Дмитрий Матусевич рассказал о новеллах в законодательстве по инициативе Госкомимущества
(фото – БЕЛТА)
Закон сейчас проходит криминологическую экспертизу и в ближайшее время будет представлен на рассмотрение Президенту, сообщил Дмитрий Матусевич.
Есть задумка внести изменения в нормативно-правовую базу в сфере обращения со специальным государственным имуществом. Речь идет о высвобождаемом имуществе Вооруженных Сил, других воинских формирований, военизированных организаций.
Дмитрий Матусевич отметил, что уже принятые и действующие законодательные акты хорошо себя зарекомендовали. В первую очередь это новый Земельный Кодекс. Он соответствует запросу нашего общества и бизнеса на узаконивание самовольных построек, и сегодня уже приносит плоды, в том числе и в поступлениях в бюджет.
С 22 марта вступил в силу указ о распоряжении имуществом. Документ принят в целях совершенствования отношений по распоряжению имуществом, расширения полномочий республиканских и местных органов государственного управления, упрощения порядка вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот.
Недавно подписан Указ Президента № 138, который в новой редакции изложил правила аренды, безвозмездного пользования имуществом. Важное в нем - применение понижающих коэффициентов для наших предприятий. Эта новелла будет существенной поддержкой для белорусских производителей.
По информации БЕЛТА
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации БЕЛТА
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, « Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным нормативным правовым актом, сообщил начальник главного управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Виктор Ротченков на семинаре-совещании на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь» в Палате представителей, передает корреспондент БЕЛТА.
«МВД совместно с Мингорисполкомом вышли с инициативой о разработке нормативного правового акта, регулирующего сферу оказания услуг по аренде транспортных средств и средств персональной мобильности», – сказал Виктор Ротченков.
По его словам, предлагается закрепить обязанность проверки получателей услуг каршеринга на наличие действующего водительского удостоверения, ограничений в праве управления транспортными средствами. В отношении арендных электросамокатов предлагается ввести ограничения их размещения, дополнительные скоростные ограничения в потенциально опасных местах, а также установить полный или частичный запрет движения на определенных территориях (территориях учреждений образования, парков, объектов историко-культурной ценности). Предполагается, что конкретные места ограничений должны будут определяться местными органами власти.
В ходе совершенствования правового регулирования данной сферы, по словам Виктора Ротченкова, представляется необходимым: законодательное закрепление понятия «каршеринг» как отдельного вида услуг, определение порядка оказания услуги и осуществления контроля со стороны государственных органов, права и обязанности субъектов такой услуги, в том числе по профилактике правонарушений. Также видится необходимым определить перечень требований к оборудованию и оформлению транспортных средств, предоставляемых в рамках оказания услуги.
По информации БЕЛТА