Состоялось очередное заседание десятой сессии Совета Республики
26 сентября 2022 г. под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой состоялось очередное заседание десятой сессии Совета Республики.
В ходе заседания членами Совета Республики был одобрен ряд законопроектов, в числе которых – «О лицензировании»; «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии»; «Об изменении законов по вопросам обработки персональных данных»; «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики»; «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»; «Об изменении законов по вопросам здравоохранения, донорства крови и ее компонентов»; «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности».
При рассмотрении законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» спикер отметила: «У нас сегодня немало молодежных организаций, которые могут претендовать на участие в конкурсах. Было принято решение, что наша головная молодежная организация БРСМ выступит координатором. Это в действии инициированные Молодежным парламентом предложения. Вот как можно совместно решать такие вопросы, которые будут во благо нашей молодежи и в целом для страны».
Председатель Совета Республики, говоря об организации участия школьников старших классов и студентов в оказании помощи в уборке урожая, подчеркнула: «Это воспитывает у молодежи доброе отношение к тому труду, которым занимаются наши люди, обеспечивая продовольственную безопасность, помогает научиться ценить это. У нас нет законодательных запретов на это. Думаю, что для городских и областных школ это будет как никогда актуально».
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Законопроект о признании квалификации обсуждается 6 мая на Экспертном совете при Совете Республики под председательством спикера Натальи Кочановой, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Максима Гучека, БЕЛТА)
Как отметила спикер, это уже второе обсуждение законопроекта на Экспертном совете. «Мы сегодня пригласили всех членов Совета Республики, которые возглавляют предприятия, чтобы обсудить этот законопроект еще раз. Мы уже этот вопрос рассматривали, но этот закон неоднозначно воспринимается. Поэтому еще раз хотим его рассмотреть на заседании Экспертного совета, повторюсь, с привлечением широкого круга специалистов», – подчеркнула Наталья Кочанова.
Как пояснил журналистам член Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики, генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков, к необходимости разработки этого законопроекта подтолкнула жизнь. «Случаются ситуации (думаю, каждое предприятие с ними так или иначе сталкивается), когда человек четыре, пять, шесть лет работает по той или иной специальности, фактически имеет квалификацию и разряд, но при этом не имеет соответствующего подтверждающего документа. Закон, проект которого нами сегодня рассматривается, позволит максимально быстро получить такой документ, а также восполнить дефицит кадров. То есть это выгодно и людям, и предприятиям», – отметил он.
«Законопроект предусматривает сдачу квалификационного экзамена. Комиссия, которая будет принимать такой экзамен, примет решение о соответствии соискателя квалификационному разряду. Сам законопроект, по сути, идет от земли, к необходимости его рассмотрения и принятия нас подтолкнула сама жизнь. Думаю, в скором времени законопроект будет вынесен уже на рассмотрение непосредственно парламентариев», – дополнил член Совета Республики.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации БЕЛТА
Днямi члены Савета Рэспублiкi адобрылi (а крыху раней прынялi дэпутаты нiжняй палаты Парламента) змяненнi ў Закон «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання». Пра сутнасць навацый «Звяздзе» расказаў старшыня Пастаяннай камiсii Савета Рэспублiкi па эканомiцы, бюджэце i фiнансах Уладзiслаў Татарыновiч.
IП цi не IП, вось у чым пытанне
Варта адразу нагадаць, што маштабная трансфармацыя падыходаў да дзейнасцi iндывiдуальных прадпрымальнiкаў адбывалася ў 2023–2024 гадах, калi на заканадаўчым узроўнi былi рэалiзаваны рашэннi па стымуляваннi пераходу высокадаходнага бiзнесу фiзiчных асоб у больш арганiзаваныя формы.
Навошта ўсё гэта трэба было? Каб стварыць простыя i зразумелыя стымулы па ўзбуйненнi i маштабаваннi бiзнесу, заснаванага на справядлiвым падыходзе да вызначэння фармату работы, а таксама кiраванага «ператоку» грамадзян у фармат юрыдычнай асобы. Напрыклад, зарэгiстраваўшыся ў свой час у якасцi IП, бiзнес разросся i па фармаце работы больш быў падобны на паўнавартаснае прадпрыемства, з той толькi рознiцай, што дакументацыя i падатковая база засталiся нязменнымi. А гэта было несправядлiва ў адносiнах да тых, хто вырас з вузкiх рамак IП i сумленна перайшоў у статус юрыдычнай асобы.
Менавiта з гэтай прычыны замацоўвалася новая структура бiзнесу, якая складаецца з дзвюх катэгорый: юрыдычных асоб i фiзiчных асоб. МСП – юрыдычныя асобы могуць быць як малымi камерцыйнымi арганiзацыямi (да 100 чалавек), так i сярэднiмi (да 250 чалавек).
Фiзiчныя асобы, у сваю чаргу, могуць ажыццяўляць прадпрымальнiцкую дзейнасць у якасцi IП (з працаўладкаваннем не больш за тры работнiкi); рамеснiка (па вызначаным урадам пералiку вiдаў дзейнасцi); уладальнiка аграсядзiбы (умовы тут вызначаюцца актам кiраўнiка дзяржавы) i самазанятага. Прычым, колькасць вiдаў дзейнасцi, дазволеных для IП, таксама абмяжоўвалася пералiкам, зацверджаным Саветам Мiнiстраў. Рэгiстрацыя «новых» IП, якiя б заявілі вiд дзейнасцi, што не трапiў у гэты пералiк, з 1 кастрычнiка 2024-га не ажыццяўлялася. Дзеючым жа прадпрымальнiкам, але таксама за рамкамi гэтага спiса, устанаўлiваўся «пераходны перыяд». Да 31 снежня 2025-га можна працягваць работу ў звыклым фармаце i спакойна вызначыцца з новым статусам.
Цi можна ўвайсцi ў раку двойчы?
У раку, можа, i нельга, а вось вярнуць сабе ранейшы статус – чаму не?! Расказваем як. Адно з галоўных абмежаванняў, ад якога залежыць статус, – узровень даходу. Калi за год ён перавышае 500 тысяч рублёў, IП, пачынаючы з наступнага года, павiнен трансфармавацца ў юрыдычную асобу з усiмi вынiкаючымi наступствамi, альбо спынiць дзейнасць.
– З улiкам практыкi прымянення дадзеная норма Закона «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання» запатрабавала карэкцiроўкi, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Старшыня профiльнай камiсii дадаў, што, паводле iнфармацыi Мiнэканомiкi, у 2024 годзе 1664 IП атрымалi даход вышэй за 500 тысяч рублёў. З iх каля тысячы рэарганiзавалiся ў юрыдычныя асобы, а вось 660 IП яшчэ не вызначылiся з далейшымi дзеяннямi з прычыны неразумення таго, на каго распаўсюджваецца дзеючае абмежаванне і цi iснуе магчымасць калi-небудзь працягнуць сваю дзейнасць у статусе iндывiдуальнага прадпрымальнiка.
Зыходзячы з гэтага, у праекце закона, па-першае, дакладна вызначаны юрыдычны статус асобы, на якую будзе распаўсюджвацца абмежаванне
– IП – гэта юрыдычны статус грамадзянiна. Ён узнiкае пры рэгiстрацыi i перастае iснаваць у момант спынення дзейнасцi як IП, – канстатуе суразмоўца.
Па-другое, прапануецца дзеянне абмежавання вызначыць у тры гады, што дае магчымасць грамадзянам перавесцi сваю дзейнасць у iншыя арганiзацыйна-прававыя формы, а па заканчэннi гэтага тэрміну зноў зарэгiстравацца ў якасцi iндывiдуальнага прадпрымальнiка
– Прапанаваны тэрмiн узаемаўвязаны з палажэннямi Дэкрэта Прэзiдэнта № 1 «Аб дзяржаўнай рэгiстрацыi i лiквiдацыi (спыненнi дзейнасцi) суб’ектаў гаспадарання», згодна з якiмi грамадзянiн можа зарэгiстравацца зноў IП, калi ў вынiку ўстаноўленых патрабаванняў з даты яго выключэння з адзiнага дзяржрэгiстра прайшло не менш за тры гады, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Iнакш кажучы, не пайшоў бiзнес у якасцi юрыдычнай асобы, бывае, i гэта дае падставы праз тры гады вярнуцца на кругi свае... Заканадавец прадугледзеў i такi момант.
Сенатар звяртае ўвагу на тое, што заканадаўчыя навацыi накiраваны на лiквiдацыю прававых недакладнасцяў i забеспячэнне больш справядлiвага падыходу да рэгулявання прадпрымальнiцкай дзейнасцi, стварэнне на гэтай аснове роўных канкурэнтных умоў, у тым лiку i ў сферы падаткаабкладання.
Трансфармацыя ў дзеяннi
На заканчэнне варта сказаць, што дынамiка росту з катэгорыi малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва падтрымана жыццём: так, на 1 студзеня 2022 года МСП – юрасоб было 99 тысяч, а на такую ж дату 2025-га – 111 тысяч. Прычым у гэтым спiсе пераважаюць менавiта малыя арганiзацыi з колькасцю персаналу да 100 чалавек
(97 тысяч на пачатак 2022 года супраць 109 тысяч на пачатак 2025-га).
I значнасць унёску гэтай часткi бiзнесу вельмi iстотная.
– Варта адзначыць, што па вынiках 2024 года паступленнi ў бюджэт ад суб’ектаў малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва склалi практычна 18 мiльярдаў рублёў – гэта 24 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту, – прыводзiць красамоўныя лiчбы старшыня профiльнай камiсii Савета Рэспублiкi.
Дарэчы, год таму – за 2023-ці – гэтай катэгорыяй плацельшчыкаў выплачана 15 мiльярдаў рублёў, або 23,6 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту. Як бачым, трансфармацыя ў дзеяннi.
– Магчымасць легальнага пераходу ў фармат юрыдычнай асобы з’яўляецца своечасовым i важным для бiзнесу рашэннем, – падсумоўвае суразмоўца i адзначае, што заканадаўчыя нормы стымулююць грамадзян да выбару арганiзаваных формаў «сваёй справы», павышаюць узровень безнаяўнага абароту, кантраляванасць фiнансавых патокаў, збіральнасць падаткаў i, у цэлым, долю грамадзян у эканомiцы краiны, – рэзюмуе Уладзiслаў Татарыновiч.
У тэму
«Бясшвовы» пераход
Змянiць статус з IП на юрыдычную асобу можна на працягу дня. Такi ўнiкальны для постсавецкай прасторы парадак «бясшвовага» пераходу IП у фармат юрыдычнай асобы без прыпынення дзейнасцi дазваляе змянiць статус шляхам рэгiстрацыi камерцыйнай арганiзацыi на працягу аднаго працоўнага дня.
Пры гэтым раней атрыманыя дазвольныя дакументы – лiцэнзii, сертыфiкаты i iншыя – будуць даступныя для выкарыстання створанай юрыдычнай асобай без пераафармлення.
Да створанай арганiзацыi пяройдуць усе правы i абавязкi былога IП, у тым лiку па падатковых i iншых абавязковых плацяжах, камерцыйных кантрактах i працоўных дагаворах з работнiкамi. Рахункi ў банках таксама будуць перааформлены ў спрошчаным парадку.
Па інфармацыі « Звязда», 1 мая 2025 г.
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Статьей 1 законопроекта предлагается освободить от наказания и иных мер уголовной ответственности несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, за исключением совершивших в отношении несовершеннолетнего умышленное преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы, либо сопряженное с применением насилия или угрозой его применения, либо повлекшее по неосторожности смерть человека, либо причинение тяжкого телесного повреждения; инвалидов I и II группы, а также лиц, больных туберкулезом и отнесенных к IА, IIА, III группам диспансерного наблюдения; лиц, больных онкологическими заболеваниями второй, четвертой клинических групп; лиц с онкогематологическими заболеваниями и депрессиями кроветворения, имеющих медицинские показания к специальному лечению; ВИЧ-инфицированных с 3-й и 4-й стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения; граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
Также законопроектом предлагается освободить от наказания и иных мер уголовной ответственности лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, воинских формированиях бывшего СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством, а также лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
Законопроектом предлагается ранее не судимым лицам, достигшим 70-летнего возраста и осужденным к лишению свободы на срок до шести лет включительно, заменить наказание более мягким в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Также предлагается сократить срок наказания на один год: женщинам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, осужденным за совершение убийства либо причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть без отягчающих ответственность признаков (часть 1 статьи 139 и часть 3 статьи 147 Уголовного кодекса Республики Беларусь); женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; ранее не судимым лицам, которые совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, за исключением лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью 5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь; лицам, совершившим в возрасте до 18 лет преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; лицам, совершившим коррупционные преступления.
Амнистия не будет распространяться на лиц, в частности, к которым в течение 2022–2025 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; которые на день постановления приговора (вступления приговора в законную силу, рассмотрения материалов о применении амнистии) полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим, не уплатили уголовно-правовую компенсацию, доход, полученный преступным путем, доход, полученный от использования имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем.
Амнистия не будет распространяться на лиц, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности; допустивших особо опасный рецидив преступлений либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами; которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного лишения свободы либо которым наказание в виде пожизненного лишения свободы заменено наказанием в виде лишения свободы; осужденных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы; которые включены в перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности, либо в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности; не возместивших задолженность по алиментам либо расходы на содержание детей, находящихся (находившихся) на государственном обеспечении и др.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в двух чтениях законопроект «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров 24 апреля. Согласно предварительным данным, предполагается применить амнистию в отношении 7630 осужденных. Основными условиями для ее применения являются полное возмещение вреда (ущерба), причиненного преступлением, положительная характеристика лица в период отбывания наказания.
Законопроект содержит ряд новелл. В частности, предлагается уменьшить срок наказания на один год ранее не судимым лицам, которые совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, за исключением лиц, совершивших такие преступления, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств (ч. 5 ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Предлагается дополнить перечень лиц, полностью освобождаемых от наказания и иных мер уголовной ответственности, лицами, имеющими медицинские показания к специальному лечению в связи с онкогематологическими заболеваниями и депрессиями кроветворения.
Законопроектом предлагается лиц, осужденных за неосторожные преступления, повлекшие смерть человека, освободить от наказания частично, сроком на один год, вместо замены назначенного им наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Ранее не судимым лицам, достигшим 70-летнего возраста и осужденным к лишению свободы на срок не свыше шести лет, предлагается заменить наказание более мягким в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
По информации БЕЛТА