Социальная ориентированность, рассмотрение обращений: как работает Конституционный Суд в современных условиях
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, «
Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Участие Президента Беларуси в пленарном заседании Совета Федерации
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 марта в ходе официального визита в Россию принял участие в пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Российские сенаторы встретили Главу государства овациями. «Спасибо вам большое! – поблагодарил он парламентариев. – Очень приятно быть в этом зале. Очень внимательно наблюдаем мы в Беларуси за работой сената Российской Федерации. Приятно слышать про ваши добрые дела. Но мне еще приятно с вами встречаться».
Глава государства отметил особенность нынешней встречи: «Здесь очень много людей, которые не просто помнят нашу историю, но и делали эту историю. Это мы с вами. И отсюда, чего тут скрывать, мы люди взрослые, убеленные сединой. Уже не те, что были 30–40 лет тому назад. Но мы самые опытные люди. Это нас и отличает сегодня на этой встрече».
Вопрос строительства Союзного государства Александр Лукашенко назвал очень важным для двусторонних отношений.
Он отметил, что прошедшие в Беларуси выборы показали выбор народа о том, в каком направлении ориентируется страна. «Голосование за действующую власть, за действующего Президента как раз дает ответ на этот вопрос, с кем мы и куда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Беларусь Россия никогда не потеряет, если почувствует душу этого народа – белорусского народа. Если будет так, то Беларусь, как сегодня в трудные времена, будет вместе с россиянами, Российской Федерацией. И не надо тут ничего выдумывать, – заверил Президент. – По-другому быть не должно. Мы самые близкие, это проверено временем и доказано реальными делами».
«Если говорить совсем уж откровенно, то Союзное государство живет благодаря вам (парламентарии в Совете Федерации являются представителями регионов РФ. – Прим.), – сказал он. – У меня есть возможность представителям российских регионов сказать огромнейшее спасибо за то, что в свое время (были у нас не лучшие времена, по-всякому было) мы сделали ставку в Беларуси на работу с регионами (России. – Прим.). И благодаря вам мы сохранили наше единство. Если бы вы тогда не поддержали белорусские устремления, у нас бы не было сегодня таких отношений. И трудно сегодня было бы говорить, где бы была наша Беларусь».
«Наша встреча еще и символична. 25 лет назад накануне подписания Договора о создании Союзного государства, 27 октября 1999 года, я побывал в Государственной Думе и высказал свою позицию по поводу этого подписания. Тогда депутаты очень горячо поддержали нашу работу с первым Президентом России. Помню хорошо, как тогда я, еще «зеленый» Президент, убеждал ваших коллег – опытных парламентариев, людей советской закалки – в необходимости более глубокой интеграции наших стран. Было совсем не просто. Мнения по поводу данной идеи в политических кругах как у вас, так и у нас были различные, – сказал Президент. – Это все еще было время иллюзий и моды на сугубо «национальные квартиры», свободную рыночную экономику, либеральные ценности, западные принципы построения общества».
Как заявил Глава государства, в то время, несмотря на объявленное завершение холодной войны, Запад последовательно, уже по инерции реализовывал свою многоходовую стратегию развала того, что осталось от СССР. «Но уже тогда, по прошествии восьми лет после Беловежских соглашений, было очевидно, что в одиночку и в экономическом, и в политическом плане выстоять проблематично. Практически невозможно. Нам тогда стало это понятно», – сказал Президент.
«Наши страны сполна ощутили пресловутые демократию и свободный рынок. Мы увидели, что дружеской поддержки от Запада ожидать не стоит. Скорее, при любом удобном случае поставят подножку и предадут не задумываясь. Сейчас мы это уже понимаем, – сказал Глава государства. – Пока мы пытались встать на ноги, собрать по частям разрушенные связи, хоть как-то слепить бюджет, накормить народ, наши западные «партнеры» времени даром не теряли. И в 1999 году прошла очередная волна расширения НАТО, которое после вступления в него Чехии, Польши и Венгрии вплотную приблизилось к нашим границам».
Александр Лукашенко рассказал, что тогда они с первым Президентом России Борисом Ельциным обсуждали «эти все их телодвижения», возмущались, но сделать ничего было нельзя. «Как нынешний Президент России говорит, нас обманули», – отметил он.
Натовские бомбардировки Югославии, заявил Александр Лукашенко, окончательно убедили всех как в истинных целях Альянса, так и в том, что декларируемые Западом принципы мирного сосуществования и международное право в действительности больше ничего не способны гарантировать. «Это международное право было растоптано на глазах у всех», – подчеркнул Президент.
Не создавала надежных опор и внутренняя ситуация – кризис в экономике и обществе, чехарда с переделом государственной собственности и повальная коррупция. «Мы поняли, что рассчитывать надо только на себя. Сама жизнь подтолкнула всех нас к более решительным шагам по сближению, формированию совместных гарантий экономической и военной безопасности, – заявил белорусский лидер. – Вместе с первым Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным, я ему за это очень благодарен, при поддержке народов наших стран, прежде всего россиян, мы приняли единственно правильное решение - о создании Союзного государства. Отбросили все опасения, кто кого может поглотить, кто кем будет управлять, кто и что получит в итоге».
Александр Лукашенко напомнил, что в ходе голосования в Совете Федерации в 2000 году принятие Договора поддержали 158 сенаторов. Никто не высказался против, лишь двое воздержались.
Президент заявил, что народ Беларуси в самые разные и трудные времена в своей истории всегда был вместе с русскими людьми.
Глава государства отметил, что мощные стартовые условия белорусско-российской интеграции создали прочный фундамент ее устойчивости и широкие возможности для развития в военной, экономической и политической сферах. К таковым Александр Лукашенко отнес глубокую общую историю народов, единые ориентиры и схожие национальные интересы; целесообразность объединения, связанную с географическими и инфраструктурными преимуществами; постоянную нацеленность на конкретный результат, поскольку интеграция влечет расширение возможностей для граждан и организаций двух стран.
Внутренней устойчивости Союзу добавили нормативно закрепленные стратегические подходы. А принятые 28 отраслевых программ позволили унифицировать законодательство, запустить импортозамещающие проекты и, по сути, вдохнуть новую жизнь в подписанный в 1999 году союзный договор. Александр Лукашенко напомнил, что накануне, отвечая на вопрос о том, удовлетворены ли главы государств реализацией программ, Владимир Путин однозначно сказал, что очень доволен. Этому рад и Президент Беларуси.
«Уникальность Союзного государства заключается в том, что оно является более совершенным форматом двусторонних отношений, аналогов которому, может быть, к сожалению, в мире нет. Благодаря нашей совместной работе это живой организм, который позволяет в зависимости от складывающихся обстоятельств выбирать нужные нам инструменты, вырабатывать, апробировать новые методы работы, – сказал Президент. – Яркий пример – последние бешеные, абсолютно незаконные санкции Запада. Именно данный формат в полной мере обеспечивает безопасность в широком смысле – от экономической и информационной до военной, демонстрирует высокий уровень кооперации на фоне логистических сбоев и проблем с финансовыми расчетами».
«Несмотря на разный ресурсный потенциал Беларуси и России, мы органично дополняем друг друга, а также взаимодополняем имеющиеся у каждого из нас пробелы, объединяем преимущества каждой страны», – уверен белорусский лидер.
«Думаю, что сегодня уже никого не нужно убеждать в правильности сделанного выбора. Хотя периодически появляются еще какие-то горячие головы, плодят нарративы о несбалансированности выгод, иждивенчестве Минска, необходимости вхождения Беларуси в состав России, язвительно говорят о нашем союзе, – сказал Глава государства. – Но если 25 лет не хватило оценить достоинства реализуемой модели интеграции двух суверенных государств, то грош цена подобным так называемым мозговым центрам и экспертам».
Александр Лукашенко обратил внимание, что востребованность Беларуси для России показала и ситуация с санкциями. Например, в сфере микроэлектроники – отрасль, которую в Беларуси сохранили и развили еще со времен Советского Союза.
Он подчеркнул, что жизнь расставила все точки над i. «В нашей стране нет никакой русофобии, сохраняется уважительное отношение к общей истории, религии, традициям. Много лет назад я сказал, что Беларусь никогда не позволит нанести удар в спину своему старшему брату – русскому человеку. Не изменяем мы этому обещанию и сегодня, надежно защищая и оберегая наш союз», – заявил Александр Лукашенко.
Президент на конкретных цифрах объяснил, чем выгоден людям союз между Беларусью и Россией.
Экономическое сотрудничество белорусский лидер назвал основой и привел некоторые показатели за последние 25 лет. За этот период объем ВВП в номинальном выражении в Беларуси вырос более чем в 6 раз, в России – в 10 раз; объем ВВП на душу населения в Беларуси вырос почти в 7 раз, в России – в 11 раз; торговый оборот вырос в 7 раз и в прошлом году составил почти $60 млрд. При этом, несмотря на сложнейшую внешнюю конъюнктуру, рекордные показатели достигнуты в последние три года – с 2022 по 2024-й.
«Самое главное – существенно выросли реальные доходы граждан, улучшилось качество их жизни. Значит, этот союз выгоден в первую очередь нашим людям», – подчеркнул белорусский лидер.
Вместе с тем Александр Лукашенко отметил, что есть еще немало проблем, которые необходимо решать, и стороны полны решимости сделать это.
Глава государства обратил внимание, что в российских СМИ обычно весьма скромно упоминают или не говорят вовсе о том, что благодаря поддерживаемым с Беларусью кооперационным связям более 3 млн россиян имеют постоянный источник доходов. Это десятки тысяч предприятий, широкий спектр выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Невзирая на разный масштаб экономик, многие апробированные подходы к поддержке предприятий, защите рынка и инвестиций стороны гармонизируют и синхронизируют. «Задача неизменна, как и 25 лет назад, – обеспечить реализацию единой промышленной, технологической и научно-технической политики», – заявил Глава государства.
Он констатировал, что в России, судя по последним решениям, востребован белорусский опыт в области планирования, а также государственно-частного партнерства. «Но надо еще больше делать, с моей точки зрения. Нам надо научиться мобилизовываться. Если в Беларуси за неделю можно мобилизоваться, то в России на это потребуется не одна неделя. Но этому надо научиться. Особенно это актуально сейчас», – подчеркнул белорусский лидер.
При этом, заметил он, здесь нет никаких противоречий со сторонниками либеральных или рыночных подходов, особенно если они способствуют этой мобилизации.
Беларусь, в свою очередь, заимствует у России подходы к созданию цифровых технологий, построенных на их основе государственных сервисов, электронных платформ. «Мы тоже немало в этом плане сделали. В России думали еще об IT в то время, как мы создали Парк высоких технологий», – рассказал Александр Лукашенко. Но ошибкой было то, что там не создавалось конечного продукта для нужд Беларуси или России, а работали по заказам высокотехнологичных западных компаний.
Что касается в целом IT-технологий и темы искусственного интеллекта, что сейчас особенно на слуху, Александр Лукашенко высказал позицию, что этим, конечно, надо заниматься, но забегать слишком далеко вперед нельзя. Так, чтобы общество вообще не понимало и не воспринимало этих шагов.
Президент рассказал, что даже зарубежные специалисты высокого уровня, с которыми он общался и которые занимаются темой искусственного интеллекта, не знают, к чему может привести в итоге развитие этой технологии. «На эти вопросы они не имеют ответа. Я говорю: может, мы не понадобимся в свое время? «Мы не знаем». Так, говорю, зачем же мы делаем это, вы нас к этому ведете. Был ответ: это выгода, поэтому это делаем», – поделился деталями своих закрытых встреч Глава государства.
«Да, надо на полшага, на шаг идти впереди. Наша общая история этому учит, – отметил Президент. – Не подумайте, что я ретроград. Не надо делать то, что сегодня, завтра, а, может, и послезавтра не то, что не нужно будет людям, а непонятно будет для людей. Поэтому искусственным интеллектом надо заниматься, с моей точки зрения. И делать то, что нам сегодня и завтра надо будет. И не пугать людей этим искусственным интеллектом. Потому что больше 90 % общества слышали об этом, но не понимают, что это такое».
Сотрудничество в области микроэлектроники и производства компонентной базы вносит весомый вклад в работу таких российских гигантов, как «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», «Алмаз-Антей».
«Нам удалось сохранить, а по ряду позиций и восстановить сложившееся в советские времена межотраслевое сотрудничество и промышленную кооперацию», – отметил Александр Лукашенко.
Глава государства подчеркнул, что Беларусь и Россия успешно противостоят санкционному давлению.
«Если честно, санкции даже пошли нам на пользу. И России тоже. И этим мы окончательно загнали в тупик их, авторов этих санкций. Негатива море, но они нас подстегнули. Они показали, где мы находимся, на каком уровне, что с нами будет, и что мы можем. Буквально за три года мы построили контуры промышленного и технологического суверенитета на десятилетия вперед. Мы поняли, что нам надо», – заявил белорусский лидер.
Один из примеров – самолетостроение: «Мы сейчас увидели те дыры, которых не видели раньше. Покупали «Боинги», «Эйрбасы», еще что-то. А самую передовую авиационную промышленность мы ни во что не ставили. Когда эти исчезли, мы поняли, что нам надо возвращаться. Сложно. Непросто».
Александр Лукашенко отметил, что в Союзном государстве реализуются перспективные импортозамещающие инвестиционные проекты. Их выполнение позволяет обеспечивать замещение критического импорта, выпуск высокотехнологичной продукции. На белорусском БЕЛАЗе выпущен 45-тонный самосвал с двигателем российского производства. Затраты на топливо сократились в 2 раза, а выбросы в атмосферу – в 10 раз. Сейчас ведутся совместные работы по выпуску 90-тонного газомоторного самосвала.
«В проекте «Союзный станок» название говорит само за себя. Мы создаем станки из комплектующих, произведенных исключительно в Беларуси и России. Компетенции предприятий распределены, первая партия получила хорошие отзывы, есть спрос, – отметил Александр Лукашенко. – В советские времена Беларусь была центром станкостроения. Мы эти все предприятия сохранили. И сегодня благодаря российским инвестициям мы создаем станки. Мы быстро смогли мобилизоваться и подняться».
Запущен также амбициозный проект по созданию совместного легкомоторного самолета. «Он в Беларуси будет совсем скоро. Для нас авиастроение – новая отрасль экономики», – заявил Президент.
Глава государства отдельно остановился на теме региональной работы.
«Сегодня мы, президенты и правительства, прислушиваемся и реализуем предложения и проекты руководителей на местах. Маховик всестороннего взаимодействия с регионами у нас раскручен в полной мере. Процесс разноскоростной, а где-то хотелось бы поднажать. Но мяч не на нашей стороне, Беларусь для России открыта, несмотря на разные потенциалы», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко отметил насыщенный график поездок в Беларусь российских губернаторов от Смоленска до Сахалина и ответные визиты в российские регионы членов белорусского Правительства и представителей директорского корпуса. Благодаря регулярно проводимому Форуму регионов Беларуси и России под патронатом белорусских и российских сенаторов эта связь сохраняется, а копилка успешных проектов постоянно пополняется. Только в прошлом году в рамках данного мероприятия подписано контрактов на сумму более Br1 млрд.
Белорусский лидер уверен, что под руководством спикеров верхних палат парламентов Натальи Кочановой и Валентины Матвиенко в нынешнем году Форум регионов Беларуси и России в Нижнем Новгороде соберет еще больше участников и гостей.
«Мы договорились с Президентом России, что мы обязательно лично приедем на этот форум», – сказал Глава государства.
Президент в своем выступлении подтвердил незыблемость союзнических отношений с Россией.
«Мы не дрейфуем ни в одну сторону, ни в другую. Хотя нередко отдельные политики, эксперты и журналисты позволяют себе такие обвинения. Беларусь всегда проводила и проводит многовекторную (или, как сейчас модно говорить, многополярную) внешнюю политику. Чем это отличается от России? Ничем. Это объяснимо ввиду нашего географического положения и открытости экономики», – сказал Глава государства.
Он отметил, что у Беларуси выстроены очень близкие отношения стратегического и всепогодного партнерства с Китаем. Страна также заинтересована во всестороннем сотрудничестве с членами СНГ, ШОС и БРИКС, стремится развивать торговлю с государствами Азии, Африки и Латинской Америки, хочет добрых отношений с соседкой-Европой и США.
«Но всегда главным приоритетом были и будут наши особые, самые близкие, братские отношения с Россией. И постоянно об этом открыто говорим. А на любые претензии о нашей поддержке вам я неизменно отвечаю: если нам придется выбирать, мы всегда будем на стороне нашей России. По-другому не может быть. Беларусь Россию в одиночку никогда не оставит, так же, как Россия не оставит нашу Беларусь. Это выбор белорусского народа», – заверил Александр Лукашенко.
Эти слова Президента Беларуси сенаторы встретили аплодисментами.
Глава государства также напомнил, что еще в 1995 году на референдуме народ Беларуси принял решение о наделении русского языка статусом государственного, был поддержан курс на интеграцию с Россией. «Разве мы за 30 лет хоть на один шаг отступили от тех исторических решений? Нет», – отметил белорусский лидер.
В Совете Федерации Президент Беларуси сделал запись в книге почетных гостей. По прибытии Главу государства встретила председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко. Александр Лукашенко вручил ей букет цветов.
«Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации! Рад встрече в стенах Совета Федерации. Высоко ценю ваш значимый вклад в укрепление дружбы и стратегического партнерства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, ваши неустанные усилия по развитию сотрудничества между регионами двух стран», – говорится в записи в книге почетных гостей.
Александр Лукашенко рассчитывает, что слаженная совместная работа парламентариев будет прирастать новыми инициативами и проектами, способствовать эффективному раскрытию потенциала межрегионального и межгосударственного взаимодействия, повышению благосостояния людей. «Все это делает наш Союз сильнее», – уверен Президент.