13.10.2021
В Беларуси усовершенствован порядок строительства распределительных электрических сетей
Указом Главы государства от 5 октября 2021 г. № 381 «О строительстве распределительных электрических сетей» предусмотрено:
- совершенствование порядка строительства распределительных электрических сетей, его финансирования;
- создание условий для использования физлицами электроэнергии для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления.
В соответствии с правовым актом заказчиками по проектированию и возведению электрических сетей для электроснабжения обособленных жилых домов и по проектированию и реконструкции таких сетей для электроснабжения индивидуальной жилой застройки выступают энергоснабжающие организации.
Проектирование и возведение
распределительных электрических сетей к земельным участкам, предоставленным физлицам для строительства и (или) обслуживания обособленных жилых домов, электроустановки которых подключаются к распределительным электрическим сетям энергоснабжающих организаций, финансируется за счет средств этих физлиц на основании договоров на инвестирование с энергоснабжающей организацией.
Как сообщили в Министерстве энергетики, определен порядок финансирования проектирования и реконструкции эксплуатируемых распределительных электрических сетей, находящихся на балансе энергоснабжающих организаций, в индивидуальной жилой застройке, по которым амортизация начислена в размере:
- 100 процентов. В этом случае финансирование будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, средств энергоснабжающих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством;
- менее 100 процентов. В данном случае предусмотрено финансирование в размере:
- 70 процентов – за счет средств республиканского бюджета, собственных средств энергоснабжающих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством;
- 30 процентов – за счет средств физических лиц, которым принадлежат на праве собственности жилые дома, квартиры (доли в праве общей собственности на жилые дома, квартиры).
Данный порядок финансирования не распространяется на отношения по проектированию и реконструкции распределительных электрических сетей для использования электрической энергией для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления в жилых домах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Проектирование и реконструкция
распределительных электрических сетей в жилой застройке будет осуществляться на основании планов проектирования и реконструкции распределительных электрических сетей с учетом планируемых источников финансирования. Эти планы должны утверждаться энергоснабжающими организациями по согласованию с облисполкомами (Минским горисполкомом), газоснабжающими организациями.
Установлено, что физлица могут создавать потребительские кооперативы для проектирования и строительства распределительных электрических сетей.
«В целях сокращения затрат физических лиц на обслуживание электрических сетей и их безопасной эксплуатации, обеспечения качественного и надежного электроснабжения потребителей, электрические сети, возведенные, реконструированные с привлечением средств физических лиц, будут являются собственностью Республики Беларусь и принадлежать на праве хозяйственного ведения энергоснабжающим организациям», – рассказали в Минэнерго.
В случае подключения электроустановок новых потребителей электроэнергии к электросетям, построенным с привлечением средств физлиц, данными потребителям электроэнергии предусматривается частичное возмещение средств в определенном Правительством порядке.
Под действие Указа не попадают отношения:
- по проектированию, возведению и реконструкции электрических сетей для снабжения электрической энергией садовых домиков, хозяйственных строений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках садоводческих товариществ;
- регулируемые Указом Главы государства от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».
Осуществлять контроль за выполнением Указа уполномочен Комитет государственного контроля.
Основные положения Указа вступят в силу через три месяца после его официального опубликования.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Деятельность в сфере игорного бизнеса. Комментарий к Указу № 226
Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
-
в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
-
устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
-
предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
-
использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
-
совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
-
иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минтруда об Указе о повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции
Глава государства подписал Указ, направленный на совершенствование государственной политики в сфере внешней трудовой миграции и усиление контроля за условиями труда и проживания иностранных работников.
Указ призван повысить ответственность работодателей за привлекаемых иностранных работников, обеспечить их правовую защиту и усилить контроль за миграционными процессами в Республике Беларусь.
Важно: нормы Указа не распространяются на граждан государств-членов ЕАЭС (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация).
Ключевые положения Указа:
I. Обязанности нанимателей
1. Сроки заключения трудового договора
Трудовой договор с трудящимся-иммигрантом обязательно должен быть заключен:
-
в течение 30 дней с даты въезда работника в Беларусь (если наниматель уже получил спецразрешение);
-
в течение 30 дней с даты получения спецразрешения (если иностранец въехал до его оформления).
2. Обеспечение полного информирования
Наниматель ознакамливает на понятном языке трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности при трудоустройстве. К таким документам, в том числе, относятся:
-
должностная (рабочая) инструкция;
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
инструкции по охране труда.
3. Контроль со стороны нанимателя
Наниматель закрепляет на предприятии ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за трудовой деятельностью иностранных трудовых мигрантов и соблюдением ими условий пребывания в стране.
Предусмотрен контроль за:
-
фактическим проживанием трудящихся-мигрантов по месту временного пребывания;
-
соответствием условий их проживания санитарным нормам и правилам;
-
соблюдением трудящимися-мигрантами правил пользования жилыми помещениями;
-
сроками действия документов, необходимых для пребывания на территории республики и осуществления трудовой деятельности (виза, документ, удостоверяющий личность, водительское удостоверение и иные).
4. Оценка знания языка
Для ряда профессий обязательно знание белорусского или русского языков.
Конкретный перечень профессий и порядок оценки знаний одного из государственных языков Правительство определит в трехмесячный срок.
Наниматель организует проверку языковых навыков перед трудоустройством.
Если работник не прошел проверку знаний, ему отказывают в заключении трудового договора и приеме на работу.
Дополнительные обязанности нанимателей возникают вне зависимости от способа привлечения трудящихся-мигрантов (как по спецразрешению, так и в упрощенном порядке без учета ограничений по защите национального рынка труда).
В случае нарушения своих обязанностей наниматель будет привлекаться к административной ответственности.
Временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю запрещен.
II. Обязанности работников-мигрантов
Соблюдение миграционного и трудового законодательства.
Проживание по месту временного пребывания.
Соблюдение правил пользования жилыми помещениями.
Для ряда профессий – знать один из государственных языков.
Нарушение этих условий – основание для досрочного прекращения трудового договора.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

МАРТ о правовом регулировании оказания услуг в сфере агроэкотуризма
Частью первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма» определен круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В их числе:
-
физические лица, производящие и (или) перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных в сельской местности, малых городских поселениях для строительства и (или) обслуживания одноквартирного или блокированного жилого дома, в том числе квартиры в блокированном жилом доме, либо ведения личного подсобного хозяйства;
-
сельскохозяйственные организации на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо ведения сельского хозяйства.
С учетом положений части третьей пункта 7 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма вправе оказывать услуги в сфере агроэкотуризма, включая услуги бань, саун и душевых, на территории соответствующей агроэкоусадьбы со дня принятия решения районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию таких услуг.
В настоящее время Указом № 351 не установлено ограничений для осуществления субъектами агроэкотуризма иных форм индивидуальной предпринимательской деятельности.
Таким образом, физическое лицо вправе совмещать деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и иные виды деятельности (в особенности – по оказанию услуг бань, саун и душевых). Однако для целей оказания услуг в сфере агроэкотуризма услуги бань, саун и душевых не являются самостоятельными услугами, поскольку в соответствии с частью второй пункта 5 и пунктом 6 Указа № 351 должны соблюдаться следующие требования:
-
заключение договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в соответствии с приложениями 1 и 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351»;
-
соблюдение принципа комплексного оказания услуг: не менее двух услуг с обязательным наличием в указанном комплексе одной из услуг, предусмотренных в абзацах втором – четвертом части первой пункта 5 Указа № 351.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Справочно
Для целей Указа № 371 под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно абзацу второму пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108, бытовая услуга – действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в Реестр бытовых услуг, который определен в приложении к Положению.
Услуги бань, саун и душевых содержатся в Перечне, следовательно, являются бытовыми и подлежат включению в реестр бытовых услуг.
Однако, если юридическое лицо оказывает услуги бань, саун и душевых только в рамках своей деятельности в сфере агроэкотуризма, то сведения о таких услугах не будут подлежать включению в Реестр бытовых услуг.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Минфин – об Указе Главы государства от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании»
Президент Республики Беларусь 18 марта подписал Указ «О страховании», подготовленный в целях приведения положений указов Президента Республики Беларусь в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности», международными обязательствами, а также с учетом правоприменительной практики.
Во исполнение требований Главы государства по исключению множественности правового регулирования, обеспечению простоты восприятия законодательства вместо трех указов (№ 530 от 25 августа 2006 г., № 531 от 25 августа 2006 г. и № 302 от 10 июня 2009 г.) подготовлен единый комплексный документ, регулирующий вопросы, связанные с осуществлением в Республике Беларусь обязательного страхования.
Указом утверждены Положение об обязательном страховании (определяет порядок и условия осуществления видов обязательного страхования, включая размеры страховых суммы (лимитов ответственности), страховых взносов и страховых тарифов) и Положение о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования (определяются размер отчислений в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий и порядок перечисления средств фондов в республиканский бюджет, а также распорядителей средств фондов, порядок и направления их использования) .
Новые виды обязательного страхования не вводятся.
Главным нововведением является новый вид договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор союзного страхования, действующий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Это позволит белорусским автовладельцам, заключившим такой договор, не приобретать дополнительный договор международного страхования при выезде в Российскую Федерация. С учетом договоренностей с Российской Федерацией его заключение будет осуществляться только в электронном виде.
В базовых величинах установлены лимиты ответственности и размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом размеры лимитов ответственности увеличены, а действующие размеры страховых взносов пересчитаны в базовые величины исходя из курса евро и размера базовой величины на 1 января 2025 г.
Изменения затронули и иные виды обязательного страхования.
В целях сокращения расходов государственных организаций, снижения случаев необоснованного включения страховых брокеров в процесс заключения договоров страхования Указом вводятся новые требования к осуществлению посреднической деятельности по страхованию.
В частности, установлен запрет на участие страховых брокеров и страховых агентов, не состоящих в штате страховой организации, в страховании имущественных интересов юридических лиц всех форм собственности и граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по поручению страховых организаций (государственных и с долей собственности государства более 50 процентов). Участие страхового брокера возможно только на основании поручения страхователя и получения вознаграждения от страхователя.
Страховые брокеры при осуществлении посреднической деятельности по страхованию имущественных интересов юридических лиц, граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по видам добровольного или вмененного страхования, не относящегося к страхованию жизни, смогут получать вознаграждение только от страхователя. При этом Министерство финансов установит предельный размер такого вознаграждения.
Указ, за исключением его отдельных положений, вступит в силу через месяц после его официального опубликования.
По сообщению
официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь