Беларусь и Россия готовятся утвердить правила работы на общем электроэнергетическом рынке
Беларусь и Россия готовятся утвердить правила работы на общем электроэнергетическом рынке. Об этом заявил заместитель Министра энергетики Денис Мороз в пресс–центре БЕЛТА.

6 декабря Беларусь и Россия заключили межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. «Этот договор подписан на высшем уровне, подписи поставили главы государств. Дело в том, что энергетические рынки – электрической энергии, газа, нефти – относятся к исключительной компетенции Высшего государственного совета Союзного государства. Энергия всегда в основе любой экономики. Формирование объединенных энергетических рынков было заложено еще в Договоре о создании Союзного государства, который подписывался в 1999 году. 25 лет мы шли к достижению договоренностей о том, каким образом этот рынок будет сформирован. Это достаточно сложная задача, которая совместно была решена при поддержке главы государства. Подписание этого договора позволяет нам говорить о том, что мы повышаем суммарную надежность всей энергосистемы и доступность электрической энергии для широкого спектра потребителей», – сказал Денис Мороз.
Договор содержит в себе несколько ключевых моментов. В первую очередь это взаимоотношения между государствами на условиях равноправия и взаимовыгодности. Второе – это поэтапное развитие энергетического рынка с учетом сложившейся структуры энергетических систем Беларуси и России.
«Условия хозяйствования в наших странах в энергетическом секторе достаточно серьезно между собой отличаются. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов между собой, необходимо постепенное развитие этого рынка. Этим договором предусмотрено несколько этапов. Первый этап, на котором мы сейчас будем работать, это взаимодействие на уровне уполномоченных организаций. Будет организация от Беларуси, будет организация от РФ, которые начнут энергетическое взаимодействие с точки зрения купли–продажи электрической энергии между собой», – отметил замминистра.
По его словам, подписанный договор дает старт подготовке ряда документов. «Один из первых документов, который на настоящий момент имеет высокую готовность и должен быть подписан в ближайшее время на межведомственном уровне, – это правила работы на общем электроэнергетическом рынке. Этими правилами будет оговариваться то, кто и как взаимодействует внутри этого электроэнергетического рынка и какой объем электроэнергии будет на нем торговаться. Но еще раз подчеркну, что основной посыл договора – это равноправное взаимодействие на взаимовыгодных условиях, т.е. если будет выгоднее для Беларуси покупать электрическую энергию, мы будем ее покупать. Если ее выгоднее производить в Беларуси, значит, она будет производиться в нашей стране. Что касается объема торговли между Беларусью и РФ, межгосударственное сечение между нашими странами позволяет обеспечивать потенциальный объем в 8 млрд кВт.ч. Это не означает, что целью является полное использование этого сечения. Все зависит от экономической целесообразности. Но вот таков предел его использования», – проинформировал Денис Мороз.
Важное значение имеет обеспечение равных условий на общем энергетическом рынке для Беларуси и России. «Мы находим абсолютное взаимопонимание с российскими коллегами. Более глубокая интеграция электроэнергетических рынков, когда наши субъекты хозяйствования будут в полном объеме работать вместе с коллегами из РФ, возможна только после того, как будет сформирован общий газовый рынок и цены на природный газ для производителей электрической энергии выравняются для хозяйствующих субъектов РФ и Беларуси. В настоящий момент ведется планомерная работа. У нас сформированы ценовые условия на поставку природного газа до конца 2025 года. На настоящий момент ведется интенсивная работа между Министерством энергетики Беларуси и Минэнерго России о формировании ценовых условий на период с 2026 года, т.е. на следующий цикл. В зависимости от того, к чему мы придем, будет понятно, к какому результату по электроэнергетическому рынку мы будем двигаться в ближайшее время», – заключил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Объявлен старт республиканской информационно-образовательной акции «Беларусь – энергоэффективная страна»
С 30 октября по 11 ноября 2024 года Департамент по энергоэффективности проводит республиканскую информационно-образовательную акцию «Беларусь – энергоэффективная страна». Она приурочена к Международному дню энергосбережения, который ежегодно отмечается 11 ноября.
Акция проводится в целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», Закона Республики Беларусь от 8 января 2015 г. № 239-З «Об энергосбережении».
Цель проведения акции – повышение осведомленности населения о важности эффективного использования энергоресурсов, возможных способах и методах их экономии, в том числе в повседневной жизни и в быту, что является значимой мерой в улучшении благосостояния граждан и экономического роста страны в целом.
Принимая во внимание, что эффективное и разумное потребление энергоресурсов во многом зависит от мобилизации усилий всех государственных структур, учреждений, организаций и бизнес-сообществ, общественных объединений, средств массовой информации, Департамент по энергоэффективности призывает присоединиться к республиканской информационно-образовательной акции «Беларусь – энергоэффективная страна» и принять активное участие в информировании сотрудников и общества о важности энергоэффективности и способах энергосбережения в быту.
Подчиненные территориальные органы Департамента в областных центрах и г. Минске проведут информационно-обучающие онлайн-лекции и семинары по соответствующей тематике, а также проконсультируют по вопросам в сфере энергосбережения.
Информационные материалы на соответствующую тематику размещены на интернет-сайте Департамента по энергоэффективности в разделе
«Популярно об энергосбережении/Полезные советы», а также на официальном YouTube-канале Департамента – социальные видеоролики по энергосбережению.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Инфографика Pravo.by «Энергетика для жизни: развитие отрасли и меры поддержки населения»
Постановлением Минэнерго пересмотрены требования в сфере технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей
Постановлением Министерством энергетики Республики Беларусь от 27 апреля 2023 г. № 17 утвержден технический кодекс установившейся практики ТКП 458-2023 (33240) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» (далее – ТКП 458-2023), который введен в действие 25.02.2024 – после его официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. При этом ранее действовавший ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» с указанной даты отменен.
Пересмотр требований в сфере технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей проводился в связи с изменением законодательства, касающегося его сферы регулирования, а также с целью исключения из текста данного документа норм в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
ТКП 458-2023 является обязательным для применения в соответствии с Правилами подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2020 г. № 286, и Правилами теплоснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2019 г. № 609.
1. Раздел 1 «Область применения».
Определено, что требования ТКП 458-2023 распространяются на юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих техническую эксплуатацию теплоустановок и тепловых сетей, а также на ремонтные и наладочные организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт теплоустановок и тепловых сетей, за исключением граждан, использующих тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
При этом в отношении граждан, использующих тепловую энергию только для отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях, определены требования по поддержанию надлежащего технического состояния и обеспечению безопасности эксплуатируемых теплоустановок и тепловых сетей с соблюдением норм, установленных в разделе 26.
Определен перечень оборудования, на которое требования ТКП 458-2023 не распространяются.
2. Раздел 2 «Нормативные ссылки» дополнен ссылками на СТБ 2116-2010 «Строительство. Монтаж тепловых сетей. Контроль качества работ» и «СТБ 2574-2020 Электроэнергетика. Основные термины и определения».
3. В разделе 3 «Термины и определения»:
-
скорректированы определения терминов: грязевик, дублирование, индивидуальный тепловой пункт, потребитель тепловой энергии, регулятор температуры, ремонт, стажировка, сушильная установка, теплоустановка, теплоисточник, техническое обслуживание, эксплуатация, энергоснабжающая организация;
-
введены термины: гражданин, персонал, потребитель, техническая эксплуатация;
-
исключен термин: бак-аккумулятор.
4. В разделе 4 «Организация эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей» конкретизированы требования к организации эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей.
5. В разделе 5 «Требования к персоналу и его подготовке» определен ряд новых требований:
-
в пункте 5.2 уточнены требования к персоналу, осуществляющему эксплуатацию теплоустановок и тепловых сетей;
-
включен новый пункт 5.3 по обязательным формам работы с различными категориями работников;
-
дополнительно в пункт 5.4 внесены требования к персоналу до назначения его на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность);
-
пункт 5.5 дополнен требованиям к проведению стажировки персонала;
-
в пунктах 5.9 и 5.10 определен порядок проведения первичной и периодической проверки знаний по вопросам устройства, технической эксплуатации и безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей, сроки проведения первичной и периодической проверки знаний, а также случаи, при которых проводится внеочередная проверка знаний;
-
вынесены в отдельный пункт (5.12) указания, в какой комиссии могут пройти проверку знаний по вопросам устройства, технической эксплуатации и безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей лица, ответственные за тепловое хозяйство организации, которые не могут организовать комиссию и не имеют вышестоящей организации;
-
ТКП 458-2023 дополнен требованиями к процессу проведения проверки знаний каждого работника по вопросам устройства, технической эксплуатации и безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей (пункт 5.13);
-
в пункте 5.16 конкретизированы требования к противоаварийным тренировкам.
6. В разделе 7 «Техническая документация» переработан перечень технической документации, которая должна быть составлена и постоянно храниться, отдельно на теплоустановку и на тепловую сеть.
В пункте 7.5 уточнены требования к содержанию и оформлению паспорта тепловой сети.
При переработке ТКП 458-2023 исключены разделы «Технические требования к тепловым сетям», «Технические требования к тепловым пунктам», «Технические требования к бакам-аккумуляторам горячей воды», «Технические требования к системам сбора и возврата конденсата».
ТКП 458-2023 дополнен новым разделом 10 «Общие требования к теплоустановкам и тепловым сетям».
7. Существенно переработан раздел 11 «Эксплуатация тепловых сетей».
В пункте 11.1 появилось требование о необходимости после завершения строительно-монтажных работ и капитального ремонта трубопроводов тепловых сетей до ввода их в постоянную эксплуатацию проведения испытаний на прочность и герметичность и промывки (продувки) с учетом СТБ 2116 и Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 7.
В пункте 11.4 изменена периодичность проведения испытаний тепловых сетей на расчетную температуру с одного раза в два года на один раз в пять лет. Добавлено требование оформлять результаты гидравлических испытаний соответствующими актами.
При этом определено, что водяные тепловые сети из гибких полимерных труб, предварительно термоизолированных пенополиуретаном в полиэтиленовой пленке, не подвергают ежегодным гидравлическим испытаниям, а также испытаниям на расчетную температуру и тепловые потери, проверкам на наличие потенциала блуждающих токов.
В пункте 11.20 определены требования к эксплуатации тепловых сетей ПИ-трубопроводов.
8. Ряд уточнений внесен в раздел 12 «Эксплуатация теплоустановок».
Исключены требования к конструкции теплоустановок.
В пункте 12.4 конкретизированы параметры теплоустановок, работающие под давлением, которые подвергаются наружному и внутреннему осмотрам, а также гидравлическим испытаниям в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя.
9. Раздел 13 «Эксплуатация тепловых пунктов» также претерпел небольшие изменения.
В пункте 13.1 появились новые требования к промывке перед вводом в эксплуатацию трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, а в пункте 13.3 конкретизировано превышение температуры обратной сетевой воды, возвращаемой в тепловую сеть – не более 3 °С от температуры, предусмотренной утвержденным температурным графиком, при соответствующей температуре наружного воздуха.
10. Значительно переработан раздел 14 «Эксплуатация баков-аккумуляторов горячей воды»:
-
в пункте 14.2 добавлены требования в части ведения журнала осмотра и ремонта баков-аккумуляторов горячей воды;
-
в пункт 14.3 включено требование к окраске баков-аккумуляторов горячей воды;
-
в пунктах 14.7 и 14.9 указаны дополнительные требования к заполнению и опорожнению баков-аккумуляторов горячей воды;
-
в пункт 14.10 добавлены требования к оснащению баков-аккумуляторов горячей воды;
-
в пункте 14.11 указаны меры, которые должен предпринять персонал, обслуживающий баки-аккумуляторы горячей воды при превышении максимально допустимого давления, определенного в руководстве (инструкции) по эксплуатации, и несрабатывании средств защиты, а также при обнаружении неисправностей в конструкции баков-аккумуляторов горячей воды или его коммуникациях.
11. В разделах 15 «Эксплуатация водоподогревательных установок», 16 «Эксплуатация систем сбора и возврата конденсата», 17 «Системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения. Общие положения» соответственно конкретизированы требования к гидравлическим испытаниям водоподогревателей, определены новые требования к помещениям конденсатных станций, уточнены параметры гидравлических испытаний.
12. В разделе 19 «Эксплуатация систем вентиляции» в пункте 19.11 подробно перечислены мероприятия, которые необходимо выполнять в процессе эксплуатации систем воздушного отопления и приточной вентиляции и при их обходе.
13. ТКП 458-2023 дополнен новым разделом 26 «Теплоустановки и тепловые сети граждан, использующих тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях». В указанном разделе установлены технические требования к эксплуатируемым теплоустановкам и тепловым сетям граждан, использующих тепловую энергию только для отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
14. Раздел 27 «Средства тепловой автоматики, измерений и метрологического обеспечения измерений» приведен в соответствие с требованиями законодательства в сфере обеспечения единства измерений.
15. В ТКП 458-2023 появились новые приложения: приложение А «Форма журнала проверки знаний», приложение Б «Форма паспорта теплового пункта», приложение В «Форма паспорта тепловой сети».
По сообщению
официального сайта Министерства энергетики Республики Беларусь