могут идти по одному из двух путей:
-
для крупных интернет-ресурсов характерно наличие собственных серверов, которые расположены в каком-то помещении. Именно они хранят всю цифровую информацию, необходимую для отображения сайта, а также обеспечивают функционирование данного сайта в сети Интернет посредством установленного на них программного обеспечения. В этом случае при передаче прав на сайт требуется решения вопроса о порядке дальнейшего использования, обеспечивающего его функционирование технологического оборудования. В данном случае идет речь о сугубо материальных объектах (вещах), и в зависимости от исходной ситуации при решении данного вопроса необходимо руководствоваться либо положениями наследственного права в отношении имущества, либо положениями о договорах купли-продажи, аренды, ссуды и других, связанных с двусторонними сделками по переходу прав на вещи. Теоретически такой сайт может быть передан и без серверов (путем переноса данных на новые серверы), но в таком случае это должно быть четко оговорено в правоустанавливающих документах с оговоркой процедуры и сроков переноса информации с серверов предыдущего владельца на новые;
-
но обычно владельцы сайтов арендуют серверное пространство (виртуально выделенную часть сервера) у специализированных организаций, оказывающих услуги хостинга, т.е. сдачи в аренду серверов. В таком случае возникают правовые основания изменения стороны в арендных отношениях, что может влечь определенные сложности. Если договор аренды сервера был заключен в обычном для двусторонних договоров порядке (в офисе или путем обмена подписанных экземпляров посредством факсимильной или электронной почты), в соответствующих документах о переходе прав на сайт можно указать обязанность нового владельца перезаключить договор с хостинговой компанией, а прежнего – принять меры по оказанию содействия в этом. Но обычно подобные договоры заключаются удаленно, путем предусмотренного веб-формой подтверждения заказчиком на сайте хостера публичной оферты и правил пользования хостингом (аксепт оферты). Перезаключение договора аренды в таком случае представляется проблематичным, особенно если хостер не является резидентом Республики Беларусь. Возможным выходом из ситуации является изучение правил пользования хостингом, в которых предусмотрен порядок подобного перехода.
2. IP-адрес.
Мы привыкли обращаться к сайтам по их доменным именам. Однако в действительности обмен информацией в Интернете осуществляется посредством IP-адресов (или просто IP). Когда мы вводим в адресной строке браузера belnotary.by или переходим по гиперссылке, содержащий указанный адрес, наш компьютер первично обращается к DNS-серверу, хранящему таблицу соответствий между доменными именами и IP-адресами, «узнает», что доменному имени belnotary.by соответствует IP 185.179.83.208, и именно по этому адресу получает нужную информацию.
Как уже было сказано, доменное имя не является сущностью, неотделимой от сайта. В связи с этим для идентификации сайта более точным будет указывать не только его буквенное наименование, но и IP-адрес, по которому этот сайт расположен на момент перехода прав.
Обычно IP-адрес не имеет отдельной ценности, но в ряде случаев вопрос перехода IP также может быть важен для нового владельца сайта. Например, когда IP-адресация используется в онлайн-сервисах (например, взаимодействующие с сайтами Telegram-боты обращаются к ним через IP-адреса, а не по доменным именам), или рассматриваемый сайт поддерживает мобильное приложение, которое взаимодействует с материнским ресурсом через его IP.
Если сайт расположен на арендуемом хостинге, то передача прав аренды серверного пространства фактически подразумевает и передачу прав использования IP-адреса (такие IP выделяются хостинговым компаниям и перераспределяются ими конкретным владельцам сайтов при открытии хостинга). Сложнее обстоит ситуация с передачей прав на IP-адреса сайтов, размещенных на собственных серверах прежнего владельца. В таком случае заинтересованным лицам придется устанавливать, какой именно организацией и в каком порядке был выделен данный IP и уже потом решать вопрос о порядке действий по обеспечению перехода прав на него.
В существующем правовом поле обеспечить юридический переход прав на IP (тем более в нотариальном порядке) представляется проблематичным. Единственным вариантом защиты интересов нового владельца в этой ситуации явится указание в документе на переход прав обязанности прежнего владельца или представляющего его лица не препятствовать пользованию IP-адресом, пока не будет урегулирован вопрос с соответствующими организациями или не будет осуществлен перенос ресурса на новый IP.
3. Контент.
Под контентом понимается информационное содержание веб-ресурса: это авторские тексты, видео- и аудиофайлы, фотоизображения и графические рисунки. Все или некоторые из этих элементов могли быть созданы прежним владельцем сайта либо иными лицами и могут являться объектами интеллектуальной собственности.
Полагаю, что вопрос наличия интеллектуальной собственности в содержимом сайта в обязательном порядке должен выясняться у заинтересованных лиц. При заключении двусторонней сделки целесообразно приводить перечень таких объектов с приложением подтверждающих документов. А если заявлено, что таких объектов на сайте нет – прямо оговаривать это.
Существенной проблемой для подобных юридических действий является подтверждение права авторства. А необдуманные формулировки о переходе всех прав на содержимое сайта в последующем могут повлечь серьезные правовые последствия при инициировании судебных процедур действительными правообладателями соответствующих произведений.
В целом же вопрос перехода прав на авторский контент поднимает большой пласт правовых вопросов, выходящих за рамки тематики данной статьи.
4. Дизайн сайта.
Продуманная до мелочей концепция сайта с расстановкой на веб-странице различных элементов, уникальные логотипы, иконки и шрифты, цветовая гамма – все это само по себе может стоить огромных денег, потраченных на оплату труда особой категории специалистов – веб-дизайнеров.
В некоторых случаях заключение договоров на осуществление веб-дизайнерских услуг может предусматривать определенные оговорки, запрещающие существенно менять дизайн, либо использовать его на других ресурсах либо предусматривать обязательное использование на сайте указания об авторстве дизайна и ссылки на ресурс автора. Соответственно полнота перехода прав на использование дизайна либо определенные ограничения также должны оговариваться в правоустанавливающих документах.
5. Программное обеспечение.
В настоящее время почти каждый Интернет-ресурс использует уникальный набор программ (скриптов), обеспечивающих динамику элементов веб-страницы, ее интерактивность, взаимодействие с клиентскими (пользовательскими) приложениями, базами данных и иными ресурсами. Владелец сайта сам может быть его разработчиком, но обычно для этого привлекаются на договорной основе или в порядке фриланса сторонние программисты.
В некоторых случаях подобные программные разработки могут являться объектами интеллектуальной собственности или иметь особенности их использования, рассмотренные выше.
6. Базы данных.
В процессе длительного функционирования веб-ресурса обычно накапливаются массивные пласты однотипной информации: о клиентах, о товарах, о произведенных заказах и т.д. Эти данные аккумулируются на серверах в специальных таблицах, называемых базами данных. Безусловно, эта информация также имеет отдельную ценность и переход (либо не переход) прав на нее должен найти отражение в правоустанавливающем документе.
7. Фирменные наименования, торговые знаки и знаки обслуживания в век Интернета зачастую тесно связаны с доменным именем и почти всегда они присутствуют на сайтах соответствующих компаний. В случае, если переход права на сайт предусматривает и использование в нем указанных объектов, следует руководствоваться положениями гражданского законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере средств индивидуализации.
Следует отметить, что интернет-сайты являются лишь одной из разновидностей веб-ресурсов. Современный уровень развития Интернета определил ряд иных виртуальных сущностей, которые нередко обладают весомой ценностью. Например, ряд популярных блогов, youtube-каналов, групп в социальных сетях, имеющих большое число подписчиков, приносят их владельцам колоссальные доходы. Эти созданные разными людьми аккаунты, не имеют отдельного доменного имени, но в то же время обладают уникальными адресами, например:
Очень быстро развиваются группы, каналы, чаты и внутри интернет-мессенджеров (Telegram, Viber). Могут значимую ценность иметь адреса электронной почты, а также игровые аккаунты.
Можно предполагать, что в будущем указанные сущности также найдут свою детальную правовую регламентацию. Однако на сегодняшний день международные договоры, законы и подзаконные нормативные правовые акты ни прямо, ни косвенно их не касаются, а, следовательно, на данный момент они не могут быть отнесены к сфере нотариальной деятельности. Это значит, что в случае обращения с просьбой «продать» youtube-канал или выдать свидетельство о праве на наследство в отношении Telegram-чата нотариус должен разъяснить невозможность совершения подобного нотариального действия. При этом заявителю можно рекомендовать ознакомиться с правилами (регламентом) пользования соответствующим ресурсом, разработанными его создателями, либо обратиться к администрации ресурса с просьбой разъяснения правовых аспектов того или иного действия. Не исключено, что подобная процедура предусмотрена локальными правилами и инициатор сможет осуществить вполне законный переход прав на ресурс без его нотариального удостоверения.
Подытоживая статью, еще раз отмечу, что веб-сайт является очень сложной совокупностью различных объектов прав. Нотариусам необходимо выяснять у обратившихся по вопросам совершения сделок или наследования лиц, связан их вопрос с переходом прав администрирования доменного имени или же им нужны правоустанавливающие документы и на иные компоненты Интернет-ресурса. В то же время существующая нормативная база в достаточной мере не регламентирует осуществление подобных юридических действий, что требует серьезной проработки правовых вопросов, связанных с Интернет-ресурсами, в том числе и с целью совершенствования законодательства в этой сфере.
Светлана Зарецкая,
нотариус Брестского нотариального округа
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)

Минсвязи об изменениях в Закон о почтовой связи
Главой государства 29 мая 2025 г. подписан Закон Республики Беларусь № 79-З «
Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи». В Министерстве связи и информатизации прокомментировали основные нововведения.
Законом определяется правовая основа создания единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений (далее – система учета и хранения данных), которая является государственной информационной системой и используется в целях организации централизованного сбора и хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов.
Одновременно в Законе устанавливаются полномочия Правительства на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе.
Владельцем и оператором системы учета и хранения данных является РУП «Белпочта», которое осуществляет ее проектирование, создание, модернизацию, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения.
Подключаться к данной системе будут органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также иные государственные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Система учета и хранения данных позволит аккумулировать информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, принятых операторами почтовой связи от отправителей до их доставки адресатам, а органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и иным государственным органам иметь одну точку доступа к такой информации, что повысит эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предусматривается, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации о регистрируемых почтовых отправлениях будет осуществляться на договорной основе. Тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании.
Законом устанавливаются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи, Совета Министров Республики Беларусь на утверждение перечня универсальных услуг почтовой связи, а также исключительное право национального оператора почтовой связи на выплату пенсий, пособий и осуществление других социальных выплат через объекты почтовой связи (в соответствии со статьей 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), осуществление иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, что будет способствовать обеспечению устойчивого и эффективного функционирования почтовой связи.
Законом предусматривается, что почтовые марки, переведенные в разряд коллекционных, используются в качестве филателистической продукции и действительны для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Перевод почтовых марок в разряд коллекционных позволяет уведомить филателиста о том, что такие марки являются эксклюзивной филателистической продукцией и в дальнейшем могут использоваться в коллекциях филателистов как материал для формирования почтовой хроники социально-экономической и политической жизни Республики Беларусь.
Закон дополнен нормативными предписаниями в отношении использования операторами почтовой связи в своей деятельности информационных и других передовых технологий, включая цифровые сервисы и мобильные приложения, что является актуальным в связи с активным развитием в стране информационно-коммуникационных технологий. Внедрение цифровых сервисов в производственно-технологический процесс позволит операторам почтовой связи повысить качество оказываемых услуг, сократить сроки прохождения почтовых отправлений от отправителя до адресата, а также снизить трудовые и материальные затраты.
Информация предоставлена Министерством связи и информатизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Основные новации Гражданского кодекса в сфере регулирования нотариальной деятельности
Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон) внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь, большинство из которых вступило в силу с 19 ноября 2024 г. Новации коснулись в том числе сферы нотариальной деятельности.
Так, с 19 ноября 2024 г. нотариусы наделены полномочиями на совершение двух новых нотариальных действий: удостоверение отмены согласия на совершение сделки и удостоверение распоряжения об отмене завещания.
Гражданский кодекс Республики Беларусь дополнен новой статьей 1581 «Согласие на совершение сделки», регламентирующей порядок удостоверения такого согласия. Общие правила данной статьи применяются, если в законодательстве для определенного вида согласия на совершение сделки не установлены специальные нормы.
Законодательством предусмотрено большое количество случаев, когда требуется получение согласия на совершение различного рода сделок: при совершении сделок гражданами, ограниченными судом в дееспособности, или несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, по распоряжению имуществом подопечных и др.
Ранее в правоприменительной практике возникали сложности при отмене согласий на совершение сделки. Гражданам необходимо было обращаться в суд для отмены такого согласия. Это требовало значительных временных и материальных затрат. Возникали случаи, когда за время рассмотрения дела в суде сделка по отчуждению имущества могла быть уже совершена.
Сегодня обратиться за отменой нотариально удостоверенного согласия на совершение сделки можно к любому нотариусу, который удостоверит отмену такого согласия, как правило, в день обращения гражданина. Также нотариус не позднее рабочего дня, следующего за днем удостоверения отмены согласия, внесет сведения об этом в единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел. Сведения в указанной системе об отмене согласия на совершение сделки будут доступны всем нотариусам и, соответственно, сделка на основании отмененного согласия нотариусом не будет удостоверена.
Лицо, давшее согласие на совершение сделки, может отменить его до совершения сделки, если в согласии не указано, что оно дано без права его отмены.
Обратиться за отменой согласия на совершение сделки вправе лицо, давшее согласие, лично либо его представитель.
Для удостоверения отмены согласия на совершение сделки лицо, давшее такое согласие (его представитель), подает заявление об отмене согласия на совершение сделки (в двух экземплярах) и представляет экземпляр отменяемого нотариально удостоверенного согласия либо сообщает данные, позволяющие идентифицировать отменяемое согласие.
Заявление об отмене согласия на совершение сделки подписывается собственноручно лицом, давшим такое согласие (его представителем), в присутствии нотариуса.
На обоих экземплярах заявления совершается удостоверительная надпись по установленной форме, при этом один экземпляр остается в делах нотариуса, а второй выдается лицу, отменившему согласие (его представителю).
За удостоверение отмены согласия на совершение сделки уплачивается нотариальный тариф в размере 0,3 базовой величины.
В случае отмены согласия на совершение сделки лицо, которое дало такое согласие, обязано известить о его отмене лицо, получившее согласие, и иные известные ему стороны сделки. Данная норма разъясняется нотариусом лицу, отменяющему согласие на совершение сделки (его представителю), о чем на заявлении производится соответствующая запись за подписью такого лица.
Сделка, совершенная без согласия либо с нарушением его условий, может быть признана недействительной судом по иску лица, согласие которого требуется для заключения сделки.
Новшеством также является изменение в Гражданском кодексе Республики Беларусь способов отмены завещания: исключена отмена завещания путем уничтожения всех его экземпляров завещателем и установлен новый способ – путем удостоверения распоряжения об отмене завещания.
При уничтожении завещания завещателем в правоприменительной практике ранее возникали определенные сложности. Например, при уничтожении всех экземпляров завещания самим завещателем у нотариуса не было возможности проверить это обстоятельство.
Завещатель мог не уничтожить свой экземпляр завещания, который впоследствии наследники при оформлении наследства могли предъявить нотариусу, настаивая на применении его положений.
В настоящее время уничтожение всех экземпляров завещания осуществляется только нотариусом при условии представления завещателем хранящегося у него экземпляра завещания.
За удостоверением распоряжения об отмене завещания завещатель вправе обратиться к любому нотариусу.
В распоряжении об отмене завещания должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать отменяемое завещание: дату удостоверения завещания, фамилию, собственное имя, отчество нотариуса либо иного уполномоченного лица, удостоверившего завещание, номер регистрации завещания в реестре для регистрации нотариальных действий.
Распоряжение об отмене завещания составляется в двух экземплярах и подписывается собственноручно завещателем в присутствии нотариуса.
На обоих экземплярах распоряжения совершается удостоверительная надпись по установленной форме, при этом один экземпляр распоряжения остается в делах нотариуса, а второй выдается завещателю.
За удостоверение распоряжения об отмене завещания уплачивается нотариальный тариф в размере 1 базовой величины.
Гражданский кодекс Республики Беларусь также дополнен новой статьей 1661, согласно которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю при условии, что такое юридически значимое сообщение было создано и направлено (передано) уполномоченным лицом.
Согласно Закону Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариусы принимают заявления граждан и юридических лиц для осуществления передачи другим гражданам и юридическим лицам. Как правило, это заявления о намерении продать свою долю в праве общей собственности.
В нотариальной практике весьма часто продавец доли сталкивался с тем, что сособственники имущества уклонялись от получения извещения, тем самым препятствовали совладельцу в продаже этого имущества. Они не покупали отчуждаемое имущество, но при этом и не отказывались в установленном законодательством порядке от его приобретения. В результате чего совладельцу, отчуждающему имущество, приходилось обращаться в суд за защитой своих прав.
С 19 ноября 2024 г. отказ участников долевой собственности от получения письменного извещения продавца о намерении продать свою долю, равно как и неявка их за получением такого извещения, зафиксированные в установленном порядке, считаются надлежащим извещением этих участников долевой собственности. Следовательно, если совладельцы откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве общей собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в отношении прочего имущества – в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.
Еще одной новацией Гражданского кодекса Республики Беларусь является уточнение порядка извещения об отмене нотариально удостоверенной доверенности.
По общему правилу лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить о ее отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.
Однако такое извещение в некоторых случаях бывает затруднительным, например, ввиду невозможности установления круга лиц, для представительства перед которыми может быть использована доверенность, большого количества таких лиц, отсутствия информации о месте нахождения лица, которому выдана доверенность, и др.
В соответствии с новой редакцией статьи 190 Гражданского кодекса Республики Беларусь если лицо, которому выдана нотариально удостоверенная доверенность, а также третьи лица, для представительства перед которыми дана такая доверенность, не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными об этом на следующий день после размещения в глобальной компьютерной сети Интернет сведений о дате отмены такой доверенности.
Лица, к которым обратились за совершением юридически значимых действий на основании доверенности, смогут проверить сведения о том, отменена ли доверенность, на
сайте Белорусской нотариальной палаты.
Внесенные в Гражданский кодекс Республики Беларусь изменения позволят обеспечить более эффективное правовое регулирование гражданских правоотношений в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Об использовании электронных документов при взаимной торговле с Российской Федерацией
В связи с поступающими запросами субъектов хозяйствования о возможности использования первичных учетных документов, создаваемых в виде электронных документов, при осуществлении взаимной торговли с Российской Федерацией Министерство финансов Республики Беларуси и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сообщают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (Закон № 57-З) хозяйственные операции подлежат оформлению первичными учетными документами. При этом согласно частям первой и второй пункта 6 статьи 10 Закона № 57-З первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Справочно. Требования, предъявляемые к электронным документам, а также правовые условия использования ЭЦП в электронных документах установлены Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Закон № 113-З).
|
С 1 мая 2024 г. вступили в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 248 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940», которым установлены требования к порядку передачи, получения электронных транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами (далее – транспортные и иные документы), а также постановление Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 декабря 2023 гг. № 9/75/35/26, которым утверждены формат, структура и требования к процессу создания, передачи и получения иных документов, создаваемых субъектами хозяйствования Республики Беларусь, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами.
Справочно. В целях применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (постановление № 940) к иным документам относятся:
- при вывозе автомобильным транспортом товаров за пределы территории Республики Беларусь – товарная накладная;
-
при ввозе автомобильным транспортом товаров из-за пределов территории Республики Беларусь на территорию республики – товаросопроводительный документ, созданный в соответствии с законодательством государства грузоотправителя и содержащий сведения о ввозимом товаре.
|
В соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к электронным документам Законом № 113-З, подпунктами 1.6 пункта 1 и 2.2 пункта 2 постановления № 940, к иным документам предъявляются следующие требования.
Подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 940 определено, что создаваемые иные документы должны:
-
быть подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (за исключением EDI-провайдера(ов), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств – участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
-
быть переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров при условии установления такими EDI-провайдерами информационного взаимодействия с оператором электронного документооборота – нерезидентом Республики Беларусь;
-
пройти процедуру проверки ЭЦП национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии (далее – РУП «Национальный центр электронных услуг»).
Частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940 установлено, что иные документы, создаваемые белорусскими субъектами хозяйствования, должны содержать сведения, предусмотренные для заполнения в товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также следующие сведения:
-
международный идентификационный номер субъекта хозяйствования – участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения – Global Location Number (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси;
-
международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN);
-
код страны грузоотправителя;
-
наименование страны грузоотправителя;
-
код страны грузополучателя;
-
наименование страны грузополучателя.
Учитывая изложенное, иные документы, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами, являются первичными учетными документами для целей бухгалтерского учета (учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей) и налогового учета:
-
грузоотправителем, если такие документы:
-
содержат сведения, предусмотренные в формах товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также сведения, предусмотренные частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940;
-
подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (грузоотправителя и грузополучателя), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств –участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
-
переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров;
-
прошли процедуру проверки ЭЦП в РУП «Национальный центр электронных услуг», и EDI-провайдером грузоотправителя получена квитанция об успешном результате проверки ЭЦП грузополучателя;
-
грузополучателем, если такие документы:
-
содержат сведения, предусмотренные частью первой пункта 2 статьи 10 Закона № 57-З;
-
соответствуют форматам, установленным приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@;
-
подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (грузоотправителя и грузополучателя), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств – участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
-
переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров;
-
прошли процедуру проверки ЭЦП в РУП «Национальный центр электронных услуг», и EDI-провайдером грузополучателя получена квитанция об успешном результате проверки ЭЦП грузоотправителя.
При этом отмечаем, что законодательством Российской Федерации в сфере использования электронных подписей могут быть предусмотрены дополнительные требования для признания в Российской Федерации ЭЦП Республики Беларусь, в связи с чем для возможности использования первичных учетных документов, создаваемых в виде электронных документов, при осуществлении взаимной торговли с Российской Федерацией, может потребоваться заключение с контрагентом – резидентом Российской Федерации дополнительного соглашения о признании ЭЦП либо указание в электронных товаросопроводительных документах иной дополнительной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Минюст о новациях в порядке совершения нотариальных действий
11 июля 2024 г. вступили в силу отдельные положения постановления Министерства юстиции от 25 июня 2024 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства юстиции от 23 октября 2006 г. № 63» (далее – постановление № 43).
Изменения в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63, в том числе утвержденную этим постановлением Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий (далее – Инструкция), внесены в целях приведения ее нормативных предписаний в соответствие с законодательными актами, а также разрешения вопросов, возникающих в правоприменительной практике.
Так, для единообразного применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2023 г. № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий» (далее – Указ) в правоприменительной практике нотариусов пункт 79 Инструкции дополнен частью, в которой установлено, что при передоверии полномочий гражданина Республики Беларусь на совершение действий, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 Указа и приложении 1 к этому Указу, нотариус удостоверяет доверенность, выдаваемую в порядке передоверия, при условии оформления основной доверенности в Республике Беларусь.
Постановлением № 43 определены нотариальные действия (удостоверение факта нахождения гражданина в живых или нахождения гражданина в определенном месте), в результате совершения которых по просьбе лица, обратившегося за его совершением, нотариус составляет нотариальный документ в виде электронного документа и выдает его лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, на представленный им электронный носитель информации (пункт 52 Инструкции).
Определен порядок установления личности обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. При личном обращении к нотариусу представляются документы, удостоверяющие личность (за исключением случаев направления заявления о совершении нотариального действия удаленно), подтверждающие дееспособность граждан (гражданскую дееспособность), правоспособность юридических лиц, полномочия на совершение таких действий от имени и в интересах других лиц. При совершении нотариального действия удаленно устанавливается личность лица, обратившегося за его совершением, на основании сведений, содержащихся в заявлении о совершении нотариального действия удаленно, а также сведений, полученных из регистра населения в день совершения нотариального действия (при их наличии в регистре населения), а в случае поступления заявления с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты (далее – ресурсов (систем)) через личный кабинет пользователя – также на основании сведений о пользователе личного кабинета.
Пункт 8 Инструкции дополнен частью, определяющей, что при отказе в совершении нотариального действия удаленно, заявление о совершении которого направлено с использованием ресурсов (систем), постановление об отказе в совершении нотариального действия выносится на основании заявления лица о вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия, направленного в виде электронного документа с использованием указанных ресурсов (систем), оформляется в виде электронного документа и направляется заявителю с использованием ресурсов (систем).
В целях обеспечения реализации статьи 591
Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате) Инструкция дополнена главой 21 «Совершение нотариальных действий удаленно», в которой устанавливаются форма и порядок подачи заявления при совершении нотариусами нотариальных действий удаленно; перечень нотариальных действий, заявления о совершении которых могут быть направлены с использованием ресурсов (систем); порядок подписания заявлений о совершении нотариального действия удаленно (далее – заявление); порядок создания личного кабинета пользователя в ресурсах (системах) и учетной записи пользователя; порядок оформления и направления документа, образовавшегося в результате совершенного нотариального действия удаленно.
Законом о нотариате предусмотрены виды нотариальных действий, которые нотариусы могут совершать удаленно: выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака; совершение исполнительной надписи; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; принятие на хранение электронных документов; принятие денежных средств в депозит нотариуса; выдача дубликатов нотариальных документов; обеспечение доказательств, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет и др.
В Инструкции определены нотариальные действия, которые можно совершить с использованием ресурсов (систем): свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; совершение исполнительных надписей; установление в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества физического лица; принятие на хранение электронных документов; обеспечение доказательств, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет; выдача дубликатов нотариальных документов.
При направлении заявления с использованием ресурсов (систем) такое заявление должно быть подписано гражданином или представителем юридического лица электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан РУЦ ГосСУОК.
При направлении заявления по почте подлинность подписи на таком заявлении необходимо будет засвидетельствовать нотариально, обратившись к любому нотариусу по месту жительства, месту пребывания. Нотариальный документ, образовавшийся в результате совершения нотариального действия удаленно, составляется на бумажном носителе и направляется такому лицу посредством почтовой связи заказным письмом.
Для совершения нотариальных действий не потребуются личное присутствие гражданина или представителя юридического лица у нотариуса, совершающего нотариальное действие, и выявление их волеизъявления.
Однако возможность обратиться лично за совершением любого нотариального действия не исключается.
Направление заявления с использованием ресурсов (систем) осуществляется через созданный нотариусом личный кабинет пользователя гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, представителя юридического лица. В отношении каждого пользователя может быть создан один личный кабинет пользователя.
Для создания личного кабинета пользователя гражданин, индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица подает заявление в письменной форме при личном обращении к нотариусу.
Документы, необходимые для совершения нотариального действия удаленно, в результате совершения которого нотариальный документ составляется в виде электронного документа, направляются в виде электронных документов.
На основании заявления о создании личного кабинета пользователя нотариус создает в ресурсах (системах) учетную запись пользователя и сообщает заявителю логин и пароль от личного кабинета пользователя. Для авторизации и входа в личный кабинет пользователя заявителю необходимо ввести логин и пароль, а также код доступа, который будет формироваться и направляться ему на электронную почту или мобильный телефон при очередном входе в личный кабинет пользователя.
Нотариус, получивший заявление о совершении нотариального действия удаленно, а также сведения и (или) документы, необходимые для его совершения, не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, с использованием ресурсов (систем) сообщает заявителю о сумме подлежащего уплате нотариального тарифа, платежных реквизитах для оплаты, а при необходимости истребования сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, сообщает об этом.
При наличии обстоятельств, препятствующих совершению нотариального действия, нотариус сообщает об этом заявителю, а также разъясняет право на подачу заявления о вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия в случае неустранения таких обстоятельств.
При направлении заявления через личный кабинет пользователя нотариальный документ составляется в виде электронного документа, подписывается электронной цифровой подписью нотариуса и через личный кабинет пользователя направляется заявителю.
В связи с тем, что дубликат нотариального документа в соответствии с Законом о нотариате может быть выдан в виде электронного документа, пункт 179 Инструкции изложен в новой редакции. Устанавливаются требования к качеству электронных отображений и формату документа.
В пункте 212 Инструкции установлены требования к заявлениям о совершении исполнительной надписи: заявление адресуется нотариальной конторе, нотариальному бюро либо нотариусу, а в случае его подачи с использованием ресурсов (систем) для совершения исполнительной надписи удаленно – нотариусу; указываются сведения о совершенных по данному обязательству исполнительных надписях и (или) вынесенных судебных постановлениях с указанием сумм и периодов взыскания.
В связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей» Инструкция претерпела существенные изменения в части перечня документов, на которых совершается исполнительная надпись на бумажном носителе. По каждому долговому обязательству совершается одна исполнительная надпись, за исключением случаев, когда взыскание задолженности по данному долговому обязательству производится по частям. Количество экземпляров исполнительной надписи, выдаваемых взыскателю на бумажном носителе, не может превышать число должников.
Исполнительная надпись в виде электронного документа совершается в виде отдельного документа и через личный кабинет пользователя направляется один экземпляр исполнительной надписи независимо от количества должников.
В главе 34 Инструкции уточняется, что нотариусы принимают на хранение от граждан и юридических лиц документы, за исключением ценных бумаг. Устанавливается порядок составления описи документов на бумажном носителе, описи электронных документов, принимаемых на хранение; определяется количество и вид экземпляров описи; порядок хранения документов, а также возврата документов, переданных на хранение.
Пункт 236 Инструкции с учетом правоприменительной практики дополнен нормами, в которых определяется, что обеспечение доказательств, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, может совершаться нотариусом удаленно при условии, что доказательства изложены на русском и (или) белорусском языках и в заявлении отсутствуют указания о наличии заинтересованных лиц; порядок составления, подписания, направления и хранения протокола осмотра доказательства и документов, на основании которых совершено нотариальное действие; порядок осмотра нотариусом информации, изложенной полностью или частично на иностранном языке.
Информация предоставлена Министерством юстиции Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минюст – об изменении Закона о нотариате и нотариальной деятельности
5 января 2024 г. принят Закон Республики Беларусь № 343-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон). В Министерстве юстиции прокомментировали основные новации правового акта.
Целями принятия Закона являются:
- совершенствование правового регулирования нотариальной деятельности с учетом практики применения;
- включение перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи, в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате). В настоящее время такие бесспорные требования содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее – Указ № 366);
- установление возможности совершения нотариальных действий удаленно (без личной явки к нотариусу заинтересованного лица).
Концепцией правовой политики, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, удаленное совершение нотариальных действий определено одним из основных направлений совершенствования института нотариата.
Законом предусматривается, что около трети от всех видов нотариальных действий нотариусы смогут совершать удаленно.
Для совершения таких нотариальных действий не потребуются личное присутствие гражданина или представителя юридического лица у нотариуса и выявление их волеизъявления.
При этом сохраняется возможность обратиться лично за совершением любого нотариального действия.
Удаленно будет возможно совершить следующие нотариальные действия:
-
выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака;
-
совершение исполнительной надписи;
-
свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
-
принятие на хранение электронных документов;
-
принятие денежных средств в депозит нотариуса;
-
выдача дубликатов нотариальных документов;
-
обеспечение доказательств, размещенных в сети Интернет и др.
Взаимодействие между заинтересованным лицом и нотариусом при удаленном совершении нотариального действия будет осуществляться посредством обмена документами по почтовой связи либо через электронный портал Белорусской нотариальной палаты.
При направлении заявления по почте подлинность подписи на таком заявлении необходимо будет засвидетельствовать нотариально. Для свидетельствования подлинности подписи гражданин сможет обратиться к любому нотариусу, например, по месту жительства.
Такое взаимодействие представляется максимально удобным, например, при оформлении наследственных прав. В том случае, если между наследниками не будет необходимости в заключении соглашения, которое должны подписать все наследники, наследство можно будет оформить без личного обращения к нотариусу по месту открытия наследства.
Для обращения через электронный портал каждому заинтересованному лицу будет создан личный кабинет. Через него можно будет подать заявление о совершении нотариального действия, получить нотариальный документ, просмотреть совершенные с участием заявителя нотариальные действия.
Случаи и порядок обращения за совершением нотариальных действий через электронный портал будут установлены Министерством юстиции. При таком обращении заявление и документы необходимо будет подписать электронной цифровой подписью.
Кроме того, Законом предусматривается возможность выдачи нотариального документа в форме электронного документа в случаях, установленных Министерством юстиции.
Удаленное совершение нотариальных действий повысит доступность нотариального обслуживания для населения, сократит временные и материальные затраты на совершение многих юридически значимых действий.
Также Закон о нотариате дополнен приложением, содержащим перечень бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи.
Данный перечень сформирован на основании положений Указа № 366, который в последующем будет признан утратившим силу.
В перечне максимально консолидированы бесспорные требования, содержащиеся в различных законодательных актах, а также включены новые бесспорные требования, не предусмотренные в настоящее время Указом № 366, например, о взыскании с владельцев (пользователей) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств платы с применением повышающего коэффициента за проезд таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования; о взыскании по требованиям юридических лиц задолженности по лицензионному договору, если ее размер не превышает ста базовых величин, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, признанных должником в письменной форме.
При этом следует отметить, что согласно Закону нотариусы совершают исполнительные надписи для удовлетворения бесспорных требований, не только указанных в приложении, но и содержащихся в других законодательных актах.
В Законе также определены новые подходы по взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами по отдельным видам требований (например, при взыскании задолженности по арендной плате за нежилые помещения, по договорам проката, аренды движимого имущества, договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки и др., если договор заключен между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, а также по лизинговым платежам).
При взыскании процентов на основании исполнительной надписи необходимость признания должником суммы процентов поставлена в зависимость от установленного договором размера таких процентов.
Так, взыскание на основании исполнительной надписи процентов, размер которых согласно условиям договора превышает ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, может осуществляться только в случае признания должником суммы таких процентов в письменной форме.
Если договором установлен размер процентов меньший либо равный ставке рефинансирования, либо вообще не установлен, письменное признание должником суммы процентов не требуется.
Такой подход будет стимулировать стороны предусматривать в договорах меньший процент за пользование чужими денежными средствами, а также упростит процесс взыскания задолженности на основании исполнительной надписи, поскольку письменное признание должником размера процентов потребуется не во всех случаях.
Закон вступает в силу с 11 июля 2024 г.
Информация предоставлена Министерством юстиции Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!