31.01.2024
Изменениями в законы по вопросам госпособий семьям, воспитывающим детей, предусмотрено усиление адресности господдержки
В Беларуси планируют усилить адресность государственной поддержки семей, воспитывающих детей. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей», который принят 31 января депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект представил заместитель Министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков. Проект закона разработан для усиления адресности государственной поддержки семей, воспитывающих детей, а также направлен на совершенствование норм Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с учетом практики его применения.
Планируется внести изменения в Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», скорректировать Трудовой кодекс и законы «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», «О занятости населения Республики Беларусь».
Посредством принятия проекта закона планируется закрепить правовые нормы, устанавливающие увеличение максимального размера пособий по беременности и родам таким категориям женщин, как молодые специалисты, иные лица, начинающие трудовую деятельность; учащиеся и студентки; женщины, зарегистрированные в качестве безработных до истечения 6 месяцев после увольнения (окончания службы, завершения обучения).
Предполагается увеличить минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком (для молодых специалистов, иных лиц, начинающих трудовую деятельность); повысить уровень социальной защищенности семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе после достижения ими возраста 18 лет.
Также предполагается назначение пособия на ребенка, который воспитывается в семье матери, если отец ребенка, обязанный уплачивать алименты, проходит срочную военную (или альтернативную) службу.
По информации
БЕЛТА
В цифрах. Как изменилась жизнь белорусов за последние годы, рассказали в Минтруда
Как изменилась жизнь белорусов за последние годы в цифрах и фактах, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
За период с 2021 по 2024 год в Беларуси выросли доходы населения. Заработная плата по стране увеличилась почти в два раза, а заработная плата в бюджетных организациях – в 1,7 раза. Не отстает и минимальная заработная плата, которая также выросла в 1,7 раза.
За тот же период средняя пенсия по возрасту неработающего пенсионера подросла в 1,7 раза. В декабре 2020 года средняя пенсия составляла Br511,34, а в декабре 2024 года – уже Br851,58. В феврале 2025 года пенсии в среднем выросли на 10 %, и их средний размер составил уже Br932 .
За четыре года почти в два раза увеличились и пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до трех лет.
Сейчас уровень малообеспеченности в Беларуси один из самых низких в мире – 3,5 %. В среднем государство тратит около 40 % бюджета страны на социальную сферу.
Кроме того, уровень безработицы в трудоспособном возрасте, рассчитанный по методологии МОТ, снизился с 3,8 % в 2021 году до 3,1 % в 2024 году.
В стране растет количество многодетных семей. На 1 января 2025 года в стране проживало почти 123 тыс. многодетных семей – на 9,2 % больше, чем на 1 января 2021 г. Это отчасти связано с многоуровневой поддержкой многодетных семей со стороны государства. Например, за этот период стал весомее семейный капитал: с 1 января 2025 года его размер составил Br33 275, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2020 году.
К тому же в стране увеличивается охват социальными услугами. Численность пожилых граждан и инвалидов, получивших социальные услуги в 2024 году, составила 186,7 тыс. человек, что на 22 % больше по сравнению с 2021 годом.
По информации
БЕЛТА
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Кто и где может получить господдержку на строительство жилья, пояснили в Минстройархитектуры
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказала, кто и где может получить господдержку на строительство жилья.
Далеко не все категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в крупных городах, имеют право на господдержку, обратила внимание Инна Пинковская. «У нас определен закрытый перечень таких категорий граждан. А любой человек, который строит жилье в населенном пункте с численностью населения до 20 тыс. и в городах-спутниках, потенциально относится к числу получателей господдержки», – подчеркнула она.
Размер государственной поддержки при строительстве жилья зависит от количества членов семьи. К примеру, поддержка предоставляется на 15 кв.м или 20 кв.м на человека и в рамках предельного норматива, который ежегодно утверждается Правительством. «Это 20 кв.м, в пределах которых предоставляется государственная поддержка на каждого члена семьи во всех городах страны, кроме Минска (в столице субсидируется 15 кв.м на одного человека. – Прим. БЕЛТА), и для многодетных семей. То есть вне Минска на пять квадратных метров профинансирует больше, что довольно значимо», – пояснила представитель Минстройархитектуры.
Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский добавил, что точный размер господдержки не высчитать, потому что у каждой семьи она разная.
По информации
БЕЛТА
С 1 апреля вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА