Вступают в силу новые Правила по охране труда при выполнении работ на объектах радиосвязи
С 2 мая 2023 года вступают в силу новые Правила по охране труда при выполнении работ на объектах радиосвязи, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 7/3.
Правила устанавливают требования по охране труда при эксплуатации действующих, реконструируемых, расширяемых и технически перевооружаемых радиотелевизионных передающих станций (РТПС), радиорелейных станций (РРС), земных станций спутниковой связи (ЗССС), ретрансляторов и других объектов, предназначенных для излучения электромагнитной энергии в окружающее пространство (далее – объекты радиосвязи).
При организации выполнения работ на объектах радиосвязи работодатель обязан обеспечить безопасность при:
- эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, электрооборудования, средств защиты, грузоподъемных механизмов;
- ведении технологических процессов, в том числе выполнении работ на высоте, проведении регулировочных и ремонтно-профилактических работ;
- выполнении работ по ликвидации аварии, проведении испытаний электрооборудования и измерений, обслуживании антенно-мачтовых сооружений (АМС) и антенно-фидерных систем (АФС), обслуживании передвижных объектов радиосвязи.
Данными Правилами предусмотрен порядок допуска работающих к выполнению работ на АМС сторонними организациями, чье электрооборудование смонтировано на этой АМС, установлена форма наряда-допуска на выполнение работ с повышенной опасностью на АМС и АФС.
Одновременно с вступлением в силу Правил с 2 мая 2023 года утрачивают силу Правила по охране труда при работах на объектах радиосвязи, утвержденные постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 8 августа 2008 г. № 34.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
О том, что в семейной политике Беларуси действительно является поводом для гордости, рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент БЕЛТА.
Наталия Павлюченко подчеркнула, что поводом для гордости является наше здравоохранение и забота о здоровье матери и ребенка. Беларусь входит в топ-10 стран с низкой младенческой смертностью и в топ-40 стран по условиям для рождения детей. «Вместе с тем у нас есть еще над чем работать. Мы видим перспективы на ближайшие несколько лет: внедрение новых подходов к консультированию женщин в состоянии репродуктивного выбора, развитие программ психологической поддержки женщин после родов, создание консультативных центров планирования семьи», – сказала она.
В Беларуси выстроена система пособий, которая охватывает различные жизненные ситуации семьи. «Каждый четвертый ребенок в стране охвачен семейными пособиями, на финансирование которых направляется Br3,7 млрд. Это значительный ресурс», – отметила Министр.
Белорусские семьи могут рассчитывать на пособия по беременности и родам и за постановку на учет по беременности на ранних сроках, семейные пособия, среди которых единовременные выплаты при рождении, ежемесячные выплаты по уходу за малышом до 3 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и многие другие. «Важно, что эта система не застыла, она постоянно развивается, но развитие идет не через увеличение масштабного размера, а через увеличение адресности», – сказала Наталия Павлюченко. Она добавила, что таким развитием стали новации законодательства, в которых государство поддержало молодых мам с небольшим трудовым стажем или тех, кто еще учится и вообще не приступил к трудовой деятельности.
Уже десять лет существует механизм семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 1 января 2025 года размер семейного капитала – Br33 275, и эти средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование или решение вопросов со здоровьем, а также на приобретение средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. «146 тыс. многодетных семей воспользовались этой поддержкой», – добавила Министр.
Среди плюсов также льготные кредиты для многодетных и списание долга при рождении 4 и более детей, а также бесплатное питание в школах, льготы на учебники и транспорт.
По информации БЕЛТА
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
О главных демографических вызовах и путях их решения рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Министр отметила, что сегодня в стране создана мощная поддержка семей, воспитывающих детей, с особым акцентом на многодетные семьи. «Сегодня у нас около 123 тыс. многодетных семей, а если оглянуться назад, то в 2019 году их было 106 тыс. То есть адресные меры поддержки для многодетных работают», – сказала она.
На форуме, который проходит в Национальной библиотеке, также присутствуют эксперты из Российской Федерации. Наталия Павлюченко отметила, что сегодня в вопросах развития семейной поддержки наши страны сталкиваются со схожими вызовами. «Это отложенное вступление в брак и увеличение возраста рождения первого ребенка. На эти вызовы нужно смотреть с точки зрения создания условий для того, чтобы наши молодые люди более смело рассматривали вопрос материнства и отцовства, вступали в брак и развивались в нашем обществе», – добавила Министр.
По ее словам, государству предстоит многоплановая работа. «Я называю ее командной, потому что создание условий для отцовства и материнства – это прежде всего система образования. Мы предлагаем сегодня вводить в учебные программы курсы, которые будут показывать счастливые истории семей, рассказывать о важности уважения друг к другу, о том, как важно слышать и слушать. Ведь семья – это ежедневный труд. Конечно, это также система здравоохранения – развитие пренатальных центров, межрегиональных систем планирования семьи и предабортного консультирования», – сказала она.
Наталия Павлюченко также объяснила, что современная тенденция отложенного рождения первого ребенка является следствием осознанного подхода молодежи. «Да, молодежь действительно принимает решение о рождении ребенка тогда, когда у нее есть работа и уверенность в будущем. Поэтому нам нужно создать условия для того, чтобы, если рождается ребенок, родители могли выбрать наиболее комфортный для себя период вне работы. Это включает расширение предоставления услуг дошкольного образования для детей до 2 лет. Что касается дальнейшего развития семейного капитала и системы государственных пособий, то здесь ключевым аспектом является адресность», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
Министр добавила, что среди вызовов также стоит высокая степень разводов даже среди людей, вступающих в брак в осознанном возрасте. «Каждый год порядка 30 тыс. детей сталкиваются с проблемой разводов родителей. Здесь назрела необходимость внедрения семейной медиации и развития центров консультирования», – отметила она.
«По этим ключевым направлениям нам предстоит двигаться и работать. Очень важно, что форум проводится в активную фазу разработки государственной программы «Демография» на следующие 5 лет. Мы обязательно все обсудим и лучшие практики и идеи реализуем в рамках этой программы», – заключила Наталия Павлюченко.
Международный форум «Семья – основа демографического потенциала государства» проходит сегодня в Национальной библиотеке Беларуси. Его цель – консолидация усилий государства, Белорусской православной церкви и общества в выработке мер, ориентированных на формирование позитивной установки на создание семьи, рождение и воспитание детей, преемственность поколений и здоровый образ жизни как основы демографического благополучия государства.
По информации БЕЛТА
Как в Беларуси поддерживают семьи с детьми, журналистам на пресс-конференции, приуроченной ко Дню семьи, рассказала заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам Юлии Бердниковой, семья для белорусов – это не только источник поддержки и любви, но и основа, на которой строится будущее страны. «Семья выступает в качестве основы сохранения и развития нации. В условиях современного мира, где мы сталкиваемся с различными вызовами и изменениями, особенно важно сохранять традиционные семейные ценности и духовно-нравственные ориентиры. Уважение, сострадание, забота, ответственность, солидарность, патриотизм и историческая память – это не просто слова, именно они служат основой для построения крепкой семьи, воспитания счастливых детей и формирования здорового общества», – сказала она, подчеркнув, что поддержка семьи является национальным приоритетом.
Согласно Конституции, брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. «Указом Президента определены основные направления государственной семейной политики, которые уже 27 лет не теряют своей актуальности. Прежде всего это обеспечение улучшения социально-экономических условий жизни семьи и выполнение ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций. Укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе также остаются важными задачами», – добавила замминистра.
Она отметила, что в Беларуси обеспечивается достойная материальная поддержка семей при рождении и воспитании детей. «Мы помогаем решать жилищные вопросы многодетным и молодым семьям с двумя детьми, развиваем инфраструктуру детских, образовательных и медицинских учреждений, расширяем возможности для культурного развития и семейного отдыха. Выстроенная в интересах семей с детьми система поддержки – это наше национальное достояние, которое мы с годами приумножаем», – рассказала она.
По словам Юлии Бердниковой, за последние 5 лет в законодательстве многое изменилось для большей поддержки семей с детьми. «С 2020 года многодетным семьям предоставлено право на досрочное использование средств семейного капитала, что в значительной степени позволило многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ускорить решение этого вопроса. Тем семьям, которые не нуждаются в расширении жилья, предоставляется возможность инвестировать средства в образование и здоровье. Сегодня в Беларуси открыто почти 146 тыс. депозитных счетов «Семейный капитал», и принято более 92 тыс. решений о досрочном использовании средств полностью или частично. Порядка 81 % из этих средств направляется на решение жилищных вопросов многодетных семей, 11 % – на медицинские услуги и 8 % – на образование», – поделилась замминистра и добавила, что позже также была расширена и возможность досрочного использования семейного капитала в интересах семей, в которых родители или ребенок имеют инвалидность, связанную с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. «Для дополнительной поддержки таких семей предоставлена возможность использовать средства семейного капитала на средства социальной реабилитации», – отметила она.
Замминистра подчеркнула, что в 2024 году вновь были расширены возможности досрочного использования семейного капитала. Теперь за эти средства можно приобрести реабилитационные средства для членов семьи с инвалидностью по заболеваниям органов зрения.
Кроме того, Юлия Бердникова отметила, что с 2020 года расширены трудовые гарантии для работающих родителей: введен отцовский отпуск и дистанционная занятость. Ряд гарантий, предусмотренных для матерей, теперь также распространяется на отцов. «Например, отцы, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, имеют право выбора трудового отпуска в летнее время. Также отцы воспитывающие двоих и более детей до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет могут использовать трудовой отпуск до истечения 6 месяцев работы у нанимателя», – рассказала замминистра.
Знаковым событием для белорусских семей стало установление Указом Главы государства нового праздничного дня – Дня отца, который уже третий год подряд отмечается 21 октября. «Это решение является дополнительным подтверждением значимой роли крепкой и полноценной семьи в жизни и развитии общества», – добавила замминистра.
Она также напомнила, что с 2023 года были приняты новые изменения в Трудовой кодекс, которые расширили гарантии работающим родителям с тремя и более детьми или воспитывающим ребенка-инвалида. «С 1 января 2024 года у них появилась возможность выбора по использованию дополнительного свободного рабочего времени. Вместо одного свободного дня в неделю работник может выбирать сокращение рабочей смены на 1 час ежедневно. Новые подходы к дистанционной работе также стали удобными для работающих родителей. Трудовой кодекс был дополнен нормами, согласно которым дистанционная работа может иметь не только постоянный характер, но и временный – до 6 месяцев в календарном году. Также предусмотрено чередование работы как дистанционно, так и на рабочем месте, что называется комбинированной работой. Это тоже урегулировано Трудовым кодексом и создает гибкие условия работы для родителей», – рассказала Юлия Бердникова.
Уже с 1 января текущего года вступили в силу изменения в Закон о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. «Законом усилена поддержка молодых женщин, ожидающих рождения ребенка. Так, например существенно увеличен размер пособия по беременности и родам – более чем в 3 раза для застрахованных граждан, не имеющих 6 месяцев стажа работы. Если раньше это пособие привязывалось к величине 50 % бюджета прожиточного минимума, что на текущий момент составляет порядка Br230, то в новом законе эта величина привязана к размеру минимальной заработной платы, которая сегодня составляет Br726. Также в 2 раза – с 50 % до 100 % бюджета прожиточного минимума – увеличено пособие для будущих мам, которые не застрахованы. Например, те мамы, которые получают образование и еще не вступили в трудовые отношения, не вышли на рынок труда, но у которых рождается ребенок, – они будут получать пособие уже в двойном размере. Также увеличен минимальный размер выплаты по больничному листу для застрахованных лиц, не имеющих 6 месяцев стажа работы. Ранее эта величина также была привязана к бюджету прожиточного минимума и составляла 50 %. Сегодня мы увязали ее с общими подходами к оплате больничных листов, и минимальная величина теперь равна минимальной заработной плате», – поделилась Юлия Бердникова.
Замминистра добавила, что также была усилена поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью, а также семей с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид уже достиг 18 лет.
«Система социальной защиты выполняет свою задачу, обеспечивая стабильную социально-экономическую платформу по всем аспектам жизнедеятельности семьи. Однако необходимо учитывать, что забота государства о семье должна обязательно соотноситься с заботой семьи о своем благополучии. Мы постоянно анализируем востребованность и эффективность тех или иных мер, изучаем болевые точки с целью их разрешения. Профилактика семейного неблагополучия и сохранение здорового потенциала семьи – это те направления, которые постоянно находятся у нас в повестке дня. Важным слагаемым успеха семейной политики государства является объединение усилий государственных органов, общественных и религиозных организаций, нанимателей, профсоюзов, средств массовой информации и всего нашего общества, чтобы белорусы как нация развивались в последующих поколениях», – заключила Юлия Бердникова.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации БЕЛТА