/ / Аналитика
15.08.2022

Новации земельного законодательства в комментарии Госкомимущества

Принят Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов». Он разработан во исполнение поручения Президента Республики Беларусь, данного на совещании 15 февраля 2022 г. при обсуждении проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений». Документ в части земельных вопросов включает в себя как самостоятельные нормы, так и изложение Кодекса о земле в новой редакции. О новациях читайте в комментарии Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Порталу Pravo.by.

госкомимущество

Необходимо отметить, что изменения позволят комплексно усовершенствовать законодательство об охране и использовании земель и, прежде всего, направлены на решение типовых проблем граждан, развитие сельских территорий, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, расширение прав местных органов власти и землепользователей по распоряжению земельными участками, а также на упрощение порядка их изъятия и предоставления.

Основные изменения, которые нас ожидают

С 1 сентября 2022 г. вступят в силу отдельные нормы Закона, касающиеся:

  • узаконения самовольно занятых земель (так называемая земельная амнистия);
  • оформления земельных участков в садоводческих товариществах по фактическому пользованию без необходимости внесения изменений в проекты застройки этих товариществ;
  • приобретения в течение пяти лет земельных участков в частную собственность или долгосрочную аренду с пониженными коэффициентами (по пониженной цене): 0,8 – на территории г. Минска, областных центров; 0,5 – на иных территориях.

С 1 января 2023 г. вступит в действие обновленный Кодекс о земле, предусматривающий:

  • расширение полномочий Совета Министров Республики Беларусь в сфере земельных отношений;
  • снятие ряда ограничений в отношении сделок с земельными участками, включающие раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков при соблюдении землепользователями ряда условий;
  • возможность предоставления дополнительных земельных участков без проведения аукционов;
  • определение местными органами власти целей предоставления земельных участков без аукциона на определенных территориях;
  • увеличение предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам и возможность ведения личного подсобного хозяйства вне зависимости от регистрации;
  • наделение свободных экономических зон компетенцией по регулированию земельных отношений в границах этих зон.

Раздел земельного участка

Так, в новой редакции Кодекса появилась возможность раздела земельного участка, который предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома. Это позволит многим гражданам решить свои жилищные вопросы, так как зачастую в семье есть необходимость строительства второго жилого дома, а предоставить такой участок на территории данного населенного пункта нет возможности. В связи с этим участок, который принадлежит родителям, можно будет при их согласии разделить и построить на нем второй дом.

«Земельная амнистия»

Обновленным законодательством предусмотрена так называемая «земельная амнистия», согласно которой граждане будут вправе оформить ранее самовольно занятые земельные участки, если не нарушаются требования градостроительных, природоохранных и санитарно-эпидемиологических регламентов.

При этом нужно понимать, что соответствующие решения будут приниматься местными органами исполнительной власти и однозначно будет отлеживаться соблюдение всех условий.

В частности, одно из них – внесение платы за легализацию права на земельный участок (его часть) в размере кадастровой стоимости.

Целевое назначение участков

В соответствии с действующим законодательством изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания объектов капитального строительства, возможно только после их завершения, ввода в эксплуатацию и регистрации права на них.

Зачастую в ходе строительства возникают обстоятельства, которые требуют принятия решения об изменении как целевого назначения участка, так и самого объекта строительства. При этом инвестор готов продолжить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Ранее эта норма не позволяла гибко решать такой вопрос. Это приводило к тому, что зачастую стройка останавливалась и даже появлялись долгострои.

Решение данного вопроса теперь передано в компетенцию местных органов исполнительной власти, которые вправе принять такое решение до завершения строительства объекта. Таким образом, у потенциального инвестора или той организации, которая ведет строительство, появляется возможность реализовать проект в новых условиях.

Подводя итог. Новации будут способствовать увеличению количества сделок по приобретению земельных участков

Спрос на землю у белорусов растет. Так, за два квартала 2022 года в республике на аукционах реализовано 686 земельных участков и совершено 14707 сделок.

При этом государство продолжает стимулировать увеличение количества таких сделок, создавая условия для простого и быстрого приобретения гражданами земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов.

Госкомимуществом ведется работа по созданию условий для возможности дистанционного получения информации о свободных (незанятых) земельных участках, в том числе предоставляемых с аукциона либо инвесторам путем размещения сведений о них с 1 января 2024 г. в названной системе. Это позволит заинтересованным лицам получить интересующую информацию на безвозмездной основе в открытом доступе на едином государственном интернет-ресурсе.

На данный момент, часть информации в отношении земельных участков, которые могут быть предоставлены или реализованы на аукционах, пока еще находится на сайтах исполкомов. Вся информация о продаваемых объектах недвижимого имущества (о зданиях, сооружениях), как и части предлагаемых на реализацию земельных участков уже сосредоточена в государственной информационной системе «Единый реестр имущества».

Создание открытого бесплатного информационного ресурса о наличии свободных земельных участков будет способствовать рациональному и эффективному распоряжения ими, а также снижению при этом коррупционных рисков.

Кроме того, росту сделок с земельными участками будут способствовать:

  • увеличение площади земельных участков, предоставляемых гражданам для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, в сельской местности вплоть до 1 гектара;
  • снятие ряда запретов (ограничений) в отношении сделок с земельными участками, в том числе с расположенными на них объектами незавершенного строительства, а также разрешение изменения целевого назначения, раздела, изменения границ земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания капитальных строений, до завершения строительства таких строений;
  • поддержка при выкупе земельных участков в частную собственность или аренду путем применения понижающих коэффициентов, будет стимулировать граждан на приобретение земельных участков на льготных условиях.

Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)