13.07.2023
Об итогах работы органов финансовых расследований КГК в первом полугодии 2023 года
Коллегия Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля подвела итоги работы в первом полугодии 2023 года. Мероприятие провел заместитель Председателя Комитета госконтроля – директор ДФР Игорь Маршалов, в работе коллегии принял участие первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Дмитрий Баско.
На заседании отмечено, что деятельность органов финансовых расследований (ОФР) была направлена на эффективное противодействие актуальным рискам и угрозам в экономической сфере, приносящим существенный вред государственным и общественным интересам. По результатам деятельности ОФР выявлено 511 преступлений, в том числе 273 относящихся к категории тяжких, в доход государства обращено денежных средств в сумме 206,6 млн. руб.
Одно из значимых направлений работы – контроль за использованием бюджетных средств (в том числе при выполнении мероприятий государственных программ и крупных инвестиционных проектов). По результатам осуществления проверочных мероприятий в этой сфере ОФР выявлено 44 преступления. Кроме того, по фактам необоснованного посредничества выявлено 138 преступлений (промышленность, здравоохранение, потребительский рынок, топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство и др.), по противодействию коррупционным проявлениям в экономической сфере – 102 преступления.
Органами финансовых расследований отрабатывались противоправные схемы незаконного применения льгот, пониженных налоговых ставок и преференций, сокрытия полученных доходов (выручки), подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, нелегального оборота криптовалют и использования цифровых знаков при совершении экономических преступлений. В результате в первом полугодии 2023 г. выявлено 144 преступления по фактам уклонения от уплаты налогов и 5 преступлений по фактам налогового мошенничества (предотвращен незаконный возврат налогов на сумму 8,2 млн. руб.), по фактам уклонения от уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов (выплата зарплаты «в конверте») выявлено 47 преступлений, легализации преступных доходов – 2 преступления.
На постоянной основе осуществлялись оперативно-розыскные и контрольно-аналитические мероприятия по пресечению каналов финансирования террористической и экстремистской деятельности. В ходе проведения таких мероприятий органами финансовых расследований выявлено 75 преступлений (5 – за финансирование террористической деятельности, 70 – за финансирование экстремистской деятельности). Кроме того, в рамках выявления правонарушений в экономической сфере, совершенных должностными лицами организаций и гражданами, причастными к осуществлению протестной деятельности, по материалам ОФР возбуждено 19 уголовных дел и обеспечено поступление в бюджет денежных средств в размере 16,3 млн. руб.
До начала заседания участники коллегии возложили цветы к мемориальному комплексу «Аллея героев» в г. Борисове. По окончании церемонии возложения лучшие работники органов финансовых расследований были отмечены наградами и поощрениями, ряду работников вручены очередные специальные звания.
По сообщению
официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Цифровизация, информационные ресурсы. КГК о внедрении современных технологий в контрольную деятельность
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации
БЕЛТА
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам уголовной и административной ответственности внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Проверка выполнения поручений Президента – одно из ключевых направлений работы КГК
Проверка выполнения поручений Президента – одно из ключевых направлений работы КГК. Об этом заявил Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает корреспондент
БЕЛТА.
Василий Герасимов отметил, что на контроле КГК больше половины всех поручений Президента, которые имеют стратегическое и важнейшее значение для устойчивого развития страны и улучшения благосостояния граждан. «Наша единая с исполнителями задача – уложиться в установленные сроки, обеспечить качество и исполнительскую дисциплину, чтобы количество невыполненных поручений стремилось к нулю», – подчеркнул глава КГК.
В рамках контроля за выполнением поручений Главы государства Комитет госконтроля взаимодействует со всеми заинтересованными на всех этапах выполнения поручений, особенно с правительством как ответственным исполнителем и координатором подавляющей части поручений.
При этом, как показывают контрольные мероприятия, у ряда исполнителей поручений до сих пор сохраняется расслабленность, волокита и даже формальный подход. Со стороны КГК буквально за каждым поручением будет ужесточен контроль, в том числе с учетом требований о персональной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей поручений в свете Директивы Президента № 11.
По информации
БЕЛТА
Ордена, медалей и Благодарности Президента Беларуси удостоены пять сотрудников КГК
Ордена, медалей и Благодарности Президента Беларуси удостоены пять сотрудников Комитета государственного контроля. Соответствующие Указ и распоряжение подписал 10 апреля Президент Беларуси Александр Лукашенко.
За высокий профессионализм, личный вклад в предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере экономической безопасности государства, образцовое выполнение служебных обязанностей, значительные достижения в государственной гражданской службе награждены трое сотрудников КГК. Орденом «За службу Родине» III степени отмечены заслуги заместителя директора ДФР КГК Виктора Селицкого, медалью «За отличие в охране общественного порядка» – главного инспектора управления ДФР КГК Павла Зеленкевича, медалью «За безупречную службу» III степени – замначальника управления контроля за использованием государственной собственности – начальника отдела контроля за использованием государственного имущества КГК Натальи Халитовой.
Благодарность Президента объявлена начальнику отдела управления ДФР КГК Александру Игнатовичу и начальнику управления ДФР КГК Владиславу Ларионову. Награды они удостоены за высокие показатели в служебной деятельности и личный вклад в повышение эффективности работы органов Комитета государственного контроля, образцовое выполнение служебных обязанностей.