25.04.2024
Адресность и усиление связи с Концепцией нацбезопасности. Виктор Хренин о новшествах Военной доктрины
Военная доктрина стала носить адресный характер, она более тесно связана с Концепцией национальной безопасности. Об этом на VII Всебелорусском народном собрании заявил Министр обороны Виктор Хренин, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Министр отметил, что Военная доктрина стала носить адресный характер. В ней четко названы источники угроз для Беларуси, а также дана оценка вероятности развязывания военных конфликтов различного вида. «Включая развязывание внутреннего конфликта руками псевдобелорусских экстремистских организаций типа полка Калиновского и им подобных», – подчеркнул Виктор Хренин.
Впервые внимание международного сообщества открыто обращается на региональные амбиции руководства Польши, которое может попытаться достичь их военной силой.
«Усилена связь проекта доктрины с обновленной Концепцией национальной безопасности. В развитие положений концепции реализован новый подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы. Такая градация опасностей по этапам нарастания формирует в нашем законодательстве правовую основу для реагирования, не дожидаясь момента, когда нападение на Беларусь уже неизбежно и действовать поздно», – обратил внимание глава военного ведомства.
Важным новшеством документа является включение в перечень военных опасностей возможности применения оппонентами военной силы против Беларуси еще в мирное время. «Это то, с чем мы сталкиваемся сегодня на наших южных и западных рубежах. При этом сами по себе провокации, вооруженные акции и инциденты со стороны наших соседей не являются военным конфликтом. Однако они могут стать катализатором его развязывания. Поэтому и реагировать на них необходимо. В первую очередь силовыми мерами стратегического сдерживания. Что мы сейчас и делаем, показывая высокую боевую готовность всех компонентов военной организации государства», – констатировал Виктор Хренин.
Как сообщалось, новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений военной политики государства. Актуальные положения остались неизменными, сохранен ее оборонительный характер. В документе раскрыто содержание военной политики. В частности, подчеркивается, что Беларусь – миролюбивая страна, которая никому не угрожает, а попытки вмешательства во внутренние дела государства, а тем более угроза применения военной силы или агрессия будут пресекаться с использованием всего имеющегося потенциала.
По словам Виктора Хренина, ключевым нововведением Военной доктрины является кардинальное изменение подходов к реализации военной политики и формированию перечня мер реагирования государства, исходя из уровней военных опасностей.
По словам Министра, существенно переосмыслен и характер военных конфликтов для условий Беларуси. Исходя из этого уточнена их классификация, переработаны цели, преследуемые в них Республикой Беларусь, и порядок их достижения. Также в новой редакции Военной доктрины детализированы вопросы исполнения союзнических обязательств Беларуси и участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
«Мы подтверждаем свои ранее принятые обязательства в отношении Союзного государства, стран Организации Договора о коллективной безопасности. Тем самым формируем правовую основу наших действий в случае событий, аналогичных попытке государственного переворота в Казахстане. Кроме того, мы заявляем о готовности исполнить взятые на себя международные обязательства по содействию усилиям мирового сообщества и органов коллективной безопасности в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности под эгидой международных организаций», – заявил Виктор Хренин.
Глава Минобороны заметил, что декларация невоенных мер, предпринимаемых одновременно с вооруженной защитой Республики Беларусь, позволила обозначить место и роль министерств и ведомств, участвующих в обороне страны, но не входящих в состав силовой составляющей военной организации государства. Кроме того, четко обозначена государственная вертикаль с разделением функций по обеспечению военной безопасности и обороны Беларуси – начиная от Президента, заканчивая отдельными гражданами.
Обозначены место и роль в этой системе Всебелорусского народного собрания, парламента и правительства, а также общественных организаций и граждан.
«Учитывая это, в документе расширено содержание направлений военного строительства. Они уже не ограничены вопросами формирования и оснащения силовых компонентов военной организации государства. Сюда вошли вопросы подготовки государственных органов к обороне, мобилизационной подготовки экономики и населения страны, оперативного оборудования ее территории», – обратил внимание Виктор Хренин.
Также в доктрине по-новому раскрыты вопросы экономического обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты, отражена направленность оборонного сектора экономики на импортозамещение с одновременным развитием военно-технического сотрудничества с союзниками.
«В целом, подводя черту под нововведениями проекта Военной доктрины, считаю важным обратить внимание на преемственность разработанного документа. Несмотря на глубокую переработку содержательной части, документ сохранил в себе миролюбивые устремления белорусского народа, наше стремление содействовать укреплению международного мира и безопасности. Мы осуждаем любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживаемся принципов мирного урегулирования споров, равенства государств, невмешательства во внутренние дела, а также других общепризнанных принципов и норм международного права», – заявил Виктор Хренин.
Важный посыл новой Военной доктрины заключается в том, что Беларусь ни к одному народу не относится как к своему врагу, подчеркнул он, вне зависимости от действий правительств их государств. «Мы также заявили о готовности выступать площадкой для мирного урегулирования конфликтов и запуска глобального диалога по безопасности. В то же время мы полагаем правомерным применение всех имеющихся у нас сил и средств для реализации превентивных мер, направленных на предотвращение агрессии или ее отражение», – резюмировал Министр.
По информации
БЕЛТА
Валерий Мицкевич об обновленной Конституции: изменения полностью соответствуют требованиям времени
Изменения в Конституции, одобренные на республиканском референдуме в 2022 году, подтвердили свою актуальность и соответствие требованиям времени. Об этом журналистам заявил председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», начальник Секретариата Всебелорусского народного собрания Валерий Мицкевич во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«С учетом того, что прошло три года с момента вступления изменений в силу, можно сказать, что они полностью соответствуют требованиям времени. Реализация конституционных норм в последующих законах и нормативных правовых актах показала, что все, что народ одобрил на референдуме, реализовано без проблем. Мы живем по Конституции и за это время никаких сложностей не возникло», – отметил Валерий Мицкевич.
По его словам, в стране успешно функционируют новые конституционные органы, в том числе Всебелорусское народное собрание, а Конституционный Суд получил новые функции. «Проекты изменений Конституции неоднократно обсуждались на уровне Президента, и жизнь показала, что все было сделано правильно», – подчеркнул он. Говоря об уровне правовой грамотности граждан, Валерий Мицкевич отметил, что белорусы хорошо разбираются в правовых вопросах, понимают законодательные процессы и активно участвуют в их обсуждении. «Мы проводили встречи по всей стране, собирались в трудовых коллективах, в организациях. Люди активно принимали участие в обсуждении изменений в Конституцию, вносили предложения, многие из которых были учтены. Это подтверждает, что белорусы разбираются в правовых вопросах и понимают даже определенные тонкости законодательства», – заключил он.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: ключевым событием ВНС будет обращение Президента с Посланием к Парламенту и белорусскому народу
Ключевым событием ВНС будет обращение Президента с Посланием к Парламенту и белорусскому народу, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«В апреле состоится очередное заседание Всебелорусского народного собрания, делегатами которого являются все депутаты Палаты представителей. Безусловно, ключевым событием будет обращение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с ежегодным Посланием к Парламенту и белорусскому народу, в котором Глава государства расставит акценты во внутренней и внешней политике страны. И задача Парламента, как и всех ветвей власти, обеспечить четкую реализацию курса, обозначенного лидером нашей страны», – сказал Игорь Сергеенко.
Кроме того, анонсировано, что на ВНС Правительство отчитается о выполнении программы социально-экономического развития Беларуси, а также обозначит контуры стратегии на следующую пятилетку, отметил спикер. «Мы должны подойти к этому мероприятию подготовленными, с видением тех направлений, в которые можем внести свой вклад», – подчеркнул он.
«Особое внимание Главой государства уделяется вопросам экономики, инвестиционного потенциала страны, поддержке бизнеса, вопросам регулирования ценовой политики. Да, сегодня ситуация в экономике стабильная и управляемая. Два года подряд (в 2023 и 2024 годах) она показывала рост выше среднемировых значений. Валовой внутренний продукт за 2024 год вырос на 4 % к прошлому году при задании 3,8 %. Реальные доходы населения выросли на 9,7 % (при прогнозе 3,5 %). Инфляция за прошлый год составила несколько ниже, чем прогноз 6 %. Хорошие результаты получены и в январе текущего года, – дополнил Игорь Сергеенко. – В завершающий год пятилетки нужно приложить все усилия для достижения установленных параметров. И наша задача – внести в это свой вклад».
По информации
БЕЛТА
Заседание Президиума Всебелорусского народного собрания
Президент Беларуси, Председатель ВНС Александр Лукашенко 11 февраля провел заседание Президиума Всебелорусского народного собрания.
«Начало этого года в нашей стране выдалось очень активным в общественно-политическом плане. Вслед за электоральной кампанией на апрель запланировано проведение очередного заседания Всебелорусского народного собрания. И сегодняшний Президиум даст старт подготовке к этому важнейшему государственному мероприятию», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что ВНС в его новом конституционном статусе будет проводиться во второй раз, а в общей сложности прошло семь собраний. По Конституции ВНС отводится стратегическая роль по всеобъемлющей защите суверенитета Беларуси.
«О значительных полномочиях данного органа народовластия, обеспечивающего широкое вовлечение наших граждан в процессы развития страны, красноречиво говорят принимаемые им решения: планы социально-экономического развития на пятилетку, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и другие», – сказал Президент.
По словам Александра Лукашенко, в полной мере это относится и к тем вопросам, которые должны быть вынесены на предстоящее Всебелорусское народное собрание. Один из главных – выступление Президента с ежегодным Посланием к белорусскому народу и парламенту. «Послание – это и отчет перед людьми, и определение задач на перспективу, и ответы на самые жизненные актуальные вопросы, – сказал он. – Страна вступила в пятилетку качества. Дан старт Году благоустройства. Завершается последний год пятилетки (2021–2025 годов. – Прим.). Это предопределяет сложность и комплексность стоящих перед нами задач».
Следующий вопрос связан с новыми конституционными контрольными полномочиями ВНС. Впервые делегаты заслушают доклад Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития страны. «В своем выступлении глава правительства должен не только отчитаться о проделанной работе, но и обозначить контуры стратегии программы социально-экономического развития на предстоящую пятилетку», – отметил белорусский лидер.
Всебелорусскому народному собранию также впервые предстоит принять ряд кадровых решений.
По процедуре Президент вносит на согласование Президиума кандидатуры судей высших судов. «Список у вас имеется. Представят этих людей председатели Конституционного и Верховного судов. Если вы их поддерживаете, то вопрос об их избрании включим в повестку дня Собрания», – сказал Глава государства.
Еще одна тема – организационная структура и комиссии ВНС. Александр Лукашенко заметил, что этот вопрос пока оставался камнем преткновения. «Вы помните полемику на прошлом заседании Президиума. Мной поручалось Президиуму при участии Главы Администрации Президента дополнительно проработать данные вопросы. Надеюсь, мы их рассмотрим и примем решение», – напомнил он.
Глава государства в целом подчеркнул, что проблематика серьезная, а потому при принятии решений нельзя ошибиться. «Всебелорусское народное собрание должно занимать свою нишу в государстве и не вмешиваться в компетенцию других государственных органов. Нельзя породить новые совещания, переписку, формализм. И главное не должно быть сталкивания лбами одних органов власти с другими и всех вместе со Всебелорусским народным собранием. Мы, как первопроходцы, идем по целине, формируем структуру на годы вперед. И от этого решения во многом зависит продуктивность и авторитет самого Собрания, других органов государственного управления», – заявил белорусский лидер.
«Если мы хотим иметь эффективное государство, то начинать надо с оптимизации управленческих процессов, тотальной дебюрократизации и железной исполнительской дисциплины. В конечном счете от этого зависит доверие народа. Все, что мы обещали людям вместе с вами в предвыборную кампанию, мы обязательно должны реализовать. И мы это сделаем», – резюмировал Александр Лукашенко.
По итогам мероприятия стали известны примерные сроки подготовки Программы социально-экономического развития Беларуси на предстоящую пятилетку 2026–2030 годов.
На очередном заседании ВНС в апреле текущего года Премьер-министр отчитается о проделанной работе и выполнении программ социально-экономического развития страны, а также обозначит контуры стратегии такой программы на следующую пятилетку. А саму эту программу принимать не планируется. Она будет разработана и по мере готовности представлена к рассмотрению и утверждению уже на третьем заседании. Когда именно оно состоится, будет решаться отдельно.
«Повестка сегодня утверждена на заседании Президиума. Второе заседание VII Всебелорусского народного собрания будет проходить в апреле в течение двух дней. Первый день – это Послание Президента Беларуси, где будут очерчены все направления социально-экономического развития, международная политика, наше геополитическое положение, вопросы, связанные с решением имеющихся проблем, успехи, недостатки и, в конечном итоге, каким образом нам развивать государство в ближайшие годы, – пояснил журналистам по итогам заседания Президиума Заместитель Председателя ВНС Александр Косинец. – Во второй день будет заслушан доклад Премьер-министра в соответствии с законом о ВНС о социально-экономическом развитии нашего государства за 2021–2024 годы».
Кроме того, на заседании Президиума ВНС принята организационная структура собрания. Общая численность из 1189 человек распределена на 10 делегаций: от законодательной, судебной, исполнительной власти и 7 делегаций от регионов. Средняя численность каждой порядка 70 человек. Самая массовая – от Минска, 192 человека. «Таким образом оформлена система организации управления: Президент, Председатель ВНС, его заместитель, Президиум, секретариат – это одна ступень иерархии. Другая ступень иерархии, возглавляемая (руководителями. – Прим.) делегаций, – руководители парламента, судебной власти, премьер-министр, председатели облисполкомов. Таким образом, организационная структура оформлена и приступает к своей деятельности, – отметил зампредседателя ВНС. – Она обладает очень высокой оперативностью, достаточно высокой степенью контроля, эффективностью, дисциплиной». Он также проинформировал, что по итогам мероприятия Александром Лукашенко поставлена задача членам Президиума ВНС побывать в регионах и провести встречи с делегациями.
Указом Президента уточнены положения о Минобороны и Генштабе
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 36, которым уточняются положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил. Документ принят в целях приведения Указа № 719 от 7 декабря 2006 года в соответствие с Военной доктриной.
В частности, функции Минобороны дополнены положениями по реализации в Вооруженных Силах мероприятий по патриотическому воспитанию, а также по освещению в средствах массовой информации деятельности ВС. Кроме того, уточняется состав коллегии Минобороны.
Функции Генштаба дополнены положением по координации деятельности силового компонента военной организации государства по вопросам обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты.
Почему 2024 год знаковый для юридической общественности? Пояснил Валерий Мицкевич
Почему 2024 год знаковый для юридической общественности, рассказал председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», начальник Секретариата Всебелорусского народного собрания Валерий Мицкевич на Белорусском юридическом форуме «Право в современном мире», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
«Во-первых, Президентом Республики Беларусь поставлена задача по масштабной ревизии законодательства. Цель такой ревизии – сокращение правового массива и устранение противоречий в нормативном регулировании. Это позволит сделать законодательство более понятным, доступным для людей и, соответственно, более простым в применении», – сказал Валерий Мицкевич.
Во-вторых, современные реалии требуют переосмысления устоявшихся правовых подходов. Общественные отношения развиваются стремительно. Каждый день возникают новые вызовы и угрозы, и правовая система должна на них быстро и эффективно реагировать, уверен он. Поэтому важным шагом в данном направлении стало утверждение Всебелорусским народным собранием Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – это основополагающие документы по обеспечению безопасности в различных сферах.
«В-третьих, не могу не отметить важность проделанной работы по разработке и принятию Кодекса гражданского судопроизводства. Установление единых правил рассмотрения гражданских и экономических дел в судах, а также дальнейшая цифровизация судебного процесса, возникновение упрощенного производства, расширение использования внесудебных способов урегулирования споров и многие другие новации позволят повысить уровень доступности и эффективности правосудия, а следовательно, и уровень доверия граждан к судам», – отметил председатель общественного объединения.
Также он обозначил цифровизацию как один из важнейших процессов, происходящих в современном информационно насыщенном мире и требующих надлежащего правового регулирования. «Обсуждая тенденции развития информатизации, перспективы внедрения цифровых технологий, правореализационную деятельность, а также тренды цифровой экономики в целом, мы приходим к пониманию, что «цифра» становится одним из ключевых направлений развития, в том числе и нашей страны», – сказал Валерий Мицкевич.
Поэтому крайне важным, по его словам, является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере информации, информатизации, цифровой экономики, защиты интеллектуальной собственности, информационной безопасности, охраны персональных данных, использования искусственного интеллекта.
В-пятых, отметил Валерий Мицкевич, особого внимания заслуживает тема обеспечения кибербезопасности. Председатель Белорусского республиканского союза юристов обратил внимание, что развитие технологий, к сожалению, рождает новые виды преступности. Это обуславливает необходимость совершенствования законодательства, повышения эффективности профилактических мер и подготовки профильных кадров.
По информации
БЕЛТА