Ипотека, господдержка, арендное жилье. В Правительстве обсудили подходы к обеспечению граждан жильем
В Правительстве под руководством Премьер-министра Романа Головченко прошло совещание по совершенствованию подходов к обеспечению граждан жильем, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Продолжаем работу над важной задачей – изменением подходов к строительству жилья в республике. На прошлом совещании мы выделили ряд вопросов, которые требуют более глубокого изучения. Было принято решение о создании небольших рабочих групп по углубленному изучению следующих вопросов. Во-первых, вычленение проблем, которые сдерживают развитие ипотечного жилищного кредитования и, соответственно, выработка предложений по их снятию. Второе – анализ целесообразности повышения размера государственной поддержки, которая предоставляется гражданам для строительства жилья в населенных пунктах с численностью населения до 80 тыс. человек. Третья задача, над которой работали сразу две команды, – обеспечение различных категорий граждан арендным или социальным жильем», – рассказал Роман Головченко.
По его словам, наработаны определенные предложения. «Конечная цель – выход на заседание Президиума правительства с проработанными решениями по новым подходам к жилищному строительству в республике», – отметил Премьер-министр.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О риэлтерской деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект Закона подготовлен в целях комплексного урегулирования сферы риелторской деятельности и ее дальнейшего развития, защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг. В частности, проектом закона предусматривается создание органа самоуправления риэлторского сообщества – Палаты риелторов – и наделение его компетентными полномочиями (методическое руководство, представление и защита интересов членов Палаты риелторов, участие в нормотворческой деятельности, принятие мер по соблюдению законодательства и др.).
Предусматривается упразднение института агентов по операциям с недвижимостью и наделение правомочиями на оказание риэлтерских услуг членов Палаты риелторов, прошедших специальную подготовку и получивших свидетельство об аттестации риелтора по результатам сдачи экзамена, изменение подходов к квалификационным требованиям риелторов в отношении наличия профильного образования у претендента на получение свидетельства об аттестации риелтора, но обязательное прохождение им обучающих курсов в сфере недвижимости, периодическую аттестацию риэлтеров в целях повышения уровня их профессиональной и правовой подготовки, оценки деловых и личностных качеств.
Кроме того, проектом Закона корректируются Налоговый кодекс, законы «О рекламе», «О лицензировании» и «Аб афiцiйных геральдычных сiмвалах» для обеспечения целостности и системности правового регулирования в сфере риэлтерской деятельности.
Предполагается, что принятие проекта Закона позволит повысить качество оказания риелторских услуг, а также защитить права и интересы потребителей при работе с риелторами.
По информации БЕЛТА
28 марта подписано постановление Совета Министров Республики Беларусь № 185 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2023 г. № 879 и от 23 февраля 2024 г. № 120». Данным нормативным документом внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2023 г. № 879 «Об определении перечня» следующие изменения:
- приложение 1 к постановлению № 879 излагается в новой редакции и содержит:
- перечень государственных информационных ресурсов (систем), подлежащих интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС) для осуществления административных процедур;
- владельцев таких ресурсов (систем);
- сроки интеграции государственных информационных ресурсов (систем) с ОАИС.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, « Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Система долгосрочного ухода на дому позволяет пожилым людям и инвалидам получать необходимую медицинскую и социальную помощь, не покидая привычной среды проживания. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минтруда.
«Долгосрочный уход — это комплексная система поддержки, направленная на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями самообслуживания. В основе лежит индивидуальный подход: программа ухода разрабатывается с учетом состояния здоровья, бытовых условий и пожеланий человека», — отметили в ведомстве.
В перечень услуг входит как социальная поддержка — приготовление пищи, уборка, помощь в проведении гигиенических процедур и сопровождение на прогулках, так и медицинская помощь: перевязки, инъекции, контроль артериального давления, уход за лежачими больными. Особое внимание уделяется поддержке родственников. Как отмечают в Минтруда, благодаря системе долгосрочного ухода родственники получают профессиональную помощь, что позволяет им совмещать уход с работой и личной жизнью.
Еще одним важным преимуществом является финансовая доступность. Таким образом, средняя стоимость одного часа работы социального работника составляет 80 копеек. Долгосрочный уход может быть предоставлен пожилым людям старше 65 лет с серьезными ограничениями в передвижении и самообслуживании, инвалидам I и II групп, нуждающимся в ежедневной поддержке, семьям, в которых родственники вынуждены отказываться от работы ради ухода. Исключение составляют граждане, заключившие договор ренты или договор пожизненной ренты с иждивением.
Для постановки на учет необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН), предоставить необходимые документы, пройти врачебно-консультационную комиссию и получить заключение о необходимости длительного ухода.
По информации БЕЛТА