Зарплаты всем категориям педработников повышаются в Беларуси с 1 января
Зарплата всем категориям педагогических работников повышается в Беларуси с 1 января. Это предусмотрено постановлением № 372 от 20 декабря 2023 года «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 года № 71», которое вступает в силу с 1 января 2024 года. Об этом БЕЛТА сообщили в Министерстве образования.
Программой деятельности правительства Беларуси на период до 2025 года предусмотрено последовательное повышение размера оплаты труда педагогических работников. Министерство образования принимает меры по реализации мероприятий программы.
Так, с 1 января 2024 года повышается зарплата всем категориям педагогических работников, в том числе руководителям из числа педработников, учителям детских школ искусств, учителям-дефектологам, воспитателям групп продленного дня и другим категориям педработников на 15 % от оклада, учителям учреждений общего среднего и специального образования – на 22 % от оклада.
Продолжается начатая в 2023 году работа по повышению заработной платы руководителям и специалистам из числа профессорско-преподавательского состава. Их зарплата с 1 января 2024 года вырастет на 5 % от оклада.
Кроме того, установлена доплата за сложность выполняемой работы. Ее размер для воспитателей, воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра, составит 30 % от базовой ставки.
Доплата за сложность выполняемой работы помощникам воспитателя при оказании помощи в сопровождении обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с выраженными нарушениями передвижения, незрячим учащимся, а также учащихся с нарушениями речи, с трудностями в обучении, имеющих нарушения поведения, составит 20 % от базовой ставки.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
- аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
- аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
- накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации БЕЛТА
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации БЕЛТА
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси установило предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам. Соответствующее постановление опубликовано на портале Pravo.by, сообщает БЕЛТА.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление № 58 от 7 июля 2025 г. «Об установлении предельных минимальных цен». На основании пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2025 г. № 69 «О регулировании цен (тарифов)» подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь постановляет установить предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам, согласно приложению, говорится в документе.
Постановление вступает в силу с 8 июля 2025 г. Договоры, заключенные до вступления в силу данного постановления и не прекратившие свое действие, подлежат приведению в соответствие с нормами принятого постановления, за исключением случаев, если оплата произведена в полном объеме либо произведена отгрузка товаров полностью или частично (в части оплаты фактически отгруженных товаров).
По информации БЕЛТА
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации БЕЛТА