В Беларуси скорректирован порядок проведения рекламных игр
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 29, которым корректируется Указ от 30 января 2003 года № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь».
Документ принят в целях обеспечения защиты прав участников рекламных игр и развития таких игр, а также совершенствования правового регулирования рекламной сферы с учетом правоприменительной практики и расширения возможностей интернет-технологий.
Указом, в частности, введен запрет на рекламу таких игр до опубликования организатором в печатном средстве массовой информации правил проведения. Запрещается также участие в рекламной игре лиц, занимающих руководящие должности в организациях, которые участвуют в формировании призового фонда. Кроме того, установлен запрет на выдачу выигрышей победителям рекламной игры и их наследникам, включенным в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности.
Согласно документу, введена обязанность организаторов при проведении рекламной игры в сети Интернет использовать только зарегистрированные в соответствии с законодательством Беларуси интернет-ресурсы. Срок осуществления административной процедуры по государственной регистрации рекламной игры сокращен с 15 до 10 дней. Установлен упрощенный порядок проведения рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 базовых величин.
Кроме того, уточнены требования к правилам проведения рекламной игры, отчету о ней, уведомлению участников игры о розыгрыше (в случае использования при проведении розыгрыша списка ее участников), публикации результатов, выдаче выигрышей.
Указ направлен на вовлечение в организацию рекламных игр малого и среднего бизнеса, повышение имиджа белорусских субъектов хозяйствования и популяризацию отечественной продукции.
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В Беларуси продлен запрет на вывоз отдельных промышленных товаров за ее пределы. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 21 марта 2025 г. № 163, сообщает БЕЛТА.
Из документа следует, что запрещено вывозить за пределы Беларуси в государства ЕАЭС товары по перечню согласно приложению вне зависимости от страны происхождения, а также за пределы таможенной территории ЕАЭС из Беларуси в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, товары при помещении их под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта.
В перечень товаров включены гипс, ангидрит, цементы зубные и прочие материалы для пломбирования, цементы, реконструирующие кость, приспособления, идентифицируемые как приспособления для стомического использования, фотопластинки и фотопленки плоские, сенсибилизированные, неэкспонированные, из любых материалов, кроме бумаги, картона или текстильных, рентгеновские, средства дезинфицирующие. Включены в перечень перчатки, рукавицы и митенки, используемые для медицинских, хирургических, стоматологических или ветеринарных целей, ампулы из стекла, отходы и лом вольфрама и изделий из него, емкости для сжатого или сжиженного газа, из черных металлов. Также действие документа касается ножей и режущих лезвий для машин или механических приспособлений, горнов и печей промышленных или лабораторных, включая мусоросжигательные печи, неэлектрические, автопогрузчиков с вилочным захватом, прочих тележек, оснащенных подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, и других наименований.
Ограничения не распространяются на товары, сопровождаемые сертификатом о происхождении товаров или актом экспертизы происхождения товаров, подтверждающими белорусское или российское происхождение. Запрет не касается товаров, полученных в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС в Беларуси в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также изготовленные с использованием товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В ряде исключений есть и товары, являющиеся транспортными средствами международной перевозки, вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, а также перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Беларуси.
Полный перечень товаров, в отношении которых установлен временный запрет на вывоз за пределы Беларуси, прилагается к постановлению на Национальном правовом Интернет-портале.
Постановление вступает в силу в следующем порядке: пункты 1–12 – с 23 марта 2025 года, иные положения настоящего постановления – со дня его принятия. Пункты 1–11 настоящего постановления действуют в течение шести месяцев.
По информации БЕЛТА
«Где родился, там и пригодился!». Человеку легче найти свое место и самоопределение там, где его Родина, где совершались подвиги, где его ценят и любят.
Несложный способ увековечить вклад личности в определенном регионе – назвать улицу или населенный пункт в честь героя своего дела, героя события. Имена, например, еще с древних времен в Беларуси хранят названия таких крупных городов как Борисов и Мстиславль (князья), а в советскую эпоху в Беларуси появились города Кировск и Дзержинск (видные советские политические деятели).
О том, что самое распространенное название улицы в стране – Центральная, знает или догадывается каждый, и это неудивительно. Практически в каждом населенном пункте можно встретить улицу с таким названием.
Согласно реестру улиц и дорог адресной системы Республики Беларусь все Центральные, Садовые, Лесные, Молодежные, Полевые, Школьные, Луговые, Советские, Новые и Зеленые составляют треть всех улиц (20,2 тыс. из 65,7 тыс.).
Необычные художественные названия определили в квартале жилой застройки Минска «Зеленая Гавань»: ул. Кленовая Аллея, ул. Березовая Роща, ул. Серебряный Лес, ул. Солнечные Поля и б-р Зеленой гавани.
В Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» образованы «каменные» улицы: Агатовая, Аметистовая, Гранатовая, Жемчужная, Изумрудная, Сапфировая, Топазовая, Нефритовая.
Несмотря на всю живописность приведенных наименований, для любого народа фундаментально одно – сохранение исторической памяти. О внимании к данному вопросу со стороны исполнительных органов власти говорит увеличение вопросов, поступающих на рассмотрение в республиканскую Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь с целью уточнения правильности присвоения наименований. Из недавнего – согласовано присвоение наименований улицам в честь летчиков, героев Беларуси Майора Ничипорчика и Лейтенанта Куконенко в г. Барановичи.
В качестве еще одного примера по сохранению памяти о героях страны и выдающихся людях можно привести работу Минского городского исполнительного комитета. В 2021–2025 годах в Минске появились улицы и переулки, названные в честь художников (Леонида Щемелева, Ивана Хруцкого, Михаила Савицкого, Виталия Цвирко, Павла Масленикова), писателей (Максима Горецкого, Максима Лужанина, Ивана Науменко, Степана Злобина, Алеся Дудара), архитекторов (Леонида Левина, Александра Воинова, Иосифа Лангбарда), ученых (Жореса Алферова, Николая Борисевича, Аркадия Смолича), музыкальных деятелей (Игоря Лученка, Геннадия Цитовича, Владимира Оловникова) и участников Великой Отечественной войны (Ивана Баграмяна, Виктора Ливенцева, Михаила Мормулева, Василия Цветкова).
Практика присвоения наименований в честь деятелей науки, искусства, спорта, героев страны – не исключение, а современный тренд.
Актуальные примеры:
- в Гродно улицы и переулки Григория Обелевского, Виктора Юртова, Сергея Лисанова, Филиппа Старовойтова (герои Великой Отечественной и Афганской войн);
- в Дрогичине улицы Михаила Герасимова (антрополог), Юрия Блинова (музыкант)
- в Жабинке улицы Василия Андруховича (тракторист-машинист), Николая Михаловского (социолог, литературовед) и переулок Флории Будишевской (герой Великой Отечественной войны);
- в Ивацевичах улицы Миколы Купреева (поэт и прозаик), Василия Струве (астроном), Ивана Тарасевича (партизан);
- в Лунинце улицы Александра Харитоновича, Федора Ребковца, Ивана Лимонта, Ивана Мележа, Алексея Жука, Ивана Банова (подпольщики диверсионной группы);
- в Несвиже улицы Владимира Жилки (поэт), Виктории Римашевской (заслуженный учитель), Томаша Маковского (печатник, художник);
- в Пинске улицы Бориса Благовидова (композитор), Петра Лысенко (археолог), Николая Роша (почетный гражданин), Архиепископа Стефана (религиозный деятель);
- в Узде улицы Якуба Коласа, Михаила Герасименко (партизан), Лидии Арабей (писатель), Янки Купалы (поэт), Ивана Козича (летчик-истребитель).
В честь Якуба Коласа названо 234 улицы в населенных пунктах страны, в честь Янки Купалы – 245.
Стоит отметить, что за каждым из этих имен и фамилий стоит огромный вклад в развитие и процветания нашей страны. А фиксация исторической памяти на территории Малой Родины, места события с участием личности, несомненно, формирует выдающиеся примеры бережного отношения к памяти, истории прошлого и закладывает предпосылки становления, опоры на пути к прогрессивному будущему.
Вся информация об элементах улично-дорожной сети адресной системы нашей страны доступна на сайте публичной кадастровой карты Республики Беларусь в свободном доступе.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта подписал Указ № 108 «О страховании». Документом приводятся в соответствие с Законом «О страховой деятельности», который вступил в силу 1 января 2025 года, отдельные законодательные акты.
В частности, признаются утратившими силу ряд указов (их отдельные структурные элементы), положения которых нашли отражение в законе. Корректируется используемая в правовых актах, в том числе в смежном законодательстве (налоговом, валютном, банковском, в сферах дорожного движения), терминология для ее согласованности с предписаниями закона.
В числе новаций Указа – предоставление возможности уплачивать страховые взносы (осуществлять выплаты) в безналичной форме с использованием современных платежных средств; установление в базовых величинах (до этого были в евро) страховых сумм и размеров страховых взносов по обязательному страхованию владельцев транспорта, медстрахованию временно пребывающих иностранных граждан.
Кроме того, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополняется действующим в Беларуси и России договором союзного страхования.
Определяется порядок страховых выплат потерпевшим в результате ДТП в случаях, когда перевозчик не заключил договор обязательного страхования ответственности перед пассажиром и невозможно взыскать ущерб в судебном порядке. В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.
Указом предоставляется возможность осуществления выплат страхового возмещения в адрес нерезидента в иностранной валюте в рамках договора страхования гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.
Для обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены предельные размеры сумм, которые могут быть взысканы «Белгосстрахом» с виновных в причинении вреда застрахованным лицам в счет выплаченного им страхового обеспечения (при причинении вреда умышленно – 2 тыс. базовых величин, без умысла – 500). Упрощены условия получения страхователем рассрочки по уплате просроченных страховых взносов, штрафов, пеней.
Также Указом введен ряд ограничений по деятельности страховых посредников.
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА