Индивидуальные предприниматели смогут создавать юридические лица в упрощенном порядке
С 1 октября 2024 года индивидуальные предприниматели вправе создавать юридические лица в упрощенном порядке. Такое право установлено Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Согласно данному Закону индивидуальные предприниматели при создании коммерческой организации получат право ее регистрации по своему месту жительства. Сегодня такая возможность имеется только для частных унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Уплачивать государственную пошлину за регистрацию такой коммерческой организации не требуется, уставный фонд может быть сформирован в любом размере, кроме акционерных обществ, в течение двенадцати месяцев с момента ее регистрации.
Все права и обязательства, которые имелись у индивидуального предпринимателя, перейдут к зарегистрированной организации.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
- введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
- полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
- порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
- права соискателей;
- создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Министерством юстиции во взаимодействии с риэлтерскими организациями проведена работа по оптимизации программы подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения указанного свидетельства.
По предложениям риэлтерского сообщества из программы исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной деятельности. При этом программа дополнена актуальными на сегодняшний день вопросами налогообложения, ипотеки и др.
Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки к экзамену, конкретизировать область изучаемого претендентами материала.
Обновленная программа размещена на сайте Министерства юстиции в разделе «Риэлтерская деятельность».
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации БЕЛТА
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации БЕЛТА