25.10.2021
Минтруда – о применении Декрета № 6
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (Декрет № 6) предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Декрет № 5).
Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь (Трудовой кодекс) Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов» (далее – Закон от 28 мая 2021 г.).
Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 г.
Новации Декрета № 6:
- определены требования к характеристике;
- установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (государственные организации);
- установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу;
- дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
О характеристике
Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета № 5.
Так, под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. № 585 «О форме характеристики» (далее – постановление № 585). В ней указываются, в том числе следующие сведения в отношении характеризуемого работника:
- профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);
- моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);
- участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;
- сведения:
- о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения);
- о привлечении работника к материальной ответственности;
- о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);
- иные сведения, характеризующие работника.
При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу (пункт 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (пункт 9 Декрета № 5). Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать требованиям, предусмотренным Декретом № 5 и постановлением № 585.
Кроме того, при выдаче характеристики для целей согласования назначения на руководящие должности (пункт 9 Декрета № 5) также необходимо учитывать требования пункта 5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 г. № 68.
Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).
Декретом № 6 увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с пяти до семи календарных дней со дня получения запроса. В этой связи пятидневный срок, установленный в части третьей статьи 26 Трудового кодекса, не применяется.
Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая пункта 11 Декрета № 5)
При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
- характеристику с предыдущего места его работы;
- характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
Примеры ситуаций с выдачей характеристики:
- если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в том числе организациями с долей собственности государства до 50 процентов, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
- если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
- если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы.
Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.
Справочно. Согласно нормам Декрета № 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
О праве негосударственных организаций запрашивать характеристику с предыдущего места работы
Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом № 6 не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (часть первая пункта 11 Декрета № 5, часть третья статьи 26 Трудового кодекса).
О получении сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП)
В соответствии с частью первой статьи 12 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-3 «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее – Закон) предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами.
Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в государственные организации без согласия физических лиц не предусмотрено.
Следовательно, наниматель должен получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП.
В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственной организации с приложением согласия физического лица, о котором запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия. Согласие может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.
Согласно пунктам 123 и 126 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2021 г. № 523), запросы о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, в отношении проверяемого физического лица оформляются по форме согласно приложению 18 к Положению, а согласие физического лица на предоставление этих сведений – по форме согласно приложению 20 к Положению.
Об ответственности за нарушение порядка приема на работу
В пункте 12 Декрета № 5 (в редакции Декрета № 6) установлено, что:
- нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей;
- виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – Уголовный кодекс).
В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, является основанием для увольнения:
- в отношении руководителя организации (ее обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя – по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка расторжения трудового договора, предусмотренного статьями 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5;
- в отношении иных работников, ответственных за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик, – по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка и условий расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренного статьями 43, 46, 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5.
Понятие должностных лиц (часть вторая пункта 12 Декрета № 5) рассматривается применительно к терминам, употребляемым в Уголовном кодексе.
Справочно
В соответствии с частью четвертой статьи 4 Уголовного кодекса под должностными лицами понимаются:
- представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
- представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- должностные лица иностранных государств, то есть лица, наделенные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств полномочиями, аналогичными указанным в пунктах 1–3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса, включая третейских судей и присяжных заседателей, а равно должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
О дополнении перечня дискредитирующих обстоятельств увольнения
Законом от 28 мая 2021 г. статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 части первой статьи 47 Трудового кодекса). Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 Декрета № 5 (подпункт 6.141).
Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициативе нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.
Справочно
Пункт 7 Декрета № 5 предусматривает проведение проверки допущенных работником нарушений, результаты которой следует оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.
О приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом
Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.
Такое право на отстранение работника от работы закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г. в связи с вступлением в силу Закона от 28 мая 2021 г.
Кроме того, определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, путем уточнения подпункта 3.4 пункта 3 Декрета № 5 – до устранения нарушений. Внесенное уточнение означает, что допуск работника к работе в таком случае возможен тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения работника от работы в виде нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины.
Справочно
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Нацбанк – об изменении законов по вопросам предоставления займов
В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с заимствованием физическими лицами денежных средств и защитой имущественных прав граждан, принят Закон Республики Беларусь от 17 октября 2025 г. № 100-З «
Об изменении законов по вопросам предоставления займов» (далее – Закон). Основные положения правового акта прокомментировали в Национальном банке Республики Беларусь.
Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – с 23 апреля 2026 г.
Положения Закона направлены на повышение доверия населения к финансовому сектору, борьбу с недобросовестными заимодавцами и введение дополнительных мер по защите прав и имущественных интересов заемщиков – физических лиц.
Закон предусматривает следующие положения.
1. Запрет на предоставление займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона статья 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь излагается в новой редакции.
Основной новацией данной статьи стало императивное предписание, запрещающее заключение договора займа в случае наличия в совокупности следующих условий:
-
в качестве предмета договора займа рассматриваются деньги (независимо от их суммы);
-
заимодавцем выступает юридическое лицо, не являющееся микрофинансовой организацией или иным юридическим лицом, которое в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, либо индивидуальный предприниматель;
-
заемщик является физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, в том числе:
-
физическим лицом, осуществляющим самостоятельную профессиональную деятельность;
-
физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность;
-
физическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» определено, что микрофинансовую деятельность вправе осуществлять:
а) микрофинансовые организации:
-
коммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов (т.е. займов в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора) под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования;
-
некоммерческие микрофинансовые организации – в форме предоставления микрозаймов своим членам;
б) специализированные организации:
-
юридические лица, созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад);
-
юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь – в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад).
Обращаем внимание, что специализированные организации не отнесены к числу микрофинансовых, но являются юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность.
Установленный Законом запрет не распространяется на договор займа, в котором заимодавцем выступают юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, а заемщиком – физическое лицо, состоящее с заимодавцем в трудовых отношениях.
Таким образом, с учетом установленного Законом запрета денежные средства в виде займа могут быть предоставлены заемщикам – физическим лицам исключительно:
-
микрофинансовыми и специализированными организациями;
-
нанимателями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в случае, если физические лица состоят с ними в трудовых отношениях);
-
иными физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем подобный запрет также не применяется к отношениям по коммерческому займу, т.е. к случаям, когда договорами, исполнение которых связано с передачей денег или других вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться предоставление займа, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.
2. Запрет на использование в деятельности юридических лиц (наименованиях, рекламе) отдельных слов.
Статья 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется предписанием о запрете на использование в наименовании юридического лица, не являющегося микрофинансовой или специализированной организацией, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
При организации в дальнейшем бизнес-процессов юридическим лицам следует учитывать, что в соответствии со статьей 5 Закона юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
В случае невыполнения данного требования юридические лица подлежат ликвидации в судебном порядке.
Кроме того, в целях исключения случаев введения в заблуждение граждан посредством распространения ненадлежащей рекламы предусматривается внесение изменений в пункт 8 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» в части введения запрета на использование аналогичных слов в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми или специализированными организациями.
Дополнительно запрещается использование в рекламе рекламодателей, не являющихся банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», небанковскими кредитно-финансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слова «кредит» или производных от этого слов.
3. Запрет на передачу в залог жилого недвижимого имущества.
В силу положений пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь исполнение обязательств может обеспечиваться залогом.
Частью первой пункта 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривается, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного его жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
В соответствии с Законом пункт 1 статьи 317 Гражданского кодекса Республики Беларусь дополняется частью, которой определяется, какое имущество не может выступать в качестве предмета залога по договору залога и в обеспечение исполнения каких обязательств.
Так, вводится запрет на предоставление в качестве предмета залога:
-
единственного жилого дома, принадлежащего на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
-
единственной квартиры, принадлежащей на праве собственности залогодателю (с хозяйственными постройками или без таковых);
-
доли в праве общей собственности на такой жилой дом, принадлежащей залогодателю;
-
доли в праве общей собственности на такую квартиру, принадлежащей залогодателю.
В силу вводимого запрета данное имущество не может обеспечивать исполнение обязательств:
-
по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
-
по договорам поручительства, заключаемым для обеспечения обязательств заемщика по договору займа между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, если в собственности физического лица имеются единственная квартира и (или) единственный жилой дом (т.е. как один из объектов, так и два объекта единовременно), то в такой ситуации указанные объекты недвижимого имущества не могут являться предметом залога.
4. Особенности регулирования заемных правоотношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Гражданский кодекс Республики Беларусь дополняется статьей 7601, предусматривающей особенности регулирования заемных отношений между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Так, в целях исключения злоупотребления правами в отношениях между физическими лицами пунктом 1 статьи 7601
Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что не допускается включение в договор займа между физическими лицами условий:
-
о взимании с заемщика повышенных процентов за пользование займом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору займа (при взимании процентов) или каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование займом;
-
об увеличении заимодавцем в одностороннем порядке размера получаемых им с заемщика процентов (при взимании процентов), размера неустойки (штрафа, пени) по договору займа;
-
об изменении заимодавцем в одностороннем порядке срока действия договора займа;
-
о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат займа (части займа) по договору займа.
Подобные нормы направлены, в первую очередь, на недопущение ущемления прав заемщиков и увеличения их финансовых обязательств по договору займа.
Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты имущественных интересов физических лиц введены ограничения:
-
размера процентов за пользование займом по договору займа – половина суммы займа при сроке возврата займа не более одного года или сумма займа при сроке возврата займа более одного года (пункт 5 статьи 762 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона);
-
размера общей суммы платежей, связанных с нарушением условий договора займа, – не более половины суммы займа, предоставленного заемщику (пункт 3 статьи 764 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона).
Согласно части первой пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях.
Кроме того, частью второй данного пункта определено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь или иными законодательными актами.
Ввиду наличия подобного положения в статье 7601 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрен запрет на определение в денежном обязательстве по договору займа, заключаемому между физическими лицами, суммы займа и (или) иных обязательств:
-
в иностранной валюте;
-
в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте;
-
в условных денежных единицах.
Вводимый запрет не распространяется на отношения между близкими родственниками, под которыми понимаются супруг (супруга) физического лица, его родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки и такие же родственники супруга (супруги).
Таким образом, максимальная сумма денежных обязательств заемщика – физического лица по займу, полученному от другого физического лица на срок свыше одного года, может составить две с половиной суммы предоставленного займа, включая:
-
сумму самого займа в белорусских рублях;
-
проценты за пользование займом в белорусских рублях в размере суммы займа при сроке возврата займа более одного года;
-
платежи, связанные с нарушением условий договора займа, в белорусских рублях в размере не более половины суммы займа, предоставленного заемщику.
Отмечаем, что запреты, предусматриваемые статьей 7601
Гражданского кодекса Республики Беларусь, не применяются к отношениям по коммерческому займу.
5. Валютные запреты в заемных правоотношениях.
Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), предусматривающие установление следующих запретов на использование иностранной валюты по договорам займа:
а) между физическими лицами – резидентами (за исключением близких родственников) при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
б) между физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников):
-
при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь;
-
при проведении операций на территории иностранного государства;
-
при предоставлении займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврате этих займов и уплате процентов за пользование ими;
в) между физическими лицами – нерезидентами (за исключением близких родственников) при осуществлении платежей и переводов, проводимых в безналичной форме за пределы (из-за пределов) Республики Беларусь.
Перечень физических лиц, которые относятся к близким родственникам, приведен в подпункте 4.1 пункта 4 статьи 12 Закона о валютном регулировании.
6. О нарушении запретов.
Общим принципом построения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь выступает то, что следствием неисполнения установленных им императивных предписаний является наступление негативных последствий в отношении нарушивших их лиц.
Так, нарушение рассмотренных запретов в заемных правоотношениях физических лиц повлечет за собой применение института недействительности сделок.
Представляется, что в рассматриваемых ситуациях данный механизм является достаточным для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, а также для воздействия на лиц, которые нарушили требования законодательства, посредством нежелательных для них последствий имущественного характера.
Например, в случае включения в договор займа обременительных для заемщика условий, в том числе условий о процентах за пользование займом и общей сумме платежей, связанных с нарушением условий такого договора, размеры которых будут превышать устанавливаемый для них Законом предел, такие положения договора будут ничтожными в силу их несоответствия требованиям законодательства.
Недействительные условия договора (как части сделки) не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью. Такие условия недействительны с момента совершения сделки, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по договору исходя из таких условий.
Относительно ограничения на использование иностранной валюты по договорам займа между физическими лицами отмечаем, что в силу прямого предписания в Законе валютные операции в иностранной валюте между физическими лицами (за исключением близких родственников) по предоставлению займов (как гражданско-правовые сделки) будут запрещены.
Согласно положениям гражданского законодательства сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна.
При наличии умысла у обеих сторон такой сделки:
-
в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке;
-
в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).
В настоящее время Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом.
7. О переходных положениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда актом законодательства установлено, что договор подлежит приведению в соответствие с этим актом законодательства.
Так, частью второй статьи 4 Закона предусмотрено, что при продлении (увеличении) срока действия договоров займа, заключенных между физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, условия таких договоров подлежат приведению в соответствие с Законом.
Таким образом, такие договоры займа при отсутствии их пролонгации действуют до полного исполнения обязательств и не подлежат приведению в соответствие с Законом.
Кроме того, часть первая статьи 4 Закона устанавливает дополнительное ограничение в виде запрета продления (увеличения) срока действия договоров займа, заключенных до вступления в силу Закона:
-
юридическими лицами, не являющимися микрофинансовыми организациями или иными юридическими лицами, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей;
-
индивидуальными предпринимателями с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Подобное императивное предписание обусловлено введением общего запрета на предоставление физическим лицам займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Информация предоставлена Национальный банком Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
-
ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
-
введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Порядок доступа к экологической информации. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 октября 2025 г.
Под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС).
Так, к экологической информации относятся следующие сведения:
-
о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами.
Справочно
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства (пункт 32 статьи 1 Закона ООС).
Природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях (пункт 31 статьи 1 Закона ООС).
Биотоп – природный объект (участок территории, водный объект или его часть) с однородными экологическими условиями (рельеф, почвенно-растительный покров, гидрологический режим, антропогенные факторы), являющийся местом обитания сообщества отдельных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений (пункт 3 статьи 1 Закона ООС);
-
о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
-
о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной.
Справочно
К таким решениям относятся, в частности, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков под строительство объектов; экологические разрешения, выдаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешение на специальное водопользование; разрешение на хранение и захоронение отходов производства; комплексное природоохранное разрешение; лицензия на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), и др.;
-
об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
-
о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше;
-
об экосистемных услугах.
Справочно
Под экосистемными услугами понимаются обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие, культурные и иные услуги, выполняемые естественными экологическими системами (лесными, луговыми, водными, болотными), которые позволяют получать обществу выгоды в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем (пункт 50 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Закона ООС);
-
другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Обладателями экологической информации выступают государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация (пункт 19 статьи 1 Закона ООС), а именно, следующие виды деятельности:
-
проведение мониторинга окружающей среды;
-
отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
-
ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
-
ведение государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры);
-
предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов;
-
проведение оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки;
-
проведение экологической экспертизы;
-
осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
-
проведение экологического аудита;
-
проведение экологической сертификации;
-
осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
-
разработка и реализация программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами (пункт 2 статьи 20 Закона ООС).
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления указанной выше деятельности, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.
Справочно
К экологической информации общего назначения относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования (пункт 44 статьи 1 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ такой информации, в связи с тем что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (пункт 38 статьи 1 Закона ООС).
Важно! Отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается (пункт 7статьи 20 Закона ООС).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона ООС обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. Вместе с тем установлены случаи, когда экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению и может быть предоставлена (пункт 3 статьи 21 Закона ООС), а именно:
-
если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Справочно
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Указанные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию (часть третья статьи 19 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах»).
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, указанная в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в частности, служебная информация ограниченного распространения (перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783); информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и др.;
-
если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
-
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В указанных случаях в предоставлении экологической информации может быть отказано, а также в случае:
-
если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
-
если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации (пункт 4 статьи 21 Закона ООС).
Справочно
В последнем случае обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю (пункт 5 статьи 21 Закона ООС).
Важно! Не допускается ограничение доступа к экологической информации (пункт 6 статьи 21 Закона ООС):
-
о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
-
о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод;
-
о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
-
об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Установлен следующий порядок доступа к экологической информации.
I. Доступ к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления
или распространения такой информации обладателями экологической информации.
Справочно
Предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством об охране окружающей среды, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации (пункт 26 статьи 1 Закона ООС).
Распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на доведение ее до сведения государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем размещения такой информации в печатных изданиях, иных средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами (пункт 36 статьи 1 Закона ООС).
1) Вопросы предоставления
экологической информации общего назначения физическим и юридическим лицам урегулированы статьями 23 и 25 Закона ООС.
Такая информация предоставляется по заявлению физического или юридического лица. Важно!
Заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности в получении экологической информации.
Справочно
В заявлении о предоставлении экологической информации указываются:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иного юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав;
- форма предоставления экологической информации (устная, письменная, электронная, аудиовизуальная или иная форма (пункт 4 статьи 20 Закона ООС)).
Если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения не соответствует указанным выше требованиям к заявлению, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя с указанием недостающей в заявлении информации.
Заявление подается государственным органам, иным юридическим лицам, их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, которые являются обладателями запрашиваемой экологической информации.
Экологическая информация общего назначения предоставляется безвозмездно в течение 15 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления о ее предоставлении.
Справочно
Имеются исключения в части срока предоставления информации:
1) если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения касается экологической информации, которая находится в процессе подготовки и должна быть предоставлена или распространена в установленные законодательством сроки после окончания ее подготовки, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя и указать срок и способ возможного получения им такой информации;
2) государственные органы, иные юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели при поступлении к ним заявления о предоставлении экологической информации общего назначения, обладателями которой они не являются, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления обязаны перенаправить его обладателю запрашиваемой экологической информации, уведомив об этом заявителя в тот же срок, либо в тот же срок отказать в предоставлении экологической информации с указанием причины отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения;
3) если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации и сообщить существенные условия такого договора.
Экологическая информация общего назначения предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении экологической информации общего назначения, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме – в имеющихся форме и объеме с указанием причин.
Отказ обладателя экологической информации в ее предоставлении, а также форма предоставления и состав экологической информации общего назначения могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд.
2) Вопросы распространения
экологической информации общего назначения урегулированы статьей 26 Закона ООС, а также приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 г. № 734, которым определен состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения.
Справочно
Так, например:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обязано распространять информацию об экологической ситуации в Республике Беларусь – 1 раз в год путем издания экологического бюллетеня «Состояние природной среды Беларуси», размещения на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.minpriroda.gov.by);
государственное учреждение «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» обязано распространять информацию о превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – 1 раз в квартал путем размещения на информационном ресурсе Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.nsmos.by);
государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения, мониторингу окружающей среды» обязано распространять информацию о радиационной обстановке на территории Республики Беларусь – не реже 1 раза в 7 дней путем размещения на своем официальном сайте (
https://belgidromet.by) и официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации;
республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ» обязано распространять сведения о поверхностных водных объектах, включая родники (их наименование (если такое имеется), классификация, реестровый номер, идентификация (в том числе местоположение), принадлежность к речному бассейну, общая протяженность водотоков в километрах, в том числе по территории Республики Беларусь, перечень притоков первого порядка для больших рек, дебит родников) – 1 раз в год путем размещения в составе данных государственного водного кадастра на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет;
Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета обязан распространять информацию об общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона – 1 раз в 7 дней путем размещения на своем информационном ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://ozone.bsu.by).
II. Доступ к экологической информации специализированного назначения обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации (статья 24 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация предоставляется заявителю за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Деятельность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Комментарий к Закону
Закон Республики Беларусь от 16 октября 2025 г. № 99-З «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» разработан на основании пункта 19 плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 380.
Правовым актом корректируются следующие законы Республики Беларусь:
-
от 15 июня 1993 г. № 2403-Х11 «О пожарной безопасности»;
-
от 16 июля 2009 г. № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»;
-
от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
Основными новеллами являются следующие.
Законом предусмотрен перевод органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям на финансирование из республиканского бюджета вместо финансирования из местного и республиканского бюджетов. Кроме того, сохраняется финансирование органов и подразделений за счет иных источников, предусмотренных законодательством.
Органы государственного пожарного надзора наделяются компетенцией по осуществлению надзора на объектах по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих. Порядок осуществления такого надзора, а также обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для указанных объектов будут установлены Правительством Республики Беларусь.
Виды государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности, осуществляемые органами государственного пожарного надзора, приводятся в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Органы государственного пожарного надзора будут осуществлять государственный пожарный надзор и государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности.
Законом уточняются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям, местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов государственного пожарного надзора.
Законом также регламентируются вопросы применения работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям специальных средств. Это необходимо для решения возложенных на органы и подразделения задач, а именно:
-
отражения нападения на работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных граждан;
-
отражения нападения на здания, строения, сооружения, участки местности, транспортные средства органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
-
пресечения неповиновения законным требованиям работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных лиц, исполняющих служебные обязанности по предотвращению, пресечению преступлений и административных правонарушений;
-
задержания и доставления в органы уголовного преследования или органы, ведущие административный процесс, лиц, совершивших действия, указанные выше.
Кроме того, Законом предоставлено работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям право проведения при проходе (проезде) на объекты органов и подразделений личного досмотра граждан и досмотра транспортных средств. Досмотр будет проводится по правилам, установленным Советом Министров Республики Беларусь для работников военизированной охраны (в настоящее время это Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 601 «О вопросах осуществления охранной деятельности»).
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2026 г.
Информация предоставлена Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Аккредитация в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь. Комментарий к Закону
Сегодня вступает в силу Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь» (Закон).
Основной задачей при его подготовке являлось обновление действующей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь (далее – НСА) с учетом интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, а также накопленной правоприменительной практики.
Являясь одним из элементов национальной инфраструктуры качества, аккредитация предполагает официальное подтверждение государством в лице органа по аккредитации компетентности юридических лиц в осуществлении деятельности по оценке соответствия техническим требованиям (в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) и иной аналогичной деятельности, связанной с выполнением работ по оценке соблюдения требований технических регламентов и стандартов, иных технических актов (поверка, калибровка средств измерений, инспекции и др.).
Это способствует обеспечению достоверных и обоснованных результатов работ и доверию к ним производителей и потребителей. На основании данных результатов принимается решение о безопасности и качестве продукции, услуг и их допуске на рынок.
Аккредитация также является инструментом для устранения технических барьеров в торговле и содействия экспорту продукции.
В Беларуси до настоящего времени вопросы аккредитации были комплексно урегулированы только для целей оценки соответствия техническим требованиям в рамках Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
Вместе с тем накопленная за прошедшее время правоприменительная практика обусловила необходимость разработки и принятия отдельного закона в сфере аккредитации. Прежде всего потому, что в стране получили развитие измерительные, поверочные и калибровочные лаборатории, инспекционные органы, производители стандартных образцов, провайдеры проверки квалификации, которые также проходят аккредитацию.
В целом, Закон сохраняет установившиеся подходы к проведению аккредитации, одновременно детализируя их в целях исключения разночтений на подзаконном уровне и расширяя состав субъектов, которые могут быть аккредитованы в соответствии с правилами аккредитации в НСА.
Законом устанавливаются права и обязанности всех участников НСА, включая экспертов по аккредитации, технических экспертов по аккредитации, заявителей на аккредитацию, аккредитованных субъектов.
Вводится новый участник НСА – комиссия по апелляциям. Данная норма направлена на соблюдение органом по аккредитации принципа беспристрастности, прозрачности принятия решений в интересах заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов).
Закон вводит новые термины и их определения, например, такие как «гибкая область аккредитации», «цикл аккредитации», «знак НСА» и др.
Так, в понятие «гибкой области аккредитации» закладывается возможность внесения изменений в описание области аккредитации самим аккредитованным субъектом при наличии такой необходимости. Порядок внесения изменений в описание области аккредитации детализируется в Правилах аккредитации.
Законом установлен ряд новшеств, таких как обмен документами в ходе аккредитации (подача заявки с комплектом документом, обмен отчетными документами по результатам экспертизы комплекта документов и оценки) посредством Единой информационной системы в сфере аккредитации (ЕИС).
Расширен перечень оснований для отклонения заявки и закреплено право заявителя на аккредитацию (аккредитованного субъекта) обжаловать такое решение, как и отозвать заявку на аккредитацию.
Устанавливается возможность проведения удаленной оценки, а также порядок проведения внеплановой оценки компетентности.
Исключена возможность сокращения области аккредитации по инициативе аккредитованного субъекта в случае приостановления области аккредитации данного субъекта до устранения выявленных несоответствий. Также решение об отмене аккредитации принимается в случае наличия не менее трех решений о приостановлении аккредитации, принятых в течение одного года. Данные меры направлены на борьбу с недобросовестными субъектами хозяйствования и обеспечение защиты рынка от небезопасной продукции, повышение ответственности за достоверные результаты своей деятельности.
С целью цифровизации Законом предусмотрен переход к реестровой модели подтверждения аккредитации и отказ от «бумажного» аттестата аккредитации. Определен правовой статус реестра НСА в качестве официального и общедоступного источника информации о результатах работ по аккредитации и аккредитованных субъектах. Ресурс включает реестр аккредитованных субъектов, реестр экспертов по аккредитации, реестр технических экспертов по аккредитации.
Подтверждением аккредитации будет выступать внесение сведений в реестр НСА. Вместе с тем при желании (по заявлению) аккредитованный субъект может получить выписку из реестра НСА в виде аттестата аккредитации.
Нормы Закона направлены на гармонизацию правил аккредитации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств – членов ЕАЭС. Это создает условия для признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном уровне.
Аттестаты аккредитации, выданные до вступления в силу закона, сохраняют свое действие в пределах сроков, на которые они выданы.
Информация предоставлена Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!